Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/С долгами, «изъятое» у опального бизнесмена. Каким было «Динамо», когда в него пришел Юрий Чиж

С долгами, «изъятое» у опального бизнесмена. Каким было «Динамо», когда в него пришел Юрий Чиж

Клуб-середняк, в котором играла одна молодежь.

31 августа 2018, 05:27
14
С долгами, «изъятое» у опального бизнесмена. Каким было «Динамо», когда в него пришел Юрий Чиж

Кажется, у минчан заканчивается эпоха.

В последние 19 лет невозможно представить минское «Динамо» без Юрия Чижа. Пусть в 2016-м бизнесмен уступил пост председателя правления клуба своему сыну Сергею, но все равно продолжил принимать ключевые решения. В эпоху Чижа минчане один раз выиграли чемпионат, восемь раз заняли второе место, пять раз – третье. Правда, руководитель больше запомнится привычкой менять тренеров. При нем командой успели порулить 32 специалиста.

В ближайшем будущем Юрий Чиж может отказаться от «Динамо». За время у руля минчан бизнесмен вложил в клуб больше 65 миллионов долларов, сделав его одним из самых финансово стабильных в стране. Хотя в 1999-м, когда Чиж только приходил в белфутбол, игрокам «бело-голубых» по несколько месяцев не платили зарплату. Вспоминаем непростой период из истории «Динамо».

***

После развала СССР минским «Динамо» завладел бизнесмен Евгений Хвастович. В середине 90-х он был самым влиятельным футбольным деятелем страны. Кроме «Динамо» в собственности предпринимателя находились «Динамо-93», «Атака-Аура» и «Молодечно». Но в конце 1997-го империю Хвастовича начало трясти из-за проблем с финансами. 

По словам Хвастовича, так произошло из-за того, что наиболее востребованные футболисты «Динамо» уехали за рубеж в статусе свободных агентов, хотя клуб собирался их продать и жить на вырученные деньги. Например, Яскович перебрался в донецкий «Шахтер» без согласия Хвастовича. Защитник обратился в федерацию футбола с просьбой предоставить ему статус свободного агента из-за задержек зарплаты, предоставив соответствующие бумаги. Хвастович считает документы фиктивными. В итоге вместо предполагаемых 700 тысяч у.е. «Динамо» не получило ничего. Похожая история случилась с трансферами братьев Маковских в киевское «Динамо. Хвастович рассчитывал получать от руководства украинского клуба гораздо больше 150 тысяч долларов. Кроме того бесплатно в «Жемчужину» уехал Владимир Журавель. В итоге босс минчан еле оплатил заявочный взнос на участие в чемпионате-1998.

К лету 1998 года дела «бело-голубых» стали совсем плачевными, и в ситуацию решило вмешаться руководство страны.

– За кулисами шли торги. Мне предлагали деньги. Вице-премьер правительства Заметалин вызвал меня и сказал: «Александр Григорьевич хочет твой клуб». Я отвечал: «Хочет – пусть купит». Потом приезжал генерал из КГБ, говорил: «Ну, чего ты? Продай ты этот клуб, а то мы найдем у тебя патроны или наркотики в машине», –  уверял Хвастович, –  Замминистра спорта Григоров предлагал: «Давай мы тебе дадим 10 миллионов долларов, отдай команду». Почему я отказался? Все предложения властей выносились на обсуждение акционеров. Никто этого не поддерживал. Все понимали, что могут быть проблемы, но доверять государственным деятелям не было никаких оснований.

В разгар сезона-1998, перед стартом «бело-голубых» в Лиге чемпионов, государство создало новое ЗАО с названием ФК «Динамо-Минск» (клуб Хвастовича назывался ЗАО «ФК «Динамо» (Минск)». Руководить новой структурой стал Михаил Вергеенко, который заключил контракты с игроками старого «Динамо», а АБФФ разрешило новому клубу занять место «бело-голубых» в чемпионате.Так «Динамо» стало государственным. Эта ситуация не понравилась УЕФА, которая не приемлет вмешательства государственных структур в футбольные дела. АБФФ оказалась на грани дисквалификации. Избежать санкций удалось только благодаря неимоверным дипломатическим усилиям. По итогам сезона-1998 минчане расположились на восьмой строчке в таблице. До этого «бело-голубые» выиграли шесть из семи чемпионатов страны.

***

В состав учредителей нового «Динамо» вошло восемь государственных структур. Среди них КГБ, МВД, «Белавиа» и «Белтелеком». Председателем правления стал мэр Минска Владимир Ермошин. Особого влияния на жизнь команды чиновник не оказывал. 

– Насколько я помню, в тот период у клуба не было особых финансовых проблем. Тогда в «Динамо» платили не самые большие зарплаты, но задержек не было. Городские власти выделяли достаточно неплохой бюджет, – вспоминает экс-полузащитник «Динамо» Андрей Леончик. – В ту пору генеральным директором клуба был Михаил Вергеенко. Он занимался всеми организационными вопросами. Если честно, даже не помню, чтобы Владимир Ермошин хотя бы раз приезжал в Стайки. 

Зарплаты в клубе были совсем небольшими. Например, юный нападающий Виталий Леденев зарабатывал около 200 долларов в месяц. Для сравнения за пару лет до этого месячная ставка Владимира Маковского равнялась 600 у.е., столько же при Хвастовиче игроки получали за каждую победу.

 

В сезоне-1999 от «Динамо» не ждали борьбы за высокие места. Тем более перед началом чемпионата из команды ушли последние лидеры: Лобанов и Макаренко отправились в латвийский «Металлург», а Ермоленко – в «Сконто». Денег на трансферы не было, поэтому минчане укрепились исключительно молодыми футболистами, выписанными из «Динамо-Юни»: Челядинским, Леончиком, Тартовским, Леденевым, Хурсевичем. Ждать от команды прорыва было наивно, ведь самым опытным игроком в том сезоне был 23-летний Виталий Володенков.

– Команда в прямом смысле создавалась с нуля, поэтому были проблемы с результатами, – отмечает Леончик

Практически весь сезон-1999 болталось в середине таблицы, но ближе к его окончанию все-таки дотянулось до шестой строчки. Проект был не особо интересен городским властям. Ближе к концу чемпионата у «бело-голубых» вновь начались задержки по зарплатам. В итоге Ермошин выступил с заявлением, что государственным структурам не с руки участвовать в деятельности футбольного клуба. Вскоре после этого контрольный пакет акций «Динамо» заполучил бизнесмен Юрий Чиж.

– Это подсказка людей, у которых за все это (то, что происходит с клубом – Tribuna.com) болит душа. Но главное – это мое собственное решение. В качестве болельщика постоянно хожу на «Динамо», езжу практически на каждый матч сборной, часто гощу в Киеве у Хацкевича и Белькевича… Понимаете, все это уже во мне. Да – рискую, да – подставляюсь, но я футбол люблю, – говорил бизнесмен.

– Как сейчас помню, нас пригласили в офис ТРАЙПЛа. Там Юрий Александрович закрыл все долги за 1999 год. Кажется, нам были должны две-три зарплаты и премиальные. Каждый получил свои деньги. В общем, познакомились с новым руководством и отправились работать дальше, – рассказывает Леденев

Говорят, руководитель группы компаний «Трайпл» стал вкладывать деньги в футбол по просьбе самого Александра Лукашенко.  

– Кто знает, как все решалось на самом деле. Вы наверняка в курсе, что многое в нашей стране решается либо директивным методом, либо человеческой вложить деньги в ту или иную отрасль. Мне трудно что-то сказать по этому поводу, ведь в тот момент я был очень молодым футболистом, – говорит Леончик.

После смены учредителя клубный офис «Динамо» переехал в штаб-квартиру ТРАЙПЛа. Когда игроки приходили к боссу, чтобы решить какие-то вопросы, им казалось, что они попали во дворец: в кабинетах стояла дорогая мебель, на стенах висели картины. Такого в клубе не было никогда.

Первым делом новый босс привел в порядок базу в Стайках. 

– До этого на базе «Динамо» практически ничего не менялось еще с советских времен, но это все равно не мешало ей быть лучшей в стране. С приходом Юрия Саныча там сделали косметический ремонт. Правда, я бы не сказал, что в Стайках начали строить что-то грандиозное, – вспоминает Леончик

Впрочем, экс-босс «Динамо» Хвастович до сих пор считает, что государство незаконно «отжало» у него клуб, и что появление у руля «бело-голубых» Чижа – решение на уровне руководства страны: 

– С Чижом вопрос о правопреемственности не обсуждали. Какой смысл? Нет никакой правопреемственности. Чиж – успешный бизнесмен. Когда создавали новое «Динамо», Чижа там не было, – говорил бизнесмен. – В итоге нашли Чижа и отдали ему клуб. Разве он мог отказаться? Вряд ли. Поэтому Чиж, возможно, сам пострадавший в этом деле. Ведет себя так, как нужно вести. 

В свое время Хвастович и Чиж встречались в Ньоне, в штаб-квартире УЕФА, где разобрались с финансами и вопросами правопреемственности. Для этого, по словам Чижа, хватило часа общения. 

Фото«Прессбол»/Александр Стадуб, Анита Занкович

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты