Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/Был не нужен БАТЭ, совмещал футбол с работой и благодарен Шунто, несмотря на долг. Шикавка – о том, как пробился в Грецию и сборную

Был не нужен БАТЭ, совмещал футбол с работой и благодарен Шунто, несмотря на долг. Шикавка – о том, как пробился в Грецию и сборную

Первое большое интервью после перехода в «Ларису».

7 июня 2019, 11:04
14
Был не нужен БАТЭ, совмещал футбол с работой и благодарен Шунто, несмотря на долг. Шикавка – о том, как пробился в Грецию и сборную

Первое большое интервью после перехода в «Ларису».

Пять лет назад в перспективы Евгения Шикавки верил только босс «Крумкачоў» Денис Шунто. Тогда чемпион первенства дублеров-2011 совмещал игры «воронов» во второй лиге с работой. Сейчас Шикавка выступает в первенстве Греции и вызывается в национальную команду.

Примерно полтора года Евгений отказывался от разговоров на диктофон, но недавно все-таки дал добро и рассказал о переезде в «Ларису», специфике греческого футбола и трудном пути к национальной сборной.

– Когда в последний раз ты давал интервью? 

– Очень давно. Наверное, в прошлом году после удачного для «Слуцка» первого круга. Тогда что-то по мелочи говорил телевизионщикам. А чтобы большой обстоятельный разговор… Даже не вспомню, когда это было.

– Почему отказался от общения с журналистами? 

– Не знаю. Наверное, хотелось сосредоточиться на футболе и добиться чего-то серьезного. 

– Как этому мешают разговоры на диктофон? 

– Вряд ли интервью этому мешают, но, наверное, у белорусских футболистов просто такой менталитет. По-моему, мне даже не было чего рассказать.  

– Да ладно! В прошлом году ты делал реальные вещи в «Слуцке». Разве это не повод для общения? 

– Просто мне не хотелось разговаривать, вот и все.

*** 

– Тогда давай говорить о Греции. Ты мог уехать в «Ларису» еще прошлым летом, но «Слуцк» не захотел тебя отпускать. Сильно расстроился из-за сорвавшегося трансфера? 

– Старался не забивать этим голову. Правда, уже после того как переход в «Ларису» все-таки состоялся, думал, что мог уехать раньше и пройти полноценную предсезонку с командой. Если бы это случилось, мне было бы проще адаптироваться на новом месте. Все-таки я приехал в новый клуб в разгар сезона. Потренировался с командой полторы недели и сразу же начал играть.

Оглядываясь назад, можно сказать, что летом и «Слуцк» заработал бы какие-то деньги за мой трансфер. С другой стороны, можно понять и руководство клуба. После первого круга мы занимали высокое место, боссы думали о попадании в еврокубки. Но, как оказалось, не все так просто. Увы, во втором круге у «Слуцка» перестала клеиться игра. Соперники начали серьезнее на нас настраиваться, а команду подкосила эпидемия травм. В общем, все всё прекрасно знают.  

– Но прошлым летом ты мог отправиться не только в Грецию, но и в Израиль…

– Мне хотелось уехать в Европу. Попросил агента найти подходящий вариант. Была возможность уехать и туда, и туда. Я выбрал чемпионат Греции. Думаю, уровень местного футбола будет повыше. Когда «Слуцк» не отпустил меня, боссы «Ларисы» сказали, что готовы ждать окончания чемпионата. Когда во втором круге у «Слуцка» не шла игра, мне звонили: «Все нормально, не расстраивайся, мы тебя ждем». Может, и из-за этого у меня не было какой-то хандры. Остался в «Слуцке» и продолжил усердно работать. А сразу после чемпионата представители «Ларисы» купили мне билеты в Грецию, и я отправился подписывать контракт. 

– Много вещей взял в самолет? 

– Конечно. Взял чемодан и две больших сумки, все-таки уезжал в Грецию на полгода. За это время ни разу не возвращался в Беларусь. Если честно, даже не было такой возможности. Рейсы в Минск ходили очень неудобно, а нам давали максимум три дня выходных. Получается, нужно было потратить два дня на дорогу, чтобы день провести в Беларуси. 

– Неужели совсем не скучал по Беларуси? 

– Понятное дело, хотелось вырваться к семье, чтобы увидеть маму, всех родных… А вот чтобы просто вернуться в Беларусь… Такого желания у меня не было. Наверное, в Греции мне не хватало только холодника:). Ну и, к слову, в Беларуси люди чуть добрее. 

– Чем белорусы отличаются от греков? 

– Греки любят отдыхать. Из-за этого обращают мало внимания на вещи, которые их не тревожат. Например, ты можешь попросить человека о какой-то услуге. Он пообещает ее выполнить, но уже через пять минут забудет про обещание. Из-за этого поначалу было немного непривычно. Например, когда только-только приехал в Грецию, возникало достаточно много бытовых нюансов. Думал, мне быстренько помогут их решить. Но люди часто обещали что-то сделать, а потом просто забывали.

– Самая большая проблема, с которой ты столкнулся после переезда? 

– Я долго не мог снять жилье. Лариса – небольшой город, где сдается не так много квартир. Тем более я говорил на английском – он у меня не супер – с людьми, которые тоже не очень круто его знают. Из-за этого телефонные звонки получались очень сложными :).

Просто в Греции квартиры и дома сдаются на очень длительный срок, зачастую на два-три года. В идеале арендодатели стремятся сдать дом каким-нибудь студентам на пять лет и больше не париться по этому поводу. Мой контракт с «Ларисой» рассчитан на два года, но вдруг что-то бы случилось, и мне пришлось бы уехать? А люди, которые сдавали жилье, просили предоплату за год-полтора. Я просто не мог дать таких денег. Из-за этого примерно полтора месяца пришлось жить не в самом лучшем отеле. 

– А чем плохо жить в гостинице? 

– Например, в моем отеле не было возможности постирать вещи. Приходилось оставлять их на базе, чтобы работники клуба стирали их вместе с формой. На самом деле это ерунда. Когда ты постоянно играешь, то ни о каких бытовых вопросах не задумываешься.

***

– Тебя хорошо приняли в новой команде? 

– Из Беларуси я прилетел в Афины, где команда должна была играть кубковый матч. Меня встретили, привезли в гостиницу, где базировались игроки «Ларисы». Я как раз попал на обед. Там ко мне подошел капитан команды: «Рады тебя видеть, добро пожаловать». Потом вместе со всеми поехал на матч, но его отменили. Кажется, из-за того, что на стадионе не работало освещение. 

– Да ладно!

– Мы должны были играть с командой второй лиги. Ее стадион очень старенький, чем-то похож на новополоцкий «Атлант». В итоге матч перенесли на следующий день, но его играли дублеры «Ларисы». Меня же отправили на клубную базу, где уже на завтра я тренировался в общей группе. Понятное дело, было немного непривычно, но и не так сложно.

– Приходилось катиться на тренировках, чтобы показать себя? 

– В «Ларисе» на тренировках нет абсолютной никакой расхлябанности. Все проходит быстро, все играют жестко. Например, во время какого-нибудь игрового упражнения кто-то из опытных защитников может подойти: «Быстрее избавляйся от мяча, иначе будешь получать от меня сзади». И слова не расходятся с делом. Если долго возишься с мячом, тут же попадаешь под пресс. Не сказал бы, что в Беларуси такого нет, но у греков другой, более агрессивный менталитет. Они постоянно работают до конца. Ты можешь абсолютно нормально общаться с ребятами, но на тренировках они могут очень сильно вставить в ногу! Первое время это было немного непривычно. 

– Что еще тебя удивило? 

– За границей в командах нет такого привычного общения, которое есть в Беларуси. После тренировки все разъезжаются по своим делам, а перед ее началом никто в раздевалке не здоровается со всеми игроками за руку. Привет-привет и пошли работать. 

Но, сразу скажу, в Греции совсем другой уровень футбола: у всех клубов хорошие базы и классные натуральные поля, которые постоянно поливают. Кажется, мелочь, но благодаря ей мяч очень быстро ходит по полю. Например, БАТЭ всегда тренируется на таких быстрых полях, а газон «Борисов-Арены» постоянно поливается перед матчем. Когда приезжаешь на этот стадион, чувствуешь, что скорость игры совсем другая. После того, как ты постоянно работаешь на сухом газоне или искусственных полях, к этом нужно приспособиться.

– Что еще тебе понравилось именно в футбольном плане? 

– Конечно, болельщики. Обычно на матчи «Ларисы» ходит примерно тысяч пять зрителей, а на игры с топами собирается где-то десять. Как люди переживают за команду! Выходишь на разминку – уже чувствуется ажиотаж: болельщики сразу же начинают свистеть в адрес соперников, что-то скандировать. Поэтому с первых секунд матча перед трибунами ставят охранников, чтобы ничего не случилось.

Когда моя девушка приходила на стадион, говорила: «Тут просто невозможно сидеть на месте! Все вокруг прыгают, кричат, размахивают руками». В Беларуси такого нет. У нас люди придут, тихонечко посидят, крикнут, что футболисты играть не умеют, и пойдут домой. Они болеют, но не так эмоционально, как в Греции. Наверное, белорусы просто более зажаты. Греки же не парятся ни о чем. С одной стороны – это хорошо, с другой – плохо. 

– Наверное, море дает о себе знать.

– Еще раз, на тренировках и играх у нас нет никакой расслабленности, но в целом греки кайфуют от того, что им дала природа. Почему бы и нет? Кстати, раньше я не пил кофе, но в Греции основательно на него подсел. Очень круто выпить холодный кофе в жаркую погоду. Кажется, в Ларисе это делают абсолютно все. В городе очень много кафешек, которые постоянно заняты. В час дня в белорусских кофейнях никого нет, а в Ларисе не найти свободного места в заведениях. Мы же  тренируемся утром. В 10 часов начинается занятие, а потом ты целый день свободен. 

– Как проводишь время после тренировок?

– Лариса – маленький городок, где можно спокойно прогуляться по улочкам. Часто делаем это с девушкой, заходим посидеть куда-нибудь в кафе. Еще раз, в Греции совершенно другой ритм жизни. Люди берут кофе в кофейне и сидят там по пять часов. Первое время это было очень непривычно, но потом сами приспособились к такому ритму жизни. Пришел, взял кофе и сидишь часа три разговариваешь.

Кстати, в Ларисе абсолютно все разрисовано, везде-везде граффити: на поездах, машинах, домах, витринах. Самое интересное, почти все рисунки на футбольную тему.

– Тебя узнают в городе? 

– Я постоянно заходил в один магазин, где мужчина продавал мясо. Он узнавал меня, всегда улыбался и желал удачи. А так… В Греции люди мало говорят на английском, но несколько раз подходили, просили сфотографироваться. Многие спрашивали, останусь ли я в клубе. Кстати, греки забавно выговаривают мою фамилию. Они редко используют шипящие звуки, поэтому часто слышу в свой адрес «Сикавка»:).

– Ты выучил что-нибудь по-гречески? 

– Это очень сложный язык. Когда греки разговаривают быстро, трудно разобрать их речь. Например, мне гораздо проще понять тот же сербский. В нем есть хоть какая-то схожесть с белорусским. Хорошо, что в команде весь тренировочный процесс построен на английском. Если кто-то из тренеров начинает говорить на греческом, его слова тут же переводят.

– Перед тем, как отправиться в Грецию ты учил английский? 

– Если честно, нет. Наверное, это проблема всех белорусов: пока петух не клюнет в одно место… Не сказать, что я плохо знаю английский, но за полгода до переезда можно было подготовиться еще лучше. Ничего, сразу после переезда скачал себе приложение на телефон, чтобы лучше ориентироваться. Я нормально понимал, что мне говорят, и мог поддержать разговор. 

*** 

– Пять лет назад ты мог предположить, что будешь играть в Греции и будешь вызываться в сборную Беларуси? 

– Конечно, нет. Хотя недавно мне показали какую-то старенькую газету с моим интервью времен «Крумкачоў» во второй лиге. В концовке разговора журналист задал вопрос: «Мечтаешь попасть в сборную Беларуси?» Я ответил: «Да, но до этого очень далеко». Видишь, оказывается, в этой жизни все возможно. 

– У тебя был сложный путь к сборной. Есть объяснение, почему так произошло? 

– Сейчас понимаю, что в спорте нужно очень много терпения. Ты не всегда будешь на ведущих ролях, а порой окажешься в самом низу. Но главное – не опускать руки. Практически во всех командах, где я играл, тренеры отмечали какие-то мои сильные качества. Говорили: «Вот, у тебя все есть, чтобы играть в футбол». Но почему-то поначалу что-то не шло. Но в один прекрасный момент многое стало получаться. Например, в первом сезоне высшей лиги за «Крумкачоў» я забил всего четыре гола, хотя мог отличаться гораздо чаще. Мяч летел по штангам, перекладинам… Но потом меня прорвало. Надеюсь, в следующем сезоне в Греции все будет именно так. Если бы знал, что не соответствую данному уровню, наверное, сам бы не остался в «Ларисе». Я же вижу, что могу играть и забивать в Греции. В нынешнем сезоне отличился всего два раза, но хватало моментов, когда здорово играли вратари, или мне чуть-чуть не хватало исполнительского мастерства после того, как сам себе создавал момент. 

– Сожалеешь, что в БАТЭ ты так и не получил шанса заявить о себе, хотя в свое время выиграл первенство дублеров? 

– Наверное, тогда у нашей команды дублеров случился синдром второго сезона. В начале чемпионата просто не пошла игра. Мы переходили на систему игры ромбом, но наигрывать ее во время предсезонки было тяжеловато. Пока основа готовилась к чемпионату в Турции, мы сами расчищали от снега поле для тренировок. Самое интересное, вроде, по игре неплохо смотрелись, но не могли забить. В итоге после заваленного старта руководство БАТЭ решило омолодить дубль. 

– Слышал, Виктор Гончаренко жестко сообщил, что ты и все остальные ребята 92-го года рождения отчислены. 

– Знаешь, все было очень просто. Гончаренко зашел в раздевалку: «Нет результата, поэтому будем давать шанс молодежи». Виктор Михайлович назвал фамилии отчисленных и пожелал удачи. Тренер не кричал, он просто поставил нас перед фактом. 

Понимаешь, когда играешь в дубле БАТЭ, у многих складывается такое мировозрение: «Вот, сейчас немного поиграю в дубле, потом попаду в основу и буду всю жизнь играть в БАТЭ». Но это далеко не так. Практика показала, что только один-два человека из нашего дубля немного поиграли в главной команде. Сейчас даже толком не скажу, кто где играет из этих ребят. 

Лично у меня не было ощущения, что вот-вот попаду в первую команду. Если честно, даже не мечтал о таком. Может, оно и к лучшему. Я никогда не чувствовал себя особо одаренным футболистом. Да, у меня есть хорошие качества, но большим талантом себя не считаю. В более молодом возрасте я занимался с ребятами, которые были гораздо талантливее, но половина из них уже толком не играет в футбол. 

– После дубля БАТЭ ты не заиграл ни в «Граните», ни в «Полоцке»…

– После того разговора с Гончаренко никто не знал, что будет с нами дальше. Правда, нам пообещали помочь с поисками новых команд. Мы вместе с Никитой Рочевым поехали на просмотр в «Гранит». Честно говоря, не понимаю, для чего существуют такие клубы. Чем люди там занимаются? Мы с Никитой приехали в Микашевичи в хорошей форме, месяц тренировались по два раза в день, но с нами даже не подписали контракт. Знаю, что руководство «Гранита» часто заключало с игроками контракты, но не регистрировало их в АБФФ. Из-за этого соглашения могли разрываться в одностороннем порядке, а футболисты оказывались обманутыми. У меня просто не укладывается в голове, как можно так поступать. Не удивлюсь, если после такого какой-нибудь молодой игрок закончил с футболом.

– В итоге ты даже не подписал контракт с «Гранитом»? 

– Заявка вот-вот заканчивалась, а нас морозили: «Ребята нам подходят, но нужно еще чуть-чуть к ним приглядеться». Это притом, что мы уже месяц тренировались с командой. Наверное, так поступают только с молодыми игроками без опыта. За несколько дней до окончания трансферного окна нам позвонили из Полоцка и предложили контракт. Мы собрали вещи и уехали. Говорят, что я не прощался с тренерами. Просто не посчитал нужным. Зачем мне что-то говорить человеку, который за месяц мне толком ничего не смог сказать?

– Если честно, после неудачных попыток заиграть в «Граните», «Полоцке», «Славии» у тебя не было мыслей, что с футболом нужно завязать? 

– Хотелось дальше заниматься футболом, но было сложно. Наверное, если бы не вышли с «Крумкачамi» в первую лигу, где у меня многое стало получаться… Если честно, закрадывались мысли, что в реальности будет трудно построить профессиональную карьеру. Хорошо, что в «Крумкачах» ко мне отнеслись с  колоссальным доверием. Мы тренировались по три раза в неделю, но я бегал дополнительно. Старался оставаться профессиональным футболистом, несмотря на статус второй лиги. Надеялся, что ситуация изменится в лучшую сторону. Хотя прекрасно понимал, что подняться наверх из третьего дивизиона будет очень сложно. 

– Плюс ты совмещал футбол с работой. 

– Времени хватало на все, ведь главное – не лениться. Понятное дело, уставал, но как иначе? Может, в какой-то степени меня это закалило. Как по мне, это было несложно. Просто нужно было выйти из зоны комфорта. Это идет на пользу. Кто-то мог бы подумать: «Да я суперпрофессионал, куда мне идти еще работать!» Ситуация сложилась так, что мне были нужны деньги. Приходилось работать на совесть. Плюс еще помогал брату, который развивал мебельный бизнес. Хотя бы научился держать в руках шуроповерт :). Все это было в порядке вещей. Когда футбол начал приносить более-менее нормальные деньги, решил уделять больше времени восстановлению и подготовке к матчам. Все-таки хотелось стать хорошим футболистом, поэтому сосредоточился на выступлениях за «Крумкачы». 

– Тебя волнует то, что сейчас происходит с «Крумкачамi»? 

– Конечно, это не чужая для меня команда! Очень жаль, что из жизни ушел Юрий Блинов. Когда прочитал новость о его смерти, был в шоке! Человек возродил клуб, благодаря таким людям футбол движется вперед. Недавно посмотрел выпуск «КраСавы» о том, как развалили «Аланию». Дали бы такой бюджет «Крумкачам», они бы давно построили в Беларуси топ-клуб. Увы, таких условий не было.

– Как ты относишься к Денису Шунто, которого кто-то считает шарлатаном, а кто-то большим футбольным романтиком? 

– Я хорошо отношусь к Денису. Пусть он даже не полностью рассчитался со мной по деньгам. Ничего от него не требую и не звоню по этому поводу. Все-таки именно «Крумкачы» дали мне дорогу в футбол. Я уже говорил, что там чувствовал колоссальное доверие, которое очень помогло в будущем. Просто люди не знают Дениса, он хотел сделать как лучше. Увы, в Беларуси не все так просто. Какой он шарлатан, когда все деньги отдавал «Крумкачам»?

– Закругляемся. В середине интервью ты рассказывал о старой газете и мечте попасть в сборную. Чем будем заканчивать эту беседу? 

– Мне хочется попасть в хороший европейский клуб, который ставит перед собой серьезные задачи. «Лариса» тоже хочет бороться за высокие места, но есть обстоятельства. Возможно, мне бы хотелось перейти в топ-команду чемпионата Греции. Почему нет? Буду очень стараться, а там посмотрим.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты