Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Что скажешь игроку, которому в Казахстане предлагают в 3-4 раза больше?» Директор «Витебска» – об ошибках, трансферах и деньгах

«Что скажешь игроку, которому в Казахстане предлагают в 3-4 раза больше?» Директор «Витебска» – об ошибках, трансферах и деньгах

Директор клуба Николай Вайтюховский – об ошибках селекции, уровне зарплат и стратегии развития.

3 февраля 2020, 06:51
36
«Что скажешь игроку, которому в Казахстане предлагают в 3-4 раза больше?» Директор «Витебска» – об ошибках, трансферах и деньгах

Николай Вайтюховский раскрыл, как перезагружается команда.

После прорывного для «Витебска» сезона-2018, когда команда Сергея Ясинского остановилась в шаге от медалей, «северяне» провалили чемпионат. Одна из причин – неудачная зимняя селекция. Никто из футболистов, подписавших контракты с клубом прошлой зимой, по-настоящему не помог. Кто виноват в провале прошлой трансферной кампании? Какие выводы сделало руководство клуба? Как пригласить на периферию классного футболиста? Александр Ивулин расспросил об этом директора «Витебска» Николая Вайтюховского

– Межсезонье – самая горячая пора в жизни любого клуба. Нынешнее – не исключение. Сегодня «Витебску» необходимо обновить команду примерно на 50 процентов, поэтому проживаем немного напряженное время. Задача тренерского штаба – выбрать тех футболистов, которые способны прогрессировать и помочь клубу. Я же занимаюсь переговорами, которые отнимают по-настоящему много времени. Большая часть общения приходится на вечернее время, разговариваем с игроками и их представителями где-то с 16 до 23 часов. Хорошо, если это к чему-то приводит. Но бывает, когда в общей сложности проговоришь по телефону часов шесть, а все без толку. Правда, от этого никуда не уйдешь, такова футбольная жизнь.  

– Кто отвечает за селекцию в «Витебске»?

– Это прерогатива тренерского штаба. Если кто-то звонит мне и предлагает каких-то игроков, то отправляю таких людей к тренерам. За все время моей работы в «Витебске» не было ни одного футболиста, который бы попал в команду через меня без согласия главного тренера. 

– Как клубу предлагают футболистов? 

– По-разному. Это могут делать агенты через меня или любого из тренеров. Также футболистов может порекомендовать кто-то из играющих у нас ребят. Не будем забывать, что главный тренер совместно со своими помощниками анализирует действия различных игроков в течение сезона. Затем мы все вместе обсуждаем того или иного кандидата в команду.

– Кстати, как вы относитесь к агентам? 

– Если честно, не испытываю симпатии к этим людям. 

– Это затрудняет процесс переговоров? 

– Может быть. Но есть так, как есть. 

– «Витебск» не сотрудничает с какими-то конкретными агентами, которые бы помогали клубу комплектоваться? 

– Лучше вообще без агентов. Но если есть агент, то нас в первую очередь интересует игрок. Чтобы с нами кто-то сотрудничал постоянно, такого нет.

– Как вы ведете себя во время переговоров? 

– Мы не занимаемся торгами, а сразу четко обговариваем все нюансы. Если хотим взять какого-то игрока, то говорим: «Вот наши возможности. Если они вас устраивают – подписываем контракт. Если нет, значит, не судьба». Если футболист приезжает на просмотр, то личные условия предлагаем по его итогам. Но при этом сразу обозначаем: «У нас сможешь зарабатывать столько-то». Все-таки мы работаем в рамках бюджета. Если какому-то игроку добавить зарплату, то ее нужно будет вычесть из зарплаты другого. 

Некоторые агенты считают, что если поторговаться, то можно выбить какие-то условия. Обычно это ни к чему не приводит. Правда, если футболист очень впечатлил, и у нас остается какой-то резерв, то можем увеличить его доход. Но как правило не через зарплату, а через индивидуальные бонусы: сыграешь столько-то матчей – получишь такую-то сумму.  

– Согласитесь, в плане селекции прошлое межсезонье для «Витебска» получилось неудачным.

– Никто не думал, что так получится. Дело в том, что одни и те же люди, во главе со мной, брали в команду Вергейчика, Ледесму и Адамовича. И ровно те же люди приглашали Рыжкова, Фещука и Приемова. Уверен, никто из них не хотел навредить клубу. Может, просто кредит везения закончился? Хотя в прошлом межсезонье мы думали, что у нас все хорошо. Со временем стало ясно, что ошиблись: у одного не пошло, второй не оправдал надежд, у третьего травма…

– Какие выводы сделал клуб после прошлого межсезонья? 

– Нашу прошлогоднюю трансферную кампанию можно смело называть неудачной. В конце прошлого сезона собрались вместе с тренерами и серьезно поговорили о селекции и результатах сезона. Это был мужской разговор. Я высказал все, что думаю по этому поводу. Возможно, где-то это звучало не очень корректно. Со временем эмоции улеглись. После отпусков мы вновь поговорили по отдельности и с главным тренером, и с его помощниками. Наверное, тот разговор в конце сезона по горячим следам был правильным, но только нынешний чемпионат покажет сделали ли мы выводы из этой истории. 

– В конце сезона у вас был по-настоящему жесткий разговор? 

– Да, но не очень хочется выносить его содержание на общее обсуждение. Это внутренняя кухня клуба. Главное, чтобы мы оказались способны делать выводы, и они дали результат.

– «Витебск» – не самый богатый клуб. Насколько тяжело вам приглашать в команду качественных игроков? 

– Не хочется жаловаться, мол, мы такие бедные, посмотрите, как нам тяжело. «Витебск» – клуб средних возможностей. Но нужно понимать: каждый работает и играет там, где заслуживает. Если футболист достоин выступать в топ-клубе, он будет играть там. В нынешней ситуации наш удел – брать молодых футболистов, желательно своих воспитанников, чтобы выводить их на новый уровень или подписывать более опытных ребят, у которых что-то не сложилось в других клубах, но еще есть желание проявить себя. 

Наш тренерский штаб умеет развивать игроков. Не нужно далеко ходить за примерами. Посмотрите на того же Колю Золотова, которого мы дважды брали в аренду у «Шахтера», а потом он дорос до игрока «Урала». Или возьмите Никиту Наумова, выросшего в «Витебске» до футболиста национальной команды. Посмотрите на прогресс тех же Кирилла Печенина, Миши Козлова, других ребят. Поэтому, наверное, главные достоинства «Витебска» на трансферном рынке – хороший тренерский штаб и условия для работы. 

Но есть свои нюансы. У нас своя система оплаты труда. Мы не предлагаем игрокам каких-то больших зарплат. Но составляем контракты так, что если футболист приносит пользу команде и делает результат, то он может зарабатывать хорошие деньги. Просто их нужно по-настоящему зарабатывать. Если многие хорошие футболисты играли в «Витебске» на таких условиях несколько лет, то что-то мы делали правильно. 

***

– В этом году «Витебск» делает ставку на молодых игроков? 

– Если ставить перед тренерским штабом задачу непременно занять какое-то высокое место, он не будет брать молодых. Если над тренером будет довлеть результат, он лучше возьмет опытного футболиста без особой перспективы, но готового дать результат здесь и сейчас. Нас это не устраивает. Понятно, есть ребята типа Артема Старгородского. Может быть, возраст уже не позволял ему показывать на поле все свои лучшие качества, но таких игроков в своей футбольной жизни я еще не встречал. Артем – очень порядочный человек и образец поведения для любого молодого игрока. Такие футболисты должны быть в команде, но их не так-то просто заполучить. 

Плюс, сейчас на поле должно находиться минимум пять белорусов. Разговаривать с белорусскими игроками стало тяжелее, они поняли, что стали более востребованы. Кроме того, мы перестали считаться легионерами в Казахстане, где совершенно другой уровень зарплат. Футболистов можно понять, наверное, каждый хочет заработать. Что скажешь игроку, которому там предлагают зарплату в три-четыре раза больше? 

– Раньше вы не стеснялись говорить о бюджете клуба. На какую зарплату сейчас можете пригласить футболиста? 

– В среднем наши игроки зарабатывают порядка полутора тысяч долларов: кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше. Это гарантированная часть, но благодаря различным бонусам зарплата ребят может заметно увеличиться.

– Можете раскрыть бюджет клуба? 

– По прошлому году, если посмотреть итоговую цифру бюджет «Витебска» довольно-таки большой. Однако необходимо понимать, что наше учреждение –  это не только футбольная команда, но и стадион, и футбольная школа, и вдобавок к этому мы еще строим футбольный манеж. На содержание команды в прошлом году было потрачено только 40 процентов бюджета, 43 – ушло на стадион и строительство манежа, 17 – на детскую школу. Возможно, процентное соотношение надо было увеличить в сторону команды. Но, во-первых, я такие решения единолично не принимаю, во-вторых, это не совсем вписывается в нашу концепцию развития клуба. Когда-то у игроков «Витебска» были очень большие зарплаты, но в 2013-2014 годах клуб пришел к тому, что команде попросту было негде тренироваться. В те времена тренировочное поле было похоже на асфальт. Мы же за четыре последних года сделали так, что клубу не стыдно за инфраструктуру. У нас есть три натуральных поля с хорошим газоном, а на искусственном поле заменили «синтетику», построили несколько детских площадок, отремонтировали детскую школу. Когда наведем порядок в хозяйстве, у клуба все будет в порядке с инфраструктурой, тогда, возможно, начнем вкладывать больше денег в игроков главной команды для решения определенных задач. Но опять же, я наемное лицо, такое как тренер и игрок, а планы и стратегия могут измениться, причем в любую сторону.

– Кстати, в прошлом году вы приглашали в команду именно опытных игроков, сейчас делаете ставку на молодых и перспективных…

– В сезоне-2018 мы заняли четвертое место, которое при определенных раскладах давало путевку в Лигу Европы. Плюс продолжали участвовать в розыгрыше Кубка. Тогда, как минимум, нужно было добраться до финала Кубка, который проходил в Витебске. Для этого были нужны опытные футболисты, которые могли бы помочь здесь и сейчас. К сожалению, как я уже говорил, с селекция не сработала, но определенные задачи решили. 

– Еще одна деталь, в последние годы в «Витебск» приезжает достаточно бразильцев. Почему эти ребята едут к вам? 

– Здесь нет какой-то закономерности. На первых порах бразильцев прельщало, что в «Витебске» был Ледесма, который говорил на разных языках и мог все перевести. Потом у нас появились Вандерсон и Фурлан. Прошлым летом подписали нападающего Диего, а сейчас защитника Жулио. Они пришли через людей, которые не имели отношения ни к Вандерсону, ни к Фурлану. Просто у Ясинского получается выводить молодых футболистов, в том числе и бразильцев на новый уровень. Тот же Вандерсон приехал к нам совсем мальчишкой, а сейчас значительно вырос и в житейском, и в футбольном плане.

– Как у вас оказался Жулио Сезар из испанского Д4

– Он приехал на просмотр еще в прошлом году. Потренировался с нами недели три, произвел впечатление на тренерский штаб. Договорились, что будем на связи: если у него и у нас ничего не поменяется, то зимой подпишем контракт. 

***

– Казалось, в это межсезонье «Витебск» полностью разбежится, но вам удалось сохранить многих старожилов. Как удержали того же Антона Матвеенко, который одной ногой уже был в «Ислочи»? 

– Я не знаю, что было у Антона с «Ислочью». В конце предыдущего сезона мы предложили Матвеенко продлить контракт. Его предыдущее соглашение действовало до 15 января. Он сказал: «Я никуда не денусь, приеду в клуб». Когда был в отпуске, прочитал на каком-то сайте, что Антон переходит в «Ислочь». Практически тут же от Матвеенко пришла смс: «Иванович, я ни с кем ничего не подписывал. Разговоры были, но я, как и обещал, только после разговора с вами приму какое-то решение».

Затем я приехал в Минск на одно из заседаний Исполкома АБФФ. Мы встретились с Антоном и обо всем договорились. Честно скажу, не пришлось долго разговаривать и кого-то убеждать. Рассказал, что ждет команду в этом сезоне. Обрисовал, что хотим подтягивать молодежь, и какие условия можем  ему предложить. Он взял паузу на раздумья. Вскоре позвонил и сказал, что остается в «Витебске».

И так было не с одним Матвеенко. Например, история с Артемом Скитовым. У него был действующий контракт, но появился вариант из Казахстана. Если бы не отпустил Артема съездить в Казахстан, он бы на меня косо смотрел не один год. Скитов съездил, посмотрел, увидел приблизительно то что я ему говорил, но уже своими глазами. Я очень рад что он вернулся! Похожая ситуация была и с Димой Гущенко.

– С другой стороны «Витебск» вновь лишился группы лидеров: Печенин, Золотов, Козлов…

– А как их можно было удержать? Что можно сказать Золотову, которого приглашают в «Урал»? У нас хорошие отношения. Он пришел, объяснил ситуацию, я рад за него, причем он это заслужил своим трудом. Теперь с большим интересом буду следить за матчами РПЛ. 

И Печенину, и Козлову тоже нужна была какая-то мотивация, чтобы развиваться. Тот же Миша хороший футболист и замечательный человек, уходя из «Витебска», чувствовал себя виноватым. Правда, с другой стороны, когда человек играет в команде пять лет, он ко всему привыкает, у него появляется потребность в новом вызове. Поговорили с Козловым, было видно, что ему хочется сменить обстановку, желаю ему только успехов. 

Кстати, еще один важный аргумент в нынешней трансферной кампании. Все футболисты спрашивали: «Остается ли в команде Сергей Ясинский?» Этот фактор имеет большое значение. Процентов на 90 уверен, если бы он не остался в команде, то многие футболисты тоже покинули бы «Витебск». 

– Чего ждать от «Витебска» в нынешнем сезоне? 

– Наверное, пока мы и сами не представляем, чего ждать от команды. Сейчас к нам на просмотр приезжает очень много футболистов. Нужно смотреть, как они себя проявят. Плюс хватает молодых местных ребят. Из-за того, что в этом году у нас много новичков, тренерский штаб немного поменял систему подготовки к сезону. Раньше Сергей Михайлович Ясинский не хотел проводить спарринги через день и играть на турнирах вроде тех, что сейчас проходит в Жодино. Но на просмотр приехало много ребят, поэтому решили дать им шанс проявить себя. В любом случае, к сезону мы соберем команду. После этого вместе с тренерским штабом определим задачи на сезон. 

– И еще одно наблюдение, часто ключевых футболистов вы подписываете в самой концовке трансферных кампаний. Так в разное время в «Витебск» приходили Ненад Адамович, Артем Старгородский, Артем Гуренко…

– А как еще в «Витебске» мог оказаться тот же Адамович? Он пришел к нам практически перед самым началом сезона. В декабре-январе Ненад просто бы не рассматривал наш клуб, но у него сорвались более выгодные варианты. Договорились, что первый круг чемпионата он проведет у нас, но Адамовичу так понравилось в «Витебске», что он отыграл весь сезон. Мы до сих пор в контакте и поддерживаем нормальные отношения. Наверное, это тоже показатель нашей работы. 

Фото: Юрий Бурякин

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты