Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/Михаил Афанасьев: «Приходишь на базу в девять утра, а Юревич говорит: «Где вы ходите?! У меня уже обед!»

Михаил Афанасьев: «Приходишь на базу в девять утра, а Юревич говорит: «Где вы ходите?! У меня уже обед!»

Вы знали, что Дан Петреску на тренировках катится в своих подопечных с двух ног, Сергей Овчинников отправляет в воздух железные ящики, Юрий Пунтус засыпает прямо в раздевалке, а Анатолий Юревич любит танцы? Нет? Тогда вам рекомендуется прочесть веселое интервью Александра Ивулина с Михаилом Афанасьевым.

7 июня 2014, 20:59
6
Михаил Афанасьев: «Приходишь на базу в девять утра, а Юревич говорит: «Где вы ходите?! У меня уже обед!»

Вы знали, что Дан Петреску на тренировках катится в своих подопечных с двух ног, Сергей Овчинников отправляет в воздух  железные ящики, Юрий Пунтус засыпает прямо в раздевалке, а Анатолий Юревич любит танцы? Нет? Тогда кликайте на веселое интервью Александра Ивулина с Михаилом Афанасьевым. 

– Обжился в Казахстане?

– Обжился неплохо. Мне был интересен этот переезд. Ранее был легионером в России. Там своя специфика, здесь своя. Мне очень нравится в Казахстане. Новая команда, новые города… Классно!

– Что самое специфичное в Казахстане?

– Мало зелени. В Беларуси леса, реки. В Атырау их отсутствие было в диковинку. А так все в порядке. В Казахстане добрые люди. Гостеприимно относятся к тебе. Чувствую себя как дома. Таможенный союз дает о себе знать :). 

– Твой первый день в Атырау – это…

– Это пятое декабря. Помню, как сейчас. Прилетели ночью в Астану. Там нас встретила клубная машина. Привезли на базу. Утром встретились с руководителями клуба: президентом, представителями тренерского штаба. Познакомили нас с ребятам, которые остались в команде с прошлого года. Потом тренировка, затем сборы…

– Куда полетели?

– У нас было три сбора в городке, который находится в 120 километрах от Анталии. Причем дважды жили в одном и том же отеле практически без соседей. Круто! Поля отличные, никто их не убивает. Обычно в Турции много команд. Из-за этого газон вытаптывается. А тут все здорово. Говорят, у Юревича тяжелые тренировки? Ничего особенного не заметил. Все в обычно режиме. Работали с мячами. Есть какие-то скоростно-силовые упражнения, но от них в обморок никто не падал.

– Неужели не было изнурительных упражнений?

– Я был наслышан, что у Анатолия Ивановича жесткие физические нагрузки. Как по мне – ничего сверхъестественного он не предлагает. Да, давались упражнения на выносливость, на скорость… Бегали в горы, но после этих занятий чувствуется, что набираешь форму. Ноги наполняются силой.

– Расскажи, как вы бегали в горы?

– Не думай, что там какой-то Эверест. Просто наша гостиница находилась на горочке. Поднимаешься к ней как по серпантину. В отель мы добирались на автобусе. Едешь под горку – с горки. Бывало, бегали по этой трассе. Горка метров восемьдесят. Тридцать рывков в нее – задание на тренировку. Такая была нагрузка. Нетренированному человеку, может быть, было бы тяжело. Я же себя нормально чувствовал.

– Что ты знал об Анатолии Юревиче до перехода в «Атырау»?

– Это очень квалифицированный тренер, который может многому научить. Когда стали вместе работать, устранил много своих недочетов. Например, теперь всегда начинаю встречать мяч в шаг. Идешь к нему заранее. У тебя появляется больше времени, чтобы подумать, куда отдать пас. Этим выигрываешь несколько секунд. Кажется, мелочь, а серьезно помогает. В «Атырау» Юревич наигрывает меня левым защитником. Подобная манера поведения очень помогает на этой позиции. Анатолий Иванович говорит: «Встречаешь мяч в шаг, отдаешь передачу – и все, ты король :)».

– Как еще шутит Анатолий Юревич?

– Часто на разборах игры тренер подходит и говорит: «Поиграй со мной». После этих слов он изображает защитника, но делает это очень комично. Получается зарисовка, как в театре. Дальнюю ножку потянет, танцует… Весело :).

– Разборы игр у Анатолия Юревича такие же долгие, как все рассказывают?

На сборах, когда команда только строилась, 40 минут каждой тренировки снимали на видео. Затем Белявский с Юревичем досконально разбирали запись. Каждое занятие стартовало с тактического разговора. Сначала было тяжеловато. Сейчас втянулись. Послематчевые разборы длятся примерно по часу. Причем Юревич с представителями каждой линии общается отдельно. Сначала идет разговор с защитниками, потом их сменяют полузащитниками и нападающие. Работаем по группам. Правильный подход. Идет индивидуальная работа. Никто не спит :).

– Тренер по-прежнему много курит и рано встает?

– Да. Говорили, что раньше он пил много кофе. Я этого не видел. Тренер пьет только чай, но подъемы у него ранние. Бывает, приходишь на базу в девять утра, а Анатолий Иванович говорит: «Где вы ходите? У меня уже обед». Юревич – очень позитивный человек. Своим юмором он поддерживает отличный микроклимат в коллективе.

– Анатолий Иванович эмоционален на установках?

– Нет. У нас установки длятся три-четыре минуты. Неделю работаем, готовимся к матчу. Зачем перед игрой много говорить? В день поединка тренерский штаб нас практически не трогает. Все настраиваются на матчи самостоятельно.

***

– В Казахстане жарко?

– Очень. Хотя я поиграл в Краснодаре. После этого привык к высоким температурам. Состояние примерно такое, когда у нас 30 градусов. Правда, в Казахстане это все 40. В Кызылорде было очень тяжело. Там реально нельзя выйти на улицу. А так… Терпимо. Хотя бывают и перепады температуры. На выездные матчи мы летим через Астану. Из Атырау прилетаешь в Астану – ходишь в шортах. Возвращаешься обратно – градусов десять. Дубак страшный….

– В Казахстане налетался на жизнь вперед?

– Мы летаем не чартером, но я был приятно удивлен качеством «Air Astana». Не хуже российского «Аэрофлота». Классные комфортные самолеты, сервис. Перелеты – это терпимо. Был только один сложный период. Отправились на десятидневный выезд. Много пересадок. Но ребятам, которые играют в ФНЛ, приходится сложнее. Там куда большие расстояния.

Вообще, когда прилетел в Казахстан, испытал шок. Ни разу не был в этой стране раньше. Приехал в Астану, а там Дубай. Высокие дома, всякие торговые центры… Когда приехали на стадион, я вообще офигел. Спорткомплекс «Астана-Арена» сильно впечатлил. Красота. Вообще, спорт в Казахстане развивается. Как-то приезжали восстанавливаться на хоккейную базу «Барыса». У них большой бассейн, тренажерка огромная, 20 велосипедов… Может, у хоккеистов везде так, но я очень впечатлился. 

– Что тебя еще впечатлило?

– Как режут баранов, не видел :). В Казахстане попробовал баранину – мне так понравилось! Шашлык из баранины – это лучшая еда! У казахов отличная кухня. Знаешь что такое лагман? Попробуй, сто процентов понравится. Там такие вкусные макароны с мясом. Вкусно-вкусно. А конина?! Кушал стейк из нее в ресторане. Если бы мне дали конину и какую-нибудь говядину – не отличил бы. Вкус один в один. Короче, жить в Казахстане отлично!

***

 – Расскажи, как ты переквалифицировался в левого защитника?

– Тренеры решили меня использовать на этой позиции. Объяснили, как на ней действовать. В «Атырау» крайние защитники поднимаются так же высоко как, например, в БАТЭ. Считай, играю хавбека. Как и раньше, начинаю атаки, подаю в штрафную. Мне интересно. Иногда играю крайнего нападающего. Мне не привыкать. В «Гомеле» бывало, вообще, опорником бегал.

– «Гомель» рассчитался с тобой за прошлый год?

– Есть долги, как и у всех ребят. Во вторник разговаривали с Поболовцом. Он сказал, что до 15 июня должны рассчитать. Если этого не случится, нужно будет что-то делать… Ведь «Гомель» должен немалые деньги. Считай премиальные за весь год. Получил только три премии… Пошел навстречу клубу. Все-таки там действительно имелись проблемы. Мотя даже ездил в Германию лечиться за свой счет.

Переживаю за ребят из команды. Вроде бы костяк с прошлого года остался. Пацаны стараются, но что-то у них старт не получился. Гольмак принял команду, вроде бы что-то пошло…  Надеюсь, так и продолжится.

– Чем тебе запомнился Алексей Меркулов?

– У него очень хороший тренировочный процесс. Интересно. Всегда советовался с ребятами. Старался делать все для команды. Да, что-то не пошло в шестерках. Может, короткая скамейка, еще что-то… 

– Сергей Кондратьев рассказывал, что за все время в «Гомеле»

– Со мной тоже. У нас была одна личная беседа, когда я только переходил в команду. Больше с глазу на глаз не общались. Это дело тренера. Он действует, как считает нужным: разговаривать с кем-то лично или нет.

– Алексей Меркулов со стороны кажется слишком серьезным…

– В «Гомеле» есть администратор, которого зовут Федя. Он очень смешной. Отвечал за атмосферу в команде. Федя так заразительно смеялся. У него еще эти зубы трезубцем впереди. Весело. Позитивный человек. Местный. Его все любили. Саныч – наоборот более серьезный, ответственный такой…

– В команде кто-то смешно пародировал его голос.

– Да, кто-то пародировал Саныча. Знаешь басом таким: «Лешенька, почему ты так сыграл? Димочка, когда ты уже забьешь?» Он всегда ласково нас называл. Относился как к своим детям. Короче, был за ребят…

***

– Самый специфичный тренер, с которым тебе довелось поработать?

– Петреску. Он везде поиграл. Современный такой. Может, я многое и не понимал из его слов, потому что тренер не хотел учить русский. Общался с нами по-английски. Знаешь, необычный такой специалист. У него все так по-европейски. На тренировке все должны быть в одинаковой экипировке. Когда работали на сборах, ходили кушать только вместе. Ждали, когда поест последний, – и только тогда можно было уходить.

– Что в нем еще необычного?

– Мне нравилось, что Петреску всегда тренировался вместе с командой. Он, его помощник, тренер по вратарям переодевались и играли с нами. Беговые разминки, упражнения, квадраты, двусторонка – Петреску во всем принимал участие. Бывает, в квадрате прокинешь мяч ему между ног – тренер начинает заводиться, катиться с двух. Бросает свисток, злится… Он любит, чтобы все было четко. Если так работаешь, подойдет: «Браво, браво». Если нет – сильно заводится. Посмотри, какой Петреску уже седой… 

– В раздевалках часто летали вещи?

– Доставалось бутылкам с водой. Как он их потфутболивал! Но самый сильный удар, который я видел, нанес Овчинников. Мы кому-то проигрываем 0:2. Тренер заходит в раздевалку – и как даст ногой по железному ящику для формы. Он как подлетит! Потом такая вмятина на этом ящике осталась! Никогда не забуду :).

– Чем еще крут Сергей Овчинников?

– Очень сильный специалист. Когда он только пришел в команду, мы находились где-то в конце таблицы. С Овчинниковым «Динамо» стало давать результат. Наладился коллектив. Как только пришел, сказал: «Пока не исправите ситуацию, будете приезжать на утренние тренировки, а потом сидеть на базе до трех часов». Мы серьезно потерялись. Отрабатывали занятие, кушали, спали, а только потом ехали по домам. Сильный мужик! Помню, как он говорил: «Эх, раньше хорошо было: игра в час – в пять ты уже где-то сидишь, отдыхаешь». Овчинников – крутой!

– Какую игру он ставил?

– Овчинников говорил: «Мы будем играть от оборонки. Только «Барселона» умеет владеть мячом». Так и действовали. Строго отрабатывали сзади, убегали в контратаку, и это приносило результат. Поэтому Овчинников всегда говорил, что игра забудется, а счет останется.

– До него Олег Василенко прививал «Динамо» стиль «Барселоны».

– При Василенко я вернулся в «Динамо». Понравился его тренировочный процесс. Прилетел на сборы в Кипр, а там реально «Барселона». Он постоянно показывал нам нарезки с игрой этой команды. Тренер водил нас по полю, показывал, как действовать в каталонском стиле. Вроде бы на сборах все хорошо. Все получается. Начался чемпионат – мрак. Ничего не выходит. Просто тогда поля в Беларуси были плохо подготовлены. Не пошло – и все.

– В последнем матче того сезона в последнем матче ты не забил пенальти «Гомелю». Из-за этого «Динамо» не выиграло «бронзу»…

– Прекрасно помню момент. С тех пор вообще не бью пенальти. Обидно. Вроде бы вытянули чемпионат: «бронза», еврокубки… Забивай – выигрываем, все хорошо, а я подставил команду. Это футбол. Сильно расстроился. Недели две приходил в себя. Овчинников говорил: «Не переживай, люди не забивают пенальти и в финале Лиге чемпионов. Бывает».

– Почему «Динамо» столько лет не может выиграть чемпионат?

– Даже не знаю. Вроде бы все делает отлично: хорошая база, на сборах живем в крутых отелях, условия для тренировок отличные. По организации «Динамо» – клуб уровня российской премьер-лиги. Юрий Чиж делает все для команды. Правда, мы с ним ни разу не общались тет-а-тет. Поздороваешься – и все. Например, в этом году я летел на сборы, мы пересеклись. Пожалили друг другу руки, перебросились парой слов.

***

– Чем крут Миодраг Божович?

– Тоже очень сильный тренер. Классный психолог. Я попал к нему в «Амкар» в 20 лет. Бывало, Божович подойдет ко мне: «Миша, не играешь? Ну как ты это будешь делать, когда на твоей позиции Пеев? Пока он смотрится лучше, жди своего шанса». Тренер выпускал меня на заменку. Пеев же действительно сильный футболист. До сих пор держит марку. Я же молодой совсем был, только пришел в команду…

– Первый легионерский опыт – это…

– Это классно! Меня так хорошо приняли. Все прошло очень душевно. Даже не чувствовалось, что попал куда-то за границу, что никого не знаю. Сейчас такая крутая атмосфера в «Атырау». Плюс новый опыт. В России все намного быстрее, чем в Беларуси. Только принимаешь мяч, тебя уже накрывают. Долговато привыкал к таким скоростям. Когда сделал это – стало более интересно.

– Тебя легко отпустили из МТЗ-РИПО?

– Пунтус скомандовал: «Езжай». У меня на тот момент оставался год контракта с МТЗ. Романов сказал: «Продлевай еще на год, тогда отпустим». Подписал. Клуб выручил за мой переход какие-то деньги. Съездил на просмотр – все хорошо сложилось. Перешел в «Амкар».

– Во времена МТЗ-РИПО Юрий Пунтус засыпал в раздевалке.

– Это было еще в БАТЭ. Юрию Иосифовичу нужно было куда-то быстро уехать после занятия. Он подходит к клубному водителю: «Виталя, сразу после тренировки нужно уехать. Я даже кушать не буду. Моюсь – и едем». Закончилась тренировка, а тренера все нет. Виталя заходит в раздевалку, а там Пунтус, даже не переодевшись, сидя спит с секундомером в руке и бутсах. Бывает.

Вообще, очень благодарен Юрию Иосифовичу. Он открыл мне дорогу в футбол. Я играл в минской «Смене», а Пунтус взял меня в БАТЭ. Тренировался с дублерами. Как-то Пунтус пригласил на занятие с основой. Отработал его. Иосифовичу понравилось, как я выглядел. В тот же вечер у нас была двусторонка. Пунтус сразу ставит меня в основной состав. Я в шоке! Тот матч выиграли 2:0. Я отдал голевую. Через три дня игра со «Звездой», а я в основе. Как-то все пошло вверх… Пунтус сильно доверял даже в молодежке. Помню, Рубненко на предматчевой тренировке сломал мне нос. Летим играть в Норвегию. Во втором тайме выпускает меня на поле, а я с кривым носом два забиваю. 

– Ты ведь рекордсмен по количеству матчей за «молодежку»…

– Приятно. Правда, есть осадок, что провалили молодежный Евро-2009. Тогда еще шведам 1:5 проиграли. С другой стороны, получили крутой международный опыт. Опять же коллектив тогда был классный. Перед матчами, после матчей – все время были вместе. Юрий Курненин, царство ему небесное, все время находился с нами. Было очень душевно…

Помню, приехали мы в Сан-Марино. Кто-то из ребят пошел менять деньги, а кассир перепутал курс. Короче, вышло так, что за один доллар можно было купить что-то около пяти банок колы и пяти шоколадок. Пацаны пришли в гостиницу: «Ого! Смотри, как в «Евротуре». Сидим по номерам, кушаем. Тут в двери стучится Курненин, а рядом с ним этот кассир. Юрий Анатольевич говорит: «Чего вы его обокрали?» Этот человек бедный трясется… Вернули ему деньги, но смеялись потом очень сильно.

– У твоей карьеры был очень резвый старт…

– Правда, в последнее время что-то топтался на месте. По завершении предсезонки в «Атырау» чувствуется, что возвращается форма, в которой находился раньше. Конечно, переезд в Казахстан – шаг вперед. Смена обстановки пошла мне на пользу.

Фото в тексте: Надежда Бужан, Иван Уральский, пресс-служба «Атырау»

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты