Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/Александр Бразевич: «Возможно, превращение «Ведрича» в «Речицу» выглядело шарлатанством»

Александр Бразевич: «Возможно, превращение «Ведрича» в «Речицу» выглядело шарлатанством»

Экс-наставник «Речицы-2014» рассказал Александру Ивулину, почему команда играла на худшем поле первой лиги, объяснил, как обойти закон и реформировать андеграундные футбольные дивизионы.

9 апреля 2015, 14:31
12
Александр Бразевич: «Возможно, превращение «Ведрича» в «Речицу» выглядело шарлатанством»

Экс-наставник «Речицы-2014» рассказал Александру Ивулину, почему команда играла на худшем поле первой лиги, объяснил, как обойти закон и реформировать андеграундные футбольные дивизионы. 

– Когда вы решили расстаться с «Речицей-2014»?

– Этот момент назревал давно. Еще в прошлом году была возможность уйти в другой клуб. Решил остаться в Речице. Уже тогда чувствовалось, что я зажат рамками организационных вопросов. По большому счету, в клубе ничего не изменилось с 2010 года. Этой зимой никаких предпосылок к развитию не было. Хотя я ждал. В январе руководство одного из серьезных клубов первой лиги сделало мне довольно заманчивое предложение. В прошлом году эта команда оказалась выше нас в турнирной таблице. Снова отказался. Несмотря на то, что меня очень хотели видеть на новом месте. Верил, небольшой турнирный прорыв «Речицы» сможет что-то изменить. Увы, сложная ситуация, в которой оказалась компания «Белоруснефть», поставила клуб в крайне трудное положение.

Если бы моя семья жила в Речице, может быть, остался в клубе. Согласитесь, не очень комфортно по десять дней жить фактически на стадионе. В этом году приходилось ночевать на диванчике в клубном офисе. Диванчик узкий, угловой, на спине лежать неудобно. Полночи спишь на одном боку, потом перекидываешь подушку и переворачиваешься на другой.

При этом сейчас присутствует чувство ностальгии. Хочется поблагодарить людей, которые в таких непростых трудовых условиях профессионально выполняли свои обязанности. Спасибо болельщикам за поддержку в любые времена. Несмотря на некоторые разногласия с городскими властями, хочется поблагодарить и их. Конечно, можно сказать, что клуб не получал такой поддержки, которую мог бы иметь в других городах. Тем не менее, хочу поблагодарить мэра города Виталия Семеновича Панченко. Мы не раз встречались с ним. Часто это происходило в восемь утра, потому что уже в семь он начинал трудиться. Такая работоспособность вызывает уважение. Тем более Речицкий район по многим показателям ежегодно становится одним из лучших в стране. Жаль, критерия «любовь к футболу» среди них нет. Поэтому давайте не будем о негативе. Его мы отмечали много раз. Может быть,  я был кому-то неугоден, когда отстаивал позицию клуба. Ругался, спорил с руководством. Это в прошлом. Если за время работы в «Речице» кого-то обидел, хочу попросить прощения.

– Вы можете объяснить, что держало вас в Речице?

– Недавно прочитал хороший анекдот-притчу. Один мужчина занимался спортом. По утрам бегал по парку. Он постоянно пробегал мимо лавочки, где сидела пожилая пара. Рядом с ней всегда лежала собака, которая выла как сумасшедшая. Так повторялось изо дня в день. Однажды мужчина подошел к этой паре: «Извините, почему ваша собака так воет?» Ему ответили: «Она лежит на гвозде и ей больно». Спортсмен удивился: «Тогда почему она никуда не переберется?» После чего услышал: «Ей больно лежать на гвозде настолько сильно,  что она воет, но не настолько, чтобы встать и перейти на другое место».

Эта история напоминает мои отношения с «Речицей». Каждый год находились какие-то мотивы, чтобы продолжить работу в клубе. С другой стороны, мне не поступало каких-то сумасшедших предложений. Наверное, это говорит о моей тренерской стоимости.  Если бы бросил «Речицу» и начал крутиться на рынке безработных тренеров, наверняка появились бы какие-то варианты. Мне хотелось работать. Наверное, по инерции. Было трудно, но не настолько, чтобы перелечь на другое место.

– Первая трудность, с которой вы столкнулись в «Речице»?

– Я перебрался в клуб в 2010 году. Мне позвонил Николай Николаевич Зарезако. Прекрасный руководитель. Человек старой закалки, который обладает харизмой и умением держать слово. На нем держался «Ведрич». Трудно было ответить на его предложение отказом. Я решил, что поеду в Речицу уже после первого телефонного звонка: «Только ты сможешь спасти команду. Я навел справки. Лишь тебе по силам нырнуть в этот омут, вынырнуть из него и потащить всех за собой вверх». Короче, море красивых слов. Приехал на встречу с руководством. В этот день «Ведрич» играл со светлогорским «Химиком». Я еще не работал с командой. Она выиграла 3:2. После матча было небольшое собрание в неформальной обстановке. Николай Николаевич решил сказать тост: «Давайте выпьем за смелых мужчин, которые еще есть в мире. Они готовы оставить семью и уехать за триста километров спасать команду, которая уже одной ногой во второй лиге... И всего  за два миллиона». В тот момент я подумал, что это скорее не смелость, а глупость. Тем более цифра, которую назвал директор, была в два раза ниже той, которую мы обсуждали по телефону :). Деваться было некуда. Всеми правдами и неправдами удалось спастись. «Ведрич» остался в первой лиге.

– Как вам удалось это сделать?

– Мы быстро нашли общий язык с ребятами. За семь-восемь туров до конца чемпионата все понимали, что нам не до знакомств. Нужно было сразу же браться за работу. Пришлось сесть в одну лодку и всем вместе грести. Другого выхода просто не было. В итоге все получилось.

– Какие шаги вы предприняли, чтобы уже в следующем сезоне команда не боролась за выживание?

– В первый же год нам удалось привлечь нескольких футболистов, которые составили костяк нового коллектива. В «Ведрич» пришли ребята  с сильными характерами. Так в команде появились Паша Беганский, Юра Остроух, Дима Гинтов, Виталий Рушницкий, Максим Козлович. На тот момент у них не было четких вариантов в высшей лиге. Ребята нуждались в стабильной игровой практике. Собрался действительно хороший коллектив.

Вот только условия для тренировочного процесса у нас, мягко говоря, были не самыми лучшими. Они остались такими же и сейчас. В 2010 году футболисты «Ведрича» жили в самом настоящем бараке. Там они соседствовали с непонятными людьми, которые непонятно зачем приехали в Речицу. Это была гостиница очень-очень-очень низкого уровня. Ребята рассказывали удивительные истории. Например, кто-то возвращается в свой номер с выходного. Открывает дверь, а на его кровати лежит странное тело. На столе стоят бутылки. Поэтому ребята старались не оставлять в комнатах свои вещи. Это не нормально. Футболистам приходилось чувствовать себя какими-то шабашниками. В такой ситуации сложно оставаться профессионалом. Когда молодой игрок попадает в такие условия, он наверняка думает, что футбол закончился. Парни начинали заниматься непонятно чем. С самого начала мы стали исправлять ситуацию. Ребят стали расселять по квартирам.

– Стадион в Речице тоже оставляет желать лучшего.

– В прошлом году в этом плане стало легче. Не самый хороший газон появился в Светлогорске :). Считается, в Речице худшее поле в первой лиге. Понимаете, газон нужно хотя бы поливать. К сожалению, этого не происходило. Когда идут дожди, у нас хорошее поле. На стадионе качественная подушка. Она хорошо справляется с жарой и ливнями. Однако полю нужен хоть какой-то уход. А это расходы. Стадион не принадлежит клубу. Перед районным отделом образования стоят другие задачи. Чуть ли не каждый день приходилось ругаться с руководителями по поводу полива поля. Все говорят: «Запрет свыше». Идешь выше – там такие же слова. Вопрос никак не решался. Ведь за воду кто-то должен платить.

– При построении игры команды вы отталкивались от качества поля на домашнем стадионе?

– Безусловно. С каждым годом поле становилось все хуже. В последнем сезоне мы значительно упростили собственную игру. Стали меньше времени уделять контролю мяча. Просто не было условий, чтобы отрабатывать такую манеру игры. Почти всегда в домашних матчах мы применяли высокий прессинг и встречный отбор. Это часто заставало соперников врасплох.

Как только из-за короткой обоймы игроков во второй половине чемпионата у нас начался функциональный спад – мы не смогли эффективно прессинговать и быстро доставлять мяч вперед. Нужно было вскрывать оборону соперника с помощью позиционного нападения. В этот момент у команды начинались проблемы.

– Превращение «Ведрича-97» в «Речицу-2014» многие назвали шарлатанством…

– Спокойно относился к таким разговорам. Может быть, где-то это выглядело как шарлатанство. Есть слово мошенничество. Оно применяется, когда кто-то нарушает закон. Мы этого не делали. Наш поступок – хитрость. Любое существо, прижатое к стенке, способно на многое. У нас просто не было другого выхода. Согласен, мы повели себя не совсем честно. Что-то получилось. Команда заняла самое высокое место в чемпионате за последние десять лет. 

К сожалению, после сезона у клуба остались долги. Сейчас они растут. Так произошло, потому что клуб не мог получать государственную поддержку. Нам не подписали план развития. Поэтому «Речице» пришлось получать деньги не по указу о спонсорской помощи, а по рекламным статьям. Из этих сумм нужно выплачивать НДС. Хотя бюджет клуба был значительно ниже, чем в  предыдущие годы. Конечно, мы рассчитывали, что к концу сезона команде окажут какую-то материальную помощь. Все-таки «Речица» выступила довольно успешно. Этого не случилось. Чтобы окончить год без долгов, нам было нужно в два последних месяца выплачивать игрокам только бюджетные деньги. Как можно прийти в раздевалку и сказать: «Ребята, вы будете получать только половину от обещанного. Некоторые только треть». Я не мог обмануть футболистов, которые весь сезон верили мне. Они в каждом матче сражались за победу. Благодаря им команда большую часть сезона шла в первой тройке. Как можно подвести парней?

– Зацепись команда за тройку призеров, в клубе бы что-то изменилось?

– Думаю, в клубе ничего бы не поменялось. Это объективный взгляд на вещи. Когда лежал на этом гвозде, нужно было сохранять оптимизм и заряжать им людей, с которыми работал. Как только встал с него – увидел, что вокруг безысходность. Команда показала достойный результат, но никаких подвижек в лучшую сторону не наблюдалось. После сезона никто не собрал команду, не поблагодарил ребят и не рассказал, когда будут погашены долги.

– Игроки «Речицы» не получали зарплату по три месяца. Как удавалось мотивировать команду на победы?

– Задержки зарплат – специфика белорусского футбола. Похожие проблемы существуют даже у многих клубов высшей лиги. Чтобы команда переживала такие периоды, необходим здоровый коллектив. Когда все невзгоды переносятся вместе и не возникает никаких дрязг, команда становится только сильнее. «Речица» стала сильнее. Сегодня мы были способны решать любые задачи.

– В последний год вы работали в клубе не только тренером, но и директором.

 − Всеми процессами в клубе руководил я. Чтобы лишний раз не бегать за подписями, до прохождения лицензирования стал директором клуба. Всего месяц находился в этой должности. По нормам АБФФ один человек не может одновременно тренировать команду и руководить клубом. Так что это был скорее технический момент.

– Как вы относитесь к Указу президента о государственной поддержке?

– Как и все. Стараюсь выполнить его нормы, понимая при этом некоторое несовершенство и даже утопичность выдвигаемых требований.

Если говорить о финансах и бюджетах, не буду касаться высшей лиги. Есть люди умнее меня, которые могут высказаться на этот счет. Поймите, команды первой лиги – это родники, которые пополняют высшую лигу футболистами. Важно, чтобы они не прекращали свое существование. Пинск с его традициями не имел права вылетать из первой лиги. Сегодня по этому пути рискуют пойти Светлогорск и Речица. Ведь в любом процессе очень важно наличие стратегии развития, существования которой вреалиях выживания быть не может. Я думаю раз сегодня мы административно финансируемся, то и регулирование финансовых потоков должно быть четко отлажено и суть здесь не в коммунистической модели. В трудные исторические времена только твердая рука и жесткие юридические нормы помогали исправить ситуацию. Нужны четкие правила, по которым должен существовать клуб первой лиги. 

Итак, нам нужно снизить финансовую нагрузку на бюджет. При этом, как минимум, сохранить футбольную географию и не забыть о развитии молодых футболистов. Средний бюджет клуба первой лиги в 2014 году был в районе четырех миллиардов рублей. Давай каждый гарантированно будет получать по два миллиарда. Один из них обязаны подтвердить местные власти. Так интерес к наличию команды в городе проявится не только на словах. Второй миллиард – клубы получат от федерации футбола. Точнее, федерация распределит средства государственных компаний, поддерживающих футбол на местах. Мы все прекрасно знаем, на помощи каких организаций он сегодня существует. Конечно, непросто убедить компанию из города X, что ее средства пойдут на развитие футбола не только в этом регионе. Однако министерству спорта и АБФФ по силам это сделать. 

Мы говорили о молодых игроках. Давайте помогать клубам, которые занимаются развитием молодежи. Если молодой футболист сыграл 50% матчей –  получи к двум миллиардам еще сто миллионов. Десять парней – плюс один миллиард. Эти деньги помогут клубу существовать на каком-то минимальном уровне. Эти десять футболистов будут развиваться в реальной конкурентной среде.

Если клубу удалось заработать или привлечь больше денег от компаний частной формы собственности – прекрасно. Используй три миллиарда, а остальное вкладывай в развитие инфраструктуры. Или живи на все условных семь. Это и есть стратегия и искусство управления. Чтобы всерьез говорить о зарабатывании клубом денег, нужно вести предметный диалог в регионах.  Как зарабатывать клубам? У «Речицы» в собственности ничего не было и нет.

Таким образом, мы и бюджетную нагрузку снизили минимум на четверть и стимулируем клубы к реальному зарабатыванию. И что самое главное естественным путем создали конкурентную среду для развития молодых футболистов.

– Как еще можно реформировать белорусский футбол?

– Вторая лига в нынешнем своем виде не особо эффективна. Нужно сделать так, чтобы это был турнир молодежных команд. Необходимо стремиться административным путем создать клуб в каждом районном центре. Может быть, стоит разыгрывать чемпионат второй лиги по региональному областному принципу. Ведь расстояние между районными центрами не самое большое. Максимум 200 километров. Неужели нельзя раз в две недели выделить миллион рублей на выездной матч команды? Это под силу любому району. Главное, чтобы в командах каждый второй игрок был молодым. Ведь половина футболистов высокого класса в нашей стране вышла из регионов. Мы поднимем огромный пласт молодых здоровых не испорченных гаджетами ребят практически за солярку. 

Потом пару раз в год можно собирать лучших молодых игроков этого турнира на какие-то сборы. На них могли бы приезжать тренеры из первой и высшей лиги. При такой системе через год-два у нас станут появляться перспективные ребята. У каждого пацана была бы реальная возможность стать профессиональным игроком.

Не хочу, чтобы мои слова воспринимались как критика. Легко рассуждать. Воплотить эти мысли в жизнь намного сложнее. Сейчас федерацию критикуют все: за неправильный состав исполкома, за лоббирование чьих-то интересов. Об этом говорят все подряд. При этом конструктива и мыслей, как сделать наш футбол действительно лучше, в прессе очень мало. В прошлом году я говорил об этом с Сергеем Вагаршаковичем Сафарьяном.

– Как Сергей Сафарьян отреагировал на вашу инициативу?

– Ему понравилась эта идея.

– Вам не кажется, что сейчас в андеграундных лигах играют в основном возрастные футболисты?

– От возрастных футболистов никуда не уйдешь. Они нужны коллективу. Тот же Паша Беганский. Несмотря на неоднозначность характера, с этим человеком было приятно работать. Аура, которую он создавал на тренировках, дорогого стоит. Нахождение такого харизматичного человека в команде серьезно влияет на коллектив. Когда я приношу какую-то идею и пытаюсь привить ее, Паша все понимает еще в раздевалке. Потом улучшает ее на поле. Рядом с такими игроками молодые развиваются быстрее.

– Какие перспективы ждут первую лигу в нынешнем сезоне?

– Уже сейчас просматриваются трое лидеров: «Городея», «Днепр» и «Ислочь». Могилев – областной центр, где есть клуб с традициями и сильными людьми в тренерском штабе. По составу исполнителей «Городея» и «Ислочь» выглядят очень внушительно. Первые уже обозначили задачи на сезон. Вторые пока нет, но команда у клуба очень симпатичная. Традиционно будет еще три-четыре коллектива, которые начнут подпирать эту тройку. Остальным остается надеяться, что виртуальное финансирование станет реальностью.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты