Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«У Тумиловича в кармане всегда была расческа и зубная щетка». Как жили жены белорусских футболистов в 90-х

«У Тумиловича в кармане всегда была расческа и зубная щетка». Как жили жены белорусских футболистов в 90-х

Виктория Лухвич рассказала Александру Ивулину о свадьбах футболистов, танцевальных способностях Анатолия Байдачного, командных мероприятиях в московском «Торпедо» и спасении супругов от влияния Геннадия Тумиловича.

23 апреля 2015, 23:50
15
«У Тумиловича в кармане всегда была расческа и зубная щетка». Как жили жены белорусских футболистов в 90-х

Жена Александра Лухвича Виктория рассказала Александру Ивулину о свадьбах футболистов, танцевальных способностях Байдачного, молодом Слуцком и щедрости Федоровича.

– Когда в вашей жизни появился спорт?

– С самого детства. Я выросла во Фрунзенском районе. В параллельном классе учились Саша Федорович и Вова Невинский. На одной улице жил будущий шестикратный олимпийский чемпион Виталик Щербо. Во времена нашего детства все любили спорт. Зал в школе не закрывался никогда: баскетбол, волейбол, пионербол… Часто собирались на уличных площадках. Как-то в детстве играли в пионербол во дворе. Смотрим, со стороны остановки печально плетется Федя (Александр Федорович, – Tribuna.com). Подходим: «Чего ты такой грустный?» Он вздыхает: «Только из Франции прилетел. Ай, ничего интересного там нет». Мы удивились. Все-таки Франция! Конец 80-х–начало 90-х! Федя немножко рассказал о поездке. Потом открыл сумку и начинал раздавать жвачки. По тем временам жвачка – небывалая роскошь. Даже как-то неудобно было брать их. Говорим: «Оставь хоть что-то себе. Родителей дома угостишь». Саша лишь улыбнулся: «Ребят, берите, мне не жалко».

Кстати, с будущей супругой Федоровича, Олей Корбут, мы восемь лет просидели за одной партой. Ее постоянно доставали по поводу фамилии. Как только новый учитель доходил до нее в журнале, сразу поднимал глаза: «Родственница знаменитой гимнастки?» Оля постоянно фыркала: «Нет».

Часто вместе с нами гулял Саша Хацкевич. Он жил неподалеку. Большой компанией мы ходили в кино. Тогда это было главное развлечение. Все любили французские фильмы. Именно в кино я познакомила нынешнего тренера сборной с его будущей женой Илоной. Она была чуть младше нас. Постоянно просила меня: «Можно с вами в кино?» Как-то взяла ее с собой. И Илона прижилась в компании. Прошло несколько месяцев и как-то незаметно получилось, что Саша с Илоной начали ездить в кино вдвоем. Через некоторое время мы получили приглашение на их свадьбу.

– Футбольная свадьба в 90-е – это…

– Это очень весело. В ресторане собиралось человек сто. Минимум. Три стола стояли буквой «П». За одним сидели молодые со свидетелями. За другим родственники жениха и невесты. Третий стол – футболисты. Они отвечали за всю движуху. Ребята очень любили танцевать. Мне вспоминается свадьба Радика Орловского. Кашенцев, Журавель и Антонович разгонялись, бежали и катились в центр круга на коленях. Что-то типа празднования гола в Англии. Только одно дело, когда это происходит на поле. Другое – скользить коленями в брюках по паркету. Все гадали, как ребята встанут на следующий день. Но ничего страшного. Утром вставали, будто ничего и не было.

Вообще, на каждом банкете по поводу чемпионства «Динамо» ребята делали «Аякс». На коленях ползали все. Неважно, молодой или опытный игрок. Все равны. Ребята постоянно вместе. Чувствовалась сплоченность. Причем торжество не заканчивалось до самого утра. Просто все футболисты любят танцевать. Абсолютно.

– Кто танцевал лучше всех?

– Назову Анатолия Николаевича Байдачного. Однажды он так закрутил всех девчонок, которые были на мероприятии... Перетанцевал со всеми. Володя Журавель долго смотрел на это. Потом подошел: «Девчонки, я не знаю, как вы это выдержали. Меня бы, наверное, вытошнило после двух разворотов Николаевича». Байдачный действительно танцевал красиво, элегантно, со всеми выкрутасами. Мастер, что тут еще добавить.

– Чем вам еще запомнились свадьбы футболистов?

– На свадьбе Хацкевичей я познакомилась с Сашей Лухвичем и Валиком Белькевичем. Они постоянно ходили вместе. Потом муж меня притравливал: «Видишь, а могла быть женой Белькевича». Всегда улыбаюсь: «Не могла». 

Когда мы с Сашей начали встречаться, он первым делом повел меня не к родителям, а на смотрины к своему первому тренеру Юрию Антоновичу Пышнику. У него отличная супруга Регина Игнатьевна. Известная баскетболистка. Замечательные люди. Их семья – пример для подражания. Редко почувствуешь такую теплоту, которая исходит от них. На встречу с Пышниками я пришла в дорогой шубе. Тогда в Минске это было редкостью. Купила обновку на первую серьезную зарплату. По образованию я переводчик. Окончила МГЛУ. Деньги получила за работу в Барселоне во время Олимпиады. Тогда я сотрудничала с компанией, которая занималась шампанским. Эта фирма была одним из спонсоров тех Игр.Так вот, мы с Сашей зашли в квартиру к Пышникмам. Регина Игнатьевна сказала: «У нас нет шкафа, чтобы такую шубу повесить». Я улыбнулась: «Тогда повесьте, пожалуйста, на вешалку в коридоре». Пышники сразу переглянулись: «Наш человек».

Не устану повторять, какие они замечательные люди. В день рождения Юрия Антоновича до него невозможно дозвониться. Телефон постоянно занят. На какие-то торжества к нему приходят, наверное, пять поколений известных белорусских игроков. Пышник – очень душевный тренер. В каждого он вложил частичку себя и сделал настоящим человеком. Он воспитывал не только чужих детей, но и своих. Мы прекрасно общаемся с его сыном Андреем и его супругой Ольгой. Тоже замечательная пара.

– Футбольная тусовка – это братство?

– Конечно. Тут никаких вопросов. Когда Саша уехал играть в Россию, я отправилась за ним. Минская квартира оставалась пустовать. Тогда только-только женился Вова Невинский. Его семье негде было жить. Они с супругой несколько месяцев жили у нас. Вообще, у футболистов есть какое-то негласное братство. Неважно, за какую команду играешь. Даже малознакомые игроки помогают друг другу в сложных ситуациях. Нет разницы – ЦСКА, «Спартак», «Крылья Советов», минское «Динамо» или БАТЭ. Удивительно. Допустим, встречаешься с кем-то в аэропорту, а уже через час вы лучшие друзья. Как-то в Таиланде пересеклись с Андреем Карякой. Пять часов ждали самолет. Тогда его жена была беременна. Ей постоянно становилось плохо. Я у нее чуть ли не роды принимала.

Через несколько лет пересеклись в самолете с Сережей Семаком. Разговорились. Стали обсуждать футбол, рыбалку… Так же сдружились с Сергеем Овчинниковым. В прошлом году он ехал в Германию на машине. Нужно было остановиться в Минске. Набрал нам: «Ребята, помогите заказать гостиницу». Я поехала в «Викторию». Все сделала. На следующее утро отвожу детей в школу. Вижу, он садится в машину. Посигналила. Сергей помахал рукой в ответ. Потом перезвонил, поблагодарил: «Ребята, приезжайте в гости в Москву».

– Все знают о дружбе вашего мужа с Игорем Семшовым.

– Саша жил с ним в одном номере на базе. Ездили к Семшову на свадьбу. Потом отмечали в Москве его 30-летие. Игорек – классный парень. Душевный. Добрый. Его будущая супруга долго добивалась Игоря. Они учились в одном классе. Лариса постоянно носила ему на базу пайки: фруктики, йогуртики. Постоянно повторяла: «Игорек недоедает. Ему нужно утром хорошо покушать». Это всех забавляло, но девочка своего не упустила. Наверное, все-таки дорога к сердцу мужчины лежит через желудок. 

Говорят, москвичи какие-то злые, но это неправда. За шесть лет, которые мы прожили в столице России, ни разу не встретили плохого человека. Когда вернулись в Минск, наоборот, столкнулись с какой-то завистью. В Москве такого не было. Простой пример. Когда Саша играл в «Торпедо», я полетела к нему. Села в самолет с двумя детьми. Конечно, без сумок не обошлось. Тяжело. Смотрю, в салон заходит Эрик Яхимович с двумя женщинами. Одна из них–его супруга. Помахала им рукой. Узнали друг друга. Обрадовались встрече. Обнялись. Начали общаться обо всем. С футболистами всегда есть о чем поговорить. Многие считают, что футболисты – глупые люди. Тоже неправда. Практически каждый имеет высшее образование. С ними интересно общаться. Время прошло незаметно. Приземлились. Яхимович тут же схватил мои сумки: «Тебе же тяжело». Я спросила, что за женщина летела рядом с ними. Эрик улыбнулся: «Это жена Юры Ковтуна». Мы вышли из самолета. Прямо возле трапа стоит vip-машина и Юра. Его жена говорит мне: «Поехали с нами через vip-проход. Что ты будешь с детьми по аэропорту ходить?» Мне было как-то неудобно. Тем более Саша ждал меня возле другого выхода. Начала что-то объяснять. Людмила дала мне телефон: «Звони Саше. Скажи, чтобы подъехал к такому-то выходу». Не отказываться же. Набрала мужу: «Саша, подъезжай, пожалуйста, к vip-входу Шереметьево. Я тебе потом все объясню». Он только успел спросить: «В какую историю ты уже вляпалась?» Мы без всяких досмотров быстро прошли все пункты контроля. Когда к нам подъехал Саша, он сильно удивился: «Когда ты уже успела подружиться с ребятами?» Юра и Саша здорово пообщались. Хотя до этого пересекались только на поле. Вот пример порядочности футболистов. Они постоянно помогают друг другу.

– При этом считается, что футболисты злоупотребляют алкоголем…

– Ребята могут себе позволить выпить, но каждый знает свою меру. Если бы игроки беспробудно пили, они бы не выступали на таком высоком уровне. В 90-е в каждой ведущей российской команде играли белорусы. Вася Баранов в «Спартаке». В «Динамо» – Островский, Штанюк, Яхимович, Кульчий, Ромащенко. Лаврик и Гуренко в «Локомотиве». В московском «Торпедо» – Лухвич и Орловский. В киевском «Динамо» многое зависело от Белькевича с Хацкевичем.

– Вы наверняка читали недавнее интервью Геннадия Тумиловича…

– Получилось интервью-исповедь. Гена, конечно, уникум. Его характеризует одна деталь. У Тумиловича в кармане всегда была расческа и зубная щетка. Всегда. Постоянно носил с собой две эти вещи. Все спрашивали: «Гена, зачем тебе это?» У него был один ответ: «А фиг его знает, где я завтра проснусь».

В интервью Гена говорил, что Илона спасла Хацкевича от его влияния. Конечно, она девушка с характером. Умеет поставить своего мужчину на место. Если что-то скажет, то так и будет. Поэтому Гена знал, к кому можно подходить, а к кому нет. Женатых ребят Тумилович не дергал. Чаще всего мы говорили: «Гена, никуда мы не поедем. Отстань». Кстати, в своем интервью он чуть напутал в истории о том, как Кашенцев пел гимн СССР. Тогда в Австрии он исполнял «День победы». Представьте, как это звучало в стране-союзнике Германии в той войне. Многие могли не понять. Ясно, почему руководители советской делегации были в шоке. Хорошо, что австрийцы не очень понимали русский язык:).

Кстати, Кашенцев часто попадал в забавные истории. Как-то мы с Журавлями пришли в гости к Жене и его супруге. Нужно было заправить салат. Дома не оказалось майонеза. Женя отправился в магазин. Поход должен был занять минут десять. Мы сидим, общаемся. Проходит 20 минут. Его все нет. Продолжаем разговаривать, но ребята все чаще начинают поглядывать на часы. Кашенцев не появляется. Проходит час, полтора… Нет человека. Пропал. Мобильных же тогда не существовало. Никак связаться нельзя. Сидим, волнуемся. Тут звонок в дверь. На пороге стоит женщина: «Там в лифте какой-то мужчина стучит, орет, как сумасшедший. Говорит, ему нужно в вашу квартиру». Оказалось, это Женя застрял. Когда мы освободили его, он тихонечко так сказал: «Сижу в этом лифте один. Позабыт, позаброшен. Стучу вам со всей силы, а вы ничего не слышите. Кушаете себе там». Мы слышали какой-то стук, но не предали этому значения. Мало ли, соседи ремонт делали :).

Вообще, веселых историй в жизни футболистов хватало. Жена Володи Журавля рассказывала такой случай. Как-то залетает к ней Валера Величко: «Выручай. У Кати сегодня день рождения. Дай капусты». Супруга Вовы очень хозяйственная. Она много готовит. На столе постоянно первое-второе-третье. От нее просто так не уйдешь. Даже, если совсем не хочешь кушать, съешь какой-нибудь пирожок. Так вот, она взяла кочан капусты и вынесла Величко. Тот удивленно посмотрел на нее: «Что ты принесла? Я у тебя денег просил».

– Вы постоянно ездили за мужем по городам России?

– Да. В этом плане жена футболиста, как жена офицера. Сегодня здесь – завтра там. Ради мужей многие отказываются от профессиональной карьеры. Все для того, чтобы быть рядом с любимыми, поддерживать их. Никогда не забуду, как впервые прилетела в Набережные Челны. Это был день матча. Команда играла против «Спартака». Клубные администраторы обещали меня встретить. Самолет приземлился. Я прошла контроль. В аэропорту никого нет. Никого. А я полетела не с пустыми руками. Взяла большую сумку. Там всякие сковородки, прочая утварь на первое время. Незнакомый город. Что делать? Взяла такси. Объяснила водителю, что мне нужно на стадион. Приехали, а там уже начался матч. Охрана не хотела пускать меня с сумкой. Стала объяснять, что я жена футболиста. Кое-как договорилась. В итоге добралась до подтрибунного помещения. Стою, жду Сашу. Проходят футболисты КАМАЗа, «Спартака», Романцев. Все удивляются. Конечно, возле раздевалок стоит какая-то девушка с большой сумкой. Что за ерунда? Смотрю, идет Саша. Муж удивился моему появлению. Я быстро ему все объяснила. Потом ко мне подошли клубные администраторы. Я спросила: «Разве красиво так поступать?» Ведь у меня даже не было денег, чтобы расплатиться с таксистом. Меня же обещали встретить. В итоге таксист прождал меня половину матча. Работники клуба начали извиняться, побежали расплачиваться с ним. Как-то замяли эту историю.

– Помните момент, когда вы больше всего переживали за своего мужа?

–  Это было во времена знаменитого турне «Динамо» по Южной Америке. Ребята обещали приехать через две недели. В итоге, пробыли месяц на другом континенте. Организаторы обманули парней. Им пришлось играть много матчей, чтобы заработать на обратные билеты. В это время мы не находили себе места. Не было ясно, когда они вернутся. Что с ними происходит в Америке? Никто из руководства «Динамо» ничего не мог сказать. В тот период у Саши был день рождения. Нужно было его поздравить. Кое-как узнала, в какой гостинице живут ребята. Сумела дозвониться до начальника команды. Только не рассчитала время. Получилось, что он взял трубку где-то в три ночи по местному времени. Удивился такого позднему звонку. Объяснила ситуацию, мол, хочу поздравить Сашу. Он сказал: «Хорошо, что хоть кто-то из Беларуси вышел с нами на связь». После этого сообщил время, когда мне позвонить, чтобы Саша подошел к телефону. Муж потом рассказывал, как во время утренней тренировки объявили, что Лухвичу звонила жена. Саше было приятно. Все радовались. Не только по этому поводу. Ребята бегали счастливые: «Нас нашли. О нас не забыли». Вечером созвонились, поговорили с Сашей. Только этот разговор был немного странным. Каждый из динамовских ребят просил что-то передать своей супруге. Сидела с трубкой возле уха и записывала приветы для всех девочек:).

– В 90-е женам футболистов разрешали ездить с мужьями на сборы?

– Да. Когда Саша играл в «Уралане», мы отправлялись с мужьями на сборы в Сочи. Пока ребята тренировались, ходили на рынок за фруктами. Следили за порядком в номерах. Ничего страшного в присутствии женщин на сборах я не вижу. Мы никак не мешали ребятам. Не лезли в тренировочный процесс. Наоборот, парни следили за собой. Все-таки рядом жены. Нужно соответствующе выглядеть.

Помню, в «Торпедо» была хорошая традиция. Мы часто собирались на какие-то командные мероприятия вместе с мужьями. Причем эти вечеринки организовывал клуб. Все приходили с женами, подругами, детьми. Ребята общались. Чувствовалось какое-то сплочение. Появлялся командный дух. Атмосфера на таких мероприятиях была очень приятной. По-моему, только Йолович приходил на эти встречи один. Он не очень хорошо разговаривал по-русски. Как-то подходит к нашему сыну и говорит с акцентом: «Эх, только мы с тобой тут молодые и красивые. Слушай, а у тебя есть дэвушка?» Малыш услышал вопрос немного не так и ответил: «Конечно, есть». Никола удивился: «И как ее зовут?» Сын сказал: «Дедушка Валера». Серб засмеялся: «Нэ надо нам дэдушка Валера, нам с тобой дэвушки нужны».

В общем, футболисты умеют отдыхать и веселиться. Как-то мы поехали с Сашей на отдых. Там проходили рыцарские турниры. Нас возили по экскурсиям, показывали много интересного. Познакомились с мужчиной по имени Леонид. Обычный скромный парень, который интересовался футболом. Общались с ним. Вместе ходили на какие-то экскурсии. Ничего особенного. Разъехались. Через лет пять Саша открывает «Спорт-Экспресс». Зовет из другой комнаты меня. Подхожу, спрашиваю, что случилось. Он показывает на фотографию: «Узнаешь?» Конечно, я узнала Леонида, с которым когда-то вместе отдыхали. Теперь его фамилию знает вся футбольная Россия. Зато такой фотографии точно ни у кого нет. 

– Как вы относитесь к скепсису в адрес жен-футболистов?

– Считаю его неоправданным. Многие говорят, что жены футболистов ничего не делают и ничем не занимаются. Глупости. Постоянно переезжаешь с места на место. В каждой квартире создаешь уют. Иногда на это уходило несколько недель. Ведь если футболисту будет некомфортно дома, то он не сможет сосредоточиться на игре, тренировках. Поэтому многие жены игроков могут смело становиться дизайнерами и прорабами. Кроме этого нужно быть психологом, поддерживать мужа. О лечении травм и восстановлении после них тоже не будем забывать. В общем, игра футболиста во многом зависит от его жены.

Фото: личный архив Виктории Лухвич

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты