Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Для «Немана» будет лучше, если продадут Савицкого». Андрей Хачатурян – о жизни футбольного Гродно

«Для «Немана» будет лучше, если продадут Савицкого». Андрей Хачатурян – о жизни футбольного Гродно

Молодежь и приставки, Бебей Кинг и порванные бутсы, камбек Савицкого и пути выхода из кризиса – экс-хавбек «Немана» рассказывает о проблемах клуба.

17 июня 2015, 12:00
14
«Для «Немана» будет лучше, если продадут Савицкого». Андрей Хачатурян – о жизни футбольного Гродно

Молодежь и приставка, Бебей Кинг и порванные бутсы, камбек Савицкого и пути выхода из кризиса – экс-хавбек «Немана» рассказывает о проблемах клуба. 

– Почему в 2014 году ты перебрался в «Неман»?

– В межсезонье я был на сборах с «Уфой». Кстати, ни у одного тренера не видел, чтобы человек только приехал на сбор и сразу же бежал тест Купера. Наверное, в этом клубе такая традиция :). Я не стал исключением. Переоделся, сдал норматив. Начал тренироваться. Команда уже отработала сборы. Я только втягивался в тренировочный процесс. Стал набирать форму. У «Уфы» пошел жесткий график. Днем команда играла Кубок ФНЛ, а вечером какой-нибудь товарищеский матч. Бегал один тайм утром, второй вечером. Тяжело. Нагружали прилично. Каждый день бегали. Вроде бы удалось договориться с руководством. Президент хотел меня оставлять. Тренер сказал: «Все в порядке. Вижу, нужно чуть-чуть добавить, но скоро все будет хорошо. Оставайся». Короче, все на мази, но в семье президента клуба случилась трагедия. У него умер сын. Начались переговоры с другими людьми. Стали появляться какие-то подводные течения. Сначала говорили одно, потом другое…  Увы, в таких вопросах не все зависит от футболиста. Решили с агентом взять паузу в переговорах с «Уфой».

На протяжении всего межсезонья мне звонил Солодовников: «Если что-то сорвется за границей, приезжай. Буду ждать». В Гродно предложили более-менее адекватные условия. Тем более тренер был заинтересован во мне. Конечно, хотелось устроиться в России. Не вышло. Психанул и поехал в «Неман». Не жалею об этом решении. Отличный город, много хороших людей. В принципе, все было в порядке. В Гродно я ехал точно не за деньгами. В «Уфе» обещали зарплату в два раза больше чем в «Немане». На мой переход повлияла заинтересованность Солодовникова. Хотелось играть, проявить себя.

– Вы встретились в Гродно с Сергеем Солодовниковым…

– Витальевич очень позитивный. Когда в «Немане» появляется новичок, Солодовников два-три дня просто парит. Он надевает форму, бутсы и начинает летать по полю. Тренер получает новый импульс. Витальевич залетает в квадрат. Там творится настоящая жесть! Человек может разогнаться со всей силы и врезаться в кого-нибудь, как в регби. Кажется, Солодовников никогда не убьет в себе футболиста. Он постоянно повторяет: «Я в свои годы таких, как вы, в два счета на лопатки клал». За счет настроения Витальевича и переживали все неприятности. Если бы не он, все было бы гораздо хуже.

Как только приехал в Гродно, тренер сразу же начала рассказывать о задачах, которые стояли перед командой. Они были максимальными. Главная цель – завоевание Кубка и попадание в Лигу Европы. После того, как в клубе начались финансовые проблемы, руководство города стало предъявлять нам претензии. Оно говорило: «Вы не выполнили задачу на сезон. «Неман» должен был выиграть чемпионат». Это несерьезно. Если хотите, чтобы команда заняла первое место, нужно создавать условия. Они должны быть в разы лучше тех, что сейчас в Гродно. Люди просто ничего не понимали. Надеюсь, они придут к этому.

– Сергей Солодовников всерьез говорил о максимальных результатах?

– Думаю, да. Все-таки команда сохранила прошлогодний костяк. Когда состав сыгран, действовать намного легче. Сейчас в «Немане» совершенно другая ситуация. В составе остался только один человек, который играл в прошлом сезоне. Команда изменилась на 90%. Ребята пока толком не понимают, что нужно делать и куда бежать. Когда вернулся в Гродно перед сезоном, старики часто шутили: «Зачем менялись раздевалками с дублем? Два-три человека просто перешли бы в соседнюю и ничего бы не изменилось. Зачем людей гонять?» 

Шутки шутками, но молодежи тоже нужно расти. Для этого необходимо два-три года, чтобы постепенно подпускать ребят. Нельзя делать такие кардинальные перемены. Тем более молодые играют нестабильно. Один матч могут провести хорошо, а три провалить. Чтобы команда чего-то добивалась, ее средний возраст должен быть 28-29 лет. Сейчас у ребят в «Немане» колоссальная разбежка в возрасте. Кому-то 19, а кому-то 37. Понятно, на поле все легко находят общий язык. Он для всех один – футбольный. За пределами стадиона у каждого разное восприятие жизни. Пока у молодежи приоритеты расставлены немного не в ту сторону. Может, потому, что ребята не прошли закалку первой, второй лигой. Парни играли только в дубле. Наверное, они уже считают себя футболистами. Честно говоря, им еще очень далеко до этого.

Что-то подсказывает, они не очень понимают это. Может, просто делают вид. Кажется, людей не интересует ничего кроме планшетов и телефонов. Раньше заходишь в раздевалку, все общаются друг с другом. Ребята рассказывают, кто где был, что видел. Сейчас все сидят, уткнувшись в телефоны. Такого не должно быть. Витальевичу это надоело. Он даже запретил пользоваться телефонами в раздевалке. Только вряд ли это что-то изменит.

– В этом году вы хоть раз устраивали командный тимбилдинг?

– Собрались один раз. Поехали на шашлыки, но даже там некоторые люди умудрились найти приставку. Ну как так?! Не понимаю, что в голове у этих ребят. Молодежь стала какой-то безразличной. Раньше если накосячишь – боишься зайти в раздевалку. Теперь такого нет. Большинству ребят как-то все равно. Понимаешь, пацаны рассчитывают на своих родителей. Если что, они помогут. Другой вопрос, когда парни вырастут, кем себя будут считать?

Нужно не в телефоне сидеть, а работать над собой. Команда собирается за час до тренировки. Есть возможность зайти в тренажерный зал. До начала занятия видел там двух-трех человек. Потом на поле люди тяжело бегут. Такое ощущение, что они вот-вот развалятся. Солодовников не раз говорил: «Есть возможность зайти в тренажерку. Возьмите, потянитесь… Готовьте себя к занятию». Я ни разу не видел, чтобы перед тренировкой Серега Сосновский просто так сидел в раздевалке. Он постоянно чем-то занят в зале: или тянется, или что-то прокачивает. Молодые должны брать с него пример. Делайте так же, если хотите чего-то добиться. Человек поиграл в России, в Лиге чемпионов. Пока молодым до этого далеко.

– Как Сергей Витальевич пытается изменить это?

– Он пытается это сделать, но в команде очень много молодежи. До одного получится достучаться, а второй пропустит все мимо ушей. Обсуждали эту ситуацию с Димой Коваленком. Он говорил: «Я прошел уже три поколения футболистов. Нынешнее самое сложное и непонятное». Старики стараются влиять на молодежь. Тот же Ваня Денисевич много подсказывает. Правда, человек восстанавливается после травмы. Он доказывает самому себе, что готов играть. 

– В «Немане» у тебя тоже хватало повреждений.

– В этом сезоне было повреждение задней поверхности бедра. Хотелось играть. Может, чуть-чуть не успевал до конца залечиться. Поэтому случился мелкий рецидив. Пропустил пару матчей. Ничего страшного. Просто чуть-чуть перенагрузился. Это, конечно, не прошлогодний разрыв крестов. Клуб обещал помочь с операцией. Кстати, это одна из главных причин, почему я оказался в «Немане» в этом сезоне. Поговорили с руководством. Сошлись на том, что клуб тогда помог мне, а сейчас я помогу ему. Правда, мне отдали самую малую часть денег, которую я потратил на операцию. Мэр пообещал выплатить. Будем надеяться на его честность.

– На операцию ты потратил 25 тысяч долларов.

– «Неман» обещал оплатить половину этой суммы. Пока я получил две тысячи. Верим. В этом году попросил, чтобы мне сделали хорошую страховку перед сезоном. Тьфу-тьфу-тьфу, пока она не пригодилась. Удивляюсь, как страхуют футболистов в белорусских клубах. «Неман» не исключение. Доллар или пять… Вот и вся страховка. Если, не дай Бог, что-то случится, игрок получает миллион рублей. Что делать с этой суммой? На что спортсмен потратит эти деньги? Почему бы каждый месяц не высчитывать из зарплаты игрока примерно двести долларов? Тогда, в случае чего, можно хоть на что-то рассчитывать.

– Что тебя еще удивляло в футбольном Гродно?

– Тренировочное поле. Оно очень плохого качества: неровное, бетонное. Как потом показывать хороший футбол? Ноги привыкают к одному покрытию, выходишь на матч, а там – другое. Такие перемены вредны для здоровья. Спросите любого доктора. В этом году за нашим тренировочным полем начали хоть немного следить. Его хотя бы поливают. Вообще, удивляло, что у клуба нет базы. Такой город... Руководство могло хоть что-то придумать. Сейчас, кажется, начались подвижки в этом направлении. Разговаривали с мэром. Он сказал, что рядом со стадионом появится база. Там есть какое-то здание. Нужно сделать в нем ремонт. Говорят, этим вопросом займутся, когда «Неман» погасит долги. Раньше они составляли где-то десять миллиардов. Сейчас осталось что-то около пяти. Должен же наш футбол становиться профессиональным. Пока это не очень чувствуется. Грустно.

– «Неман» с тобой полностью рассчитался?

– Мне должны только за операцию. Все остальные вопросы закрыты. Частями, но все выплатили. Новый председатель клуба Иван Ворсович говорит: «Поймите, всеми вопросами занимается мэр. Я только могу до него что-то донести». Он пытается найти какие-то деньги, но это сделать очень сложно. В стране тяжелая экономическая ситуация. Крупные бизнесмены региона пытаются хотя бы выйти в ноль. На самом деле, все сложно. Хорошо, мэр заинтересован в команде. Он даже несколько раз заходил к нам, общался. В прошлом году такого и близко не было. Сейчас человек спрашивает: «Какие проблемы? Как помочь?» Несколько раз он все решал.

– Почему у Сергея Сахаревича не все получилось в «Немане»?

– У человека не был налажен контакт с городскими руководителями, в отличие от Ворсовича. Может, просто переоценили его возможности. Сахаревич сам говорил: «Практически все двери для меня оказались закрыты». Просто в клубе хотели, чтобы руководитель как-то был связан с футболом, разбирался в нем. Наверное, в нашей стране это не главное. Куда важнее иметь связи в другой сфере…

– Во времена Сахаревича «Неман» эпично летел на выездной матч с «Хабнарфьордюром»…

– Я тогда не летал. Ребята рассказывали, как отправлялись на выезд группами. Купили самые дешевые билеты. Сумки добирались отдельно. Медикаменты вовсе не прилетели. Доктор был на матче с одной заморозкой. Кому-то вещи доставили только за час до матча. Кстати, в этом году тоже была подобная история. Перед матчем то ли с «Гранитом», то ли с «Торпедо» Полик (Пол Бебей Кинг, – Tribuna.com) за час до матча говорит, что у него порваны бутсы. Все начали искать обувь. Ни у кого нет нужного размера. В итоге дали ему бутсы Кирени. Они оказались чуть-чуть великоваты. Ничего, надел эти сапоги – пошел играть.

– Интересный легионер.

– Конечно, если у человека только одни бутсы. У парня все было хорошо. Играл в олимпийской сборной Камеруна. Потом каким-то непонятным образом оказался в Таджикистане. У него там вроде были неплохие условия, но футбол в этой стране на любительском уровне. Может, это подкосило человека, но Бебей старается быть на позитиве. Бывает, Витальевич что-то ему объясняет на русском, а Сорик (Таина Адама Соро – Tribuna.com) в другой стороне раздевалки и не может ничего перевести. Это ни капли не смущает Кинга. Он так усердно кивает головой: «Да-да, я все понял».

Парню пришлось тяжело в Беларуси. Его почему-то долго не могли заявить, поэтому не платили зарплату. На человека было страшно смотреть. Жена с ребенком в Камеруне тоже сидели без денег. Он даже не смог позвонить домой, чтобы поздравить сына с днем рождения. Не было доступа к интернету. Полик сидел и повторял: «Я – плохой папа». На его месте любой человек все бы бросил и уехал. Парню было очень трудно. Фанаты–молодцы, собрали для него 600 тысяч на питание. Все было очень плохо. Как-то приходилось покупать ему даже шампунь. Человек приехал играть в футбол, а попал в такую неприятную ситуацию. Потом клуб начислил ему материальную помощь.

– Когда у тебя в «Немане» был самый сложный период в плане финансов?

– Когда я был на травме, пришлось залазить в долги.  Звонил в клуб: «Начислите хоть что-нибудь». Тогда на новый год на карточку пришло около двух миллионов. Потом такими же частями начали поступать деньги. Признаюсь, было тяжело. Нужно за что-то кормить семью. Зимой думал подавать иск. Пообщался по этому поводу с Солодовниковым, Сахаревичем. Они сказали: «Может, не стоит этого делать? Сейчас придет новое руководство. Вам все выплатят». Получилась душевная беседа. Не стал судиться. Многие ребята отнесли заявления. Потом забрали их.

– Говорят, в этом году в «Немане» тоже случались небольшие задержки с выплатами.

– Такого не было. Руководство предприняло интересный ход. Первую зарплату получаешь через полтора месяца после заключения контракта. Зато выплачивают более-менее вовремя.

– По сравнению с прошлым сезоном твоя зарплата сильно урезалась?

– Конечно, я осознанно согласился, чтобы быть честным перед собой и людьми, которые в свое время пошли мне навстречу. Хотя были другие варианты продолжения карьеры. Мог спокойно получать в три раза больше, чем в Гродно. Нужно по-человечески относиться к людям. Последний раз зарабатывал такие скромные деньги, наверное, когда играл еще в первой лиге. Понимаю, клуб экономит и старается погасить долги. Сейчас они где-то пять миллиардов. По сути, продай одного игрока – они исчезнут.

– За кого «Неман» может выручить деньги?

– Рано или поздно уедет Паша Савицкий. Если бы он отправился в Россию, у «Немана» не стало бы долгов. Этим нужно заниматься. Зачем отдавать человека в бесплатную аренду? Его нужно продавать. Сейчас парня много критикуют. Пусть футболист чудит за пределами поля. Это его право. Главное, чтобы в игре он показывал свой уровень. Даже во время предсезонки в Польше Паша забивал, отдавал. Другое дело, что тренеру «Ягеллонии» не нравилась жизнь Савицкого вне игры. Паше нужно было где-то включить голову и подстроиться под главного. Думаю, отец подскажет ему, а Паша сделает правильные выводы.

Конечно, каждый может сходить в клуб, отдохнуть. Главное, потом добросовестно отработать тренировку. Я ни разу не видел, чтобы Савицкий где-то недобежал или начал сачковать. В любом состоянии парень был одним из лучших на поле. Уверен, он еще станет классным футболистом.

– Ты застал возвращение Савицкого в «Неман»?

– Все прошло спокойно, будто Пашка никуда не уходил. В нем ничего не поменялось. Конечно, Савицкий принесет много пользы команде на поле. Правда, для «Немана» будет лучше, если его продадут. Однозначно. Это пойдет на пользу всем. Клуб выручит за трансфер деньги и погасит долги. Игрок получит импульс для развития.

– За счет чего «Неман» может поправить турнирное положение?

– Футболисты, особенно молодежь, должны настраиваться на каждый матч как на последний. У «Немана» есть проблемы с составом. Выпали Ваня Денисевич и Сорик. Бебе пока не могут найти оптимальную позицию. Меня ставили вперед, чтобы была возможность зацепиться за мяч. В таких ситуациях некому было начать атаку в центре. Чтобы получить мяч, я опускался ниже, а впереди уже никого не было. При таких раскладах нужны сильные крайние защитники… Короче, необходимо еще два-три сильных исполнителя, чтобы был какой-то результат. Пока этого не хватает. Часто выпадает один-два человека, поэтому теряется рисунок игры.

Команду много критикуют. Особенно в интернете. Придите на тренировку, выскажите претензии. Сейчас так делают многие российские болельщики. Считаю это правильным. В нынешнем сезоне 10-15 фанатов «Немана» пришли поговорить с командой. Пообщались. Они спросили, что к чему. Поговорили по-мужски. Это правильно. Зачем трындеть в интернете? Зайди в «Одноклассники» и трынди сколько хочешь.

– Недавно появились слухи о возможной отставке Сергея Солодовникова.

– Витальевич пошел к мэру. Он сказал: «Спокойно работай». Солодовникову сложно трудиться, когда слышишь, что вокруг тебя что-то происходит. Главное – не обращать на это внимание. Многое будет зависеть от июля. Сможет ли команда найти квалифицированных игроков? Хочется, чтобы все было в порядке. Не думаю, что «Неман» вылетит из «вышки».

– Почему ты все-таки не остался в команде?

– Мне предлагали контракт на тех же условиях. Я предложил свои. Они были значительно меньше прошлогодних. Мне сказали, что это космические для «Немана» деньги. Ответил: «Поймите меня правильно, но так не пойдет. Я выполнил свои обязательства перед клубом».

Фото: Надежда Бужан, Олег Некало, Юлия Чепа, Кирилл Павлович, fcneman.by

Другие посты блога

Все посты