Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Европейские дети выглядят лучше белорусов во всех аспектах». Наш человек в академии «Стандарда»

«Европейские дети выглядят лучше белорусов во всех аспектах». Наш человек в академии «Стандарда»

Белорусский тренер академии «Стандарда» рассказывает, как нужно выстраивать работу с юными футболистами. Может, тогда наши клубы перестанут громить в еврокубках.

22 сентября 2015, 22:40
39
«Европейские дети выглядят лучше белорусов во всех аспектах». Наш человек в академии «Стандарда»

Александр Мозговой – о работе в одной из лучших футбольных школ Бельгии. Коротко: нам есть, к чему стремиться.

– Когда вы в последний раз были в Беларуси?

– Какой сложный вопрос с самого начала. Сейчас вспомню… Последний раз приезжал летом. Навещал родителей. Это стало главной причиной визита. Гощу в Беларуси примерно раз-два в год. В принципе, в стране ничего не меняется. К сожалению, только ухудшается здоровье родителей. Все остальное остается на своих местах.

– В белорусском футболе тоже ничего не меняется?

– Слежу за ним только через интернет. Знаю, что БАТЭ идет в чемпионате на первом месте, «Динамо» на втором, «Минск» на третьем. БАТЭ и «Динамо» играют в группах еврокубков. Обе команды проиграли в первом туре. Поддерживаю контакты с Мишей Мархелем, Юрой Хомко, Андреем Сацункевичем. Периодически созваниваемся через Skype.

– Когда вы последний раз видели матч с участием белорусской команды?

– Смотрел пару матчей БАТЭ в Лиге чемпионов по телевизору. Рад за клуб. Немного знаком с Капским. В своем время поиграл вместе с Федоровичем в Могилеве. Поздравляю ребят. Руководство построило в Борисове такой стадион! Команда постоянно участвует в еврокубках. Конечно, там парням приходится тяжело, но главное, клуб развивается благодаря деньгам, которые зарабатывает в Лиге чемпионов. БАТЭ грамотно использует Путь чемпионов. Не думаю, что команда смогла бы показать такой высокий результат, если бы квалифицировалась иначе. Конечно, игра борисовчан в группе не радует, но это опыт. Он идет только на пользу.

Пару лет назад вживую наблюдал за матчами «Стандарда» с «Минском» в плей-офф Лиги Европы. Все-таки больше смотрю матчи чемпионата России.

– До Бельгии долетают мнения о регрессе белорусского футбола?

– Развитие футбола зависит от экономики страны. Есть деньги – спорт будет развиваться. Наслышан, что детским тренерам в Беларуси платят не очень хорошо. По-моему, основная проблема упадка нашего футбола в этом. Плюс не все клубы имеют достойную материальную базу для подготовки. В Бельгии в этом плане все гораздо лучше. В первом футбольном дивизионе есть детские тренера, которые занимаются с командами профессионально. В стране хватает и специалистов-совместителей. В основном, это учителя. Они до четырех часов трудятся в школе, а потом едут на тренировку. По большому счету, это практикуют учителя физкультуры. Такой режим работы позволяет им нормально себя чувствовать. Чаще всего такие люди занимаются ребятами категории U-15. Когда дети становятся старше, они переходят к профессиональным тренерам. Зарплаты детских профессиональных тренеров в Бельгии от 2500 евро. Безусловно, этих денег хватает, чтобы достойно жить, что-то отложить. Ведь средняя зарплата по стране где-то 1500.

– Что нужно, чтобы стать профессиональным детским тренером в Бельгии?

– Конечно, нужно получить специальное образование. Есть дипломы категории «С», «В», «B-UEFA», «А-UEFA» и «Pro». Я заканчивал играть в футбол в Бельгии. Отправился туда после нескольких лет, проведенных в польской «Завише». Как и все, оказался на Западе через какие-то связи. У одного знакомого был хороший контакт в Бельгии. Был бы такой человек в Германии – поехал бы в Германию. В Польшу я отправился в 1994 году. Это было сделать не так сложно. Союз развалился. Многие белорусские футболисты рванули за границу. В нашем чемпионате не было никаких финансовых условий. Более-менее платили только за рубежом. Причем даже не в России и Украине. В той же Польше можно было получать весьма достойные деньги. Разница в зарплате по сравнению с Беларусью была колоссальной. Не скажу во сколько раз. Люди уезжали даже в самые скромные клубы.

Мне очень понравилось в Бельгии, и я решил здесь остаться. Это многонациональная страна. На улицах хватает людей африканского происхождения. Когда приезжаю в Минск, за неделю вижу одного темнокожего человека. На этом все. В Бельгии много природы, полей. Мы живем за городом. Из окна видно, как пасутся овцы, но все как-то культурно. Здесь жизнь более спокойная, размеренная. Люди воспитаны лучше белорусов. Если на улице кто-то кого-то заденет плечом, тут же извинится. Даже незнакомые друг другу люди здороваются. В Беларуси такого нет. Вся эта культура проявляется в мелочах. Народ более приветлив везде: на улице, в кафе, в самолете, в туалете – везде. Это главное отличие европейцев от белорусов.

После завершения карьеры поступил в школу тренеров, где учился два года. Там была вечерняя форма обучения. Занятия шли с понедельника по пятницу. Каждый день по три-четыре часа учебы. Сдавали экзамены не только по дисциплинам, связанным с футболом. Учили биологию, физиологию. Хватало и теории, и практики. Программа достаточно насыщенная. Тем более все преподается на французском языке. Это вызывало дополнительные сложности. Французский – не самый простой язык для изучения. Нужно было время, чтобы его окончательно освоить. В Европе бесплатно ничего не бывает. Необходимо трудиться и относиться к своей профессии серьезно. Когда я начинал, за плечами не было никакого клуба. Пришлось платить за обучение самому. За два года потратил порядка 1300-1500 евро. На данный момент у меня диплом «B-UEFA».

– Как вы начали работать с детьми?

– Когда окончил курсы, один человек пригласил меня в маленький местечковый клуб, где я проработал три года. Затем провел сезон в «Эйпене» из второго дивизиона. К тому времени человек, который дал мне путь в тренерской карьере, перешел в «Стандард» и позвал меня к себе. Это было в 2007 году. Как раз в клубе построили академию.

Мне не было страшно. Хотя на первых порах существовали проблемы с языком. Где-то были трудности с произношением, где-то не хватало словарного запаса. В принципе, это не смертельная проблема, ведь я всю жизнь играл в футбол, а не работал на заводе. Когда начинал тренировать, если где-то не мог что-то объяснить, показывал на своем примере.

Конечно, сначала дети не совсем понимали мои требования. Все-таки я прошел советскую школу подготовки. Она более строгая, построенная на дисциплине. Хотелось, чтобы они были более внимательны и серьезнее относились к тому, чем занимаются. Без этого ничего не добиться. Поэтому родители сначала настороженно относились ко мне. Все-таки в Бельгии немного тренеров из бывшего СССР. Когда родители увидели, что их дети прогрессируют, все вопросы отпали. Никаких проблем. Тем более когда работаешь на высоком уровне, с мамами и папами практически не пересекаешься. Если возникают какие-то проблемы, они решаются с руководством. Тренеры редко контачат с родителями. Беседуем только на собраниях перед началом сезона. Академия «Стандарда» имеет закрытый характер. На наших тренировках не присутствует посторонних людей. Чаще всего приходится вести беседы с родителями, только если мальчика отчисляют из академии.

– Такое случается часто?

– Конечно, конкуренция существует. Прийти в «Стандард» легче, чем остаться в команде. Набор проходит в течение года. Наблюдаем за ребятами из команд более низкого уровня, из регионов, которые находятся рядом с нашей базой. Все-таки мы работаем по самым высоким стандартам. Конкуренция есть в каждой команде. В среднем в каждом возрасте за год три-четыре человека покидают академию.

Знаете, школа «Стандарда» имеет отличную инфраструктуру. Ее создал Робер Луи-Дрейфус, который в свое время был президентом «Марселя» и являлся председателем совета директоров «Adidas». Жаль, он умер в 2009 году. Строительство академии обошлось ему примерно в 18 миллионов евро. Она расположена в десяти километрах от Льежа. Школа находится в лесном массиве. В ее расположении шесть полей, зал, тренажерный зал, административное здание, зал для учебы, стадион для команды U-21, отель для главной команды, три поля для нее… Сергей Гуренко говорил, что примерно такие условия созданы в «Краснодаре». Я не был там, но видел фотографии. Примерно такой же уровень, как у нас.

Обучение в академии не бесплатное. Родители платят примерно 400-500 евро в год. Эти деньги идут на экипировку и частично покрывают расходы по уходу за газоном, коммунальные услуги, зарплаты тренерам.

Каждый возраст ведут два человека. Кроме того, есть тренер по физической подготовке, который работает с командами всех категорий. Я тружусь с ребятами U-15. До этого у моих парней основной упор делался на работу с мячом. С 14-15 лет начинается работа над закладыванием физической базы: выносливость, скоростная выносливость, общая физическая подготовка. Кроме того идет работа над развитием игрового мышления.

– Чем примечательна система подготовки футболистов в академии «Стандарда»?

– Каждый тренерский штаб ведет команду своего возраста только два года. Если ты взял ребят U-11, то доводишь ее до U-13. Потом эти мальчики начинают работать с другим специалистом, а ты вновь берешь U-11. Сначала мы работали с каждым возрастом только один год. Получалось не очень продуктивно. Это очень короткий срок. Просто не успеваешь до конца узнать ребят, собрать информацию о них, а уже нужно менять команду. Два года – идеальный период работы. После первого года знаешь сильные и слабые стороны своих мальчишек, можешь как-то варьировать состав, набирать новых ребят.

Когда я приходил в футбол, тренер взял нас маленькими и вел до самого выпуска. Это не совсем правильно. За такой период тренер привыкает к игрокам. Отношения становятся чересчур дружескими. Специалист порой принимает не совсем объективные решения. Когда футболист меняет тренеров каждые два года, он берет от каждого наставника что-то новое. Это очень важно для многогранного развития исполнителя. Ребята более ответственно относятся к себе. Постоянно нужно что-то доказывать. Возрастает уровень дисциплины.

– В «Стандарде» все команды академии играют по одной системе?

– Да. Основная система «Стандарда» 4-3-3. У старших ребят она может немного видоизменяться на 4-2-3-1, но база все равно одна и та же. Ничего удивительного.

Вообще, когда встречаешься с детскими командами с постсоветского пространства, бросается в глаза, что ребята из того же «Стандарда» мощнее физически. Я видел мальчиков из БАТЭ, минского «Динамо», «Минска». С точки зрения физического развития они выглядит слабенько. В «Стадарде» много ребят-африканцев. Они более выносливы, быстры, сильны. Это точно.

– Неужели в детском футболе между западными и белорусскими клубами такая колоссальная разница?

– Вы же видели, как ребята из БАТЭ играют в юношеской Лиге Европы. Им приходится очень тяжело. Посмотрите на результат матча «Бенфика» – «Астана». Счет 8:0 говорит о многом. Пару лет назад видел команду БАТЭ U-15 на турнире в Бельгии. Там был серьезный состав участников «Аякс», «Фейеноорд», АЗ, «Тоттенхэм» и еще много хороших представителей. Борисовчане выступили не совсем удачно. Заняли одно из последних мест. Отставание юношей БАТЭ от европейских сверстников есть. Оно заметное. Видел на разных турнирах мальчиков из «Зенита», московского «Спартака». Они готовы лучше белорусов. Без всякого сомнения. Европейские дети выглядят лучше белорусов практически во всех аспектах. Не могу назвать точную причину этого. Тут целый комплекс проблем, начиная от уровня детских тренеров и заканчивая материальной базой. Может, существует какая-то демографическая проблема, связанная с Чернобылем и испорченным генофондом. Это уже вопросы более высокого, философского уровня.

В целом в Бельгии большое внимание уделяется развитию молодых игроков. В том же «Стандарде» пятеро молодых воспитанников постоянно находятся в основе команды. Очень многие ребята в последние годы уехали в другие клубы Бельгии. Примерно 30 игроков выступают в клубах первого дивизиона. Очень много наших ребят представляют сильнейшие команды мира: Феллайни – «Манчестер Юнайтед», Витцель – «Зенит», Миральяс – «Эвертон», Бентеке – «Ливерпуль», Шадли – «Тоттенхэм».

– За восемь лет в «Стандарде» вы вырастили кого-то из звездных игроков?

– Было дело. Работал с Баккали Закария, который сейчас играет в «Валенсии». Сотрудничал с Давидом Эненна, который не так давно перешел в «Эвертон». Это самые известные ребята, с которыми мне довелось трудиться. С талантами всегда приходится нелегко. От способных ребят требуешь большего. У них сложный характер. Не всегда парни были послушными, но мы находили общий язык. Все-таки делали одно большое дело.

Порой ребята обижались, что мало времени проводили на поле. Понятно, все хотят играть, но в командах нашей академии человек проводит на поле минимум 50% матча. В «Стандарде» нет такого, чтобы человек поехал на выезд и просто отсидел встречу на скамейке. У каждого есть время, чтобы проявить себя. Нужно только не упустить возможность.

– Работа детским тренером соответствует вашим амбициям?

– Конечно, хотелось бы попробовать себя во взрослом футболе. Это дело случая и конкретного предложения. Если мне завтра позвонят из минского «Динамо» или БАТЭ, будем разговаривать. Никаких проблем.

– А если вас позовут поднимать детские футбол в Беларуси, поедете?

– Не думаю, что я сегодня готов бросить все в Бельгии и откликнуться на это предложение.

Другие посты блога

Все посты