Tribuna/Футбол/Блоги/Перетрем/В 29 ушел из футбола и начал штурмовать IT: история бывшего защитника минского и брестского «Динамо»

В 29 ушел из футбола и начал штурмовать IT: история бывшего защитника минского и брестского «Динамо»

Экс-игрок минского и брестского «Динамо» завязал с футболом в 29 лет и ушел в IT.

Блог — Перетрем
Автор — Влад Воронин
19 июля 2019, 22:30
10
В 29 ушел из футбола и начал штурмовать IT: история бывшего защитника минского и брестского «Динамо»

Играл и вдруг пропал.

После завершения карьеры футболистам приходится заново себя искать. Кто-то выбирает простые варианты и в том или ином качестве остается в спорте. Кто-то начинает искать себя на «гражданке» и всплывает в сферах, которые никак не вяжутся с шаблонными преставлениями о спортсменах.

Сергей Кондратьев когда-то считался перспективным парнем. Невысокий защитник отбегал несколько лет в минском «Динамо». Игроком основы стал в сезоне-2010, но ненадолго. А дальше в карьере дэфа были «Гомель», разоренный Брест, вечно проблемный «Нафтан», а затем и перволиговая «Белшина». Этой зимой защитник в 29 лет без шума повесил бутсы на гвоздь. Узнали, что стало причиной столь раннего ухода из футбола.

- Сергей, в последние полгода футбольные болельщики ничего не слышали о вас. Что произошло?

– Дело в том, что я завершил профессиональную карьеру. На данный момент занимаюсь своими делами, работаю и учусь. Пока что мне бы не хотелось называть компанию, в которой обучаюсь. Через определенное время закончу обучение, тогда уже смогу рассказать. Давайте сейчас ограничимся тем, что это IT-сфера. Здесь это нормально, когда люди работают и параллельно учатся.

- Ого, сложно вообще найти себя вне футбола?

– В общем-то, нет. Если ты и вправду готов к переменам, то не очень сложно. Главное – решиться. Вот и все. 

- Обсуждали это решение с близкими? Они не говорили, мол, одумайся?

– Естественно, обсуждал. Как иначе? Наверное, я правильно ответил на предыдущий вопрос: уже был готов к чему-то новому в жизни, к переменам. А что касается близких, то, наоборот, они скорее говорили: «Одумайся, может быть, уже давным-давно стоит сменить сферу деятельности?». Футбол ведь не вечен, и футболист в футболе не вечен. Как бы ты этого ни хотел, но есть возраст, травмы, какие-то бытовые проблемы. Конечно, можно посвятить всю жизнь спорту. Если мы говорим о футболе, сначала ты игрок, затем тренер или администратор. Хотя кроме футбола в жизни есть столько хороших вещей… Можно и нужно менять сферу деятельности! Можно вообще кардинально изменить жизнь и, скажем, уехать в другую страну. Почему нет? Все зависит от человека. Готов ли он к этому и насколько сильно хочет.

- Вам поступали предложения от клубов этой зимой? Может быть, «Белшина» предлагала остаться?

–  Нет, «Белшина» мне ничего не предлагала. Я немного потренировался с ЮАС перед тем, как команда распалась. Скорее всего, именно тогда пришло осознание или понимание, что пора. Подумал, что не судьба. Возможно, это был какой-то знак свыше :). Хотя не могу сказать, что я полностью уверен в судьбе или каких-то знаках. Просто лично у меня все шло именно к этому [завершению карьеры]. 

В определенный момент был готов продолжить работу в сфере спорта – на руках были сертификаты с курсов массажа и диетологии. И, в принципе, был готов осваивать какие-то смежные дисциплины. Затем все-таки решил, что нужно искать что-то более серьезное и устроился в более серьезную структуру. Давайте откровенно: я не первый, кто пошел по этому пути. К примеру, [Павел] Платонов работает тестировщиком. Если не ошибаюсь, сейчас живет в Штатах. Почему бы и нет? По-моему, прекрасный пример для подражания.

- Обращались к нему за советом?

– Нет, не разговаривал с ним. На самом деле в IT-сфере многие знают, что спортсмены периодически приходят и пробуют себя. Как говорится, не попробуешь – не узнаешь.

- Все-таки почему решили завязать с футболом? Вас не устраивали доходы, устали от ежедневных тренировок или травмы повлияли? В чем основная причина?

– Честно говоря, очень сложный вопрос. От тренировок точно не устал, потому что они уже вошли в привычку. Я ведь занимался футболом с шести лет, поэтому не могу сказать, что мне стало тяжело. Более того, по-прежнему стараюсь держать себя в форме: выступаю за любительскую команду в АЛФ, готовлюсь к марафонам. А вот назвать какую-то одну причину… Cложно! Наверное, мне хотелось развиваться дальше, а не стоять на месте. Конечно, физическая составляющая – это очень важная штука. Но есть еще интеллектуальная, духовная.

Мне хочется полностью развиваться во всех сферах, а не быть привязанным к чему-то одному. Если к физическим нагрузкам уже привык и могу контролировать основные процессы – тренировки, питание и так далее, – то в остальных вопросах я еще многого не знаю. В каком-то плане это вызов самому себе. Не хочу замыкаться только на спорте. Есть желание развиваться в интеллектуальной, духовной и социальной среде.

- IT – это не слишком резкое изменение в жизни? Не боитесь разочароваться в своем выборе? Сидячая работа не всем подходит…

– Не знаю, это уже зависит от конкретного человека. Если он готов и хочет, почему бы и нет? Если не готов, конечно, ничего не получится. Для того чтобы понять, что такое IT и что из себя представляет сидячая работа – сначала нужно отучиться, а потом еще сделать этот шаг и начать работать. Без этого ничего не будет. Можно сколько угодно гадать, получится у меня там-то или не получится, но пока не попробуешь – не узнаешь.

Давайте поговорим о футболе. Если бы можно было отмотать время назад, изменили бы что-то?

– Увы, время отмотать нельзя. Конечно, есть вещи, которые хотел бы изменить, причем многие. Впрочем, заглядывать в прошлое не стану… Честно, сделал большое количество выводов, пересмотрел свое отношение к некоторым вещам, но нужно двигаться дальше, а не зацикливаться на прошлом.     

- Что конкретно изменили бы?

– Хм, возможно, свой подход и отношение к людям. Еще допускал ошибки при выборе клубов. Стоило чуть по-другому оценивать предложения. Проблема в том, что в белорусском чемпионате футболист каждый год находится перед этим выбором – куда податься? Сейчас большая редкость, когда с игроком заключает контракт на два года, а уж тем более на три. Примерно с ноября по январь головная боль – искать новую команду или оставаться в этой.

- Вы гнались за деньгами или выбирали не тех тренеров?

– Может быть, по молодости принимал какие-то невзвешенные решения. Когда стал более опытным, первостепенным была игра. Как сейчас осознаю, деньги – это не самая главная вещь в футболе. Да, никто не спорит, это очень важно в жизни, потому что без денег никак, тяжело. Но есть вещи намного более важные, чем деньги.

- Какие у вас самые яркие воспоминания или истории из футбола?

– На самом деле историй очень много… Я работал с огромным количеством футболистов и тренеров. Каждому из них безмерно благодарен. Эти люди сформировали и мое понимание футбола, и мое понимание жизни. Со многими беседовал не только на футбольном поле, но и вне его. Представьте, только в «Динамо» застал 11 главных тренеров, а были еще и помощники [главных тренеров]. На каждого из них можно найти интересную историю или какое-то теплое воспоминание. Каждый игрок и тренер мне что-то дал. И совершенно неважно: положительный опыт или отрицательный. В любом случае это как пример: что нужно делать, а чего не стоит.

- Кто из тренеров внес самый большой вклад в карьеру? В каком-то интервью вы отмечали Сергея Солодовникова.

– Вообще, сложно выделить кого-то одного. Олег Василенко, Андрей Зыгмантович, Игорь Криушенко, Юрий Шуканов, Сергей Ковальчук, Андрей Прокопюк – это далеко не полный список тех, кто повлиял на меня.     

С Солодовниковым пересекался в «Динамо» и молодежных сборных. Много времени проводили с ним вместе, общались на разные темы. Это потрясающий человек, у которого огромные амбиции, он всегда поможет и подскажет. Перед тренировкой мы часто играли в «квадрат», и Сергей Витальевич подключался к нам. Если кто-то из футболистов «проверял» ему между ног, то на пару дней тренер устраивал игроку психологический прессинг: травил, подшучивал и так далее. Мог в игре с ним потолкаться, но все было по-дружески – каждый понимал, за что получает.  

Другой Сергей Витальевич [Гуренко] тоже помогал и поддерживал. Меня особенно!

- Говорят, он вспыльчивый и эмоциональный. Некоторым сложно сработаться с такими людьми.

– Да, это понятно. Но если смотреть с точки зрения психологии, его можно понять. На тот момент Сергей Витальевич только закончил футбольную карьеру и начинал тренерскую. Прекрасно понимал, что он еще работает больше как игрок и ситуации оценивает с позиции футболиста. Он проецирует себя на поле, поэтому местами вспыльчивый.

- Молодым тренерам сложно убить в себе футболиста.

– Это зависит от психологической подготовки игрока. Кстати, важная вещь в футболе. К сожалению, у нас ее не проповедуют. С психологией футболистов никто не работает. В принципе, некоторые моменты должны закладываться еще в юниорском возрасте, в академиях. Когда приходишь в основную команду, там уже никто не обращает на это внимание. Главное – результат.

- Думаете, в каждой школе, академии и команде должен быть психолог?

– Да, над молодежью должны работать психологи или, например, тренеры. Мое мнение: хороший тренер – это в какой-то степени психолог, который способен найти подход к каждому игроку. А в нашем футболе тренеры не так много уделяют этому внимания.

- Вы говорили, что с Алексеем Меркуловым разговаривали всего раз за сезон. Поэтому в «Гомеле» у вас не все получилось?

– Не знаю, не могу ничего сказать о Меркулове. Бессмысленно говорить что-то хорошее или плохое об этом человеке. У него свой подход к делу, по-моему, не самый плохой. Полагаю, в той ситуации больше зависело от меня: сработаемся мы или нет. Дело в том, что я еще был молодым – только-только перешел рубеж в 23 года. У меня закончился контракт с «Динамо», «Гомель» первым сделал предложения, и я сразу же согласился. Таким было мое решение! Что уж поделать, если так вышло.

- Вы один из тех, кто застал тяжелые времена в Бресте. Расскажите, как сейчас наблюдать за тем, что происходит в этом клубе?

– Не могу сказать, что даже на тот момент в Бресте все было настолько плохо. Единственная проблема – отсутствие финансов. Что касается коллектива, болельщиков, все было замечательно. На самом деле сейчас очень счастлив за Брест. Это прекрасно. Если таких команд будет пять-шесть в высшей лиге, то наш чемпионат сделает гигантский шаг вперед. Футбол действительно будет развиваться, а зрителей становиться все больше и больше. Уже вижу, что намечается положительная тенденция. Интересно следить не только за чемпионатом, но и за этой командой. Мне кажется, в этом году будет сюрприз.

- Сменится чемпион?

– Посмотрим, пока еще рано делать прогнозы. Думаю, тройка точно изменится. Не стоит говорить о чемпионе, мне, например, нравится БАТЭ. Великий клуб, который прекрасно себя показывает не только в нашей стране, но и в Европе. Людей в этой команде много хороших. Не побоюсь этих слов, Стасевич – вообще мой кумир. Играл с ним в «Динамо» и старался брать пример. Только хорошее могу сказать и о Александре Сулиме. Замечательные люди!

- Пример – в плане отношения к своему делу?

– Они – пример полного подражания, причем не только в футболе. Это семейные люди, которые умеют преподнести себя в социуме, всегда помогают и узнают о твоих проблемах, если такие имеются.

- Чуть больше десяти лет назад сборная U-19 под руководством Солодовникова вышла в элитный раунд своего отбора. Многие считали то поколение футболистов перспективным, но по сути практически никто в итоге не построил успешную карьеру. Более-менее получилось у Баги, Политевича и Гавриловича. Остальные – либо завершили, либо играют в Д2 и Д3. Почему так произошло?

– Если честно, очень много факторов, которые в той или иной степени повлияли на ребят. Бывает такое, что хороший футболист, перспективный, но на данный момент все команды укомплектованы, и он оказывается никому не нужен. Полгода, год этот футболист деградирует, а затем все. По факту карьера завершена, потому что наверстать упущенное практически невозможно. Мне трудно говорить за всех ребят. У каждого своя история и судьба. Кому-то могли помешать свои проблемы, так как помимо футбольной жизни есть еще и семейная. Может быть, у кого-то там [в семье] возникли проблемы, и как ни крути ты полностью концентрируешься на них, а не на карьере. Увы, никто не знает, что у другого человека в голове.

- Как считаете, вы все сказали на футбольном поле?

– Естественно, нет. В детстве мечтал и хотел намного большего, но, скажем так, проблемы, которые начались со здоровьем плюс проблемы другого характера, о которых мне не хочется распространяться, не позволили построить успешную карьеру. К сожалению, так получилось.   

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты