Tribuna/Футбол/Блоги/Пинта-Шминта/Приезд «Ливерпуля», скандал с зарплатами, продажа б/у авто в Москве – теперь жесть о выборах по госТВ. А когда-то экс-директор «Гомеля» был просто рэпером

Приезд «Ливерпуля», скандал с зарплатами, продажа б/у авто в Москве – теперь жесть о выборах по госТВ. А когда-то экс-директор «Гомеля» был просто рэпером

...

Автор — Алесь Коваль
30 июля 2020, 10:29
18
Приезд «Ливерпуля», скандал с зарплатами, продажа б/у авто в Москве – теперь жесть о выборах по госТВ. А когда-то экс-директор «Гомеля» был просто рэпером

Евгений Поболовец – не чужой белорусскому футболу человек. А в целом его биография полна неожиданных поворотов: рэпер и спец по технологии упаковки стал сотрудником исполкома, работником госТВ и директором клуба, привезшего «Ливерпуль» в Беларусь, а после всего этого ездил на заработки в Россию. Вспомним его путь подробнее – повод для этого возник, правда, своеобразный, связанный с госТВ и президентскими выборами.

***

На днях на телеканале СТВ вышел сюжет, который может служить очередным примером, как любое событие с помощью риторических приемов показать в сугубо негативном свете. На этот раз дело было в призыве Вероники Цепкало, после нерегистрации своего мужа Валерия Цепкало кандидатом в президенты Беларуси ставшей частью объединенного штаба кандидата Светланы Тихановской, ко всем желающим честных выборов носить на руке белые браслеты/ленты.

В студии СТВ – конечно же, после показа очередной речи Александра Лукашенко – ведущий начал говорить о протестах и заявил: «События в нашей стране удивительным образом оказываются по своей сути и содержанию похожими на аналогичные кампании у соседей. Сначала выбирается лидер или несколько лидеров протеста, затем придумывается символ для визуальной борьбы, а на последнем этапе – некий отличительный знак, отделить своих и чужих. Элемент уличной борьбы. Всегда выбирается определенный цвет, и потом ситуация окрашивается в этот цвет. Вот у нас появилась некая белая ленточка». Дальше ведущий призвал своего коллегу, который якобы нашел сходство нашей предвыборной кампании с Украиной-2014 (то есть с «майданом», куда же в риторике госСМИ без этого). Дальше коллега заявил, что на митинги альтернативных кандидатов в любом городе Беларуси приходит менее 1 процента населения (и это неправда – например, в Глубоком было около тысячи человек при населении в 19 тысяч). Но гораздо больше внимания он уделил белым лентам как отличительному знаку – заявил, что это «очень скользкий путь, который использовали в Третьем рейхе, который ведет к развалу страны». Далее показали минутную нарезку военных действий на территории Украины, потом сказали о «третьей попытке революции» в Беларуси, о подготовке людей к выводу на некие площади (в этот момент на фоне пустили кадры легального митинга Тихановской), а после тот же репортер заявил, что «новые выборы – путь к хаосу и тупику». В конце он уже не сдерживает себя: «Майдан, Болотная – места крови и слез. Кто хочет, чтобы и в Беларуси появилось подобное место, пометили себя подлыми белыми лентами. Но народ сам определит свою судьбу и сделает это верно». Дальше двое в студии по очереди еще пять минут рассуждали, как все плохо в Украине – а вот в Беларуси, замечал ведущий, несколько лет растет ВВП в рублях на душу населения (график чем-то напомнил рост курса доллара, разве что там изгиб порезче). Если у вас еще не появилось мысли, к чему все это рассказано, объясняем: ведущего звали Евгений Поболовец.

Поболовец родился в обычной семье в Гомеле. Его отец всю трудовую жизнь проработал в школе учителем географии, на чьи уроки ходил и сын. Вообще учился будущий функционер в целых четырех разных школах, а параллельно с этим пробовал себя в футболе и гандболе, но карьеру начал развивать совсем по-другому. В 1996-м Евгений поступил в Гомельский технический университет, чтобы изучать премудрости производства тары и упаковки. Там он стал чемпионом вуза по КВН, а также начал музыкальную карьеру – читал рэп под псевдонимом Djenis, а после организовал хип-хоп-группу «Граффити», которая собирала залы в Гомеле.

Кроме того, Поболовец в начале 2000-х прошел отбор на местное ТВ и стал репортером и ведущим криминальной хроники, равняясь, по собственному признанию, на Леонида Парфенова. В 2002-м Евгений получил диплом, в 2003-м – стал корреспондентом БТ в Гомельской области, а в 2004-м получил должность пресс-секретаря Гомельского областного исполнительного комитета. Параллельно с карьерой Поболовец не забывал о футболе и «Гомеле» в нем. Любил Евгений не только почитать новости о команде, но и обсудить их на сайте «Прессбола» – и вскоре Марк, как подписывался там Поболовец, стал заметной фигурой местного форума. Кроме того, писал сообщения Евгений и в гостевой книге фанатов минского «Динамо» «Девятка». Видимо, вдохновившись активностью других болельщиков, в 2008-м сотрудник исполкома инициировал создание сайта болельщиков «Гомеля». Соратники находились среди прессболовских форумчан-гомельчан, с которыми Поболовец как-то организовал встречу в реальности, переросшую в еженедельные товарищеские посиделки. Кроме того, Евгений делал текстовые онлайны матчей клуба и писал заметки о нем в газету «Все о футболе», для чего вошел в постоянный контакт с тогдашним директором клуба Олегом Евстратовым. А еще со своей группой и коллективом «Бан-Жвiрба» создал «Гомелю» гимн, который стали запускать на матчах команды.

В 2009-м случилось грустное – «Гомель», за шесть лет до того ставший чемпионом страны, на одно очко отстал от спасительного места и вылетел из элиты. Евстратов покинул должность директора по соглашению сторон. Освободившийся пост предлагали директору местной СДЮШОР-7 Игорю Максименко и тогда замдиректора хоккейного «Гомеля» Федору Шапорову, но оба отказались. И в тот момент кто-то из больших начальников вспомнил о Поболовце, который как Марк весь сезон писал длинные форумные посты о ситуации в клубе и предлагал концепции его развития. Евгений на предложение согласился моментально – и в 30 лет стал самым молодым функционером «вышки».

Первые три сезона в «Гомеле» при директоре Поболовце были похожи на сказку. Команда без вариантов выиграла первую лигу (82 очка из 90 возможных, разница мячей 80:16), в 2011-м завоевала Кубок страны и без раскачки забралась на третье место «вышки», а в 2012-м отобрала Суперкубок у БАТЭ и прошла два квалификационных раунда Лиги Европы, в третьем волей жребия привезя в Гомель «Ливерпуль». Остается только догадываться, в какой эйфории после этого был Евгений, в Европе болевший как раз за «красных». О «Гомеле» после успехов заговорили в белорусских СМИ, а приезд английского гранда был высшей точкой интереса к «южанам».

Правда, все три сезона у «Гомеля» был еще и один тренер – назначенный незадолго до прихода Поболовца Олег Кубарев. И у главного творца командных успехов тлел конфликт с менеджером. В кулуарах говорили, что тренер решал некоторые вопросы напрямую с высокими чиновниками, что не нравилось директору. Но и публичные выступления от Кубарева бывали. По ходу прекрасного 2011-го коуч публично говорил о финансовых затруднениях, а после сезона заявил: «Нашему директору я бы пожелал учиться. Нужно четко понимать, что ключевое звено в работе клуба – команда. В первую очередь необходимо удовлетворять ее потребности и только во вторую – заниматься продвижением марки, пиаром, работой со спонсорами». Впрочем, если помните, год стал весьма тяжелым для белорусской экономики, и на трудности с исполнением контрактных обязательств в условиях скачка курса валют жаловался и сам Поболовец.

В то же время после бронзы областное руководство поставило директору задачу взять курс на омоложение и увеличение количества гомельских воспитанников в составе. Сам Кубарев такой идеей точно не горел, поскольку признавался, что никакой разницы в месте рождения белорусских игроков не видит. В еврокубковый сезон ничего менять не стали, тем более, несмотря ни на что, «Белнефтехим» обеспечил клубу бюджет в районе 3 млн долларов – а вот в конце 2012-го директор решил, что пора претворять план в жизнь. Как будто в ответ на периодически продолжавшуюся критику от Кубарева Поболовец объявил о том, что уже знает имя нового тренера, за три тура до конца чемпионата. Момент был, мягко говоря, не лучший – «Гомелю» с четвертого места предстояла игра с опережавшим его на три балла минским «Динамо». В итоге южане уступили, остались рядом с пьедесталом, а контракт Кубарева действительно не продлили – в отличие от договора с Поболовцом.

Он после сезона заявил, что коуч не доверял дублерам, и вообще новая стратегия подразумевает тотальное доверие местным – пост главного тренера занял гомельчанин, бывший тренер местного дубля Алексей Меркулов. Ну а ушедший тренер высказался горячо и фактически обвинил Поболовца в нецелевой трате бюджета: «Если я говорю директору, что нужно купить тренажеры, на протяжении трех лет, а он в итоге покупает себе микроавтобус… На семилетнем он ездить уже не хочет. Мы проволокой скручивали, как-то мастерили наше старье. А я просил [тренажеров всего] на пять тысяч евро. Почему я воевал и ругался с директором? Потому что он не понимал, что результат - это не 20 человек и футбольное поле. Или не хотел понимать. Не могу терпеть любителей в футболе».

Проблемой «Гомеля» стало то, что вслед за Кубаревым команду покинул практически весь ростер – помогать клубу в переговорах коуч отказался. С новым составом (в котором молодежи стало не сказать, чтобы на порядок больше) команда еще дважды подряд заняла шестое место, а дальше наступил крах – по итогам сезона-2015 «Гомель» занял последнее место и снова отправился в первую лигу. Причина в том числе финансовая – в конце 2014-го «Гомель» лишился ощутимой поддержки через льготы (местные власти обрубили существовавшую для госпредприятий возможность часть налогов вместо госбюджета перевести в спортивные организации), а за три недели до начала чемпионата-2015 от своих обязательств отказалась «Белоруснефть», подкошенная падением мировой цены на «черное золото». Хотя, кажется, деньги в клубе кончились еще раньше – говорили, что с премиальными у футболистов трудности начались еще в 2013-м, а в сезон вылета команду сотрясали суды с бывшими игроками, которые требовали вернуть деньги за 2014-й.

Однако оказалось, что Поболовец оставил в контрактах лазейку – суд признал, что под 90 процентов от сумм, которые футболисты считали гарантированной зарплатой, полагалось выплачивать только при достижении определенных результатов, которыми внезапно оказались выигрыш Кубка и четвертое место в чемпионате. Правда, футболисты заявляли, что на документах нет их подписей и в глаза они таких бумаг не видели, но это не помогло. Экс-футболист «Гомеля» Андрей Шеряков заявил, что Поболовец обманул игроков «Гомеля», когда тот еще играл в еврокубках, а один из истцов Александр Быченок бросил: «При встрече просто дал бы ему в лоб. Мне остались должны порядка 15 тысяч долларов. Но у Поболовца в Гомеле надежно прикрыта спина, где нужно, сидят крестные папы, мамы. Если бы он расстрелял девятерых человек, его бы там оправдали».

При этом всем управленец выполнил цель, поставленную чиновниками. В «Гомеле» в чемпионате-2015 насчитали 91,7 % собственных воспитанников, что была лучшим показателем в европейских лигах. Своя молодежь оказалась неспособна вытянуть клуб со дна, и после официального оформления вылета Поболовец ушел в отставку. Тогда гомельские болельщики весьма радовались этому факту, но в судьбе клуба это мало что поменяло – новым директором стал заместитель прежнего, работавший до того в гидрометеоцентрах Виталий Кушнер, и с ним цикл повторился, только с меньшими результатами: возвращение в элиту, 10-е место, 12-е место, вылет. Гомельских воспитанников уже особо и не вспоминали – более того, в 2019-м в «Гомеле» на поле выходило иногда и вовсе лишь по три белоруса, а еще клуб попал в скандал с договорными матчами. В этом году новый цикл в Д2 начал свежий директор, бывший футболист клуба Виталий Дроздов – остается посмотреть, что получится.

Поболовец же останется в истории белфутбола как, пожалуй, самый социально активный управленец – в первые годы директорства он продолжал комментировать на «Прессболе» и «Девятке», а социальные сети не оставлял никогда. Недаром основатель БАТЭ Анатолий Капский после очень горячей победы над «Гомелем» в 2013-м крикнул в сторону VIP-ложи: «Твиттер! Твиттер! Попиши в Твиттер!» Тот самый аккаунт с ником «Марк Алфеев» был удален совсем недавно – после «белоленточного» сюжета СТВ. А на вопрос об опыте работы в «Гомеле» менеджер как-то ответил одному из подписчиков: «Положительный. Сбыча мечт». Хотя бросается в глаза, что за время сотрудничества с клубом молодой еще мужчина успел сильно поседеть.

После футбола Поболовец думал плотнее заняться музыкой с новым проектом «Другие белые», планировал выпустить сразу два альбома и даже грозился написать песню для «Евровидения». Но уже в начале 2016-го экс-менеджер вернулся к работе журналистом, а точнее, корреспондентом на «Беларусь 4» – региональное отделение БТРК в Гомеле, сюжеты из которого мелькают на «Беларусь 1». Бэкстейджем со съемок Евгений щедро делился в соцсетях.

Проработав на ТВ около года, Евгений снова круто изменил свою жизнь. Сначала он стал сотрудником структуры китайской XY Group, которая занималась строительством картонного комбината в Добруше (вообще предприятие должно было заработать еще в 2015-м, но не функционирует по сей день). А с конца 2017-го Поболовец почти год жил в Москве, где работал продавцом-консультантом в салоне компании, занимающейся торговлей авто с пробегом. На прощание с Россией удалось купить подержанную машину и себе.

С октября 2018-го Поболовец снова начал работать репортером – теперь на СТВ. Осенью 2019-го Евгений стал больше работать в студии – начал вести новости и передачу «Неделя спорта». Ну а этим летом экс-управленец взобрался на вершину пирамиды новостников – стал вести еженедельную итоговую программу, которые по воскресеньям выходят на главных госканалах Беларуси. Именно в ней и был показан своеобразный диалог из начала поста. До этого самой резонансной историей, происходившей в эфире с Поболовцом, был репортаж с забега трезвости в начале года. Правда, все тогда сделала корреспондент Елена Козлова, у которой (официально – из-за внезапного давления) заплетался язык. Евгений сидел в студии и никак не прерывал эпичное прямое включение.

Высказываться по поводу белорусского футбола Поболовец продолжал регулярно при любой должности – в основном уже в Facebook. Иногда выходило весьма резонансно. Например, в ноябре 2019-го, когда стало понятно, что БАТЭ упустил чемпионский титул, Евгений заявил, что это не спад, а закат для клуба. Когда на пресс-конференции после финального матча сезона тогдашнему тренеру борисовчан Алексею Баге на пресс-конференции привели эти слова, коуч выдал: «Евгений Поболовец – это кто? Бывший директор «Гомеля»? Бывших не бывает. Кто он сейчас? Журналист СТВ? Что-то я его ни разу не видел. А, не в спорте? Тогда вопрос снимается. О чем он может сказать, если он не в спорте, ####?».

Обсуждение в футбольных кругах вызвал и сюжет о белых лентах. Реакция вышла, мягко говоря, негативной.

Пару лет назад при обсуждении в соцсетях Поболовец говорил: «Есть ТВ, есть идеология. Я был по обе стороны баррикад. Разделяю эти вещи». Кажется, с тех пор ничего не изменилось.

Фото: кадр СТВ, goals.by, fcgomel.by, социальные сети Евгения Поболовца

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты