Tribuna/Авто/мото/Блоги/Пит-стоп/24 часа за рулем: как это возможно?

24 часа за рулем: как это возможно?

Что нужно знать о «24-х часах Ле-Мана», главной гонке мира.

Блог — Пит-стоп
Автор — Алесь Коваль
12 мая 2017, 17:30
24 часа за рулем: как это возможно?

Что нужно знать о «24-х часах Ле-Мана», главной гонке мира.

Через месяц во Франции пройдет легендарная гонка «24 часа Ле-Мана». Если вы слышали это название, но не знаете, что за ним скрывается, или хотите узнать больше о главном автоспортивном событии года, то мы расскажем все самое важное о суточном марафоне и объясним, почему «Ле-Ман» обязательно нужно смотреть. 

«24 часа Ле-Мана». Машины реально едут целые сутки?

Да именно так, гонка идет 24 часа: она начинается в три часа дня субботы по местному времени и идет ровно сутки. По истечении этого срока вывешивается клетчатый флаг и побеждает тот, кто за это время проехал больше всех кругов, а в случае равенства этого показателя учитывается очередность финиша. 

Гонщики находятся за рулем 24 часа. Как это вообще возможно?

Самое важное, что необходимо понять о «Ле-Мане» – это то, что в гонке принимают участие не отдельные пилоты, а экипажи из трех человек, выступающие на одной машине. Соответственно, гонщики сменяют друг друга за рулем в ходе пит-стопов, и им не приходится ездить целые сутки. Ни один член экипажа не может находиться за рулем более 4 часов подряд и 14 часов суммарно.

Пока один гонщик находится за рулем, другие могут отдохнуть и даже поспать, что абсолютно необходимо в условиях марафона. 

И одна машина выдерживает такую длинную гонку?

Да, по крайней мере предполагается, что автомобиль должен преодолеть всю дистанцию марафона, хотя далеко не всем экипажам везет проехать гонку без проблем. Это делает «24 часа Ле-Мана» настоящим вызовом не только для пилотов, но и для инженеров и механиков. Само собой, пилоты совершают пит-стопы, в ходе которых механики меняют шины и осуществляют дозаправку. Полного бака хватает примерно на час заезда, точная цифра варьируется от класса и команды, так что это приходится делать много раз. Помимо этого, на пит-стопах происходят замены гонщиков и ремонт машины в случае необходимости. 

Можно поменять автомобиль, если он сломается?

Нет, нельзя – это правило. Если происходит какое-то происшествие на трассе – авария или техническая поломка – и пилот не смог доехать до боксов, то экипаж выбывает из борьбы. Именно поэтому даже при больших поломках участники всегда стараются дотянуть до пит-лейн, где к работе смогут приступить механики. В отличие от «Формулы-1» и других «спринтерских» гонок, в «Ле-Мане» ремонт может занимать довольно долгое время, зачастую машины выезжают после простоя в несколько часов. Бороться за победу в таком случае уже не получится, но для многих команд даже финиш является неплохим достижением. 

Какая техника может участвовать?

Конечно, не любая машина может выйти на старт «24 часов Ле-Мана». Она должна соответствовать техническому регламенту гонки. Еще необходимо запомнить, что автомобили разделены на классы. Всего их существует четыре, каждый со своим регламентом – LMP1, LMP2, LMGTE Pro и LMGTE Am – не пугайтесь аббревиатур, все не так сложно. При этом, несмотря на наличие общего зачета, все экипажи в первую очередь соревнуются с машинами своего класса. Награждение в каждом из них происходит отдельно. 

Первые два класса – так называемые прототипы. Особенность этих машин в том, что они создаются специально для гонок, не основаны на существующих дорожных моделях и не предназначены для продажи. 

LMP1 – самый быстрый, престижный и малочисленный класс «Ле-Мана». В этом году в нем заявлено всего шесть экипажей. Здесь доминируют команды автопроизводителей, а особенностью последних лет стало использование гибридных силовых установок. Машины LMP1 используют 4-тактные бензиновые или дизельные двигатели без ограничения на их объем. У лидеров серии он составляет 2-2,4 литра. Последнее десятилетие в классе доминировала «Ауди», но после ее ухода в этом году борьба развернется между «Порше» и «Тойотой», которые остались единственными автопроизводителями.

LMP2 – класс прототипов, зарезервированный исключительно для частных команд. Именно в нем обычно разворачивается наиболее острая и интересная борьба, а также традиционно сильно российское присутствие. В этом году в очередной раз будет участвовать команда G-Drive Racing во главе с Романом Русиновым, также в других коллективах примут участие Виталий Петров и Михаил Алешин. 

Цена автомобиля LMP2 без учета двигателя не должна превышать 483 000 евро для автомобилей, омологированных в 2017 году, и 388 000 евро для более старых прототипов. Согласно регламенту, все команды должны использовать единый двигатель – 8-цилиндровый Gibson GK428 объемом 4,2 литра. Обычно LMP2 проигрывает по скорости лидирующему классу примерно 15 секунд на круге, или чуть больше секунды на километр, но похоже, что в этом году разрывы будут чуточку меньше. Учитывая малочисленность LMP1, это оставляет шансы лидерам LMP2 на попадание в тройку сильнейших в общем зачете. Команде G-Drive Racing это уже однажды удавалось – правда, не в Ле-Мане, а на «6 часах Бахрейна» в 2013 году.

Прототипы довольно похожи друг на друга, отличить машины разных классов можно по цвету номера – белый на красном фоне у LMP1 и белый на синем фоне у LMP2. 

LGMTE Pro и LGMTE Am используют один технический регламент. Разница лишь в том, что в первом классе участвуют профессиональные пилоты, а во втором – любители. Автомобили близки к дорожным спортивным автомобилям, тут можно увидеть такие марки как «Феррари», «Порше», «Астон Мартин» и другие. Хотя традиционно зрительское внимание приковано к более быстрым прототипам, классы GT интересны знакомыми машинами. У профессионалов фон номера зеленый, у любителей – оранжевый. 

Всего на старт в 2017 году выйдет 60 экипажей, из них 25 в классе LMP2. 

И автопроизводители тратят уйму денег ради одной гонки?

Не совсем так. На самом деле есть целая серия, WEC – World Endurance Championship (Чемпионат мира по гонкам на выносливость), проходящая под эгидой ФИА. Кроме «Ле-Мана», за который даются двойные очки, остальные гонки идут по шесть часов. 

По сумме зачетных баллов, набранных во всех этапах (в этом году их девять), определяется чемпион, так что следить за гонками на выносливость можно большую часть года. Разумеется, некоторые команды не участвуют во всем чемпионате, а готовятся целенаправленно к «24-м часам Ле-Мана».

Чемпионы WEC в своих классах получают автоматическое приглашение на главную гонку сезона, равно как и чемпионы Европейской серии «Ле-Ман» (ELMS) и «азиатской серии Ле-Ман» (ALMS). Их особенность в том, что там не принимают участия машины класса LMP1. Действующими чемпионами ELMS является экипаж команды G-Drive Racing во главе со знакомым болельщикам по «Формуле-1» голландцем Гидо ван дер Гарде.

Для гонки 60 автомобилей наверняка нужна большая трасса. Как она выглядит?

Длина «Ле-Мана», или кольца «Сарт», составляет более 13,5 километров – это действительно много по меркам автоспорта. Особенность трека в том, что он соединяет в себе как специально построенные участки, так и дороги общего пользования. Последних гораздо больше, так что строить пришлось не так много, хотя внутри большого кольца есть маленький автодром, принимающий «Мото Гран-при» и «24 часа Ле-Мана» среди мотоциклов. Особенностью же основной трассы является преобладание прямых участков, что приводит к высокой средней скорости на круге. Это дает преимущество машинам с более мощными двигателями и также повышает опасность гонки. 

24 часа машины ездят по кругу: что вообще в этом интересного?

«24 часа Ле-Мана» – нетипичное событие в мире автоспорта, поэтому его просмотр даже по телевизору, не говоря уже о реальном присутствии на трассе, отличается от всего остального. 

Бывают такие ситуации, когда по несколько часов на трассе почти ничего не происходит, но также происходят и абсолютно эпичные истории – например, поломка лидирующей «Тойоты» всего за три минуты до финиша в прошлом году. Именно ради таких эмоций марафон и смотрят, обычные мерки к нему неприменимы. 

«24 часа Ле-Мана» – это как фильмы Уэса Андерсона и Софии Копполы, их смотрят не ради экшна, а чтобы проникнуться атмосферой. Лучше всего это, конечно, делать вживую, но когда ты видишь отчаяние руководителей «Тойоты» или уставших механиков и гонщиков, счастливых от того, что смогли проехать гонку полностью, величие «Ле-Мана» чувствуется даже через экран. Неудивительно, что марафон вдохновил стольких людей на создание фильмов по своим мотивам. Суть «Ле-Мана» в том, что каждый год мы видим, как гонщики, далеко не все из которых профессионалы, преодолевают себя и в прямом эфире проходят испытание. 

Помимо этого, ле-мановские прототипы – это одни из самых красивых машин в истории человечества, да и спорткары вроде Ferrari 488 GTE не могут не радовать глаз. 

В «24-х часах Ле-Мана» легко выбрать объект для боления. Те, кто смотрит «Формулу-1», увидят старых знакомых в лице Казуки Накадзимы, Рубенса Баррикелло, Джанкарло Физикеллы и многих других. Участниками гонки бывают звезды вроде футболиста Фабьена Бартеза, который, кстати, поедет не в любительском классе, а в LMP2. Наконец, WEC – это та серия, где русские на первых ролях. Команда G-Drive Racing – чемпион 2015 года, заняла третье место в прошлом сезоне, стала второй в LMP2 в «24-х часах Ле-Мана» 2016 года, а также выиграла 6-часовую гонку в Спа всего неделю назад.

Факт дня о «24-х часах Ле-Мана» от G-Drive Racing

Фото: flickr.com/G-Drive Racing media (1-4,6); globallookpress.com/Pascal Saivet/VSA (5,7); Gettyimages.ru/Ker Robertson (8,9)

Другие посты блога

Все посты