Tribuna/Авто/мото/Блоги/Пит-стоп/Гонщик «Формулы-2» погиб на трассе из-за жуткого стечения обстоятельств. Он сделал все, что мог для избежания аварии

Гонщик «Формулы-2» погиб на трассе из-за жуткого стечения обстоятельств. Он сделал все, что мог для избежания аварии

Блог — Пит-стоп
Автор — Tribuna.com
1 сентября 2019, 09:00
Гонщик «Формулы-2» погиб на трассе из-за жуткого стечения обстоятельств. Он сделал все, что мог для избежания аварии

Но соперники ошиблись дважды.

31 августа на трассе «Спа-Франкошрам» случилась самая чудовищная трагедия в истории автоспорта за последние пять лет: на втором круге первой гонки «Формулы-2» столкнулись Антуан Юбер на розовом «Ардене» и Хуан-Мануэль Корреа на бело-синем «Заубере». Крэш закончился кошмаром для обоих: француз погиб, а эквадорец попал в больницу с переломами ног и повреждением позвоночника.

По горячим следам трудно было нормально определить цепочку событий, вызвавших аварию, а потому не представлялось возможным однозначно рассудить о причинах и степени вины каждого из гонщиков. Все-таки ФИА и все бродкастеры не дали никаких официальных повторов с нескольких ракурсов.

За ночь же появилось достаточно фанатских записей инцидента с трибуны, чтобы можно было, наконец, разобраться: кто же спровоцировал завал в самом опасном повороте Спа и почему Антуан с Хуаном-Мануэлем не смогли избежать столкновения.

Все произошло в самом начале второго круга и началось задолго до вовлечения француза и эквадорца: следовавший десятым Джулиано Алези слишком приблизился к Чжоу Гуаньюю.

В результате «Трайдент» сына бывшего гонщика «Феррари» оказался в «грязном воздухе» и потерял часть прижимной силы — а связку из «О Руж» и «Радийон» без нее проехать нереально. Тем не менее, Алези не сбросил скорость, и его машину сорвало в отбойники.

На вершину «Радийона» и начало прямой «Кеммель» он уже прибыл вот в таком состоянии и без заднего антикрыла.

Естественно, следовавший за Джулиано Ральф Бошунг (красный круг на скриншоте ниже) моментально сместился глубже в зону безопасности, чтобы избежать возможного столкновения с оппонентом. Абсолютно логичное и ожидаемое действие: швейцарцу некуда больше было деваться. Но ситуация сложилась крайне неудачно: практически вплотную за Ральфом следовал Антуан Юбер (розовый круг на скриншоте).

Французу во избежание столкновения пришлось резко отруливать еще правее — ведь слева Алези все еще не взял машину под контроль, и заворачивать туда было нельзя. К тому же, у пилота «Арден» оставались буквально десятые доли секунды на принятие решения — он, конечно, уже не раз в сезоне демонстрировал сверхчеловеческую реакцию, но в данной ситуации никто не смог бы поступить быстрее и умнее. Юбер сделал все, что мог: отрулил еще правее и избежал контакта.

Правда, оба гонщика слишком углубились в зону безопасности, поэтому решение Антуана привело его в барьеры.

Избежать столкновения с отбойником Юбер уже никак не мог  – из-за резкого изменения сцепления (в глубине зоны безопасности оно всегда ниже) его машину немного повело.

Можно сказать, Антуану просто не повезло с таймингом: мгновение спустя Алези уже выровнял машину и сократил до минимума опасность ситуации. В результате следовавший за пилотом «Арден» Джордан Кинг даже не стал сильно менять траекторию (лишь немного взял влево) – и проехал дальше без повреждений.

В таком случае возникает вопрос: если обстановка на треке уже не была настолько опасной, почему же Хуан-Мануэль Корреа вылетел вслед за Юбером и вообще поучаствовал в столкновении? Скорее всего, дело в обломках от болида Алези: эквадорец наехал на один из них и снес часть переднего антикрыла.

Если присмотреться, то отчетливо видно отсутствие этих элементов на «Заубере». Более того, судя по поведению машины прямо перед столкновением, что-то застряло и под днищем, сильно дымясь из-за трения об асфальт.

В результате Корреа тоже потерял часть прижимной силы и потому и оказался в зоне безопасности. По этой же причине эквадорец не мог и отрулить от Юбера. Обломки вообще составляли огромную проблему – посмотрите, один здоровенный кусок даже попал в болид Шона Гелаэля, но индонезийца спасло «гало».

Тем не менее, немного вины в столкновении на Хуане-Мануэле все-таки есть: пусть он не мог изменить направление движения, но у него оставалась другая опция — нажать на тормоза и резко сбросить скорость. Собственно, это стоило сделать еще после въезда на вершину «Радийона», но пилот «Заубера» почему-то поступил иначе. В качестве свидетеля его ошибки выступает асфальт в зоне безопасности: при торможении с поврежденным антикрылом колеса всегда блокируются и оставляют жирные следы на покрытии, но после проезда Корреа они не появились. Вывод: если Хуан-Мануэль и давил на тормоза, то явно недостаточно. Конечно, обломок мог поднять заднюю часть болида и значительно снизить контакт шин с асфальтом, снизив эффективность замедления, но видео это не подтверждает.

Далее произошло боковое столкновение стоячей и движущейся на огромной скорости машины. Это не типовое происшествие для гонок, потому оно не входит в обязательный перечень испытаний во время крэш-тестов ФИА (там есть анализ двух стандартных ситуаций: столкновения с барьерами на скорости 300 км/ч и симуляция столкновения с другим объектом на большой скорости). Все потому, что невозможно предсказать, какую именно в таких авариях энергию должен поглощать монокок и какими характеристиками по массе и стоимости он в таких условиях должен обладать – ячейка безопасности должна оставаться легкой, и потому ее не тестируют на попадание ракеты.

В любом случае сила удара оказалась просто сокрушительной: на болид Юбера воздействовала перегрузка в 214 G! Для сравнения, в ужасной аварии на Гран-при Канады 2007 года Роберт Кубица пережил перегрузку в 75 G, когда опасные травмы, к слову, можно получить и от одной перегрузки в 25 G, но не это было главным поводом для беспокойства: из-за касательного направления удара монокок не выдержал и сломался.

Вот как он выглядел после аварии.

А вот как он должен выглядеть.

Справедливости ради, по современному регламенту ФИА монокок обязан выдерживать ударную нагрузку в 3 тонны, а во время аварии с учетом массы детали в 40 кг она достигла 8,5 тонн. Такую ситуацию практически невозможно было предусмотреть.

К слову, после этого «Арден» француза еще раз ударился в барьеры.

Машина Корреи же тоже не выдержала таких диких нагрузок (по регламенту нос обязан переживать удар в 7,5 тонн) и переломилась, обнажив ноги эквадорца.

Правда, по сравнению с Юбером ему еще повезло.

Судьба Антуана вообще вызывает огромную печаль и обиду: француз по сути сделал все, что только мог, для избежания аварии. Его гибель — не следствие собственной ошибки (как у предыдущей жертвы автоспорта Жюля Бьянки), а чудовищного стечения обстоятельств и нескольких помарок соперников. Чемпион GP3 прошлого года сделал все верно, стараясь повернуть ситуацию в наименее разрушительное русло, но досадные мелочи свели на нет все его старания. Спасти парня могла разве что гравийная ловушка, которая гасит скорость намного лучше, чем асфальт, а еще лучшим решением стала бы установка в «Радийоне» новейших барьеров тек-про, которые не отпружинивают машину на трек обратно, а поглощают ударную нагрузку. Даже странно, что автодром в Спа до сих пор не озаботился этим.

Да, авария в Спа и смерть Юбера навсегда останутся ярким напоминанием постоянной опасности автоспорта. А еще тому, что в гонках просто невозможно предугадать и предусмотреть все возможные исходы и события — так что риск останется, сколько бы гало не натянули на болиды. И пилотам придется смириться с осознанием этого, закрепляя и без того огромный героизм на совсем уж космическом уровне.

Мать и брат Антуана Юбера во время минуты молчания перед началом Гран-при Бельгии «Формулы-1»

Фото: REUTERS/Johanna Geron; Gettyimages.ru/Mark Thompson

Другие посты блога

Все посты