Tribuna/Хоккей/Блоги/Заряжен на хоккей/Пушков оказался не готов к новым реалиям, «Юность» победила не только на льду, Стась-тренер – молодчик. Итоги белорусского сезона

Пушков оказался не готов к новым реалиям, «Юность» победила не только на льду, Стась-тренер – молодчик. Итоги белорусского сезона

Главное, что произошло в «Париматч-Экстралиге», а вы могли не заметить.

Автор — Алесь Коваль
16 апреля 2020, 17:59
11
Пушков оказался не готов к новым реалиям, «Юность» победила не только на льду, Стась-тренер – молодчик. Итоги белорусского сезона

Главное, что произошло в «Париматч-Экстралиге», а вы могли не заметить.

Белорусский чемпионат долго оставался единственным хоккейным турниром на земле и прекратился не по приказу свыше, а по самым что ни на есть естественным причинам – просто был доигран до самого конца. «Юность» и без Михаила Захарова стала чемпионом «Париматч-Экстралиги», «Неман» не попал даже в финал, «Шахтер» вроде как даже прыгнул выше головы – казалось бы, всё это очевидные факты, но давайте посмотрим на них немного под другим углом, а заодно вспомним события и людей, которые точно заслужили внимания. 

«Юность» победила не только в ледовой борьбе, но и кабинетной

По недоброй традиции в очередной раз белорусским чемпионом стал самый очевидный вариант. «Юность» даже в эпоху декларируемого федерацией равенства, выраженного, в первую очередь, в потолке зарплат, умудрилась выглядеть сильнее «на бумаге». Разумеется, никто не отрицает отменно проведенную клубом селекцию, однако критическим для остальных превосходство минчан сделала вовсе не она. А моменты, которые позволяют иронически заметить: Михаила Захарова в «Юности» нет, но дело его живет. Дело такое: хитрыми маневрами заполучать лучший состав (для неискушенного читателя напомним, что однажды в плей-офф за «Юность» играл сам Грабовский, проведший тогда полноценный сезон в российской Суперлиге; и не он один, покопайтесь в истории, регламент в те годы был необычайно «пластилиновым»). Впрочем, нельзя исключать (можно быть, уверенным?), что авторство воплощенных по ходу сезона идей принадлежит именно расчетливому Михал Михалычу. Вкратце – суть.

Во-первых, в течение сезона «Юность» инициировала получение белорусских паспортов тремя россиянами (Колготин, Геращенко, Лесников – некоторые из них приехали в Беларусь только прошлым летом). Это позволило им не считаться хоккеистами-иностранцами, а клубу – раздвинуть для себя границы легионерского лимита.  Во-вторых, «Юность» как фарм-клуб минского «Динамо» получила от патрона на разных этапах чемпионата девять игроков (Стефанович, Дроздов, Еременко, Степанов, Желнеровский, Когалев, Аносов, Бокун, Дюков), что увеличило заявочный список команды сверх положенных 25 игроков, расширило выбор тренера и возможности для ротации (в плей-офф, например, было задействовано 29 хоккеистов).

Согласитесь, преимущество для соперников оно выглядит не очень справедливо. Но к «Юности» в данном случае вопросов минимум. Она просто воспользовалась лазейками, которые были оставлены (случайно? преднамеренно? под давлением чьей-то энергичной личности?) составителями и «утвердителями» регламента чемпионата. 

К слову, по последней информации перед подобными льготами вскоре будет поставлен знак «стоп». Заявку и для фармов-клубов «Динамо» ограничат 25 хоккеистами (как у всех), а «неиностранцем» ты сможешь стать только после отбывки карантина, необходимого в таких случаях, а не факту получения паспорта. Работа над ошибками? Значит, все-таки признали, что они были. А «Юность» – молодец, хоккей – это не только лед, шайба, клюшки, игроки, это еще и кабинетная стратегия. И «Юность» сработала в этом отношении лучше всех. Так что чемпион у нас настоящий.

Тренер «Шахтера» много говорил про обстоятельства. Тем не менее у «Беларуськалия» могут быть вопросы

Но для всех остальных топ-команд преференции, полученные «Юностью», стали косвенным оправданием не чемпионского сезона. Хотя в полной мере им может воспользоваться только финалист. «Для нас серебро как золото» – примерно таким был итожащий проигранную финальную серию посыл главного тренера «Шахтера» Юрия Файкова. Затем последовало повторение оправдательной мантры, звучавшей не раз на протяжении чемпионата, – о короткой лавке, не тех легионерах, неоправданных лимитах – в общем, обстоятельствах, которые должны были и в итоге помешали солигорчанам стать первыми. И это слова тренера команды, которая имеет самого солидного (из возможных в нашей стране) спонсора. «Беларуськалий», конечно, вынужден отвлекаться на иные проекты (штанишки «кахаэловскому» «зубренку» поддерживать, например), но о «Шахтере» тоже не забывает. Босс предприятия Иван Головатый самолично посещал матчи плей-офф. И вряд ли это был нежданный приступ «боления», не основанный на предшествующей и текущей поддержке. Так откуда тогда проблемы? Что мешало провести селекцию более качественно? Подписать более квалифицированных легионеров, например. Или задействовать ресурсы фарм-клуба (он же для этого и существует), если игроков не хватало. И провести регулярный сезон чемпионата более стабильно, занять место повыше, чтобы потом не сетовать на короткий отдых после тяжелого полуфинала, ставшего как раз следствием проблем в гладком чемпионате.

Да, подпитка из «Динамо» у «Юности» была большей, но и Солигорск же не обидели, вернув Достанко и Дадонова. Это встречные вопросы, прежде всего, к самому Файкову и его соратникам. Потолок зарплат? Лимиты? В НХЛ после введения финансовых ограничений стали говорить, что кубок выигрывают не хоккеисты, а генеральные менеджеры, которые умело, с учетом всех ограничений, подбирают состав, и тренеры, которые грамотно им распоряжаются. Легко, когда есть деньги, лепить чемпионский коллектив, однако новые условия требуют большей эффективности от трансферной деятельности и работы тренерского штаба. И в этом смысле «Шахтер» определенно был хуже «Юности». Солигорчане вновь остались без трофея. 11 лет истории – и всего одно чемпионство. Могущественный «Беларуськалий» должен быть недоволен. 

Пушков и «Неман» оказались не готовы к новой реальности

Сказанное выше во многом относится и еще к одной элитной команде, порой любящей связывать ухудшение результатов с потолками и возрастными цензами. «Неман» остался только с «бронзой». И виноват он сам. Что признал один из ее руководителей Анатолий Варивончик и не захотел открыто признавать главный тренер Сергей Пушков. Похоже, только сейчас в клубе стали сознавать, что новые правила игры, пусть и не совсем верные (об этом чуть ниже), но требуют новых подходов. Например, искать и активно задействовать в главной команде молодежь. Или распределять зарплатный фонд более равномерно. Есть догадка, что большая его часть достается ограниченному кругу, состоящему из нескольких игроков (получают «потолочный» максимум), и на то, чтобы создать глубину состава попросту не остается денег (такой вот наш местный синдром «Чикаго Блэкхоукс», где много тратится на Кейна и Тейвса, а на остальных остается мало). Ведь уже несколько сезонов подряд команда подходит к плей-офф с кадровыми проблемами из-за пары-тройки травм. Ростер короток, резерва нет. И если лидеры не тянут (а это подтвердил сам Пушков), то достойно их подменить некому. Это раз. Другая же беда гродненской команды лежит в плоскости психологии. Самоуверенность. После возвращения в Беларусь Пушков выигрывал все и вся, причем делал это порой без особого сопротивления и, как говорят, с запасом. Хвалили его тоже все и вся. Как же при таких «приятностях» не уверовать в свою неуязвимость, безупречность (и далее по списку) и в конце концов не снизить планку? Подумать, что, даже затратив меньше усилий, все рано добьешься своего. Но в спорте так не бывает. Этот урок (если его захочет извлечь тренер) способен помочь Пушкову и «Неману» вернуться на прежние вершины. И никакие лимиты здесь ни при чем. Сергей Михайлович действительно сильный специалист, и когда использует свои преимущества на сто процентов, непобедим.

Стась – претендент на звание лучшего тренера сезона

Нынешний главком «Юности» Александр Макрицкий – тренер неплохой. Но пока не более того. Он всего лишь не испортил лучшие условия, имеющиеся у команды. Недавнее «молодец» от президента говорит, что его тренерская карьера в Беларуси непременно сложится, и прежнему «молодцу» – Михаилу Захарову – пока будет сложно вернуться в любимый клуб, который к тому же, согласно Макрицкому, выдал лучший свой сезон в истории. Однако об истинных тренерских умениях специалиста мы будет судить позже.

Ну а сейчас, если бы нам доверили выбор лучшего тренера чемпионата, то мы остановили бы его на другом наставнике. Тренере «Гомеля» Сергее Стасе, который доказал, что можно добиваться выполнения задач даже в стесненных условиях (это мы еще раз обращаем внимание Файкова и Пушкова). Из команды, наполовину состоявшей из молодежи (имена которой еще вчера были мало кому известны), он создал боеспособный коллектив, едва не прорвавшийся в полуфинал. Стась не только поставил команде игру и добился четкого выполнения системы от (в том числе юных) игроков, но и обеспечил молодежи возможности для роста. Некоторые молодые блеснули индивидуальным мастерством и приглянулись минскому «Динамо» (стоят ли они столь раннего внимания от клуба КХЛ, отдельный вопрос). Надо отдать должное специалисту также за смелость: он возглавил «Гомель» еще в эпоху Виталия Усовича – при этом директоре у клуба даже света в конце тоннеля не просматривалось (один скандал с долгами хоккеистам чего стоит). Стась сумел убедить упертого начальника в необходимости приглашения легионеров, чтобы и результаты улучшить, и молодежь воспитывать на примере маститых игроков. В общем, за сезон Стасю «пятерка». Уже сейчас крепнет уверенность, что в скором времени «Гомель» вернется в число топ-команд «Париматч-Экстралиги».

Еще один приятный и важный для местного хоккея момент заключается в том, что бывшие игроки команды все же добились выплаты клубом положенных им сумм. Через обращения в вышестоящие инстанции, компетентные органы, публичные выступления. Спустя время ощутили свою социальную защищенность.

Вещи, с которыми белорусский хоккей должен бороться

Гомельская долговая история, ставшая достоянием общественности, к сожалению, не единственный эпизод сезона, бросивший тень на имидж турнира, так бережно создаваемый федерацией увеличением ТВ-показов, ребрендингом и всякой иной продвиженческой активностью. Речь о договорном матче с участием игроков «Динамо-Молодечно» и превышении «Неманом» потолка зарплат (об этом мы много писали). Хоккей наш не чист. И мала надежда, что это единичные случаи. Уже прошла информация о подозрениях в сдаче матчей хоккеистами «Витебска». Да и официальных сведений от федерации об итогах проверок финансовой деятельности клубов до сих пор не было. Все-таки составы конкурентов «Немана» были ничем не хуже, и чтобы собрать их, без уловок не обойтись. Впрочем, это мысли вслух, ничем не обоснованные. Пока.  

История с договорным матчем наверняка нанесла удар по Молодечно, хотя клуб метил в тройку

А неприятное для «Динамо-Молодечно» происшествие не позволило команде взойти на пьедестал, хотя многие видели ее на нем в начале сезона. Когда идут разбирательства, тут не до хоккея, как бы игроки и не старались убедить в обратном. Плюс финансовая нестабильность (как раз и спровоцировавшая погоню за шальными деньгами), являющаяся преградой собрать элитный состав (и кадровая помощь минского «Динамо» не панацея). За Молодечно закреплены права на многих игроков чемпионата, но не все желают ехать туда, где зарплату выплачивают с серьезными задержками. Тот же Карабань, вернувшийся с легионерских хлебов, предпочел «Шахтер». А «Динамо-Молодечно» продолжает топтаться на месте, и если раньше ему мешало отсутствие в ростере зрелых хоккеистов, то теперь на первый план вышли иные факторы – внеледовые.

Жлобин застрял в середняках, «Лида» жестко откатилась, но это объяснимо

Самое жесткое падение за год совершила «Лида». С шестого места на 12-е. Этого следовало ожидать. Состав у «рыцарей» был не ахти, текучка (особенно легионерская) была подозрительно массовой. Вдобавок проблемы, о которых не раз говорил главный тренер Павел Микульчик (финансовые, бытовые). Однако, что провал будет столь оглушительным, спрогнозировать было трудно. Ясно одно, взаимопонимания между основными управляющими клубом (директор) и командой (тренер) не было. На смысл существования клуба и принципы функционирования хоккейного хозяйства они смотрели разными глазами.

Разочаровал «Металлург» Жлобин, застрявший в «середняках». Ставка на тренерский штаб во главе с украинцем Анатолием Степанищевым и стареющих братьев Михновых не сыграла.

Не оправдал надежд «Брест», который уже не первый год громогласно заявляет о стремлении в «Париматч-Экстралигу» «А», но все заканчивается очередным «пшиком». Однако это, на удивление, не истачивает слепую веру директора клуба Сергея Сушко в тренера Андрея Ковалева.

Близко ко дну барахтались «Авиатор» и «Бобруйск», и если Барановичи невероятной атмосферой на матчах и единением с болельщиками компенсировали порочную практику игры усеченным составом, то «бобры» провели сезон тихо-мирно, а под конец еще попросились выйти из «Париматч-Экстралиги» «А» на будущий год. Самый большой город из не областных, третья по вместимости арена страны – но всерьез хоккеем заниматься не хотят.

О таких, как ХК «Витебск», лучше, склонив голову, промолчать.

Оршанский «Локомотив» и еще две команды, которые сработали очень добротно

Если же говорить о прогрессе, то, конечно, стоит выделить «Локомотив» и «Могилев». Обе команды завоевали право выступать в «Париматч-Экстралиге» «А», «львы» выиграли Переходный турнир, а «Локомотив» сенсационно долго боролся с будущим чемпионом «Юностью» в четвертьфинале. И здесь, как и в случае со Стасем, необходимо, прежде всего, выделить тренерскую работу российского аксакала Игоря Жилинского и белорусского юнца Дмитрия Рылькова. Именно они стали важным дополнением к денежной устойчивости клубов, один из которых бурно развивается (спасибо БелЖД), хотя ему нет и двух лет, а второй прямо сейчас находится на пути возрождения славных времен могилевского хоккея. Если брать составы, то они у этих команд были ничем не лучше, чем у того же «Бреста», «Химика», «Пинских ястребов», но системность, которую командам прививали наставники, и их амбициозность стали для могилевчан и оршанцев решающим преимуществом. А самое главное достижение этих клубов – высокая посещаемость (доходившая в среднем до полутора тысяч человек). Болельщик чувствует, где хорошо и где все строится основательно.

Также нужно «респектовать» Олегу Хмылю и его новому оборонительному проекту – на сей раз новополоцкому. «Химик» здорово закрутил интригу в Переходном турнире, но оказался третьим лишним. Жаль, что федерация решила отказаться от такого формата соревнований. И со следующего сезона введет вместо него дополнительный раунд плей-офф. Однако несколько матчей – это всего несколько дней, а не увлекательная бескомпромиссная борьба в течение трех месяцев. Жаль.

Приехало много россиян, но далеко не все стали лидерами. Чемпионату нужны изменения, и федерации придется подумать

Выше мы обозначили, что командам приходится жить и работать в условиях различных ограничений, и что им нужно меняться. Но сейчас вопрос в ином: сами эти лимиты являются ли полезными и ведут ли наш хоккей в верном направлении? Да, с их вводом чемпионат стал более ровным. Прежних разгромов нет, в Переходном турнире все поединки были «от ножа», в плей-офф впервые случились сразу две семиматчевые серии. Следить за борьбой стало интереснее. Однако (и это признают многие) качество самого хоккея упало еще больше.

Потолок зарплат не позволяет заманить в Беларусь приличных легионеров. Да, в последние годы шло послабление квоты на иностранцев. Но ведь дело не в количестве, а в качестве. Файков озвучивает скудную статистику некоторых своих варягов в плей-офф, «Неман» признает, что финский вектор был вынужденным (более дешевым, что ль?) и ошибочным, гляньте статистику того же Колготина в матчах нокаут-раунда (всего два очка, «ХК Сочи» поторопился с контрактом, судя по всему). Чемпионат заполонили безымянные россияне, из которых только процентов 15-20 могут считаться действительным усилением ростеров, остальные же растворяются среди даже средних белорусов.

Возрастной ценз, который в свое время вводился с невероятным сопротивлением, вдруг стал угодным и автоматом продлевается из года в год. А разве есть эффект? Возрастные мастеровитые игроки заменяются во многих командах молодыми хоккеистами или игроками среднего возраста, не соответствующими уровню, скажем так, стариков. Если Жидких в свои 36 лет входит в топ-3 лучших бомбардиров лиги, это говорит о многом. Да, гомельский пример – хорошо, но это исключение из правил. Много ли новых молодых игроков в других командах «выстрелили» в ушедшем сезоне? Отнюдь. Заиграли только те, кто и без льгот пробился бы в состав. Искусственное омоложение еще больше снижает общий уровень чемпионата. И разве будет толк в дальнейшем от тех, кто с младых лет не попал в горнило жесткой конкуренции? Разве не развратит юных хоккеистов то, что за них команды будут сражаться, словно за «звезд»? Федерации стоит еще раз все хорошенько обдумать и определить истинную «ценность» всевозможных ограничений, чтобы потом снова не делать запоздалых исправлений…

 

Другие посты блога

Все посты