Tribuna/Хоккей/Блоги/Заряжен на хоккей/Пушков стал лучшим тренером в белхоккее, но ушел из «Немана» совсем уж бесславно – вот почему

Пушков стал лучшим тренером в белхоккее, но ушел из «Немана» совсем уж бесславно – вот почему

Персонаж, которого будет не хватать «Париматч-Экстралиге».

Автор — Назар Дума
23 ноября 2020, 12:10
3
Пушков стал лучшим тренером в белхоккее, но ушел из «Немана» совсем уж бесславно – вот почему

Персонаж, которого будет не хватать «Париматч-Экстралиге».

В октябре была перевернута очередная страница тренерской карьеры Сергея Пушкова – третья с закладкой «белорусский хоккей». Она без сомнений оказалась самой содержательной и яркой – чемпионства, кубки. Витиеватая изысканность в каждой букве. Хотя внизу листа каллиграфический почерк автора стал терять ровность и изящность. Рука мастера устала от повторения одних и тех же абзацев? Испортились чернила? Его кто-то отвлек? А может, будучи в восторге от идеальности верхних строчек, писарь забыл, что каждое новое слово требует тех же твердости нажима на перо, как и все предыдущие? Это история и победного чистописания, это и рассказ о небрежных загогулинах-неудачах. О лучшем тренере, которому быть всегда лучшим невозможно, рассказываем вместе с букмекерской компанией Parimatch.

Почему Пушков на самом деле крут

В наших хоккейных краях Сергея Пушков сделал себе имя как тренер еще в середине «нулевых». Тогда он показал, что способен добиваться хорошего результата в стесненных обстоятельствах (навык номер 1). Российский специалист в одном из сезонов вывел скромный в тогдашних реалиях «Химик» в полуфинал. До сих пор то достижение является пиковым для новополоцкой команды за последние 20 лет (четвертое место). Во время второго пришествия в Беларусь перед Пушковым стояла задача минимизировать последствия нежданной смены тренера в команде, которая уже начала чемпионский путь (навык номер 2). Тренер сумел оперативно вникнуть в дела, не совершал революций, умело воспользовался наработками предшественника и аккуратно внедрил элементы своей философии игры. Грамотный подход, приведший «Неман» к золоту-2014. Хотя тогда тренер все же должен был делить лавры победителя с Дмитрием Кравченко. Но через два года Пушков вернулся в Гродно уже всерьез и надолго. Чтобы доказать, что он сам умеет выстраивать победоносную команду от и до (навык номер 3). Два чемпионства, два Кубка Салея – в какой-то момент казалось, что Пушков идеален и непобедим. Так почему российский специалист оказался настолько успешен в белорусском чемпионате, что его отличает от коллег по цеху?

С хоккеистами он работал не как советский тренер, выделялся на фоне коллег

Пушков-хоккеист долгое время выступал в северных чемпионатах (Финляндия, Швеция, Норвегия), наверняка там еще во время игроцкой карьеры стали формироваться его тренерские принципы, основанные на демократии и взаимоуважении по линии «тренер-игроки». В одном из интервью Пушков подчеркивал, что переход на крик, употребление ненормативной лексики, оскорбление хоккеистов в тренировочном и игровом процессе считает неприемлемыми. Он попросту не видит в этом воспитательного момента в отличие от приверженцев старой советской школы. Без кнута, разумеется, не обойтись, но любые претензии должны иметь под собой серьезное обоснование. Все, что делают игроки на льду, — это часть работы тренера, значит, именно он недостаточно внятно донес свои требования и особенности тактики. Нет одного виновного в проигрышах эпизода или матча, только коллективная ответственность, и часть ее, несомненно, лежит на тренере. Примерно так говорил Пушков еще в одном интервью. Согласитесь, такие рассуждения должны нравиться хоккеистам. Не поэтому ли в критический момент недавнего октября они отговаривали коуча от ухода?

Вряд ли Пушков – мастер пламенных речей в раздевалке или мотиватор высшего порядка, но важнее другое – хоккеисты ему верят. Потому что в большинстве случаев видят, что совместная работа, те направления, которые предлагает тренер, ведут к командному успеху или индивидуальному развитию. Тренер-интеллигент – такое прозвище давно закрепилось за Сергеем Михайловичем. В том числе потому, что он очень открытый тренер. Свободно общается с болельщиками, позволяет представителям СМИ заглянуть во внутренний мир хоккея, своей работы. Он первый в Беларуси, кто разрешил телевизионщикам подслушать себя во время игры, и первый, кто допустил ТВ-журналистов в раздевалку на предматчевую установку и в перерывах матча.

Можно, конечно, удивиться: каким боком все это к отличным результатам? Все просто. Подобная «распахнутость», во-первых, создает позитивный имидж команде, плодит число болельщиков и делает атмосферу вокруг клуба максимально благоприятной для достижения успеха, во-вторых, это дает хоккеистам ощущение, что хоккей – это не только работа и рутина, а, прежде всего, игра, удовольствие с элементами публичности, славы. Никаких запретов, никакого излишнего давления, все в угоду хорошему микроклимату.

Да и просто проговорить проблемы на микрофоны или телекамеры тоже бывает полезно. Разумеется, Пушков – не ангел, а белорусский чемпионат не сборище сторонников «ежовых рукавиц», однако в какой-то момент европейский метод явился важным фактором в «неманских» чемпионских удачах.

Очень силен тактически, его игроки это отмечали

Пушков – отличный тренер-тактик. Если обычно игроки на вопрос, как они сумели прибавить в поединке, в котором уступали, рассказывают о «мужском» разговоре в раздевалке или жестких словах тренера, то «неманцы» по большей части всегда говорили об изменениях в рисунке игры, которые произвел в перерыве или по ходу встречи тренерский штаб. Многие специалисты отмечали, что играть против «Немана» сложно, потому что неясно, что команда Пушкова предложит в том или ином матче.

Сам наставник не раз акцентировал внимание на том, что он старается отработать с командой как можно больше вариантов игры в атаке и обороне, чтобы затем их применять в зависимости от соперника, счета на табло и иметь возможность оперативно перестраивать систему во время матчей. И многие победы в сложных поединках приходили к гродненской команде именно благодаря этому. Если все восхваляют «чуйку» Захарова, который порой нелогичными действиями меняет ход встреч, то у Пушкова все «по науке». Всегда – четкое понимание, что нужно делать и как нужно делать. Понимание, которое внедрено и игрокам на подсознательном уровне на тренировках. Никогда никакой паники, резких авантюрных решений, лишь уверенность в том, что правильные действия обязательно приведут к нужному результату. Никогда у «Немана» не было состава выше по классу, чем у основных конкурентов (конкурента), но он побеждал за счет системы игры.

Пушков – развивающийся тренер, который всегда находится в поиске новых форм игры и который много времени уделяет и самообучению, и практическому применению новшеств, почерпнутых из мировой хоккейной мысли. Вспоминается, когда в прошлом году в «Немане» появились финские защитники, Пушков говорил, что заметил особенности их взаимодействия в паре (финская школа, видимо), и постарался внедрить их в игру остальных оборонцев. Все увиденное и подмеченное должно быть опробовано на практике, на команде.

Немаловажно, что в сцепке с Пушковым находились единомышленники – его ассистенты, которых он умело подобрал под себя – такие же скрупулезные, ищущие, способные развиваться, и что тренер пользовался доверием руководства, которое понимает толк в хоккее и видело, что модели игры «Немана» прогрессивны. Новые идеи, здоровая атмосфера, системность и эластичность тактики – все это двигало «Неман» вперед и явилось залогом успеха команды в 2016-2018 годах. Что же случилось потом?

Однако в последние сезоны кое-что сломалось. Возможно, у тренера есть к себе вопросы

Два последних года с Пушовым «Неман» ничего не выигрывал. Как нельзя приписывать исключительно тренеру заслуги в победах гродненцев (не забываем о стабильных финансах, хорошей селекции), так не стоит увязывать возникшие проблемы команды только с кризисом идей Сергея Михайловича. «Неман» стал жертвой введения всевозможных лимитов. В этих новых условиях клуб не смог действовать эффективно на трансферном рынке, из года в год состав команды становился все слабее и слабее, а слухи о денежной неустойчивости были все более упорными, и это тоже негативно сказывалось на привлекательности клуба для хоккеистов (среди которых рубли ценятся не меньше побед). А внутренняя подпитка оказалась малочисленной и не способной закрыть возникшие пробелы. Речь о молодежи, собственных воспитанниках. Все это никак не компенсируешь одной только харизмой главного тренера, так что снижение спортивных результатов было закономерным. Мы постепенно стали понимать, что Пушков все же не волшебник, как то казалось в сказочные для «Немана» годы, и в его тренерских характеристиках есть серые пятна.

Не будем утверждать, что тренер вдруг стал менее требователен к себе или снизил уровень работоспособности. Это вряд ли. Но сам интерес, запал, если хотите, стал угасать. И это естественный процесс. В белорусском чемпионате Пушков выиграл все, достиг потолка, если можно так сказать. Мы достоверно не знаем, были ли у Сергея Михайловича другие предложения по трудоустройству за это время. Но если были, то сам тренер не захотел выходить из зоны комфорта, за что впоследствии и поплатился. А если не было, то это удар по самолюбию наставника и осознание тщетности стараний. Успешность в белорусской Экстралиге далеко не всегда замечается, в том числе внутри самой страны. То, что Пушков в период своего расцвета не стал главным ни в «Динамо», ни в сборной (исполнение обязанностей во время ЧМ-2018 лишь стечение обстоятельств) – несправедливость, которая больно ударила по мотивации. Когда ты готов и способен расти, но некуда – это беда. Это не Захаров, которому и сотый успех на белорусских нивах был бы сродни выигрышу Кубка Стэнли. Творческая работа постоянно требует новых вызовов, а их в Гродно для Пушкова уже не было. И это все, включая самого тренера, поняли слишком поздно. Звоночек, который прозвенел в прошлом сезоне (невыигрыш Континентального кубка, поражение в полуфинале чемпионата), должен был стать катализатором перемен, которые могли бы не довести ситуацию до нынешней критической.

Второй ментальный нюанс. Когда ты тренер-победитель и когда тебя признают лучшим, даже если ты не побеждаешь в чемпионате, вера в собственные исключительность и превосходство растет, и в какой-то момент превращается в самоуверенность. Тебе еще вчера давалось все легко, кажется, что так будет и сегодня, и послезавтра. Однако на одном коньке в чемпионате Беларуси никого не обыграешь. Здесь «Юность» со своим удивительным умением вмещать в потолок зарплат множество звезд белорусского разлива, здесь новое поколение тренеров с похожими на тебя стремлением к развитию и либеральными подходами в управлении командой (Стась, Кольцов).

Помнится, после сокрушительных поражений (а таковые бывали) или во время полосы неудач наставник держался на позитиве и утверждал, что все идет по плану, и вскоре мы увидим тот, прежний «Неман». Как можно было при том подборе хоккеистов, которым располагал «Немана» нынешним летом, говорить о серьезных амбициях, как? Как можно было не считать фатальной потерю звена Ремезова, как? Хорошая мина при плохой игре. Оторванность от реальности. Когда ты не признаешь ошибок, не видишь их, то и исправлять вроде как нечего. И когда ты не учитываешь силу и рост конкурентов, то к большим битвам подходишь неготовым.

И тренер Пушков не был готов к таким переменам, не был готов проигрывать и не был готов признать, что он тоже повинен в бедах команды. После прошлого сезона стал вдруг критиковать лидеров коллектива и, по сути, укрепил их в желании покинуть «Неман». Кадровая революция, затеянная в межсезонье, в том числе с подачи главного тренера, это ли не косвенное свидетельство того, что с тем, прошлогодним, коллективом точек соприкосновения у наставника становилось все меньше? Новая команда с большим количеством хоккеистов средней руки – может, как раз этим Пушков хотел искусственно поднять степень своего азарта к работе в белорусском чемпионате? Но задача слепить из них боеспособную дружину оказалась непосильной для наставника. Как и не смог Пушков раскрыть гродненскую молодежь. Это опять же к вопросу о пагубных для «Немана» лимитах и преференциях. Сергей Михайлович любит полагаться на зрелых мастеров (его чемпионские команды были очень возрастными коллективами), а с молодыми игроками работать не хочет или не умеет. Здесь нужны другие приемы, которых коуч пока так и не освоил.

Ну и банальное-кулуарное. В прошлом году Пушков женился. Романтика не всегда спутник плодотворной работы. Как говорят про хоккеистов, свадьбы и дети – год, выброшенный из карьеры…

Ушел Пушков красиво. Якобы сам, якобы для встряски (пользы) коллектива. И оставил, тем самым, благодатную почву для возвращения. И в наш чемпионат, и в тот же «Неман». Уроки, которые Пушков извлек за два последних года наверняка сделают его только сильнее. И воспользоваться этим, думаю, захочет не один белорусский клуб. Берите, не прогадаете, знак качества гарантируем, чемпионства – скорее всего…

Судьба тренеров и команд даже в течение каких-то трех-четырех лет синусоидальна. Тем интереснее нам, болельщикам, следить за хоккейной жизнью. В том числе в бушующем страстями белорусском чемпионате…

***

Пушков ушел из «Немана», но мы знаем, что в «Париматч-Экстралиге» осталось еще много интересных персонажей, за которыми точно стоит следить. Помните, что Parimatch делает эту лигу еще ярче. Заряженная побеждать букмекерская компания является титульным спонсором чемпионата Беларуси по хоккею. Сделать ставку на матч любимой команды в «Париматч-Экстралиге» можно здесь. Преимуществ полно: широкая линия спортивных событий, удобный интерфейс, быстрые выплаты. Parimatch: заряжен побеждать!

Фото: vk.com/hcneman

Другие посты блога

Все посты