Tribuna/Футбол/Блоги/Пойди поставь сторожа/Раскол из-за Кубка в рабочее время, игрок «вышки» на трибуне, после матча – книги. В Д3 своя атмосфера

Раскол из-за Кубка в рабочее время, игрок «вышки» на трибуне, после матча – книги. В Д3 своя атмосфера

Репортаж из Марьиной Горки.

25 августа 2019, 18:30
7
Раскол из-за Кубка в рабочее время, игрок «вышки» на трибуне, после матча – книги. В Д3 своя атмосфера

Аутентичный белорусский минор 😍

– Любимый европейский клуб? Еще скажи «Реал Мадрид».

– Да многие нравятся. «Аякс» за новые тенденции в футболе...

– Голландия, травка, квартал красных фонарей...

– Нет, тенденции в футболе. Еще «Ливерпуль», потому что это «Ливерпуль», и вне зависимости от клуба нравится Нойер.

– Нойер – значит, «Бавария», я тоже за «Баварию» болею. Лучший футболист ХХ века?

– А можно я назову любимого? Гарринча.

 – Какая особенность была у Гарринчи, знаешь?

– Одна нога короче другой, вроде на 7 см.

– Все правильно. Слышь, Саня, вроде наша болельщица.

Я на трибунах стадиона «Городской» в Марьиной Горке. Местный футбол давно уже не собирает много зрителей. Старожилы еще тепло вспоминают времена, когда здесь играл дубль минского «Торпедо». Во второй половине девяностых в районе появились свои команды – «Энергия-ТЭЦ-5» и «Руденск». Правда, пуховичскими они во многом были только номинально. Большинство игроков приезжали из Минска. Попадались и совсем экзотические личности вроде камерунца Нестора Ебобиссе Молли, оказавшегося позже в центре расистского скандала в «Крумкачах».

«Руденск» оказался более живучим, чем «Энергия», и продержался на плаву 14 лет. В 2012 году закончились деньги и закончился футбол – как оказалось, не навсегда. Лет восемь-десять назад здесь образовался клуб «Виктория», названный в честь городского физкультурно-оздоровительного центра. Начинали с чемпионата области, лет пять назад заявились во вторую лигу. Особых успехов не добивались – «Виктория» накрепко застряла в третьем дивизионе. А в этом сезоне и вовсе несколько месяцев в основном терпела поражения, так что зрителей на трибунах стало еще меньше. Исчез недавно активный, хоть и немногочисленный, фанатский сектор, теперь о нем напоминали только несколько составленных вместе ограждений. Уже не было футбольных афиш, которые когда-то можно было видеть по всей Марьиной Горке. Но зрители, сколько бы их ни было, все равно приходят, выискивают дату и время начала матчей где-то в соцсетях и газетах. Для кого-то это проявление любви к футболу и к своим, местным ребятам – «Виктория» создавалась из игроков марьиногорской ДЮСШ, хоть в последнее время и многое поменялось. А для кого-то это просто одно из немногочисленных доступных развлечений в райцентре, где среди бесконечных огородов есть лишь стадион, кинотеатр и пара ночных клубов. С детьми, внуками тоже ведь куда-то хочется сходить.

17 августа «Виктория» принимала «Горки» из одноименного города. Опытные фанаты, группка мужчин в возрасте крепко за 40, подходили строго к началу матча. Приходили подготовленными – с районной газетой под мышкой, чтобы сидеть на грязных креслах стадиона было уютнее. Молодежь не так предусмотрительна. Многие заготавливали дома кульки с семечками.

Мой провожатый Саша тоже играл за «Викторию». Ради футбола в свое время и перебрался в Марьину Горку из родного поселка Свислочь. Играл несколько лет, а потом начались, как рассказывает Саша, «локальные войны». Сначала у команды сменился тренер, и руководитель клуба посчитал для себя возможным вмешиваться в его работу. А затем случился злополучный матч в Кубке страны, назначенный почему-то на 16:00 в будний день. Несколько местных ребят из-за работы не смогли выбраться на матч. После игры в командном чате их ждал «привет» от руководства – пожелание удачи в новых командах. Одного из парней атаковал флюс, но и это не спасло его от исключения. За четырьмя изгнанными в знак солидарности ушли еще четверо, и так в составе марьиногорского клуба практически не осталось местных пацанов. На все наложились взаимные заявления в милицию.

Сейчас бывшие игроки приходят чуть ли не на каждый матч «Виктории». Сидят своей компанией, приводят подруг. Обсуждают когда-то свой клуб, скучают по команде. Руководство клуба садится на трибуне прямо напротив них на другой стороне стадиона – со стороны выглядит так, будто местечковый футбол разделился на два лагеря. Так оно и есть.

Стадион в Марьиной Горке повидавший виды, но по-своему уютный. Тут многие друг друга знают, и атмосфера почти семейная. Со всех сторон стадион окружает частная застройка, так что и не каждый местный знает, где в городке есть футбол – да и есть ли он вообще. Главный вход закрыт.

Попадают на стадион через калитку в нескольких десятках метров от входа – и для девушек там даже есть досмотр! На милицию тут действительно посматривают и курить-выпивать на трибунах не осмеливаются.

Сбоку стадиона на площадке для мини-футбола занимается девчачья команда.

– Лучшим людям района почтение! – крикнул, проходя мимо, пожилой мужчина с сумкой. Это местная легенда, доктор команды. Поговаривают, что когда-то он даже ездил на Олимпиаду, правда, уже не вспомнить, на какую.

Первый тайм проходил без особых моментов, и на трибунах обсуждали последние новости – в частности, прическу местного парня Сани Свирепы, пробившегося в «Энергетик-БГУ». Сам Александр сидел при этом тут же и налегал на семечки. Вспомнили и нового тренера, Юрия Крота. Уроженец Слуцка уже года четыре не работал с командами, кстати, где он?

– Не было тренера, появился, тут и его потеряли, – шутит мой провожатый.

Тренер оказался в зоне видимости трибун через несколько минут и даже выдал какое-то указание команде, вроде бы впервые за игру. Смотрю на часы – идет 24-я минута матча.

С тренерами «Виктории» действительно не везло последнее время. Ребята с теплотой вспоминают Андрея Хрипача, возглавлявшего клуб в прошлом году. Звезда чемпионской «Белшины» отличался человеческими качествами и серьезным подходом, пытался что-то сделать из команды, насколько это возможно для простого минорного клуба без замашек. Привлек бобруйских игроков, мотивировал своих воспитанников, рассказывал истории – про четыре завоеванных им кубка, про первый гол в самом первом чемпионате Беларуси. Правда, из бобруйских в клубе остались далеко не все, но, во всяком случае, претензий на Михалыча тут никто не держит. А вот после его ухода началась чехарда – пару недель назад в «Виктории» третий раз за этот год встречали нового тренера. 

Наступает перерыв, и молодежь буквально сдувает с трибун в неизвестном направлении, правда, ненадолго. Делятся впечатлениями – может, сегодня удастся-таки отскочить? Несколько пожилых зрителей обсуждают переход Александра Глеба в «Ислочь», дескать, что легенде делать в таком клубе. Я же подсаживаюсь к самому шумному из постоянных болел, здоровяку в два раза больше меня. Александр дальнобойщик, но в свободное время обязательно приходит на трибуны «Городского». Делает так уже 20 лет. Личность колоритная: темные очки, куртка в жаркий день и безразмерная майка с тремя черепами, которую собеседник в порыве эмоций чуть ли не пытается ежесекундно на себе порвать. Мало кто, кроме Александра, осмеливается как-то поддержать команду, на трибунах в целом довольно спокойно.

– Сами играли в футбол?

Собеседник оживляется:

– А как же! Дубль минского «Динамо», 1982 год!

Делаю большие глаза от удивления.

– Не верьте ему, – подключается другой болельщик. – В 1982 году ему было шесть лет.

Спрашиваю про нынешний футбол в городке. У здоровяка вдруг начинает дрожать голос, он отводит взгляд:

– А что мы? Мы футбол любим, живем им. Мы же футбол любим, а не хоккей…

Постоянные болельщики

Среди зрителей выделяется тихая женщина средних лет. Она не кричит «Шайбу!», не болтает ни с кем, просто умоляюще смотрит на поле и что-то шепчет. Такой взгляд ни с чем не перепутаешь.

– Мама?

– Мама.

Тем временем хозяева до сих пор не пропустили, и у «Виктории» даже возникают опасные моменты. Болельщики оживляются, и только парень, изгнанный из клуба за флюс, не отрывается от телефона. Играет его любимый «Ливерпуль».

– Ты знаешь, кто у них капитан? – кричит он другу. – Александр-Арнольд!

Местный болбой – без гетр, но в щитках

Заканчивается матч «Ливерпуля», звучит свисток и у «Виктории». 0:0, первая ничья за долгое время. Явно вымотанные игроки расходятся по машинам. Кто-то бежит в магазин за пивом, с некоторыми еду в маршрутке до Минска. Один из них, 21-летний бобруйчанин Женька Куданов, достает из рюкзака здоровенный трехтомник Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» и раздает нам по тому – ознакомьтесь, дескать, крутая вещь. Женя любит книги и с ходу называет топ-10 любимых, на заставке телефона у него «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера. С горящими глазами парень рассказывает:

– Всегда ведь приятно поговорить с гениальным, интересным человеком, да? И для меня книга – это как разговор с таким человеком. Иногда думаю – вот буду жить, допустим, такое-то количество лет, но при этом ведь не успею прочитать все книги на свете. И так неприятно становится…

Фото автора

Другие посты блога

Все посты