Tribuna/Футбол/Блоги/Политика и спорт/«Власть приложит все усилия, чтобы написать большие цифры». Экс-игрок сборной Беларуси по футболу – о выборах, митингах и подсчете голосов

«Власть приложит все усилия, чтобы написать большие цифры». Экс-игрок сборной Беларуси по футболу – о выборах, митингах и подсчете голосов

Андрей Островский уже определился, за кого будет голосовать.

Автор — Дмитрий Руто
4 августа 2020, 14:00
9
«Власть приложит все усилия, чтобы написать большие цифры». Экс-игрок сборной Беларуси по футболу – о выборах, митингах и подсчете голосов

Андрей Островский хочет, чтобы все было по-честному.

Андрей Островский отыграл более 50 матчей за сборной Беларуси по футболу, а также построил солидную клубную карьеру, выступая в Беларуси, России, Украине и Израиле. С «Трибуной» экс-игрок, ставший бизнесменом, поговорил о выборах – о действиях власти, подсчете голосов и о том, верит ли Тихановской. 

– Недавно на своей странице в Фэйсбуке вы разместили информацию о том, как пользоваться платформой «Голос» – площадкой для альтернативного подсчета голосов на выборах. Выступаете за честное и открытое голосование?

– Для начала замечу, что раньше за своим фэйсбуком следил, а сейчас особо не получается это делать в связи с занятостью на работе. Но иногда какие-то записи размещаю, вот и пост о платформе «Голос» разместил. На самом деле я очень хочу, чтобы в этом году наконец-то был правдивый, открытый и честный подсчет голосов, без различных фальсификаций. Нужно увидеть реальную картину всего того, что происходит в стране, а не надуманную. Считаю, реальное доверие существующей власти, причем всей власти, никак не соответствует тем показателям, которые демонстрируются в государственных СМИ.

– С одной стороны говорят о 72 процентах поддержки Александра Лукашенко, с другой – о трех процентах.

– Как всегда правда где-то посередине. Конечно, если реально смотреть на вещи, три процента – это неправда, но и 72 процента – тоже неправда. Думаю, данный показатель где-то посередине.

– Сейчас иногда доводится слышать рассуждения о том, что в этом году возможен второй тур президентских выборов. Вы верите в такой сценарий?

– Нет. Я вообще считаю, что у нас уже идет второй тур. Имею в виду то, что реально на пост президента Беларуси претендуют только два кандидата – Лукашенко и Тихановская. А остальные, как бы это их не обидеть, больше для массовости. Так что вопрос сейчас стоит в одном: наберет победитель больше 51 процента голосов или меньше. Но, мне кажется, если будут считать голоса так, как это делали прежде, на предыдущих выборах, то, конечно, [у Лукашенко] будет больше 51 процента.

– Учитывая то, какое количество людей поддерживает альтернативных кандидатов, сколько народу собирается на митингах в поддержку Светланы Тихановской, действующей власти удастся написать большие цифры?

– Честно, даже не могу предположить, но до этого же удавалось их рисовать :). Единственное, уверен, нынешняя власть приложит максимум усилий для того, чтобы написать большие цифры, а получится у них это сделать или нет – пока вопрос.

– По-вашему, почему сейчас столько людей повернулось лицом к альтернативным кандидатам и настолько активно поддерживает их?

– А потому что сейчас пришло время социальных сетей. Раньше все это было скрыто, не существовало такого активного общения между людьми, которое мы видим в данный момент в соцсетях. Но это я говорю только о больших городах. А вот какая ситуация в деревнях, где живут в основном пенсионеры, пожилые люди, которые далеки от соцсетей, которые смотрят только три белорусских канала и больше ничего, честно признаюсь, не знаю. Но так, конечно, могу утверждать, что сейчас социальные сети оказывают огромное влияние на мировоззрение человека, в том числе политическое.

Впрочем, не стоит говорить, что такое количество людей, вышедших на митинги в поддержку альтернативных кандидатов, – это только влияние тех самых соцсетей. Мы однозначно наблюдаем в обществе большое недовольство существующей власти.

– Почему люди начали настолько смело высказывать свою позицию?

– Я все равно считаю, что в основном самые смелые высказывания можно наблюдать именно в соцсетях. На государственных каналах, в госСМИ, конечно, такую точку зрения выражать невозможно. Поэтому мы возвращаемся к тому, о чем я уже говорил: за пять лет влияние социальных сетей на общество прилично возросло.

– Это понятно, но на митингах той же Тихановской мы видим десятки тысяч людей. Они смело идут на такие акции, не ограничиваются высказыванием своей точки зрения только в интернете.

– Но это же разрешенные мероприятия. Более того, нужно понимать, что это не митинги против чего-то или кого-то, это митинги в поддержку. Может, даже в поддержку не какого-то кандидата. Люди таким образом выражают свое желание, чтобы в стране прошли правдивые и честные выборы. Это для людей сейчас намного важнее.

– Митинги в поддержку альтернативных кандидатов проходили и во время предыдущих президентских выборов, но столько людей все равно не собиралось.

– Правильно, да. Сейчас людей выходит в разы больше, потому что на предыдущих выборах все закручивание гаек происходило уже после того, как прошло голосование. На улицы выходил народ, недовольный результатами выборов – тогда и начинались задержания. А сейчас все эти аресты, какие-то репрессии начались уже до выборов. Люди видят, что происходит вокруг, естественно, они недовольны. Поэтому активно идут на улицы и выражают свое мнение по поводу происходящих в стране событий. Я сам, естественно, негативно отношусь к тому, каким образом действующая власть решила устранить кандидатов в президенты – посадить кого-то за решетку, а кого-то снять из-за недостатка подписей. Мне кажется, президент почувствовал реальную опасность, настоящих конкурентов. Вот власть и решила поступить так, как мы видим.

***

– Тихановская говорит, что она хочет победить на выборах, чтобы через полгода провести новые выборы, честные и открытые. Что думаете по поводу ее заявления?

– Если она так заявляет, значит, действительно этого хочет. У Тихановской на самом деле нет политического опыта, она никогда никем и ничем не руководила. Грубо говоря, перед нами обычная простая женщина. Но в то, что она говорит, я верю.

– Но госСМИ нас пугают, что если к власти придут новые люди, то страна развалится, мы станем жить хуже.

– А я вот не понимаю, как Беларусь может развалиться. На что? На Брестскую и Гомельские области? А то, что они говорят о возможной бедности и нищете… Что, развалится экономика? Не знаю. Я на такие заявления стараюсь не обращать внимания.

– Но вы как считаете, если власть сменится, Беларусь развалится?

– Конечно, такого не будет. Это невозможно даже с географической и геополитической точек зрения. Беларусь – это страна, где нет таких противоречий, как, например, в Украине. Я могу сравнить, потому что сам долгое время жил и работал там. Там есть Западная Украина и Восточная. В этих регионах совершенно противоположные взгляды на жизнь, на политику, на экономику, на то, что было раньше – еще до майдана. В предыдущие годы, да и сейчас, особенно из России, доносятся разговоры, что Украина развалится на западные и восточные части. Но этого же не произошло.

В Беларуси такого разделения нет. Беларусь – это страна целая, единая, и мнения что на западе, что на востоке, примерно одинаковые.

– Если власть сменится, мы станем жить хуже?

– Тут однозначно не ответишь. У кого-то, может, жизнь станет хуже, у кого-то лучше. Я не провидец, но однозначно единого мнения быть не может. Все покажет время.

– Вы говорили о закручивании гаек. Вы сами видите, как людей задерживали за то, что они выходили на улицы, чтобы просто выразить свою точку зрения.

– И к этому отношусь резко отрицательно. Естественно, по госканалам такие события не покажут, как все происходило, не расскажут, но в интернете, в социальных сетях, о которых мы уже говорили, идет активное обсуждение задержаний, всех этих событий. Сажать людей за то, что они просто стоят в очереди в магазин – по-моему, это, мягко говоря, неправильно. Но милиция вынуждена выполнять приказы, отданные сверху.

К слову, о милиции. В интернете недавно наткнулся на статистику, где приведено количество сотрудников правоохранительных органов на 100 тысяч населения. У нас – больше тысячи [милиционеров] на 100 тысяч жителей. По этому показателю мы на первом месте в мире. Я даже не знаю, зачем так сделано. Для поддержания общественного порядка? Якобы для нашей безопасности? Якобы… Да, в Беларуси с безопасностью всегда все было в порядке, но, думаю, дело не только в ней.

***

– Помнится, в свое время Лукашенко не раз повторял: «Вы что, хотите как в Украине?» Вы как человек, проживший и проработавший долгое время в этой стране, что скажете? Где лучше – у нас или там?

– У меня два сына от первого брака живут сейчас в Киеве, я часто туда ездил до пандемии, до карантина. Могу сказать, как реально обстоят дела. В Украине лучше всего жилось в 2002-2003 годы, последние этапы президентства Леонида Кучмы. После первого майдана в плане свободы слова, свободы выражения мнений, своих мыслей ситуация действительно стала намного лучше. Но вот в экономическом плане стало хуже и тяжелее. В связи с чем – много мнений и суждений. Есть ряд причин, почему ситуация изменилась в худшую сторону.

Если сравнивать нынешнюю Беларусь и Украину, то, например, вести бизнес проще в соседней стране. Там нет столько препятствий, законов. Но людям, работающим на государственных предприятиях, пенсионерам, проще все-таки в Беларуси. В нашей стране те же пенсии больше, чем в Украине. Я могу сказать однозначно, потому что общаюсь со знакомыми и там, и здесь.

– Вы уже определились, за кого будете голосовать?

– Да, свой выбор сделал, но конкретизировать не буду.

Фото: Facebook Андрея Островского

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты