Tribuna/Футбол/Блоги/Политика и спорт/Уступки после митингов, слова Лукашенко о желании врагов «отсечь» и смена губернатора – перед матчем «Немана» с БАТЭ в Гродно горячо

Уступки после митингов, слова Лукашенко о желании врагов «отсечь» и смена губернатора – перед матчем «Немана» с БАТЭ в Гродно горячо

...

Автор — Алесь Коваль
23 августа 2020, 11:54
18
Уступки после митингов, слова Лукашенко о желании врагов «отсечь» и смена губернатора – перед матчем «Немана» с БАТЭ в Гродно горячо

С президентских выборов в нашей стране прошло уже две недели, но несогласные с результатами голосования белорусы продолжают протестовать. Конечно, самые крупные акции проходят в Минске, но от столицы не отстают и другие белорусские города. Особенно среди них выделяется Гродно – там на марш солидарности вышло более 10 процентов жителей, о готовности бастовать заявили многие предприятия, а власти даже пошли на существенные уступки протестующим (правда, быстро передумали).

В воскресенье в самом западном городе Беларуси состоится центральный матч тура ЧБ, который имеет огромное значение в борьбе за чемпионство – между собой зарубятся «Неман» и БАТЭ, отчаянно преследующие идущий первым «Шахтер».Разберем подробнее, какие события разворачивались в Гродно в последнее время – а заодно и посмотрим, что интересного происходило в станах обеих команд.

Начнем с футбола – ведь протестные тренды Гродно задавало и в нем. Еще 1 августа во время домашнего матча «Немана» против минского «Динамо» болельщики исполнили заряд «Жыве Беларусь!»

После того, в четверг перед выборами, инициативу подхватили 4 тысячи зрителей в Солигорске, пришедших на матч «Шахтера» и брестского «Динамо». Тогда несколько телеграм-каналов намекнуло белорусам, что на футбол можно сходить и в Минске, однако АБФФ 7 августа резко отменила все матчи в столице, а потом и вовсе освободила от футбола неделю после выборов. Вернулась высшая лига в Беларусь лишь в нынешний уик-энд, но все равно неполноценно – матчи на всех уровнях проходят без зрителей. Свое решение федерация комментировать не стала, но что-то подсказывает, что это продолжение цепной реакции, начавшейся после той встречи «Немана».

После выборов 9 августа в Гродно происходило то же самое, что и по всей стране: несогласные с результатами голосования белорусы выходили на мирные акции протеста, где им устраивали настоящую бойню силовики. Да, областные города содрогнулись не так сильно как Минск, но леденящих душу историй хватало и там. Гродно отметился одной из самых ужасных – кадр с окровавленной и забинтованной 5-летней девочкой Юлей из этого города потряс всю страну.

Вечером 11 августа вместе с родителями она ехала в машине по городу. В какой-то момент семья оказалась в потоке сигналящих автомобилей. «Навстречу нам выбежали омоновцы, начали бить машину дубинками — лобовое и боковые стекла, зеркала. После этого сзади в нас въехала военная техника, был сильный удар», – рассказала позже Инна, мама Юли. В итоге отец семейства провел ночь в милиции, а девочка – в больнице: у нее было рассечение правой височной части примерно на два с половиной сантиметра (понадобилось 4 шва) и ушиб. При этом на телеканале СТВ назвали ситуацию «несчастным случаем», ни словом не упомянув про участие в нем силовиков.

С 12 августа по всей стране в цепи солидарности начали выстраиваться женщины в белом с цветами в руках – эти акции выражали протест насильственным действиям силовиков и поддержку пострадавшими мирным демонстрантам. В Гродно такие женские цепи получились весьма впечатляющими. 

Гродно стал одним из центров еще одной формы протестного движения – забастовок различных предприятий. Наиболее заметной стала активность работников одного из белорусских промышленных гигантов – завода «Гродно Азот», на котором работает около 7 тысяч человек. 12 августа профсоюз предприятия заявил, что отправил письмо в ЦИК с требованием аннулировать результаты голосования. Также было сказано, что «на предприятии более 90 процентов работников не согласны с результатами выборов».

На следующий день руководство «Гродно Азот» провело собрание с сотрудниками. Однако убедить недовольных работников не присоединятся к процессу у начальства не удалось. После смены около тысячи (!) человек с предприятия отправилось прямиком на митинг в центр города, скандируя «Жыве Беларусь!»

Руководство завода и города не смогло проигнорировать такие события. На следующий день состоялась встреча мэра Гродно и боссов «Гродно Азота» с работниками предприятия. На ней заводчане потребовали проведения честного подсчета голосов, освобождения всех задержанных на протестах, наказания для проявивших жестокость силовиков и отсутствия в городе военной техники. В случае невыполнения этих пунктов 18 августа работники собирались объявить забастовку.

Причем пример «Гродно Азота» оказался заразительным – к «дню икс» 18 августа о готовности присоединиться к забастовке объявили более 20 организаций в этом городе. Власти не выполнили все требования заводчан, и 19 августа около 500 человек под аплодисменты собравшихся поддержать их горожан покинули предприятие. Тогда сообщалось, что до остановки цеха аммиака осталось несколько часов.

Однако после 19 августа новой информации о продолжающейся забастовке не поступало. Разве что телеканал СТВ вновь предоставил свою версию событий: как прозвучало в эфире, заместитель генерального директора предприятия и пять руководителей подразделений якобы получили сообщения с угрозами насилия в случае отказа от забастовки.

Параллельно масштабные события разворачивались и в самом Гродно. Уже 14 августа десятки тысяч людей вышли протестовать на улицы города. Это было впечатляюще!

Но оказалось, что это лишь разминка. 16 августа на улицы города, по оценкам некоторых СМИ, вышло 40 тысяч человек. При этом, по данным на 2020-й, всего там проживает 356 тысяч. То есть протестовать отправилось более 10% горожан!

Причем протест в Гродно был весьма осмысленным. Люди там не просто собирались на улицах, а шли к руководству города с конкретными требованиями. И хоть в это сложно поверить, но местные власти действительно пошли на серьезные уступки. 18 августа гродненский горисполком в ответ на «требования, выдвинутые представителями объединенного штаба Светланы Тихановской, профсоюзов предприятий и представителей демократической общественности Гродно»:

  • разрешил митинговать на центральных площадях города и пообещал техническую помощь;
  • объявил об освобождении всех заключенных и публичных извинениях силовиков;
  • обязался предоставить оппозиции телеэфир;
  • пообещал не наказывать участников забастовки.

Звучит невероятно, правда? В тот день протестующие по всей стране радовались за «свободный Гродно» и мечтали о таких достижениях и в других городах. Но реальность оказалась куда более привычной. На следующий день после заявления исполкома, когда протестующие собрались на одной из вроде бы разрешенных площадок, милиция объявила им, что мероприятие является несанкционированным. А вскоре после этого с нелестной речью о протестующих выступил глава местного горисполкома Мечислав Гой. В ней он заявил, что участники протестных мероприятий якобы «призывают к угрозам физической расправой людям, имеющим иную точку зрения». Хватало там и других своеобразных слов в адрес протестующих. Ну а 20 августа площади Ленина и Советскую – главные в городе – снова исключили из списка разрешенных для митингов.

Впрочем, это были лишь цветочки – 21 августа началась настоящая контратака на самый западный город Беларуси от высших эшелонов власти. Александр Лукашенко заявил, что нынешняя ситуация вынудила его большое количество военных перебросить в район Гродно. «Я туда полечу инспектировать. Они поставили цель прежде всего эту территорию отсечь - гродненскую. Уже польские флаги вывесили недавно. Сейчас Отечество в опасности. Я предупредил президента России о ситуации, которая складывается в Беларуси. У нас полное взаимопонимание, у нас есть договор соответствующий в рамках ОДКБ и Союзного государства», – заявил Лукашенко. К слову, где в Гродно вывесили польские флаги, не конкретизировалось, а о подобных фактах в медиа не сообщалось.

Свой визит в Гродненскую область Лукашенко провел 22 августа и начал с общения с военными. Он посетил Гожский полигон, а также район сосредоточения танкового батальона и пункт управления ракетного дивизиона. Там же Лукашенко дал поручение министру обороны и командующему Западным оперативным командованием – «защитить прежде всего западную жемчужину Беларуси с центром в Гродно, с принятием самых жестких мер по защите территориальной целостности нашей страны».

 

Однако эта была далеко не вся программа визита. Следом Лукашенко отправился в Гродно, где в 14:00 начался митинг в его поддержку – на «запретной» площади Ленина. Как и на подобных мероприятиях в других городах, акция пестрела флагами, которые не имеют никакого отношения к белорусской символике.

Выступление Лукашенко получилось насыщенным: прозвучало и поручение КГБ «в течении субботы и воскресения навести порядок на улицах Гродно», и призыв «простить милиционеров, даже если они где-то ошиблись», и заявление о том, что без Лукашенко Беларусь «поломали, покрошили и выплюнули бы», и указание «с понедельника» закрыть бастующие предприятия. Высказался спикер и про фотографии жертв зверств силовиков. «В интернете кто сидит? 60% показывали синяки. 60% постановочные кадры! Пройдет время, мы спокойно вам об этом скажем и покажем. Сегодня не время об этом говорить, чтобы не будоражить людей», – заявил Лукашенко. 

Кроме того, оказалось, что даже недолгие уступки протестующим стоили высшему руководителю Гродненской области должности. Лукашенко во время своего визита объявил о назначении нового главы облисполкома. Вместо Владимира Кравцова, занимавшего должность с ноября 2013 года, власть получил (теперь, надо понимать, бывший) министр здравоохранения Владимир Караник. Решение отчасти уникальное, ведь Лукашенко довольно редко назначает высших управленцев областей родом из этих самых областей, а Караник родом как раз из Гродно.

На площади Лукашенко заявил, что новый губернатор – «геройский человек во времена коронавируса». А мы отметим, что он еще и большой единомышленник Лукашенко: как и его босс, Караник заявлял, что акции протеста (в частности, медиков) были срежиссированы, а также говорил об отсутствии доказательств издевательств и жестоких избиений силовиками задержанных в ЦИП на Окрестина. В общем, вы поняли – образцовый «государев человек».

Завершить рассказ о визите Лукашенко в Гродно стоит еще одной интересной деталью. До начала митинга рядом с площадью был замечен «десант» телеканала «Russia Today», который финансируется правительством России. Западные политики и СМИ регулярно обвиняют RT в необъективной подаче информации и предвзятости в освещении событий, связанных с политикой России и Запада. Канал даже фигурировал в докладе ЦРУ по расследованию победы Дональда Трампа на президентских выборах в США – в нем американская разведка назвала «Russia Today» «пропагандистской машиной». 

И именно на ютуб-канале RT шла прямая трансляция общения Лукашенко с гродненцами (TUT.BY при этом сообщает, что ни на одном белорусском канале лайва не было). Более того, именно усилиями сотрудников RT желающие смогли услышать от Лукашенко уже после выступления такие слова: «Спасибо Путину, моему другу, который говорил: «Слушай, чего ты молчишь?». Я говорю: «Скоро услышишь». Ну вот вы услышали».

А как дела в нынешние времена у «Немана» и БАТЭ?

Скажем пару о слов и о положении дел в станах участников главного матча тура, который пройдет в Гродно.

Представители БАТЭ за время двухнедельной паузы в чемпионате несколько попадали под пристальное внимание общественности. Во-первых, игрок клуба оказался единственным представителем «вышки», который за время протестов успел побывать за решеткой. Речь об Антоне Сароке. Первые слухи о задержании нападающего появились 12 августа, а на следующий день стало официально известно, что форвард арестован на семь суток. Однако, к счастью, «мотать весь срок» Антону не пришлось – 14 августа он был отпущен на свободу в Жодино. Детали его задержания и нахождения под стражей до сих пор неизвестны. 

Во-вторых, два «сенатора» БАТЭ стали теми из немногих действующих футболистов, кто публично высказал поддержку тем, кто был задержан и столкнулся с беспределом силовиков. Молчать не стали Егор Филипенко и Станислав Драгун.

Из Борисова же прилетела мощнейшая реакция на ужас, творившийся в Беларуси с 9 по 11 августа. Нынешний гендиректор БАТЭ Михаил Залевский значительную часть своей карьеры посвятил работе в милиции – учился в Академию МВД, работал в ГУВД Мингорисполкома в отделе по раскрытию тяжких преступлений в приоритетных отраслях экономики, уже в 25 лет возглавил ОБЭП Партизанского РУВД, став самым молодым начальником отдела в Минске.

Однако брутальные действия бывших коллег после выборов оказались для Залевского неприемлемы. 14 августа он отправил в мусорный контейнер свою милицейскую форму майора, которую хранил дома – и повседневную, и парадную, и бейджик. Мощный поступок!

А вот «Неман», несмотря на безумную круговерть событий в самом Гродно, провел паузу более тихо. Отметились только сотрудники детско-юношеской школы, в число которых вошел легенда клуба Виталий Надиевский. Они 18 августа поддержали предприятия, объявившие забастовку. Они осудили зверства и пытки со стороны силовых структур в адрес мирного населения и потребовали провести справедливый подсчет голосов и освободить всех политических заключенных.

Самым заметным человеком, как-то связанным с предстоящим матчем, стал директор ЦСК «Неман», на котором игру предстоит провести. Виктор Шумель широкой общественности остал известен в конце июля, когда написал открытое письмо тогдашнему главе инициативной группы Лукашенко и руководителю Федерации профсоюзов Беларуси Михаилу Орде, в котором раскритиковал его заявление о том, что все члены профсоюзов поддерживают того же кандидата, что и он.

После этого Шумель мощно выступал на предвыборном митинге Светланы Тихановской в Гродно, участвовал в акциях протеста после голосования и получал на них от горожан предложение стать их новым мэром. А потом и вовсе стал одним из членов Координационного совета, создание которого было инициировано Тихановской для передачи власти в Беларуси новому президенту. Уже в этом качестве Шумель произносил на митинге в Гродно мощные слова.

Правда, новое амплуа Шумеля кажется весьма опасным: по факту создания Координационного совета в Беларуси уже успели возбудить уголовное дело. К тому же не совсем понятно, до сих пор ли он является директором арены «Немана» – 4 августа Шумель заявлял, что он до сих пор занимает эту должность, но с тех пор многое поменялось. Не удивимся, если стадион к топ-матчу готовит уже кто-то другой.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты