Tribuna/Прочие/Блоги/Политика и спорт/Спорт когда-то объединил противника Лукашенко из 1990-х и главу мусульман – после выборов-2020 оба выступили в тон режиму

Спорт когда-то объединил противника Лукашенко из 1990-х и главу мусульман – после выборов-2020 оба выступили в тон режиму

23 июня 2021, 14:00
5
Спорт когда-то объединил противника Лукашенко из 1990-х и главу мусульман – после выборов-2020 оба выступили в тон режиму

Послевыборные события в Беларуси повлияли на жизнь религиозных общин. Через две недели после 9 августа сменился глава Беларусской православной церкви: вместо митрополита Павла, сначала поздравившего Лукашенко с победой, а затем раскритиковавшего репрессии в отношении участников мирных протестов, назначили епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина. В августе 2020-го лидер Католической церкви Беларуси Тадеуш Кондрусевич не поздравил Лукашенко с победой, после чего прелата, выехавшего в Польшу, почти четыре месяца без объяснения причин не впускали обратно на Родину. В итоге в Беларусь Кондрусевич попал лишь за считанные дни до выхода в отставку по возрасту – новым главой католиков стал Казимир Великоселец.

Менее принципиальным, чем Павел и Тадеуш, оказался муфтий одного из двух управлений мусульман в Беларуси – Абу-Бекир Шабанович. На пятый день после выборов духовный лидер признал наличие погибших в ходе протестов и призвал остановить насилие, однако в феврале 2021-го Шабановича заметили на Всебеларусском народном собрании. 81-летний муфтий сидел в зале (Вениамин и Казимир, например, оказались в президиуме) и оказался в числе меньшинства, признававшего медицинские маски.

Интересно, что Шабанович не одно десятилетие хорошо знаком с одним из главных противников режима Лукашенко из 1990-х годов, главой Консервативно-христианской партии – БНФ Зеноном Позняком. В юности будущих лидеров объединил спорт.

Играли за одну команду

Шабанович родился в 1939 году и рос в Ивье, райцентре Гродненской области, известном своей мусульманской общиной. После войны семья Шабановичей отправилась в одну из деревней района, где советская власть организовала татарский колхоз «30 лет БССР». После школы Абу-Бекир уехал в Минск, где окончил исторический факультет БГУ и начал работать в школе. От учителя Шабанович дорос до директора, после был сотрудником Минобра, замначальника госинспекции системы образования. В 2005-м Шабановича избрали главой мусульманского религиозного объединения Беларуси, вместе с чем он получил звание муфтия – высшего духовного лица.

Позняк родился в деревне Субботники Ивьевского района в 1944-м. С детства мальчик увлекался саватом (французский бокс), стрельбой и баскетболом. Последний вид спорта и познакомил его с Абу-Бекиром. Разница в пять лет и жизнь в 15 километрах друг от друга под Ивье не помешала Шабановичу и Позняку оказаться в одной баскетбольной команде. За нее молодые люди играли на районных и областных соревнованиях.

В 18 лет Зенон поехал в Москву, где хотел стать астрономом, однако задержался в столице СССР всего на несколько недель. Затем Позняк поступил на актерское искусство в Беларусский государственный театрально-художественный институт. На втором курсе парня исключили по причине политической неблагонадежности. Однако же в 1968-м вуз все же удалось окончить, а через 13 лет получить степень кандидата искусствоведения.

Позняк, за которым плотно следили в КГБ, был этнографом и археологом в подразделениях Академии наук, а параллельно занимался общественной деятельностью. Ее пик пришелся на перестройку в СССР и первые годы независимости Беларуси, в частности, Позняк инициировал раскопки в Куропатах, где захороняли расстреляных беларусов в сталинскую эпоху. В 1989-м Позняка избрали председателем Беларусского народного фронта, а в следующем году он стал депутатом Верховного совета. Политик принял участие в первых президентских выборах, на которых в 1994-м набрал 12,8% голосов. Через два года Позняк выехал из Беларуси после полученной информации об угрозе для жизни и с тех пор находится в политической эмиграции.

Что говорят после выборов

После 9 августа оба беларусских муфтията не поздравляли Лукашенко (хотя председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин сделал это уже на следующий день), зато осудили насилие и признали гибель соотечественников (а как известно, среди силовиков убитых не было). Глава Духовного управления мусульман Беларуси Али Воронович признал, что «несколько человек погибло, сотни получили ранения», и осудил насилие. Такой же риторики придерживался и Шабанович, который при этом видел насилие якобы не только от силовиков:

«Невозможно безучастно наблюдать, как происходит кровопролитие, страдают и гибнут наши соотечественники. Никого в Беларуси не может не беспокоить судьба сотен ни в чем не повинных людей, ставших заложниками создавшейся ситуации. В этот судьбоносный момент нашей истории во имя Бога, исполненного милосердия, любви и мира мы обращаемся ко всем сторонам конфликта с призывом остановить насилие».

Дальше Воронович не высказывался по поствыборным событиям, а вот Шабанович отметился удивительным поступком. 21 декабря он вместе с представителями еще трех религиозных конфессий подписал обращение к беларусам. В заявлении уже нет слов о беспокойстве за судьбы людей и кровопролитии на улицах. Религиозные деятели наоборот призывали «к прощению и примирению» и предлагали «забыть обиды и продолжить строить наш общий дом снова и вместе» – как будто и не было после выборов страданий и гибели беларусов. Обращение осветили на госТВ, увидев в нем символизм «времени светлых и чистых помыслов».

О многом говорит участие в ВНС, где точно не ждали противников действующего режима. В начале собрания Лукашенко предложил присутствующим проголосовать за состав президиума. Среди 2,4 тысячи делегатов никто не выступил против и даже не воздержался. Логично предположить, что за президиум проголосовал и Шабанович, в 2017-м получивший из рук Лукашенко премию «За духовное возрождение».

Своеобразно в последний год себя вел и Позняк. Перед 9 августа он призывал беларусов бойкотировать электоральную кампанию из-за того, что считает Виктора Бабарико, Сергея Тихановского и Валерия Цепкало проектами Кремля. Через неделю после выборов Зенон, с 1996 года находящийся в политической эмиграции, выступил с новым обращением. В нем Позняк приветствовал самоорганизацию и «чудеса мирного сопротивления людей» в беларусских городах. Политик призвал расформировать ОМОН и признать его преступной организацией, а также создавать органы самоуправления по всей стране.

Однако же когда западные страны заговорили о широких экономических санкциях против Беларуси, то Зенон выступил против них. Главные тезисы политика заключались в том, что такое давление на режим «толкает страну в объятия России» и ударит по людям. Такие заявления пришлись по вкусу руководителю госканала ОНТ Марату Маркову, назвавшего Позняка патриотом.

В декабрьском социологическом исследовании британского центра Chatham House беларусы, среди прочего, отвечали на вопрос «Кто вам кажется наиболее достойным кандидатом на пост президента Беларуси?» Позняк занял десятое место с рейтингом в 2,4%.

Другие посты блога

Все посты