Tribuna/Биатлон/Блоги/Спортивный канал/В биатлоне начинается олимпийский сезон: у женской команды Беларуси непонятки с квотой, у страны забрали этап Кубка мира, по госТВ все-таки покажут

В биатлоне начинается олимпийский сезон: у женской команды Беларуси непонятки с квотой, у страны забрали этап Кубка мира, по госТВ все-таки покажут

...

Автор — Tribuna.com
27 ноября 2021, 08:02
4
В биатлоне начинается олимпийский сезон: у женской команды Беларуси непонятки с квотой, у страны забрали этап Кубка мира, по госТВ все-таки покажут

27 ноября в шведском Эстерсунде начинается новый биатлонный сезон. Его ключевой точкой должен стать Пекин-2022 – олимпийские старты намечены на февраль. Расскажем, что интересного происходило в сборной Беларуси и не только за восемь месяцев межсезонья.

На старте подготовки встретились с сыном Лукашенко

Предыдущий сезон Кубка мира завершился в конце марта. В отпуске сборная провела чуть больше месяца, а уже в мае биатлонисты и биатлонистки прибыли в Раубичи на первый подготовительный сбор. И там команду, в которой все спортсмены, кроме Анны Солы, и тренеры подписали провластное письмо, ожидала встреча с Виктором Лукашенко – непризнанным Международным олимпийским комитетом главой НОК Беларуси. Мероприятие получилось не особо информативным, но несколько интересных деталей там все же было. Из рук Динары Алимбековой старший сын Лукашенко получил ее синюю майку победительницы молодежного (до 25 лет) зачета Кубка Мира-2020/21 – в рамке и с множеством автографов. Точная судьба презента неизвестна, но предполагаем, что он отправился в музей НОК – туда же биатлонистка месяцем ранее передала и свой Хрустальный глобус.

Лукашенко же в ответ высказался о сборной весьма комплиментарно: «Считаю, беларусский биатлон своими результатами на прошедших международных стартах доказал, что по праву входит в число ведущих видов спорта в стране, а с нашими атлетами считаются на международном уровне». Не обошлась встреча и без совместного фото, на котором замечаем и Солу рядом с экс-главой КГБ, а ныне инспектором Лукашенко по Брестской области Валерием Вакульчиком.

На европейские сборы добирались на микроавтобусах

Сборная начинала подготовку на беларусской равнине, но основная база к олимпийскому сезону закладывалась в итальянском Антхольце, финском Вуокатти и австрийских Рамзау и Обертиллахе – на высоте, соответствующей олимпийским трассам Пекина. «В этом сезоне все будет у нас соответствовать той модели подготовки, которую мы уже защитили и в РНПЦ спорта, и в министерстве. И с учетом того, что Олимпийские игры пройдут на высоте 1700 метров и выше, без горной подготовки там делать будет нечего. Поэтому спланировано, что четыре раза перед Олимпиадой команды – и мужская, и женская – будут готовиться в условиях среднегорья», – так глобальный план в мае описывал главный тренер сборной Юрий Альберс.

При этом с выездами в западном направлении у сборной возникли понятные логистические проблемы. Из-за авиаблокады, в которой страна оказалась после того, как в Минске по приказу Лукашенко был принудительно посажен летевший в Вильнюс самолет с Романом Протасевичем на борту, добираться на сборы в Европу биатлонистам пришлось по земле. «Добирались до Австрии на автобусах. Два микроавтобуса. Дорога везде хорошая. Раньше, если, скажем, в Польше были проблемы с дорогами, то сейчас они исправили эту ситуацию. Есть хорошие автобаны, по которым, в принципе, быстро очень доезжаем», – так описывал этот процесс старший тренер женской команды Олег Рыженков.

Мужскую сборную в сентябре накрыл ковид, а женская привилась «Пфайзером»

Мужской сборной предсезонку усложнил еще и коронавирус, добравшийся до нее за два месяца до старта Кубка мира – по возвращении со сборов в Антхольце несколько биатлонистов сдали положительные тесты. В результате вся команда (спортсмены, тренеры, персонал) ушла на самоизоляцию и пропустила важную часть подготовки – в том числе ЧБ по летнему биатлону. Впрочем, капитан команды Антон Смольский в октябре уверял, что это некритично: «Не надо драматизировать ситуацию с ковидом в сборной, преувеличивая ее последствия. Да, все случилось некстати, но мы настроены и готовы к новому сезону».

А еще через пару недель после этого один из переболевших биатлонистов сборной на условиях анонимности рассказал, что у него все обошлось без осложнений, и предположил, что это связано с заранее пройденной им вакцинацией: «Перенес заболевание в легкой форме, дыхательные органы не были задеты, легкие были в порядке. После выздоровления прошел обследование, сдал тесты. И когда все оказалось отрицательным, когда отсидел изоляцию, был уверен, что никого не заражу, вернулся к работе. Интересно, что еще до того, как заболел, сделал прививку от коронавируса на добровольной основе. Считаю, что вакцина все-таки дает какую-то защиту от ковида. Да, я заболел, но мне кажется, что именно прививка помогла мне перенести болезнь в легкой форме».

А вот женская сборная в середине ноября привилась централизованно – причем не дома российским «Спутником» или китайскими вакцинами, а в Австрии американским «Пфайзером», который для обычных беларусов недоступен (Александр Лукашенко отказался завозить его в страну, так как считает, что это даст людям возможность «ехать на Запад и получать инструкции»). Ну а биатлонисткам прививка признанным во всем мире препаратом даст возможность избежать волокиты с тестами по ходу сезона Кубка мира и трехнедельного карантина перед Олимпиадой.

Алимбекова не ладит с другими сборницами

Еще одна важная деталь о женской сборной – в ней есть шероховатости во внутрикомандных отношениях. Если Ирина Лещенко (экс-Кривко, с нынешнего сезона она будет выступать под фамилией мужа), Анна Сола и сестры Кручинкины нередко мелькают на совместных активностях, выкладывают совместные фото в соцсетях и пишут друг другу комментарии, то прошлогодний лидер «националки» Динара Алимбекова держится особняком. Первый раз это бросилось в глаза после проходившего в июле в Раубичах девичника Солы. На кадрах с мероприятия засветились не только Кручинкины и Кривко, но и юниорки Аделина Сабитова, Алина Пильчук и Юлия Ковалевская, россиянки Ульяна Кайшева и Лариса Куклина, финка Мари Эдер – но только не Алимбекова.

Подозрения только усилились после того, как Динара проигнорировала презентацию новой экипировки сборной, в которой поучаствовала вся остальная основа. Биатлонистка тогда еще и слегка уколола коллег в инстаграме, выложив видео с тренировки и написав, что для нее «восстановление до и после нагрузок вместо фотосессии пока важнее».

Ну а в конце сентября Алимбекова в эфире «Спорт-кадра» на госТВ подтвердила догадки – откровенно рассказала, что дружеских отношений в команде у нее нет, но проблемы в этом она не видит: «Скажу так, чтобы не нагнетать обстановку, я могу не присутствовать на общих посиделках за чаем, за кофе. То есть я одна? Да. Не посещаю эти вечеринки, так сказать, вечерние :). Вообще такие отношения у нас в команде... По крайней мере, у меня, не знаю, как там у других девушек, я так общалась еще с прошлого года. То есть прошлым летом было все то же самое. Да, с некоторыми людьми в команде я не общаюсь сильно и плотно. Но это и нормально, наверное. Мы не должны быть всем хорошими и всем угождать. Мы разные личности, и у кого-то уже, может, характеры расходятся. Главное, что мы показываем результат, а остальное не должно как-то сильно касаться». 

Из Раубичей перенесли этап КМ, который должен был пройти после Олимпиады

В межсезонье также произошла важная история, которая самих спортсменов касается косвенно, но в целом для беларусского биатлона весьма чувствительна. В стартующем сезоне в Раубичи должен был приехать Кубок мира – его проведение было запланировано на март 2022-го, сразу после Олимпиады. Однако в мае нынешнего года Международный союз биатлонистов (IBU) объявил, что старт перенесен в финский Контиолахти – причиной назвали «текущую ситуацию в Беларуси». Такое решение в исполкоме IBU приняли по собственной инициативе: по словам Павла Латушко, ни его Народное антикризисное управление, ни Фонд спортивной солидарности во главе с Александрой Герасименей не работали в этом направлении – политик назвал случившееся «цепной реакцией на действия беларусов против режима».

Никто из действующих беларусских биатлонистов о переносе этапа из Раубичей не высказывался. С гневным заявлением по госТВ выступил лишь главный тренер сборной Юрий Альберс: «Конечно, это беспредел. По каким-то надуманным там причинам. «В связи с обстановкой в стране»? Какая обстановка в стране? Вы приедьте и посмотрите на обстановку в стране, и все сами увидите. Это чисто какой-то политический заказ! А где будут проводить? В Контиолахти и Остерсунде? В одном месте зрителей три человека, а во втором — пять. И это если российские болельщики приедут. Для кого проводят?».

У женщин некем заполнять максимальную квоту (и есть ли она вообще?)

Что касается первого этапа КМ-2021/22, то на него сборная едет во вполне прогнозируемом составе. В заявку мужской команды на Эстерсунд попали Антон Смольский, Сергей Бочарников, Роман Елетнов, Максим Воробей, Никита Лобастов и Дмитрий Лазовский. Без неожиданных фамилий и у женщин – в ростере Динара Алимбекова, Анна Сола, Ирина Лещенко, Елена и Ирина Кручинкины. При этом в мужских личных гонках один из беларусов будет оставаться шестым лишним – в прошлом сезоне в командном зачете сборная финишировала девятой, поэтому на каждый старт имеет квоту в пять спортсменов.

А вот у женской «националки» ситуация с заявкой на гонки несколько запутана. В прошлом сезоне беларусские девушки стали пятыми в командном зачете, в последней гонке сезона вырвав позицию у россиянок. И благодаря этому сборная получила максимальную квоту на нынешний год – шесть спортсменок. Однако в августе президент Союза биатлонистов России (СБР) Виктор Майгуров рассказал, что исполком IBU из-за пандемии перераспределил квоты – их рассчитали не по одному предыдущему сезону, а по двум. По словам функционера, россиянки после этого вернули право одновременно выставлять на старт шестерых. Никаких официальных объявлений об этом от IBU найти не удалось, так что не совсем понятно, какую квоту теперь имеют беларуски. 

Если расчет действительно ведется по двум последним сезонам, то максимальный ростер представительницам РБ не светит, так как в позапрошлом году команда завершила сезон аж на 12-й позиции. Тем не менее в сентябре, через месяц после заявления Майгурова старший тренер женской сборной Олег Рыженков, рассуждая о подготовке к сезону, ни капли не сомневался, что его подопечные завоевали максимальную квоту. Впрочем, как видно по заявке на первый этап, даже если это и так, то выставлять на старт сразу шестерых в команде не собираются. В том же интервью Рыженков объяснял это банальным отсутствием еще одной биатлонистки уровня КМ. «Квоту не обязательно заполнять во что бы то ни стало. Это не самоцель. Брать на этапы Кубка мира из ближайшего резерва условную Дарью Кудаеву? Не думаю, что это хорошая идея. Поскольку даже летний чемпионат Беларуси по биатлону показал, что разница между национальной командой и юниорской огромная. И пока железно шестого человека в основу у нас нет».

Что же касается квоты на олимпийские старты, то там в личных гонках все страны смогут выставлять максимум по четыре спортсмена. При этом по ходу сезона до Игр будет определяться командный рейтинг, и три лучшие команды в нем смогут иметь в заявке на Пекин шесть человек; занявшие места с четвертого по десятое – пять. И второй вариант весьма вероятен и для мужской, и для женской сборной Беларуси – попасть в тройку почти нереально, а место в топ-10 выглядит вполне выполнимой задачей.

Сезон все-таки покажут по госТВ

Начнется новый сезон в субботу женской и мужской индивидуальной гонкой, а на следующий день в Эстерсунде пройдут два спринта. Эти и другие гонки Кубка мира можно будет увидеть по «Беларусь 5». Хотя в конце мая нынешнего года казалось, что ждать биатлон в эфире госТВ не стоит. Тогда Европейский вещательный союз (EBU), которому принадлежат права на трансляцию КМ, заморозил членство, а вскоре и оформил бессрочное отстранение Белтелерадиокомпании. Причиной стал выход интервью с захваченным после принудительной посадки в Минске рейса Афины – Вильнюс журналистом Романом Протасевичем, которое EBU идентифицировало как «явно полученное под принуждением». Также в союзе заявили, что «отслеживали и другие передачи БТРК, которые также вызвали серьезное беспокойство». 

Однако оказалось, что бан от вещательного союза не влияет на действующие контракты, а договор о показе Кубка мира является как раз таким. Поэтому до конца сезона за просмотр биатлонного сезона беларусские телезрители точно могут быть спокойны. Насчет конкретных сроков действия контракта мы пока не получили ответа.

Другие посты блога

Все посты