Tribuna/Хоккей/Блоги/Блог сайта Спортнавины/Кристиан Скарфаген: Легионеры все лето тренируются, а у местных – отпуск

Кристиан Скарфаген: Легионеры все лето тренируются, а у местных – отпуск

Швед Кристиан Скарфаген – новый тренер хоккейного «Динамо» по физподготовке. Мы расспросили могучего скандинава о «звездных» игроках, об отношении к женщинам в мужских командах и о том, сколько стоит персональная тренировка под его руководством.

1 ноября 2016, 01:58
1
Кристиан Скарфаген: Легионеры все лето тренируются, а у местных – отпуск

Швед Кристиан Скарфаген – новый тренер хоккейного «Динамо» по физподготовке. Мы расспросили могучего скандинава о «звездных» игроках, об отношении к женщинам в мужских командах и о том, сколько стоит персональная тренировка под его руководством.

— Крис, типичные шведы немного хмурые, а вас частенько наблюдаю с улыбкой. Вы – исключение?

— Не могу согласиться с вашим утверждением о шведах. У меня на родине полно улыбающихся людей, они всегда в приподнятом настроении. Зачем грустить, если можно веселиться? В Беларуси, между прочим, улыбки на лицах прохожих – еще та редкость. Не знаю, с чем это связано, но я обратил внимание.

— Зато на тренировках серьезности вам не занимать.  

— Верно! Когда требуется – я строгий. Во время работы ты обязан быть профессионалом, что порой предполагает требовательность. Хотя во всем предпочитаю меру: занятия и сам процесс обучения проходят легче, если атмосфера не сильно напряжена.

— Вы впервые отправились работать за границу. Каково это?

— Признаться был прилично взволнован. Мне хочется познакомиться с другой культурой – это помогает развитию. Долгие путешествия и перелеты нисколько не пугают. Наоборот, они – позитивная сторона моей деятельности. Приключения – всегда весело.

— Сколько чемоданов взяли с собой из Швеции?

— Может три или четыре больших чемодана. Один из них был с тренерским оборудованием для команды.

— Думаю, успели заметить: в Минске проблематично отыскать что-нибудь шведское. Здесь даже ИКЕА нет…

— Не переживайте, я не паникую! Трудность, которая пока мне не по силам – ваш алфавит. И, конечно, сам язык. Слова учатся очень медленно. Есть ли прогресс?  Сложно судить. Базовые вещи вроде освоил, но до момента, когда смогу с легкостью изъясняться еще далеко. В команде мы учимся друг у друга. Стараюсь слушать и запоминать.

— В магазине легко справляетесь?

— Первое время было проблематично. Но я в Минске около четырех месяцев и маленькие хитрости здорово выручают. Когда иду на шопинг, всегда держу под рукой гугл-переводчик.

— Слышал, определенную роль в вашем трудоустройстве сыграл Микаэль Ленер – экс-тренер национальной сборной Беларуси по хоккею.

— Все верно! У нас с Майклом есть общий друг. Когда я завершил сотрудничество с «Фрелундой», он поинтересовался мнением относительно Минска. Что я мог ответить, если у самого не было ни малейшего представления. Майкл дал положительные рекомендации, они и стали аргументом «за». Отправиться в Беларусь – серьезное решение и отличная возможность попробовать собственные знания и опыт на более высоком уровне.

— Федерация хоккея рассталась с мистером Ленером по-английски. Он упоминал об этом?  

— Там произошла немного другая ситуация. Не стану вдаваться в подробности, но даже после увольнения Майкл положительно отзывался о вашей стране, о «Динамо». Сами понимаете: бизнес – есть бизнес. И неважно – Беларусь это, Россия или Северная Америка. Боссы всегда ждут от тебя результата. Никто не застрахован от увольнения. Хотя позитивных сторон я увидел больше, чем негативных, именно поэтому ответил утвердительно.

— В курсе, что в былые годы в «Динамо» с игроками работала девушка? В европейских клубах подобная практика – распространенное явление?

— Лично я не нахожу ничего странного в таком сотрудничестве! Не думаю, что мне следует волноваться из-за самого факта, что женщины в мужских командах могут работать лучше нас. Главное – результат.

— До 19 лет вы занимались футболом и хоккеем. А в итоге стали тренером по физподготовке. Как так получилось?

— Во сколько завязал с хоккеем, точно уже и не вспомню! Думаю, мяч я гонял подольше. Однако серьезные проблемы с коленом и предстоящие непростые операции заставили навсегда покончить с профессиональным спортом. И я отправился учиться. Поступил в университет в Гетеборге постигать спортивную науку.

— Все же, почему именно тренер по физподготовке, а не агент, например?

— Не имею ничего против профессии агента. Но она предполагает занятие бизнесом. А я люблю спорт в чистом виде! Мне хочется быть ближе к спорту, нежели чем к бизнесу в спорте.

— В Швеции большая конкуренция среди тренеров по физподготовке? Сложно себе сделать имя?

— Шведские тренеры – настоящие профессионалы. Они стараются получать максимум знаний, стремятся к постоянному развитию. Научная составляющая спорта развивается семимильными шагами. Сегодня мы знаем о своем теле гораздо больше, чем прежде. Все происходит очень быстро. Информация о нашем организме пятилетней давности кардинально отличается от нынешней. Поэтому, если ты не хочешь «остаться за бортом», то должен неустанно учиться. В Швеции все специалисты это понимают.

— Вас взяли во «Фрелунду» сразу после окончания университета?

— Вообще-то еще за год до выпуска – в 2011 году – устроился в клуб на стажировку. Не думайте, что меня тотчас пригласили тренировать основной состав. Занимался с детьми. Конечно, мог посвятить свою карьеру исследованиям в университете, но предпочел сосредоточиться на практике.

— Помните своего первого «звездного» клиента?

— В Швеции немало игроков, которые выступают в КХЛ, АХЛ или НХЛ. Так вот летом некоторые из них используют возможности «Фрелунды» для индивидуальных занятий.

Поэтому прежде доводилось пересекаться со многими ребятами. А однажды подошел Карл Клинберг и попросил помочь. Потом обратился его брат – Джон. Ну, а дальше – больше: Виктор Сведберг из «Чикаго», Виктор Стольберг из «Каролины», потянулись и другие хоккеисты. Позже стал работать с гольфистами и легкоатлетами. Я стремлюсь к разностороннему развитию. Ко мне запросто могут обратиться люди не связанные с профессиональным спортом.

— И насколько дорого «заполучить» вас в качестве персонального тренера?

— Мои услуги стоят не дороже, чем других специалистов. Я приношу результат – то, за что люди готовы платить. Дорогой ли я тренер или нет, сложно судить. Наверное, смотря с чем сравнивать. Также мне трудно говорить о стандартах фитнес-центров здесь и на родине. В Швеции занятие с личным тренером в среднем стоит 100 долларов в час.

— Кристиан, на ваш взгляд, разница между физической формой у игроков КХЛ и шведской SHL существенна?

— Разница, на самом деле, чувствуется. В Швеции, как вы знаете, «предсезонка» стартует рано в мае. Весь май, июнь, и пару недель в июле игроки проводят в спортзалах, а в августе – лед. В КХЛ, в зависимости от того, как «далеко» вы продвинулись в плей-офф, подготовка к новому сезону начинается в начале июля. Не знаю, поправьте меня, но если вы не пробились в плей-офф, то сезон вообще заканчивается в середине февраля, и почти четыре месяца игроки предоставлены сами себе. Исключение – те, кто выступает на Чемпионате мира. В общем, большинство ребят уходят в отпуск. Чем они занимаются, как заботятся о форме – это их ответственность. В Швеции все иначе.

— Спрошу по-другому: физическая форма легионеров «Динамо» лучше, чем местных?

— Вопрос довольно общий: есть легионеры, а есть и местные ребята, чьи кондиции весьма хороши. Не совсем правильно обобщать.

— Но вы сами говорили, что легионеры все лето готовятся к сезону с персональным тренером, а местные игроки – ждут начала сборов.

— Конечно, в таком случае разница должна быть. Но я ведь не знаю, используют они это «окно» для отпуска или тренируются.

— Найти общий язык с «динамовцами» оказалось сложно?

— Нет, английский выручает. Бывает трудно объяснить некоторые упражнения в процессе тренировок. Но у нас есть переводчик, а в случае чего, всегда могу показать наглядно.

— Вам приходилось заставлять игроков выполнять определенные упражнения?

— Нет, зачем? Ни один хоккеист не хочет получить травму, поэтому он должен быть в прекрасной форме. Чем лучше подготовлено тело, тем меньше болевых ощущений и повреждений игрок получит во время матча. Каждый профессиональный спортсмен осознает важность тренировочного процесса. Хотя некоторые вещи, действительно, скучные, но они важны.

— Есть ли в команде игроки, которые требуют специального подхода?

— Ребята все разные и к ним нужен индивидуальный подход. У каждого есть и своя «ахиллесова пята» и сильные стороны, которые надо учитывать при работе. Но никто не ведет себя как «звезда», если вы это имели в виду.

— Вы очень активны в соцсетях. Успеваете отвечать на все сообщения белорусских фанатов?  

— Да что вы! В моем «инбоксе» глухо. Я ведь не понимаю по-русски, а на английском никто не обращался. Если получу послание, конечно, постараюсь ответить. Это не проблема. Хотя фолловеров, не скрою, стало значительно больше.

****

Блиц-опрос

— Самая любимая часть вашего тела?

— Не знаю. Плечи, возможно.

— Когда последний раз вы беспокоились о деньгах?

— Ты всегда обеспокоен насчет денег. Интерес к зарабатыванию постоянно присутствует.

— Чей постер висел на стене вашей спальни, когда вы были ребенком?

— Ника Лидстрёма.

— Вы когда-нибудь покупали вещи через Интернет?

— Конечно. Покупал одежду. В Швеции интернет-шопинг – распространенное явление. И даже продавал, но точно не помню, что именно.

— Кто самый известный человек в вашей записной книжке?

— Думаю, Джон Клингберг.

— Какой фильм смотрели чаще остальных?

— Pulp Fiction. («Криминальное чтиво»).

— Вы когда-нибудь сознательно нарушали закон?

— Может быть, несколько раз я превышал скорость.

— Какое ваше фирменное блюдо?

— О, я люблю готовить. Но вот так сходу сложно назвать что-то определенное.

Вадим Буданов | СПОРТНАВИНЫ

Другие посты блога

Все посты