Tribuna/Футбол/Блоги/Кава и бла-бла-бла/«Мне очень обидно, что распалась действительно сильная команда». Прощание Стрипейкиса с «Нафтаном»

«Мне очень обидно, что распалась действительно сильная команда». Прощание Стрипейкиса с «Нафтаном»

Бывший главный тренер новополоцкой команды – о тренерском этапе карьеры.

Автор — Игорь
5 сентября 2016, 19:00
4
«Мне очень обидно, что распалась действительно сильная команда». Прощание Стрипейкиса с «Нафтаном»

Даже без денег в Новополоцке порой бывало хорошо.

– Известно, что вы дважды писали заявление об оставке. Почему подали первое?

– Я всегда отвечаю за свои слова и поступки. Понятно, что было очень тяжело пережить матч, где сначала счет был 0:0, а потом у соперника удалили игрока, но моя команда при этом за 10 минут до конца встречи пропустила два мяча и проиграла. На это было больно смотреть, особенно в игре против принципиального конкурента – «Витебска». Наверное, тогда мною двигали эмоции. Не скрою, что психологически был надломлен, поэтому и написал свое первое заявление.

– Как вас уговорили остаться?

– Нельзя сказать, что меня прям уговорили. Собрались с руководством клуба, обдумали текущую ситуацию и приняли решение, что надо остаться. Надеялись, увидим какие-то изменения.

– Болельщиков и журналистов удивила  жесткая формулировка «Стрипейкису дали четыре матча на исправление ситуации».

– Ну да, было такое. И что?

– Мне кажется, главная проблема «Нафтана» отнюдь не в тренере. Какие именно тренерские ошибки в сезоне-2016 вы готовы признать?

– Давайте анализировать с самого начала. В 2014 году, когда были собраны квалифицированные футболисты и когда была конкуренция в составе, ни один из игроков не ушел из команды по причине плохого тренировочного процесса. Всех все устраивало. Ни один из футболистов в многочисленных интервью не обмолвился, что их не устраивал тренер и его методики. Это важный момент. Понятно, что у меня были просчеты. Я от них не отказываюсь, но ошибки были у всех. В этом сезоне мы набирали состав, исходя из сложившейся ситуации в клубе. У нас были плохие финансовые условия. От этого и отталкивались.

– Значит, плохой результат был предопределен качеством игроков?

– Не только. Здесь нельзя выявить одну причину. Все вместе накопилось. Каждый был виноват. Просчеты были у всех. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

– Неужели именно тренерская перестановка сможет повлиять на результаты команды?

– Я буду надеяться, что так и произойдет. Считаю, команда должна оставаться в высшей лиге. Если мой тренерский штаб ушел бы раньше, до приема заявок, то новый человек, конечно, почистил бы состав, убрал бы несколько игроков. Но у нас существовал запрет на регистрацию новых футболистов, так что ждать больших изменений в любом случае не приходилось.

– Ваше второе заявление уже приняли. Его писали после проигранного матча «Городее» со счетом 0:3. Что вас так впечатлило?

– В том-то и дело, что ничего. Мы проиграли команде, которая была больше мотивирована. Уступили во всем: в настрое, в движении, в самоотдаче. Это сильно расстроило. Все понимали, что игра была определяющей для нас. Следом у «Нафтана» встречи с «Шахтером», минским «Динамо», БАТЭ, «Слуцком» и «Гранитом». Из них четыре на выезде. В матче с «Городеей» обязательно нужно было цеплять очки. Травма Довгялло нас подкосила. Мы не были готовы дать бой «Городее», хотя это было очень важно.

– У вас нет обиды? Вы же и так выжимали максимум из игроков.

– Наверное, так и есть. В футболе все закономерно. Я продолжу отталкиваться от 2014 года. Тогда мы пригласили качественных футболистов, провели хороший сбор в Турции. Эта работа дала результат. Нам поставили задачу попасть в первую шестерку. Мы попали туда за несколько туров до решающего круга, причем сделали это с третьего места. Считаю, это очень хороший результат. А потом... В 2015 году уговорили некоторых игроков остаться. Ребята терпели. Но как только подошел к концу первый круг и открылось трансферное окно, многие футболисты покинули команду. На них был спрос со стороны более благополучных в финансовом плане клубов. Ушел тот же Вадим Демидович. Я воспринимал это спокойно. Знал, что футболисты буду искать место, где лучше.

– Затем было еще одно межсезонье...

– Конечно, я понимал, что игроки разбегаются. Нам нужно было усиление, но я не мог уговорить футболистов. Все прекрасно знали, какие «Нафтан» испытывает проблемы. Игроки же общаются между собой. Обманывать мне не хотелось.

– Как в такой ситуации вы мотивировали оставшихся футболистов? 

– Ну какая тут может быть мотивация? Играли на доверии к тренеру. Все слушали меня. Со всеми футболистами я остался в хороших отношениях. А уже со своей стороны искал эту мотивацию, общался с ребятами, но с каждым разом это было все труднее и труднее.

Проще всего было бросить играть. Игроки же понимали, что «Нафтан» не последняя команда в их карьере. Они стремились попасть в более благополучные команды. В итоге почти у всех получилось, футболисты стали играть лучше. Вот Рома Волков начал забивать – ушел в «Витебск». К большому сожалению, сейчас в «Витебске» финансирование гораздо лучше, чем в «Нафтане». Еще ушли Космынин, Лебедев, Наумов, Жуковский, Хотов... Тот же Хотов сейчас является лучшим бомбардиром первой лиги. Елезаренко оказался в «Шахтере». Игроки ушли в более благоприятные команды, где играют не последнюю роль. Они все приносят пользу в новых коллективах.

Мне очень обидно, что распалась действительно сильная команда. Нам оставалось взять два-три человека для укрепления и можно было бы играть дальше. Это расстраивает больше всего. Коллектив, который мы упорно строили, разбежался. Практически весь.

– Некоторые же лидеры остались.

– Да, конечно. Это и Игорь Довгялло, и Леша Сучков, и тот же Олег Шкабара, хоть и на травме. У меня была хорошая опора, но в этом сезоне явно пошло что-то не так.

– Вы считаете, что «Нафтан» достоин высшей лиги?

– Команда – да.

– Почему?

– Это команда с традициями, которая уже выигрывала Кубок Беларуси, участвовала в Лиге Европы. У нее есть история.

– Окей. А клуб достоин? Имею в виду его организацию.

– Понятно, что здесь есть вопросы. Для развития клуба нужно стабильное финансирование. Его сейчас нет, к большому сожалению. Деньги, конечно, есть, но не в тех объемах, которые хотелось бы видеть.

– Вы понимаете, почему «Нафтан» стал нарицательным названием?

– Эти проблемы и суды футболистов выбивают из колеи. У клуба сложился не самый лучший имидж. Мне кажется, «Нафтан» все-таки должен быть в высшей лиги. И я надеюсь, что он там останется.

– Еще «Нафтану» припоминают раздевалки на домашнем горе-стадионе.

– Здесь все объясняется достаточно просто. Стадион принадлежит городу. Кстати, власти в итоге отремонтировали эти раздевалки. Футбольный клуб «Нафтан» арендует арену исключительно на игры у города. С таким небольшим финансированием наш клуб не может потянуть еще и стадион. Не стоит критиковать руководителей клуба. Есть город, который должен помогать команде и больше принимать участие в организации футбольных встреч. У нас же получалось, что это все ложилось на плечи футбольного клуба. Были бы деньги – мы бы сами все отремонтировали раньше. Мне тоже было неприятно читать высказывания футболистов других команд, что у нас кошмарный стадион. Это создает негативную атмосферу.

– Вы лично могли повлиять на эту ситуацию?

– Как я могу тут повлиять? Вот руководитель встречался с мэром города. Он и помог с ремонтом раздевалок. Считаю, каждый должен заниматься своим делом. Я тренировал команду.

– Что еще нужно улучшить в «Нафтане»?

– Работу с детьми. Иной раз стыдно смотреть в таблицу команд лицензирования. Юноши выступают ужасно. Тем не менее, мы всегда старались воспитывать своих ребят. Прямо сейчас играет Теплов, скоро должен заиграть Борисов.

– Был еще и Теверов. Вы ставили этих ребят от безысходности или это была ваша стратегия?

– Считаю, в команде всегда должны быть свои воспитанники. Если в Новополоцке будет играть 20 приезжих, то ни о каком развитии футбола в города говорить не приходится. Для чего тогда вообще футбол? Для галочки? Нет, для местных воспитанников, которые могли бы играть за родную команду, видели бы ориентир, куда расти. Это обязательно должно присутствовать.

– Насколько сложно вводить молодых футболистов в состав?

– В нашей команде был простой закон: кто сильнее, тот играет. Тренеры со своей стороны просто подводили футболистов к конкретному матчу. Если Березкин выглядел лучше опытных игроков, мы не стеснялись выпускать его на поле. Та же ситуация была и с Теверовым. Как только он стал плохо выглядеть, мы его посадили на скамейку. На самом деле и Елезаренко, и Березкину, и Теверову очень повезло, что они тренировались рядом с такими футболистами как Сучков, Шкабара, Гунчак, которые много чего подсказывали, помогали. Это большущий опыт. Кто-то смотрит футбол по телевизору и просто представляет себя на поле, а кто-то тренируется рядом с такими замечательными мастерами. Неоценимый опыт.  Молодые парни многому научились, поэтому и прогрессировали.

– Что лично вам дал «Нафтан» как тренеру?

– Это прекрасный опыт. Не все так в Новополоцке было плохо. Много хороших моментов. Конечно, в будущем мне, наверное, стоит что-то поменять в себе, но это такой вопрос личного характера.

– У кого вы вообще учились?

– Ну, я немного оброс мясом в дубле, потом полгода работал старшим помощником у Кучерова. Игорь Ковалевич дал мне хорошую тренерскую школу, когда я уже заканчивал с футболом и готовился к новой карьере. Я старался перенимать у  Ковалевича лучшие моменты его работы. Постоянно вспоминал эпизоды, когда сам был футболистом и переносил на новые реалии. Еще у меня был очень хороший помощник. Я начал свой тренерский путь не с пустым багажом.

– Матч, которым вы гордитесь?

– Такие были даже в этом сезоне. Мы обыграли БАТЭ в чемпионате. В Кубке чемпиону страны тоже ни разу не проиграли. Просто не прошли дальше. Мы были в шаге от финала Кубка, где уже могло произойти всякое. Это очень яркие моменты карьеры.

– Куда это все растерялось за полгода?

– Поменялись игроки, добавились судебные разбирательства. Это все выбивает из колеи. Если во встречах против БАТЭ был настрой, самоотдача, желание, то потом этого не было. Мы очень хотели выиграть Кубок, чтобы попасть в Европу. Вдруг бы тогда в клубе многое поменялось...

– Вы никогда не боялись, что в такой тяжелой финансовой ситуации ваши футболисты начнут катать договорняки?

– Да ну. Я верю в своих игроков. Все понимают, что этим просто нельзя заниматься. Не думаю, чтобы кто-то мог на это пойти.

– Вы часто говорите о финансовых проблемах. Расскажите подробнее.

– Поймите, в 2014 году у ведущих игроков были одни зарплаты, в 2015-м – уже меньше, в 2016-м – еще меньше. И эти деньги все равно не выплачивались. Поступала только бюджетная зарплата, а надбавки за профмастерство не было. Футболисты соглашались на понижение условий, надеясь, что они будут соблюдаться, но этого не было. По этому поводу в клубе было много разговоров, но мы не могли ничего сделать. Где взять деньги, если их не было? У нас проходили собрания, мы поднимали эти вопросы... Такие проблемы отвлекают от самого футбола. Когда в команде все хорошо, в составе 22 человека, которые могут составить конкуренцию на каждой позиции, то это благоприятно сказывается на работе. А когда там только 15 человек, а остальные дублеры, то что сделать? Как только один человек выбывает из-за перебора карточек, его уже невозможно заменить. Мы ставили молодых где-то от безысходности.

– Что дальше? Отдыхать?

– Работа главного тренера – постоянные стрессы. Причем такие серьезные, что порой тяжело жить. Когда был футболистом, то мог денька два погоревать и уже забыть проигранный матч. У главного тренера это так быстро это не проходит. Я много анализировал свои ошибки, недочеты игроков. Тем не менее, это все не отбило желания дальше тренировать. Я порой просто представлял, как бы мы сыграли, если бы в команде все было хорошо. К чему бы мы пришли, если бы остался состав 2014 года? Смогли бы побороться за тройку чемпионата? Мне очень интересно. Хотел бы узнать и понять, как вообще живется команде, где все хорошо.

– Пока вы ассоциируетесь исключительно с «Нафтаном». Вы вообще представляете себя в другой команде?     

– Прямо сейчас – нет. Мне хочется отойти от футбола, отдохнуть, набраться сил. Понятно, что простой может быть очень долгим. Зато будет время о многом подумать.

Фото:offside.by, tut.by.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты