Tribuna/Футбол/Блоги/Кава и бла-бла-бла/«Ничего катастрофического со мной не случилось». Бага перезапускает карьеру

«Ничего катастрофического со мной не случилось». Бага перезапускает карьеру

Экс-футболист БАТЭ рассказал Игорю Петрулевичу, когда все пошло не так в Борисове и как обосновался в Израиле.

Автор — Игорь
20 января 2016, 22:52
13
«Ничего катастрофического со мной не случилось». Бага перезапускает карьеру

Бывший игрок БАТЭ рассказал Игорю Петрулевичу, когда все пошло не так в Борисове и как он обосновался в Израиле.

– Давай начнем разговор еще с прошлого межсезонья. Как оно прошло?

– Все спокойно. Ушел в отпуск. Отдохнул. Потом вместе со всеми на сборах готовился к чемпионату. Ничего сверхъестественного. Все протекало так, как и в любом другом межсезонье.

– Перед стартом сезона-2015 БАТЭ предлагали хорошего игрока на позицию десятого номера, но Анатолий Капский сказал, что в команде есть Бага и Гордейчук. Это означает, что на тебя сильно рассчитывали?

– Я читал эти слова. Если посмотреть матчи сезона-2015, можно заметить, что мы не играли, используя ярко выраженного десятого номера. Тактика была немного другой. Я, например, часто находился на позиции одного из верхних полузащитников. Бывали игры, когда выступал в роли нижнего опорного. В роли «десятки» был лишь однажды – в матче с «Неманом», когда  мы дома выиграли 1:0. Может, еще на минут 20 мы перестраивались по ходу встречи . За весь сезон набралось максимум полторы игры. Но я не жаловался на свою роль в команде. Комфортно себя чувствую в центре поля в принципе.

А давление в духе того, что вот я должен выполнять важную роль десятого номера в команде, не было и в помине. Мы готовились обычно, в спокойной атмосфере, чтобы хорошо подойти к чемпионату. Все игроки были в одинаковых условиях.

– Согласен, что еще в начале сезона что-то пошло не так?

– Как раз с этим не соглашусь. В первой половине чемпионата я играл много. Почти все матчи. До встречи с «Видеотоном» в Лиге чемпионов постоянно выходил в старте. А вот после того блеклого матча я стал играть меньше. Но, повторюсь, первую часть сезона провел хорошо. Все было нормально. Я получал свое заслуженное игровое время. Команда постоянно побеждала. Да, я мало забивал и мало отдавал голевых передач. Но БАТЭ набирал очки, поэтому все было хорошо.

– Матч с «Видеотоном» – не самая приятная точка отсчета?

– В принципе, игра была не самой удачной для всей команды. Все 90 минут встречи дались нам очень тяжело. Конечно, мы обеспечили нужный для себя результат, но только и всего. Если взять персонально меня, то получилось так, что сыграл явно плохо. Хотя нельзя списывать вину только на действия в этом матче. Неизвестно, что было бы, если бы мы тогда сыграли лучше или хуже. Но факт заключается в том, что после того матча я стал реже появляться на поле.

– Пытался выправить положение? Общался с Ермаковичем?

– Конечно, и работал на занятиях, и разговаривал с тренером. В принципе, тренировался наравне со всеми. Просто пытался доказать свою профпригодность. Но только тренер решает, кому играть. Наша команда добивалась положительного результата, значит, Александр Владимирович все делал правильно. Нет никаких обид. У меня была одна главная задача: тренироваться вместе со всеми, помогать команде. Я ее выполнял.

– Судя по твоим ответам, сезон-2015 ты не считаешь неудачным, но со стороны казалось, что именно в этому году ты был явно не в форме. Это ошибочное впечатление?

– Понятно, что в конце сезона я почти не играл. Но там уже наступил тот момент, когда стало ясно, что буду уходить из команды. Во многом поэтому тренер ставил тех ребят, которые точно остаются в коллективе, и тех, кто дает результат. Но и назвать прям неудачным сезон-2015 точно не могу. А говорить, что он получился провальным, ужас-ужас, уж точно нельзя. У меня даже есть несколько позитивных моментов. Во-первых, я не пропустил ни одной тренировки, что для меня в последнее время очень важно. Если раньше меня мучили травмы, то в этом году я был полностью здоров. Я спокойно мог тренироваться. Во-вторых, команда, в которой находился, выиграла все, что можно, внутри страны, принимала участие в Лиге чемпионов. Разве это неудачный сезон?

Так что посыпать голову пеплом, кричать, что все плохо, точно не собирался и не буду этого делать. Сейчас я нахожусь в новой команде. У меня все хорошо. Каждый пусть считает так, как ему видится моя ситуация.

– Когда ты понял, что точно будешь уходить из БАТЭ?

– Ну вот после матча с «Видеотоном» я стал меньше играть. Шло время, контракт постепенно заканчивался. Видно было, что я не играю. Соответственно, появлялись мысли, что пора уходить. Мне явно надо было что-то менять. Да и семь лет на одном месте – это много. Всегда хочется каких-то перемен. Пусть БАТЭ – очень классное место, где можно задержаться: это и хороший коллектив, и суперский стадион, и условия для работы. Но все равно. Мне нужна была перезагрузка. И все так сошлось, что и у клуба, и у меня возникло желание что-то изменить. Можно сказать, что все постепенно шло к расставанию.

 – Получается, ты пересидел в БАТЭ?

– Фух... Наверное, да. Последний сезон – не самый удачный лично в моем исполнении. До этого два года мучили травмы. Пожалуй, использовать такую формулировку, что я пересидел, можно. Лично ко мне. Но тот же Дима Лихтарович 15 лет провел БАТЭ. И по нему вряд ли скажешь, что он пересидел. У каждого своя история. Мне надо было просто сменить обстановку.

– Александр Володько говорил, что ты в этом году по-прежнему много шутил на тренировках, поддерживал позитивную атмосферу. Расскажи лайфхак, как не терять расположение духа, даже если не попадаешь в основной состав?

– Повторюсь, я сам прекрасно понимал, что придется расставаться. Ничего плохого в этом нет. Это жизнь. Это спорт. БАТЭ дал мне много хорошего. Я провел там отличные годы. И когда не играл, я не хотел ходить с кислым выражением лица, обижаться на кого-то. Это неправильно. Я продолжал тренироваться с хорошим настроением. В любой момент готов был помочь команде. У меня не было депрессивного состояния, мол, как все плохо, как жить дальше. Я старался вести себя как прежде. И до сих пор считаю, что ничего катастрофического со мной не случилось.

– Читал не самую лестную характеристику о себе в СМИ? Некоторые люди просто настаивали на твоем уходе.

– Видел-видел. Я читал некоторые спортивные сайты, но немного. Последнее время как-то не тянет что-то читать о белорусском спорте. Тем не менее, получается, в тех материалах, где говорилось, что мне надо уходить из БАТЭ, была правда. Вот я и уехал. Но к этой ситуации в СМИ я относился спокойно. Это жизнь. У каждого есть свое мнение. Каждый, будь то журналист или болельщик, имеет право его высказать. Почему бы и нет?

В Израиле понял, что футболист – действительно медийная личность

– По каким критериям ты выбирал новую для себя команду?

– Первое, что хотел сменить, так это чемпионат. Если покидать БАТЭ, значит, покидать страну. Я не планировал оставаться в Беларуси. Хотел кардинально сменить обстановку, увидеть другой чемпионат, других людей. Второе. Всегда хочется попадать в команду, которая борется за самые высокие места. Можно и дальше продолжать перечислять критерии, но не всегда получается выдать желаемое за действительное. Во многом поэтому смотрел уже  на конкретные варианты, которые были, а не ждал чего-то более крутого. По мере поступления предложений выбрал самое лучшее.

– В итоге Израиль. Что знал о футболе этой страны до подписания контракта?

– Был в курсе, что «Маккаби» является участником Лиги чемпионов. Вспомнил, как в 2012 году в составе БАТЭ играл против «Хапоэля» из Кирьяти-Шмоны за выход в группу ЛЧ. Знал, что сам чемпионат довольно ровный, хотя «Маккаби» Тель-Авив всегда является главным фаворитом на победу в турнире. Признаюсь, знания были поверхностными. Год назад я не заглядывал в турнирную таблицу этого чемпионата. Просто знал, что такое первенство существует.

– Что больше всего впечатлило по приезду?

– Многое. К примеру, болельщики. На нашу команду по местным меркам ходит немного людей, около 5-6 тысяч. На «Маккаби» из этого же города Хайфы значительно больше. Этот клуб продал 22 тысячи абонементов. И даже в Кубке страны на 1/16 финала пришло 23 тысячи, а на матч чемпионата – 29 тысяч. Для меня это было шоком! После наших реалий, когда даже на БАТЭ приходит только 5 тысяч, а на остальные команды по 500 зрителей, я испытал шок. Стадион полон, весь в одном цвете. Болельщики так кричали, что не слышал рядом сидящего человека. И это просто чемпионат Израиля. Понял сразу, что по уровню боления мы, белорусы, никогда не догоним Израиль. В общем, очень приятный шок. Представлял, что здесь мощно болеют, но не думал, что настолько.

Стадионы. Как мне сказали, они здесь все новые. Так и есть. Я вижу, что наша арена просто фантастическая. Новая, на 30800 зрителей.

Об уровне футбола судить трудно. Я еще слишком мало сыграл. Больше деталей расскажу как-нибудь позже. По первым двум играм вижу, что футбол точно не слабее белорусского. Примерно где-то наравне. Разве что более ровный, чем в Беларуси. Больше распространяться пока не буду. Надо присмотреться, чтобы дать правильную оценку.

Но вот все околоспортивные вещи сильно впечатляют. Допустим, трансляции футбола. По телевизору показывали даже 1/16 финала Кубка страны, причем все игры онлайн с перекличкой со стадионов. Плюс потом постоянно крутили опасные моменты игр. По сравнению с нашими реалиями небо и земля. 

Любовь к футболу гораздо выше. Где бы я ни был, вижу, что продаются футбольные майки, шарфы. В любом кафе постоянно показывают футбол-футбол-футбол. В Хайфе все обожают «Маккаби», но и наш «Хапоэль» поддерживают. На дерби приходит полный стадион. Это почти 31 тысяча зрителей. Посмотрим. Должно быть круто.

– К тебе лично болельщики проявляют интерес?

– Не скажу, что испытываю какое-то запредельное внимание. Были случаи, когда узнавали на улице, просили сфотографироваться. Приятно. Я понял, что здесь футболист – действительно медийная личность. Тут знают, что я новичок команды, что я приехал из Беларуси.

– Как оценишь тренировочный процесс?

– Я могу сравнивать только с БАТЭ. Понятно, что в Израиле в плане условий немного хуже. В Борисове у нас были близкие к идеальным условия для работы. Но сами тренировки не слишком отличаются. В «Хапоэле» много работы с мячом. Да и тренер говорит похожие вещи, те, что мы разучивали в БАТЭ. Пока мне очень нравится. У наставника четкие требования. Я их быстро понял. Благо у нас получается здорово выступать. При этом тренере, который принял команду шесть матчей назад, мы еще ни разу не проиграли. Сейчас в клубе очень позитивная атмосфера. Все складывается неплохо. Мы – за тренера, тренер – за нас. Полное уважение друг к другу.

– Как ты чувствуешь себя психологически? Ты ушел из БАТЭ в новый иностранный клуб – из семейной атмосферы в позицию легионера.

– Честно говоря, думал, что будет тяжелее. Но здесь есть литовец Тадас Киянскас, который играет уже третий год в «Хапоэле». Он мне много помогает. В первые дни объяснил все нюансы. С ним я не чувствовал себя очень тяжело. С Тадасом общаюсь на русском языке, плюс черногорский нападающий Жарко Корач тоже неплохо говорит. В этом плане все нормально.

Иногда тяжело, когда израильтяне между собой говорят на иврите, ведь это основной язык в команде. Но лично со мной тоже все общаются, улыбаются. Как мне показалось, коллектив очень вежливый и дружелюбный.

Мне самому пока трудно поддерживать атмосферу, рассказывать какие-то истории, шутить.  Но отчужденным себя не чувствую. На тренировках стараюсь быть наравне со всеми. Могу посмеяться в какой-то момент. Не чувствую, что нахожусь где-то в стороне. Тем более после тренировок с легионерами можем сходить попить кофе. В целом же, как и в любой другой команде, после работы многие уезжают домой.

– Какие главные бытовые проблемы? Ты говорил, что долго не мог найти квартиру.

– Да, здесь это большая проблема. Какую-то квартиру пока нашел, но все равно не ту, которую хотел бы. Общался по этому поводу с партнерами по команде. Многие из игроков по два-три месяца искали жилье. Дело в том, что все апартаменты для съема здесь только пустые. Для израильтян нормально, когда ты квартиру обставляешь сам: покупаешь телевизор, кровать и так далее. Я же не уверен, что проживу здесь пять лет, поэтому не хотел бы покупать все новое, чтобы потом выбрасывать на улицу. Это, пожалуй, главная проблема.

Что касается питания или атмосферы в городе, то не могу привести никаких минусов или негативных моментов. Погода отличная, полно интересных кафешек с самой разной едой. Есть магазины на любой вкус. Хайфа – вполне пригодный для жизни город.

– Как ты чувствуешь себя физически?

– Когда узнал о конкретном интересе со стороны «Хапоэля», стал делать кое-какие упражнения дома. Это, конечно, не заменит тренировок с командой, но все же. Конечно, было немного непривычно, что 9 декабря БАТЭ проводил последнюю игру, а уже ровно через месяц я вышел на поле в составе новой команды. С места в карьер. Немного тяжело, но мне даже нравится. Набираю форму через игры, быстрее вливаюсь в коллектив. Если честно, думал, что будет даже тяжелее. Но все нормально. В конце сезона я мало играл в составе БАТЭ. Честно говоря, даже соскучился по футболу. Так что радуюсь нынешнему положению. Лучше я буду тренироваться с командой, чем сидеть без контракта и постепенно набирать форму.

– Можно сказать, что прямо сейчас ты перезапускаешь карьеру?

– Ой, не знаю, я так сильно не загоняюсь по формулировкам того, что делаю. Это просто новый этап моей жизни, моей футбольной карьеры. Я попал в новую страну. Мне очень интересно. Жду с нетерпением каждую новую игру. Изучаю все заново. Нисколько не жалею, что уехал из Беларуси. Пока ситуация выглядит сугубо позитивно.

Плюс я получаю игровое время. Тренер знает, что не до конца готов, но все равно выпускает на поле, помогает освоится. Даже в первой игре вышел на замену. Я побыл в команде три дня, а уже оказался на поле. Я был приятно удивлен. Думал, меня просто познакомят с атмосферой игры, с раздевалками, грубо говоря. Правда, коуч сказал, что, может, 10 минут и сыграю. Действительно сыграл. Последний раз вообще полный матч провел на поле. Собственно, для этого я и ехал сюда. Пока получается выполнять основную задачу. Надеюсь, так будет и дальше.

– БАТЭ не вспоминаешь, а живешь сегодняшним днем?

– В Борисове я провел великолепные годы. Я всю жизнь буду их помнить. Ведь я завоевал очень много титулов. Плюс приобрел много хороших и важных знакомств. В моей жизни появилось много классных людей. Они навсегда останутся со мной. Но я же не могу постоянно думать о том, как круто было в БАТЭ. Сейчас у меня новая команда и новые задачи. Я живу прямо сейчас. У меня новый вызов. Как-нибудь после карьеры будет время вспомнить, чего я успел добиться в жизни.

– Держишь связь с борисовчанами?

– Да-да, конечно. Анатолий Анатольевич Капский звонил, как только я перешел в «Хапоэль». Мы тепло с ним пообщались, как мне показалось. Он меня поддержал, пожелал удачи. Мы поздравили друг друга с новогодними праздниками. Можно сказать, поговорили по-дружески. Позвонил и Александр Владимирович Ермакович. С ним тоже хорошо пообщались. От партнеров по команде так вообще полно смс и звонков. Всем интересно, как я обосновался. Я тоже продолжаю следить за новостями БАТЭ. Так что связь, конечно, поддерживаю.

– Исключать, что ты вернешься в БАТЭ, не стоит?

– Ну, в жизни все может быть. Честно говоря, пока вообще об этом не думаю. Меня волнует моя нынешняя команда и ее успешное выступление. А что будет дальше, посмотрим. 

Фото: Gettyimages.ru/Michael Steele, David Ramos, Francis Bompard; Global Look Press/imago sportfotodienst; hapoel-haifa.org.il

Другие посты блога

Все посты