Tribuna/Баскетбол/Блоги/Матчбол/Экс-глава тенниса Беларуси получил санкции ЕС за связи с Лукашенко: копал картошку, обломал Азаренко, поверил в юниорку Соболенко

Экс-глава тенниса Беларуси получил санкции ЕС за связи с Лукашенко: копал картошку, обломал Азаренко, поверил в юниорку Соболенко

Блог — Матчбол
Автор — Алесь Коваль
11 января 2021, 04:30
3
Экс-глава тенниса Беларуси получил санкции ЕС за связи с Лукашенко: копал картошку, обломал Азаренко, поверил в юниорку Соболенко

История Александра Шакутина.

Александр Шакутин, занимающий 20-е место в рейтинге самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси за 2019 год по версии «Ежедневника», известен не только своими близкими контактами с Александром Лукашенко, включая совместную работу на огороде, но и широким профилем деловых интересов. У Шакутина есть активы в сразу в семи направлениях: машиностроение, дистрибуция, гостинично-ресторанный бизнес, нефтепродукты, фармацевтика, металлообработка и лизинг. Однако на этом интересы предпринимателя не заканчиваются – когда-то он имел прямое отношение к спортивной сфере. Сейчас же у бизнесмена проблемы – 17 декабря он попал в обновленный санкционный список Евросоюза, созданный в ответ на насилие к мирным белорусам со стороны системы. Вспомним подробнее путь Шакутина в бизнесе и спорте.

Начал бизнес на медицинской технике

В 17 лет Шакутин пытался поступить в минский мединститут, но не сдал экзамены. Из-за этого парню пришлось на год устроиться трактористом в колхоз «Родина» на Оршанщине, где будущий предприниматель провел детство. Во время абитуриентской кампании-1978 он все-таки поступил, куда хотел, на специальность «врач-лечебник». Параллельно Шакутин активно продвигался по линии системного активизма, к концу учебы став заведующим сектором ЦК белорусского комсомола. После окончания интернатуры молодой врач стал сразу заведующим хирургическим отделением 10-й минской больницы, а затем перешел на должность главврача медицинского центра МТЗ. Чуть позже Шакутин стал директором учреждения.

С ростом связей в медицине у оршанца в 33 года появилась идея начать свой бизнес. В 1992-м он учредил компанию «Проммединвест», которая занялась продажей медицинской техники. Дела пошли в гору, и через десяток лет стал вопрос о расширении бизнеса. В начале «нулевых» Шакутину и его партнерам из Непала удалось выкупить машиностроительный завод «Амкодор» вместе с его активами, которые в начале 1990-х спас Василий Шлындиков. У последнего в 1996 году государство через суд забрало 85 процентов акций предприятия. Интересно, что Шакутин и непальцы в первую очередь делали упор на скупку акций предприятия у его работников и иных физлиц. Так за год бизнесменам удалось аккумулировать у себя 2/3 акций крупнейшей частной машиностроительной компании Беларуси.

Иногда Александр Лукашенко своими указами создает вокруг успешных компаний холдинги, что делается во многих ветвях белорусской экономики. Иногда такую возможность предоставляют частникам. Одним из них стал «Амкодор». К примеру, в 2011-м Лукашенко разрешил продать холдингу три завода (дзержинский «Агромаш», логойский «Эпос» и Минский приборостроительный завод) за скромные 1,5 миллиона долларов.

Сейчас в состав холдинга входят заводы «Ударник», «Дормаш», «Дормашмет» и другие производственные и сервисные компании, многие из которых поставляют продукцию в СНГ, Евросоюз, Венесуэлу и Ирак.

Был в парламенте и имеет две награды в честь победы в ВОВ

В 2008 году Минский городской совет депутатов избрал Шакутина в верхнюю палату парламента – Совет Республики. Там бизнесмен стал заместителем председателя комиссии по международным делам и национальной безопасности. В 2012-м минские депутаты его переизбрали – тут оршанец совмещал работу в знакомой комиссии и совете по развитию предпринимательства. Спустя два срока представительская деятельность Шакутина закончилась – в копилке осталась почетная грамота от парламента. 

Заслуги бизнесмена оценил и Лукашенко – благодарностью и медалью «За трудовые заслуги». В послужном списке родившегося сильно позже Великой Отечественной войны Шакутина имеются и две награды в честь победы в ней – «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «65 год вызвалення Рэспублікі Беларусь ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў».

Брата осудили по «делу медиков»

В середине 2018 года органы задержали Сергея Шакутина, младшего брата Александра и директора «Искамеда» – одной из крупнейших компаний на фармацевтическом рынке Беларуси, которая имела свою сеть из 84 аптек. Вместе с Сергеем за решеткой оказались замминистра здравоохранения Игорь Лосицкий, глава РНПЦ травматологии и ортопедии Александр Белецкий и главврачи ряда минских больниц. Глава КГБ Валерий Вакульчик рассказывал, что всего задержали более 50 представителей медицинской сферы – всем предъявили участие в коррупционных схемах. До суда дошли два десятка фигурантов – могло быть на одного больше, но экс-глава белорусского пляжного футбола Алексей Сычев загадочным образом «отвалился».

Шакутин-младший был единственным в деле, кому вменяли дачу взяток. Директор «Искамеда» вину не признавал и отказывался от сотрудничества со следствием. Материалы дела составили более 60 томов. Рассмотрение в суде закончилось только в декабре 2019-го: Сергея приговорили к полутора годам лишения свободы. Однако на зону бизнесмен не поехал – пробыл под стражей достаточно времени в общий зачет, так что был освобожден в зале суда.

На суде можно было увидеть старшего брата обвиняемого. Александр Шакутин никого не осуждал и говорил, что в любой ситуации необходимо оставаться человеком, а после приговора крепко обнял брата.

Попал в скандал с «Евровидением»

В середине «нулевых» в семье Шакутина случилась трагедия – в автокатастрофе погибла дочь бизнесмена Мария Шакутина. В память о ней отец создал продюсерский центр «Спамаш» – название составлено из частей слов «Спасение Маши Шакутиной».

В 2012-м «Амкодор» взял на себя половину расходов «Еврофеста» – белорусского отбора на «Евровидение». Лукашенко лично просил Шакутина, министра культуры и руководителя Белтелерадиокомпании, чтобы они «определили тех, кто достойно может представить страну на этом конкурсе».

Первоначально победителем финала «Еврофеста» была объявлена Алена Ланская (известная также как Елена Лепохина), которую продвигал как раз «Спамаш» Шакутина. Победа певицы возмутила других участников конкурса. Скандал дошел до Лукашенко – он вскоре публично признал итоги голосования подтасованными. В итоге на «Евровидение» в том году от Беларуси поехала группа Litesound.

Следующий «Еврофест» Ланская все же выиграла. К «Евровидению-2013» белоруску готовили основательно. Одним из спонсоров выступления Ланской стал Шакутин. На платье певицы нашили 70 тысяч стразов Сваровски, а на промо-продукцию (от тысячи бутылок водки и такого же количества пряников и шоколадок «Аленка» до флешек и декоративной планеты Solayoh по названию песни) потратили порядка 250 тысяч долларов. Но публику Ланской покорить не удалось – она стала только 16-й.

Дружба с Лукашенко чуть не стоила санкций еще в 2012-м

Весной 2012-го над бизнесменами, приближенными к Лукашенко, нависла угроза санкций Европейского Союза. Воспринимали их по-разному. К примеру, экс-владелец футбольного минского «Динамо» Юрий Чиж был спокоен, говоря, что для него это не проблема. Совершенно по-другому реагировал на возможные санкции Шакутин.

«Это диктаторские решения. Сегодня ЕС ведет себя так же, как Политбюро в СССР. В Европе хватает своих проблем, но они хотят, чтобы и у нас было плохо», – возмущался Шакутин.

Тогда ЕС смилостивился над бизнесменом, который по итогу не попал под санкции.

Но от кары все же уйти не удалось

17 декабря 2020-го ЕС принял третий пакет санкций в ответ на фальсификацию выборов в Беларуси и жестокий разгон мирных демонстраций. В список попали 29 физических и 7 юридических лиц. В документе фигурирует и фамилия Шакутина – поясняется, что он «поддерживает режим Лукашенко и получает от этого выгоду», а также «способствовал репрессиям гражданского общества». С тех пор бизнесмен не может въехать на территорию ЕС, а его тамошние активы заморожены. Кроме того, резидентам ЕС запретили предоставлять Шакутину доступ к своим финансам.

Предпринимателю такой шаг откровенно не понравился. По его мнению, данное решение кто-то проплатил. Свою невиновность Шакутин пытается доказать заявлениями, что он никогда не давал денег государственным органам и занимается исключительно экономикой.

«Я могу где угодно дать показания, объяснения, разъяснения, даже на полиграфе пройти тестирование – никогда за всю мою историю ни копейки никому в правительстве не дал! Не только в правительстве, но и президенту! И самое странное, что никто никогда у меня и не просил ничего», – уверял Шакутин журналиста «Народной воли».

Бизнесмен отметил, что санкции ЕС наложились на другие проблемы с его активами. В частности, обязательства по одному из кредитов холдинга «Салео» перешли на него как на физлицо, из-за чего арестовали имущество. Банки подали суд на Шакутина, который не может выехать не только в ЕС, но даже в Россию. Помимо этого, у предпринимателя отобрали водительские права. Также бизнесмен жаловался на судебную тяжбу с властями из-за строительства гостиницы.

Что касается обвинений белорусских журналистов в обладании статусом «кошелька Лукашенко», то тут Шакутин радикален – сказал, что мог бы автора такого утверждения «засудить или как минимум наказать физически». Сейчас оршанец подал заявление в европейские структуры, в которых выразил несогласие по поводу санкций.

Вместе с Шакутиным в третий список попал его бизнес-партнер Николай Воробей (16-й в рейтинге «Ежедневника»). В 2014-м товарищи выкупили новополоцкую компанию-нефтетрейдер «Интерсервис», а до этого вместе приобрели «Абсолютбанк» за 5,3 млн евро у зарегистрированных на Кипре структур. Воробей работает не только с Шакутиным – также известно о его совместном бизнесе с Алексеем Олексиным и Александром Зайцевым, боссом футбольного «Руха».

Возглавлял теннисную федерацию

В начале 2012-го один из самых влиятельных белорусских бизнесменов, руководитель ЗАО «Белтехэкспорт» Владимир Пефтиев попросил освободить его от должности председателя Белорусской теннисной федерации, которую возглавлял с 2009 года. Вопрос о новом руководителе белтенниса решился не сразу – кандидатуры рассматривали около месяца. Среди прочих предложили возглавить федерацию и Шакутину – за его кандидатуру говорил то, что он не был новым человеком в теннисе: много лет играл на любительском уровне и имел знакомство со многими тренерами и игроками. Бизнесмен взял время на размышление, но в итоге согласился – да и, как говорят, окончательное согласование с Лукашенко прошел без проблем.

В апреле 2012-го Шакутин официально стал новым главой тенниса Беларуси – формально, конечно, по итогам выборов во время конференции БТФ, где кандидатуру главы «Амкодора» утвердили абсолютным большинством голосов. После назначения Шакутин пообещал приложить все усилия для подготовки теннисистов к Олимпиаде-2012 и разработать программу развития тенниса на ближайшие пять лет.

Из Лондона теннисисты привезли две медали. Золото Игр в миксте завоевали Максим Мирный и Виктория Азаренко, посеянные под первым номером. Белоруска была лидером посева и в женском теннисе, но сумела завоевать только бронзу, проиграв в полуфинале Серене Уильямс.

Вернул Волчкова в Беларусь и стажировался за границей

Одной из первых своих задач Шакутин поставил возвращение в Беларусь Владимира Волчкова. На тот момент специалист работал спарринг-партнером и тренером-ассистентом в команде Марии Шараповой. Как только белорус расстался с топ-теннисисткой, Шакутину удалось уговорить Волчкова перебраться в Минск. Федерация сразу утвердила Владимира главным тренером национальной команды и капитаном мужской сборной.

При Шакутине капитаном женской команды назначили Татьяну Пучек. Позже она и Волчков рассказывали, что главе БФТ можно было позвонить в любое время и обсудить все вопросы. Несмотря на загруженность в бизнесе, Шакутин много времени уделял изучению тенниса, а не только игре в него по субботам. Руководитель «Амкодора» даже успел объехать ведущие теннисные академии мира, чтобы понять, чего не хватает Беларуси.

Строил инфраструктуру, критиковал футбол и хоккей

Столкнувшись с реалиями белорусского тенниса, Шакутин ужаснулся и начал говорить, что в стране он находится на любительском уровне. Оказалось, в Брестской, Витебской и Гродненской областях нет теннисных школ, а в Мозыре детей тренирует тренер по гребле. Став разбираться в вопросе, бизнесмен узнал, что по финансированию из госбюджета теннис занимает всего лишь 22-е место.

«Если бы у нас было такое же финансирование, как в хоккее или футболе, в первой сотне мирового тенниса были бы только белорусы», – смело заявил Шакутин.

Вообще предприниматель ревностно относился к своему виду спорта, сравнивая его с футболом и хоккеем. Шакутин пытался доказать, что теннис не такой уж дорогой вид спорта и что на футбол и хоккей уходят средства куда большие.

«Стоимость теннисной инфраструктуры значительно дешевле, чем стоимость ледового дворца или футбольного стадиона. На одном футбольном поле можно расположить 12 кортов. Вполне возможно, пересмотрев нашу концепцию здоровой нации, больше внимания отдадим интеллектуальному виду спорта – теннису, который будет менее затратным и более окупаемым, чем любой другой вид, который культивируется в нашей стране», – говорил Шакутин.

В первые годы у руля федерации он организовал Фонд поддержки тенниса. Его задачей было аккумулировать средства, выделяемые партнерами БФТ, и направлять их на развитие инфраструктуры и проведение курсов повышения квалификации для тренеров. Также Шакутин инициировал строительство Академии тенниса, расположившейся в новом корпусе Дворца тенниса. Александра Саснович назвала эту базу одной из лучших в Европе.

Получил критику от Дуброва и обвинения в непонимании тенниса от Азаренко

Не все считали работу Шакутина идеальной. Например, перед полуфинальным матчем Кубка Федерации-2017 против Швейцарии на главу БТФ наехал капитан команды Эдуард Дубров. Специалисту не понравилось, что во время тренировки теннисисток на площадке появились Шакутин и министр спорта Александр Шамко. Дубров тогда не понял, в чем был смысл этого визита.

«Из-за того, что пришла очень большая делегация, тренировочного процесса, считаю, не было – только хождение по корту в цивильной форме. Туда-сюда. Отрыв от производства. Так немножко не делается», – сказал Дубров.

Был и инцидент, связанный с Азаренко. После победы над Россией, в которой Виктория взяла два одиночных матча, команда собралась в московской гостинице «Украина» праздновать первый в истории сборной выход в элитную Мировую группу Кубка Федерации. Шакутин взял слово и заговорил о будущем попадании в финал Кубка. Азаренко скептически отнеслась к словам главы федерации, сказав, что туда не с кем пробиваться. Это слышала вся команда, включая дебютантку турнира Арину Соболенко. По мнению Шакутина, Виктория говорила как раз в адрес Арины, проигравшей в парном поединке.

«Я ответил: «Да, именно с этими [теннисистками]». – «Вы ничего не понимаете в теннисе». Тогда в сердцах парировал: «Пройдет время, и жизнь покажет, кто понимает в теннисе, а кто – нет», – вспоминал Шакутин.

При этом очевидцы рассказывали, что Шакутин очень переживал во время матчей женской сборной за команду в целом и Азаренко в частности. Однажды оршанец до того распереживался за Викторию, что у него всерьез прихватило сердце. Также глава БТФ мог подойти к теннисистке после любого матча и поделиться своими впечатлениями об игре. Однако никогда не советовал, как необходимо действовать на корте, лишь поздравляя с победой или подбадривая после поражения.

Предсказал финал Кубка Федерации за три года – помог Соболенко, с которой этого добились

Вообще глава БФТ заявил, что «мы будем бороться за Кубок, а не только участвовать в розыгрыше турнира», еще в 2014-м. Эти слова тогда многим показалась бравадой. Тогда у Шакутина состоялся двухчасовой разговор с Азаренко – спортсменка рассказала бизнесмену свое видение особенностей развития тенниса в Беларуси, Шакутину со своей стороны удалось уговорить Азаренко выступать за сборную. На тот момент Виктория была 32-й ракеткой планеты, Александра Саснович выпала из топ-100, а Соболенко, у которой даже не было рейтинга WTA, исполнилось только 16 лет. Но о такой перспективной теннисистке Шакутин знал и вскоре помог ей перейти с юниорских турниров во взрослые.

Слова Шакутина о финале, которые продолжил повторять перед журналистами дальше, оказались пророческими. Причем в 2017-м обошлись без скептично настроенной Азаренко – Саснович и Соболенко продавили Нидерланды и Швейцарию в плей-офф и сражались в решающих матчах Кубка Федерации против США, упустив титул в заключительной пятой игре в паре.

Сообщал Лукашенко результаты

Не исключено, что за результаты команды Шакутин переживал не только из-за любви к теннису. Предприниматель рассказывал теннисисткам, что лично сообщает Лукашенко счет матчей. После победных игр Шакутин организовывал ужины от имени политика, а после виктории над Россией подарил команде цветы. И, конечно же, куда без передачи поздравлений от Лукашенко.

«[Шакутин] сказал, что у нас есть очень важный болельщик [Лукашенко], который в курсе всех событий», – вспоминала капитан сборной Татьяна Пучек после одной из побед.

У заместителя Шакутина нашли оффшор в Панаме

Замом в БФТ у Шакутина стал его бизнес-партнер Игорь Субботин (70-е место в рейтинге «Ежедневника»). Их связывают давние товарищеские отношения со времен работы на МТЗ. Субботин был помощником Шакутина в парламенте и участвовал в приватизации «Амкодора».

В 2016-м журналистка Светлана Калинкина обратила внимание, что компания Субботина VTF BELARUS INC, зарегистрированная еще в 1994 году, находится в базе панамских оффшоров.

Ушел из БФТ на пике достижений тенниса

Шакутин обещал, что 2017 год получится лучшим в истории белорусского тенниса. И действительно: кроме уже упомянутого финала женской сборной, мужская сборная пробилась в плей-офф Мировой группы Кубка Дэвиса, одержав пять побед подряд. Шакутин же встретился с президентом ITF Дэвидом Хэггерти, а затем анонсировал появление в Беларуси восьми теннисных центров.

Но долго порулить белтеннисом Шакутину не удалось. В том же году Лукашенко решил, что в федерациях нужно давать дорогу бывшим спортсменам. Боссам без карьеры в спорте за спиной предлагали возглавить наблюдательные советы при федерациях и участвовать в их жизни, помогая в развитии. 4 мая в БТФ пришло письмо, в котором были прописаны эти рекомендации. Через неделю Шакутин рассказал о своем уходе мастеру спорта СССР по теннису Сергею Тетерину, на тот момент возглавлявшему (внезапно) Белорусский лыжный союз. Через некоторое время после разговора Тетерин сменил Шакутина во главе БТФ – финал Кубка федерации прошел уже при новой власти.

Существует другая версия ухода Шакутина из федерации – якобы бизнесмен попал в опалу к Лукашенко. На прямой вопрос об этом от TUT.BY оршанец ответил, что слухи не комментирует.

У теннисисток остались приятные впечатления от сотрудничества с Шакутиным. В 2019-м Соболенко даже сказала, что бизнесмен, которого теннисистка назвала по имени-отчеству, «в широком смысле был и остается» членом ее команды, ведь «всегда прикроет меня и поможет в тяжелой ситуации». Туда же, впрочем, записала Соболенко и Лукашенко, заявив, что «хорошо родиться» там, где такой, как Лукашенко, «поддерживает спорт как никто другой».

Копал с Лукашенко картошку и был на тайной инаугурации

Шакутина не раз видели в компании Лукашенко на официальных мероприятиях. Но не только – помогал бизнесмен политику и в огороде, занимаясь картошкой.

Находился Шакутин и на тайной инаугурации Лукашенко в сентябре 2020-го. Предпринимателя можно заметить в правой части кадра за склонившим голову Михаилом Захаровым.

Другие посты блога

Все посты