Tribuna/Футбол/Блоги/Ще не вмерла Украина/«Чувствуется, что страна переросла лидера». Экс-игрок сборной Украины – о том, как протест Беларуси видят в Европе

«Чувствуется, что страна переросла лидера». Экс-игрок сборной Украины – о том, как протест Беларуси видят в Европе

Автор — Tribuna.com
5 сентября 2020, 10:00
7
«Чувствуется, что страна переросла лидера». Экс-игрок сборной Украины – о том, как протест Беларуси видят в Европе

Взгляд Евгения Левченко из Амстердама.

Евгений Левченко – воспитанник донецкого футбола, который в 1996 году уехал в Голландию, где провел почти всю карьеру (играл за «Витесс», «Хелмонд», «Камбюр», «Спарту», «Гронинген» и «Виллем II»), заодно восемь раз сыграв за сборную Украины. После завершения карьеры остался жить в Амстердаме, но не отошел от футбола – периодически выступает экспертом на ТВ и для различных СМИ, а год назад принял предложение возглавить профсоюз футболистов Нидерландов. За протестами в Беларуси следит с первого дня – 10 августа написал в Твиттере «Жыве Беларусь» и продолжает регулярно держать подписчиков в курсе репостами и переводами сообщений о событиях на голландский.

Ирина Козюпа для Tribuna.com Украина поговорила с Левченко о ситуации в Беларуси. Что об этом говорят в Европе, как Лукашенко превратился в мем и почему политика и спорт неразделимы?

– В какой момент вы решили, что пришло время выразить публично свою позицию по ситуации в Беларуси?

– Для меня тем моментом стала несправедливость, от которой меня просто тошнит, когда я вижу, как приближенные к Лукашенко и его свита манипулируют, как выстроен режим. Сейчас я говорю не только о выборах. Это уже последняя капля.

26 лет – это такой срок, когда уже не ты властвуешь, а власть захватила тебя в свои клешни. Это уже диктаторство в квадрате, когда человек просто-напросто захватил всю власть. Отправной точкой стало то, что люди вышли на улицу с правильным настроем и мирным протестом, чтобы высказать свою народную точку зрения.

Если проводить параллели с Украиной, то я вижу как много сходств, так и различий. Люди высказали свою позицию, а Лукашенко отреагировал на это кровопролитием и насилием, по сути, уничтожая свой народ. Для меня это стало вопиющим и неприемлемым.

Когда ты живешь за рубежом, то видишь, как те же демонстрации происходят здесь, насколько это все более свободно, а люди имеют право высказывать свою точку зрения. А когда я вижу, как относятся к людям в постсоветском пространстве, то меня это очень сильно раздражает. Я был на Болотной, когда в России происходили такие движения. Приезжал в Киев, когда все начиналось.

Если говорить о революциях, то я не сторонник кровопролития. Но я за то, чтобы власть не была у одного человека, который ее узурпирует. Лукашенко абсолютно нетолерантен к оппозиции. Сейчас мы больше говорим о представителях мужского пола. Они просто уехали за рубеж или сгнивают в тюрьме. А здесь женщины стали триггером для того, чтобы люди вышли на улицу. И это очень важно.

Если с мужчинами Лукашенко разбирался по-мужски, сажал в тюрьмы или они бесследно исчезали, то женщин он недооценил, мол, чего они вышли, «бабам» место на кухне. Женская сила показала, что они могут и какие права у них должны быть. Это все подняло волну протестов.

Чего я очень не ожидал – что белорусы так сплоченно выйдут на улицы. Это о многом говорит.

– Многим украинцам нравится Лукашенко, мол, в Беларуси стабильность и хорошие дороги. Как к нему относятся в Европе?

– Хорошие дороги – это еще не показатель уровня жизни. Но Лукашенко нужно отдать должное – там практически нет олигархата. Там нет олигархов, которые в открытую это показывают и говорят. Это как при коммунизме – есть зажиточные люди, которые находятся в подполье, но откровенного олигархата нет.

Я был в Беларуси, когда там играла сборная Украины. Дороги были ровные и красивые. Я действительно увидел там чистоту и порядок. Государство выплачивает пенсии, есть определенный уровень жизни – это верно. Но в то же время мы знаем, откуда идут эти деньги, насколько Лукашенко зависим и как грамотно он маневрировал между Европой и Россией.

Понятно, что каждое маленькое государство от кого-то зависит, но очень важно – на каких правах. Если брать глобально, то Беларусь будет полностью зависеть от России, которая сейчас усмехается. Для режима Путина эта ситуация абсолютно на руку.

Если до протестов Лукашенко в какой-то мере уважали, Беларусь не сдалась и в открытую не зависит от России, то сейчас он прибежал к Путину, его курс и риторика поменялась. Мол, главное, чтобы страшная и ужасная Европа не съела Беларусь. Посмотрите, как он грамотно маневрирует и пугает своих людей. В этом и заключается страх тех белорусов, которые думают: «У нас же все было спокойно, определенная стабильность, платят неплохо, а тут Майдан». На это Лукашенко и делает акцент. Не забывайте, что там очень много пенсионеров. Наверное, пожилое поколение думает: зачем рисковать, если можно спокойно жить без войны, пертурбаций и вклиниваний в их дела.

Янукович в свое время тоже так говорил. Такие вещи часто используются диктаторами, давят на психологию избирателя. Поколение до 45 лет понимает, что Лукашенко и его окружение уже давно превратились в мем. Когда я смотрю, как Лукашенко с автоматом выходит к военным и с перепуганными глазами приветствует всех, то у меня это вызывает больше улыбку, чем страх. Еще и этот несчастный Коля вылез в бронежилете и каске. Это полный мем, просто какая-то сказочная виртуальная реальность. Просто цирк.

Но спустя пару дней мы видим совсем другого Лукашенко, который меняет свою риторику и взывает к чувствам белорусов. Говорит, кто бастует, то пусть бастует, а мы будем работать. Таким образом он давит на другие клавиши.

Также мы видим реально много тематических заготовок пиар-компаний, которые направлены на то, чтобы перехитрить и обмануть свой народ. Дать людям понять, мол, я Батька, тот, который стоит за вас, никогда вас в обиду не дам.

Мне кажется, в интервью Лукашенко Дмитрию Гордону прозвучала ключевая вещь: «Как же я проснусь завтра и больше не буду президентом?». Когда я это прочитал, у меня глаза на лоб вылезли. Ни о какой демократии, если кто-то еще сомневался, не может быть и речи. Все идет к передаче власти своему преемнику. Скорее всего, Коле, которого он готовит, лелеет, любит. И во всех интервью восхваляет, какой он красавчик, самый умный, грамотный, готов стать президентом в 15 лет.

Убери Лукашенко – и Беларусь может сделать огромный шаг в развитии, торговле, отношениях с Европой. Да, там есть определенная стабильность, но пока это не свободная страна. И это чувствуется во всех отношениях, когда ты там находишься.

– Какими источниками информации пользуетесь? Ведь даже в эпоху соцсетей бывает сложно понять, кому можно верить, а где фейк.

– Это очень сложный процесс, касается не только Беларуси, а и других стран. Пытаюсь брать практически все источники, выбираю людей и аналитиков, которые адекватно пишут. Если у тебя есть время, желание и возможность читать разные точки зрения, то это нужно делать. Даже тех журналистов, которых нанял Лукашенко. Необязательно с ними соглашаться, но ты прочитаешь и поймешь их позицию.

Приглашать журналистов из России – это смешно. А те белорусы, которые смогли отказаться – это подвиг. Люди понимают, что они больше не хотят писать ерунду. Посмотрите, насколько лжив Лукашенко. Если сравнивать его интервью в течение месяца, то он противоречит себе во всех отношениях. Человек просто заврался. Люди это видят.

За 26 лет правления у него земля ушла из-под ног. Я всегда задаюсь вопросом, доходит ли до него информация в полной мере. Не забывайте, что лидера формирует окружение. У Путина, может, тоже не вся информация есть.

Думаю, для Лукашенко огромным ударом было то выступление на заводе, когда люди начали скандировать: «Уходи». Он опешил и не знал, что сказать. Он же считал народ своим личным, который всегда будет слушать Батьку: он же вырос в простой семье, всего сам добился, сохраняет нейтралитет между Европой и Россией. И тут обычный народ начинает ему кричать. Это был сильный удар по его самолюбию.

Светлана Тихановская, которая стала лицом этого протеста, очень грамотно раскладывает вещи по полочкам. Большая разница с другими революциями в том, что здесь нет одного глобального лидера. Это весь народ, который встал против вождя, тирана, деспота. Эпитеты подбирайте сами. Чувствуется, что страна переросла лидера. Он остался в этих картошках, своих нелепых выражениях и своем неправильном языке. Люди понимают, что страна и общество должны шагать дальше, но этот человек уже себя исчерпал.

Интересно, как события будут развиваться дальше. Сейчас Лукашенко воспевает хвалу Путину, просит его о помощи – финансовой и силовой. Посмотрим, какие новые договоренности будут между ними, чтобы удержать ручного Лукашенко у власти.

– Насколько тема протестов в Беларуси интересна сытой Европе вроде Нидерландов?

– Степень информированности абсолютно разная у разных людей. Многие меня спрашивали, кто этот человек, что там за режим, что там происходит. Все знают, что Лукашенко – деспот, но активного влияния со стороны Европы я пока не вижу. Для Европейского парламента и большинства европейских стран он очень понятен. До протестов он соблюдал определенные правила игры – не ложился полностью под Россию и сильно не противился Европе.

Европейским лидерам нужно понимать, на кого они меняют Лукашенко. Может, будет кто-то еще хуже. Приходит ли в Беларусь полностью пророссийский лидер или же приходит человек, который идет по европейскому пути развития. Для Европы это главный вопрос. Поэтому Европейский Союз вмешивается не активно. За исключением того, что они не признали результаты выборов и призвали остановить кровопролитие, других шагов я не вижу.

Помню, когда проходил референдум по Украине, то тоже встречал абсолютно разных людей. Одним было интересно, что происходит, почему Европа должна «обнять» Украину. А были те, кто боялись и не знали, что такое Украина.

Думаю, большинство не покажет на карте, где находится Беларусь. Люди знают, что там сидит диктатор, но они не понимают всех процессов, которые там сейчас происходят. Для большинства это абсолютно далекая и неприоритетная тема, отголоски из уголка Европы. Лично их это не касается. Другое дело – крушение самолета (рейс MH17 Амстердам ‒ Куала-Лумпур – прим.) над захваченными территориями Украины. Там погибли граждане Нидерландов. Это тема очень зацепила голландцев. До сих пор к этому есть интерес.

– Должны ли футболисты и другие спортсмены публично высказывать свою позицию по таким вопросам, как протесты в Беларуси?

– Я бы здесь не обобщал. Это личное дело каждого спортсмена, футболиста и, в конечном счете, личности. Я высказываю свою точку зрения не как спортсмен, а как гражданин. Если я вижу, что, на мой взгляд, происходят неправомерные действия в моей стране или [президент Украины Владимир] Зеленский делает какие-то неправильные вещи, я об этом молчать не буду. По сути, я его и выбирал. И я имею право на свою точку зрения.

Часто говорят, что не надо смешивать политику со спортом. Но политика и спорт всегда были неразделимы. Политика и спорт всегда играли ключевую роль во всех веках и ситуациях, будь то Вторая мировая война или времена Римской империи. Весь спорт был построен на политике. «Не трогайте меня, дайте спокойно заниматься своим делом» – это лишь легкая отговорка.

Я считаю, что каждый гражданин имеет право и должен высказывать свою точку зрения. Но в то же время если кто-то не хочет говорить о политике, то мы не должны каким-то образом влиять и говорить, мол, он боится. Есть разные ситуации, почему люди не говорят.

– Есть ли у вас знакомые белорусы? Что они говорят?

– У меня есть пара друзей, которые играют в Беларуси. Все понимают, что уже надоело так жить. Молодому поколению этот режим стоит поперек горла. Но не забывайте, что есть люди, которые боятся перемен. Их пугают майданами, НАТО и всем чем угодно. Мол, они придут и заберут все ваши земли или откроют границы, и продукция из Европы хлынет.

Трюк с запугиванием и кусочком пряника очень сильно действует. Тебе дают кусочек сахарку, но ты сиди и не рявкай, иначе придет страшный европеец и тебя поработит. А люди не видят, что они сами уже находятся в порабощении своих же деспотов.

– Поразило, что протестующие снимают обувь, чтобы не запачкать лавки. Что вам запомнилось?

– Когда я был в Беларуси, я не видел ни одной бутылки, которая бы валялась на улице, ни грязи. Все четко выстрижено и выкошено. В плане чистоты и порядка белорусы чуть-чуть дальше находятся, чем Украина.

Посмотрите, как проходят протесты, как реагируют люди. Это о многом говорит. На них спустили ОМОН, которому дай только кого-то подубасить. Но сам протест – он же не проевропейский или пророссийский. Он против этого страшного режима, который поработил всю Беларусь.

Давайте отдадим должное тем людям, которые выходят и не боятся. Не ожидал такого от белорусов. Мне очень нравится, что большинство людей, которых я вижу, пересилили свой страх, вышли из зоны комфорта, из рамок, в которые их запихнули, они показывают свое неудовлетворение властью.

Фото: Instagram Евгения Левченко, «Радио Свобода», Тарас Щирый

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты