Tribuna/Баскетбол/Блоги/Красивый акцент/«Не думала, что меня обманут во второй раз». Почему баскетболистки лишились своего скаута

«Не думала, что меня обманут во второй раз». Почему баскетболистки лишились своего скаута

Бывшая спортсменка Виктория Гарельчик рассказала Игорю Петрулевичу о бескомпромиссности Григаса, самокопании Левченко и прямоте Троиной.

Автор — Игорь
2 декабря 2014, 10:14
16
«Не думала, что меня обманут во второй раз». Почему баскетболистки лишились своего скаута

В конце сентября женская сборная Беларуси по баскетболу отправилась в Турцию, чтобы принять участие в чемпионате мира. Накануне турнира наставник белорусской команды Римантас Григас признавался, что о соперниках практически ничего не знает. Баскетбольные чиновники решили, что главный тренер обойдется без помощника по данному направлению. Хотя до того на протяжении двух лет Григасу разбирать сильные стороны оппонентов и анализировать свою игру помогала скаут Виктория Гарельчик. Вот на нехватку Гарельчик литовец и жаловался накануне ЧМ.

На сам турнир скаута все-таки взяли – позвонили за пару дней до вылета. Однако дальнейшее сотрудничество специалистки и сборной вновь под большим вопросом.

– Начала заниматься скаутингом три года назад. Для меня, как и для многих, скаут был непонятной должностью. В женскую сборную Беларуси пригласил тогдашний второй тренер Андрей Вавлев. Он сообщил лишь, что моя функция – искать информацию о соперниках. Я даже не поняла, где именно. Будучи игроком, не придавала этому значения. Ну, сказали, что где-то в интернете. Я согласилась. Но уже в первый месяц работы очень пожалела, что приняла такое решение. Мне купили дорогостоящую программу Gamebreaker. Она очень популярная во всем мире, но у белорусов появилась только с приходом в женскую команду Римантаса Григаса. Так, появилась программа, для нее нужен был специалист. Им стала я. Но никто в нашей стране не знал, как ей пользоваться. Я наивно полагала, что меня кто-то научит. Нет.

С этого момента началось мое погружение в профессию скаут. Она действительно включает доскональный поиск информации о соперниках: о выборе тактики, о сильных качествах каждого игрока –левша ли, правша ли, любит ли идти в проход, какой процент попадания трехочковых и так далее. Абсолютно все. Эта же дорогостоящая программа позволяла делать все немного быстрее, но не выполняла всю работу за меня.

– Сколько стоит эта помощница?

– Семь тысяч долларов. Самое удивительное, что на первый взгляд она может показаться очень простой. Условный Exel производит больше впечатления. А это обычная панель с кнопками вверху экрана, куда я закачиваю видео, с которым могу выполнять ряд функций: замедление, стыковка, обрезка. Я надеялась на стажировку, где меня всему научат. Но только мне вручили эту программу, как через два дня Римантас Григас сказал, что ему нужен результат. Тренер вообще никогда не спрашивал, как идут дела, а просто требовал, замечая, что в российском клубе УГМК ему всегда оперативно подносили информацию. Иногда просто говорил, что вот в УГМК было лучше, мол, давай переделывай. Спустя месяц он был очень недоволен. Порой я приходила в отчаяние. Нюанс  заключался в том, что в УГМК была куплена  более усовершенствованная программа  Gamebraker за 15 тысяч долларов, в которой и возможно было сделать то, что от меня требовали. Там элементарно было больше функций. И Григас хотел фильм, а не отдельную нарезку моментов. Из-за его бескомпромиссных требований порой подумывала бросить начатое. И лишь любовь к баскетболу и спортивный характер не позволили так поступить.

В итоге добилась того, что сделала ему полноценное видео, которым он остался доволен. И уже через три месяца Римантас поблагодарил меня за проделанную работу. Сказал, что я очень прибавила, сделала все, что могла. И результат сборной Беларуси в 2012-2013 годах был очень хороший. В конечном счете я горда собой. Считаю, сотая доля того успеха принадлежит и мне. После уже работала и с мужской сборной, и продолжила успешно заниматься с женской.

– Насколько хорошо вы были оснащены технически?

– В принципе у меня было все. Видеокамера и штатив, компьютер и программа. Еще на чемпионат мира мы взяли принтер. Эту новинку я подсмотрела у сборной Великобритании. Там распечатывали каждому игроку личную статистику соперника. Интересно, что скауты других стран помогают друг другу, советуют.  В первый год я много консультировалась с одним из лучших специалистов в этой области Денисом Кандаловым, который работает со сборными России плюс в УГМК, Надежде-Оренбург. Все понимают, что главные баталии будут проходить уже на площадке, так что он не боялся мне подсказывать.

И технически у меня все было в порядке. Наша федерация купила очень хорошую камеру. Когда приближала, качество картинки не менялось. Даже скаут из Великобритании, работавший в НБА, сказал, что у нас отличная камера. Ему приходится только мечтать о такой. В дальнейшем федерацией была приобретена еще одна программа, FastModel Sports за 50 долларов на один год. В ней очень удобно можно рисовать комбинации. Вот и все.

Правда, это появилось только с приходом Григаса. Раньше этим занимался один из тренеров команды Дмитрий Седов, но без специальной техники. В федерации не придавали этому значения. Доходило до смешного, когда чиновники из баскетбола не знали, кто я по профессии. Им вкратце объяснили, в чем заключается моя должность, на что был ответ: «Так это что-то вроде видеооператора? Зачем он в команде?» Многие просто не понимали, зачем еще какой-то скаут. Как его вписать в статью расходов? Хотели, чтобы этим занимался помощник тренера. Но это же нереально. Вон в США штат сопутствующего персонала состоит из 20 человек, из них 6 – аналитики.

– Подытожим. Какими навыками нужно обладать профессиональному скауту?

– Главное – понимание баскетбола. Можно отлично владеть компьютером, но без разбора деталей игры ничего не получится. А еще выдержка и терпение. Это же работа по ночам. После того, как наша команда сыграла, нужно приниматься за работу. Все ли согласятся на это?

А первое время, когда еще абсолютно неподготовленный юзер, вообще катастрофа. Я не спала три месяца. Делала это исключительно в самолете и автобусе. Но я не могла отступить.

– Как долго вы сидели у компьютера?

– Только просмотреть игру и отметить важные моменты нужно два часа при условии, что находилась на игре. Потом вырезала, склеивала еще три часа. Помню, как мы в Минске обыграли сборную Венгрию, а утром должны были лететь играть с Израилем. И уже в аэропорт я должна была привезти Григасу разбор минской игры и действия израильтянок. В ту ночь я поспала 20 минут.

Девчонки меня тоже поддерживали. Но многие из них играли в топовых командах. Елена Левченко, Настя Веремеенко, Наталья Трофимова выступали в клубах, где это было нормой. Та же Веремеенко посоветовала позвонить парню из России за советом. Нашла сама контакт. Но я больше всего гордилась, что девчонки прислушивались к моим советам. Не зря, значит, не спала.

– Сколько времени команда разбирала ваше творчество?

– После игры мы смотрели видео по 10 минут. Плюс еще столько же Григас говорил. Перед матчем нельзя было перегрузить девчонок, поэтому видео было уже на 7 минут. Но соперников мы смотрели по два-три раза. Вечером, утром перед тренировкой, потом еще перед игрой.  Но главное, чтобы девочки не уставали морально. Мы выбирали хороший отрезок времени. В ведущих клубах и странах мира формат точно такой же.

– Помогало?

– Конечно. По нарезке видно, кто и что выполняет. Основная цель – подготовиться к самым невероятным приемам соперника. Я была довольна, если  девчонкам  удавалось нейтрализовать сильные стороны соперника, особенно те, которые были показаны на предматчевом просмотре.

– Сейчас работаете скаутом?

– Нет. К сожалению, клубы редко прибегают к такой помощи. Эту функцию чаще всего в клубах выполняет второй или третий тренер. Да и не каждый клуб может себе позволить приобрести дорогостоящее оборудование. 

Но вот своих денег в сборной я так и не увидела. В первый год мне заплатили, а последующие я работала бесплатно. Мы договорились на словах. Я поверила обещаниям Белорусской  федерации баскетбола. После же мне сказали, что договор не был подписан, значит, никаких денег я не имею права требовать. Но на чемпионате мира-2014 я наступила на те же грабли. Тут вот какая ситуация. За один день до топ-турнира мне позвонили, сказали, что куплены билеты, ты летишь. Я попросила договор, а тут начинают рассказывать, что сейчас на это нет времени. Мол, все точно будет по прилету. Я согласилась. Тем более уже не представляла, как люди посмеют второй раз обмануть. Но посмели. И сейчас никто даже не звонит и не обещает, что деньги когда-то будут. Я очень неприятно удивлена.

***

 – Какая сборная при анализе вас больше всего впечатлила?

– Я бы остановилась на Франции. Эту команду было безумно интересно разбирать. Каждая из игроков была очень колоритной. Эдвиж Лоусон-Уэйд, Селин Дюмер, Сандрин Груда, Изабель Якубу – отличные исполнители. На последнем чемпионате очень поразили американки. Сборная США – настоящая машина. Очень качественная команда. Хай класс.

– Во многих видах спорта звучит фраза «победа на классе». Вы могли определить класс по видео?

– Да. Но замечу, что этот самый класс формирует школа. Быстрота принятия решений, стартовая скорость и многое другое закладывается еще в детстве. Есть страны, которые в каждом поколении дают по несколько игроков очень высокого уровня для сборной. Никогда не бывает, что возникает пропасть в классе между баскетболистками одной команды. Это и определяет общий класс коллектива.

Последние годы у женской сборной Беларуси все в порядке, поскольку девчонок вырастили хорошие детские тренеры, которые работали еще при советской школе. Великая наша женская команда, которая участвовала на Олимпиаде, воспитана сильными детскими наставниками. Я очень переживаю за то, что будет после. Поколение классных девчонок постепенно уходит, а на горизонте мы мало видим талантов.

– Правда, что существует такое понятие, как испанский или китайский баскетбол?

– Да, у каждой команды есть свой стиль. На ЧМ-2014 особенно отличалась сборная Китая. Там девчонки молниеносно принимают решения, очень быстро двигаются. С приходом австралийского тренера они пытаются действовать более размеренно. Тем не менее, азиатки любят играть на запале, используя бей-беги. Плюс еще кричат постоянно со скамейки. Иногда это убивает соперников морально. Одним словом, хаос. Это присуще азиатскому баскетболу. Так же выступают японки.

У европейских сборных ставка на правильную технику и хорошую тактику. Все очень размеренно. США же предпочитает силовой баскетбол. Физически американки точно мощнее всех.

Белоруски же приближены к европейкам. В принципе, мы лишь немного уступаем француженкам, при этом стоим на одном уровне с командой Чехии. По большому счету, мы не слабее многих  команд мира.

***

– Самые сильные стороны белорусок?

– Прежде всего, наличие таких больших игроков, как Левченко и Веремеенко, на которых можно играть. У нас очень добротная команда, которая при большом желании может очень хорошо отзащищаться. Еще у нас есть командная игра. Она проявляется в том, что каждая девчонка помогает другой.

– Что выгодно отличает Елену Левченко?

– Она очень трудолюбива. Этот человек полностью сделал себя сам. Елена часто остается в тренажерном зале после тренировки, делает упражнения на пресс, на спину. Она очень внимательно следит за своими кондициями. Плюс Лена сама много анализирует свои действия. Помню, как пришла ко мне после обидного поражения от Литвы и сказала: «Вика, как же это произошло? Почему так случилось? Кто виноват?» Я пыталась объяснить, что мы все проиграли, надо взять себя в руки. Это был такой разговор для психологической поддержки, который характеризует Левченко. Она много переживает за игру, за результат. Это победитель по жизни.

Что касается игровых качеств, то у нее чувствуется американская школа. Отличная работа под кольцом, умеет делать обманные движения, на которые ведутся. Типичная школа США. Важно, что она как высокий игрок использует то, что ей надо. Не лезет в проходы, зато отлично борется. Никогда не опускает рук.

– Анастасия Веремеенко?

– Она очень талантлива от природы. Эти блок-шоты Настя интуитивно чувствует. Не случайно она по этому показателю одна из лучших в мире. Левша, что нестандартно для баскетбола. Плюс умело подчищает огрехи маленьких в защите.

Что интересно, Настя очень другая по сравнению с Левченко по манере игры, несмотря на то, что обе большие. Также Настя удивила всех, когда стала бросать за три и попадать. Соперники попросту не были к этому готовы.

 – Вы успели застать и Татьяну Троину до травмы.

– Для меня она стала открытием в мой первый год работы. Это настоящий лидер. Таня умела принимать волевые решения, могла взять инициативу на себя. Она игрок с характером. Ее не хватало в прошлом году. Жаль, что случилась травма...

– Правда, что Троина могла послать?

– Я бы назвала это прямотой. Не знаю, может ли она послать кого-то, но высказать жестко свою позицию – однозначно.  И мне кажется, это хорошее качество, потому что Таня никогда не лицемерит. Она способна и девочкам в раздевалке высказать свое мнение, причем в самой разной форме. Все уже привыкли к этому и воспринимают как данность.

Главный ее позитивный игровой момент – бросок на три очка. Отдаешь ей мяч в нужное место – она всегда попадает. И проход. Не боится, идет до конца. С характером, в общем.

– Екатерина Снытина.

– Самый уверенный в себе человек. Она может три раза промазать. Тренер уже поседел. Кажется, катастрофа. А потом Катя на зло всем попадает в самый ответственный момент и меняет игру. Еще у нее отлично получается уходить и совершать бросок с напрыжки.    

У Татьяны Лихтарович есть свои фишки. Само собой, проход справа. Если бы я была скаутом другой команды, отмечала бы, что у Тани это основная сильная сторона. Сейчас она пытается уходить и влево, чтобы путать соперника, но по-прежнему ее полукрюк справа отлично выходит. Цепкая в защите. Умеет бодаться, никогда не отпустит игрока от себя.

Саша Тарасова – самый позитивный человек в команде. 

Еще Наталья Трофимова. Это настоящий капитан. Она попадала все, что ей дают бросать. Один из лучших игроков в защите. Мне тяжело предметно говорить про Трофу, поскольку Римантас Григас уже слишком мало давал ей игрового времени, когда я была в сборной.

Саша Тарасова – самый позитивный человек в команде. У нее отличное чувство юмора. Она большой молодец. Григас сделал ставку на Сашу, и она не подвела. Тарасова очень самоотверженно боролась в защите. Плюс у нее есть хороший конек. После того, как ей ставят заслон, она делает один удар, напрыгивает и бросает. Одна из лучших исполнительниц этого элемента. Еще у нее очень хорошая скорость. Я ненавидела с ней соперничать, когда была игроком. Казалось, мои ноги медленнее в два раза. Саша могла молниеносно убежать. И еще Григас поставил ей игру в защите.

Тут еще так получилось, что она попала в очень нестандартную ситуацию. Как правило, первый номер – всегда опытный игрок, который руководит действиями команды на площадке. Саша очень молодая, а ее окружают Веремеенко, Троина, Левченко, поигравшие с лучшими разыгрывающими мира. Конечно, Тарасовой было тяжело. Все эти игроки должны были ей довериться, и она заставила их это сделать. Умница. Саши очень не хватало на последнем чемпионате мира.

– Еще Наталья Ануфриенко.

– Фриша... Затычка во все дыры. Если у Тарасовой не получалось, она легко могла стать первым номером, хоть сама играет на позиции второго. Тренер ее много критиковал, что она медленная. Но мне кажется, Фри переломила ход многих игр. Плюс она закрывала все позиции. Если у кого-то небольшая травма, туда отправляли Ануфриенко. Можно ее было просто выпустить с фразой «Не дать забросить этому игроку». Она вцепится, вгрызется, но задание выполнит. Настоящий пахарь. И универсал. Без нее просто нельзя было ехать на топ-турнир.

Я бы еще рассказала про Марину Кресс. Как и Ануфриенко, универсал. Все могла сделать на площадке. Маринка никогда звезд с неба не хватала, но свою черновую работу за 10-15 минут, что ей доверили, выполняла на все сто. И еще это игрок, который свои очки из-под кольца всегда наковыряет.

– Кто самый недооцененный игрок сборной? Работа какой баскетболистки не так заметна обычному зрителю?

– Алла Муравская. Знаю, через что ей пришлось пройти. Уверена, она могла достичь большего.

Разбирая игру, я видела и ошибки. Но никто не просил: «Вика, не вырезай мой ляп». Только в шутку. Просто все прекрасно понимали, что я произвожу свою работу. Мы делали одно большое дело. В мой адрес ни один из игроков не сказал слов упрека. Хотя в моих  нарезках при разборе ошибок доставалось всем.

– Как вы нашли себя после спорта?

– Знаете, закончить со спортом было не так просто, как казалось вначале. Наверное, как и у большинства спортсменов, были месяцы поиска себя в жизни без спорта. По образованию я  учитель истории. Но в этой области себя не видела.

Сейчас у меня своя туристическая компания «Юкатан-Трэвел». Признаюсь, уже был небольшой опыт в этой области. Окончив трехмесячные курсы подготовки по специальности «менеджер по туризму», я устроилась в компанию, в которой на протяжении трех лет параллельно с баскетболом работала. Повезло, нашлась  фирма, которая приняла мой спортивный график. Но тогда я даже и не думала открывать свое дело. После карьеры все-таки решилась.

Здорово, что характер моей нынешней деятельности не помешал вновь погрузиться в мир баскетбола. Рада, что амбициям в спорте суждено было осуществиться, пусть и не в роли игрока.  

Фото: из личного архива Виктории Гарельчик. 

Другие посты блога

Все посты