Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Вся команда пугает последним кругом, Сола вернулась на свой уровень стрельбы (но в миксте к ней нет вопросов), медали еще могут быть. Эксперт – о биатлонистах на ОИ

Вся команда пугает последним кругом, Сола вернулась на свой уровень стрельбы (но в миксте к ней нет вопросов), медали еще могут быть. Эксперт – о биатлонистах на ОИ

Медаль Смольского может стать не единственной.

Автор — Tribuna.com
9 февраля 2022, 00:01
2
Вся команда пугает последним кругом, Сола вернулась на свой уровень стрельбы (но в миксте к ней нет вопросов), медали еще могут быть. Эксперт – о биатлонистах на ОИ

Атмосфера Игр удручает.

8 февраля беларусская команда взяла первую медаль на Олимпиаде в Пекине. Как и ожидалось, случилось это в биатлоне – в индивидуальной гонке Антон Смольский отстрелял на ноль и завоевал серебро.

Впрочем, медаль еще в понедельник могла принести и Динара Алимбекова, однако единственный промах на последнем огневом рубеже и не слишком быстрый ход по дистанции позволили расположиться только на пятом месте в итоговом протоколе.

Ну а в первой олимпийской гонке – смешанной эстафете – беларусы оказались лишь шестыми.

Специально для телеграм-канала «О, спорт! Ты – мир» один из экспертов отечественного биатлона подвел итоги трех состоявшихся олимпийских гонок: подметил тревожную тенденцию у всех беларусских спортсменов, выразил опасения насчет Анны Солы и предположил, сколько медалей еще могут завоевать биатлонисты до конца Игр.

– Предлагаю начать с разбора серебряной гонки Антона Смольского.

– А я бы предложил не отступать от хронологии и поговорить сначала о смешанной эстафете, которая прошла в субботу. Просто если разбирать все по порядку, то можно заметить одну интересную и важную тенденцию у всех наших биатлонистов.

Микст прошел, шестое место – вроде бы неплохо, но неприятный осадочек остался. С моей точки зрения, сборная упустила медаль. Многие пишут, что случилось это из-за Анны Солы, которая якобы оказалась слабейшим звеном в нашей эстафете. Категорически с этим не согласен. Почему? Давайте взглянем на то, как она преодолела свой этап, и сравним с ее соперницами, особенно по стрельбе. [Норвежка] Тирил Экхофф – 1+3, 2+3, [россиянка] Кристина Резцова – 0+1, 1+3, [шведка] Эльвира Эберг – 0+3, 0+2, прошла на тоненького, [немка] Дениз Херманн – 0+3, 0+3, штрафные круги у [австрийки] Хаузер и [швейцарки] Хекки. Это показывает, что в тех погодных условиях не только Сола ошибалась при стрельбе (0+3, 2+3), но и многие из её соперниц. По итогу Аня передала эстафету с отставанием в 53 секунды. И это не так уж много для такого обилия промахов, что как раз и свидетельствует о том, что в тех условиях ошибались многие. Да, были девушки, которые справились со стрельбой, та же Джулия Симон (0+2, 0+0), которой французы должны поставить памятник за такой этап, но в основном большая часть спортсменок допускали ошибки.

Вообще же, по всей эстафете в нашей команде оценку удовлетворительно можно поставить только Никите Лобастову. Начинала гонку Динара Алимбекова – у нее, как у лидера команды и мирового биатлона в целом,  была задача как минимум  держаться в первой группе или даже попробовать убежать в отрыв. Динара достаточно хорошо отработала стойку, ушла с последнего рубежа с отставанием в 12 секунд. Но почему-то на финише в итоге эти 12 секунд превратились в 31. Как она могла за последний круг так много проиграть? Для человека, который идет вторым в общем зачете Кубка мира, это крайне много.

– Как можете объяснить такой провал в скорости?

– Чуть позже скажу, пока подождите. Потому что проигрыши в скорости на последних кругах наблюдаются в нашей сборной не только у Алимбековой. По статистике в этом сезоне проигрыш за километр у Динары – чуть меньше трёх секунд, а в миксте – 20 секунд за два километра последнего круга. То есть 10 секунд за километр. Это настоящая пропасть! Это Алибекова образца себя самой до сезона-2020/21, но никак не нынешняя. Да, норвежка Марте Ульсбю-Ройселанн, что бежала первый этап, действительно сильна, но не настолько же.

Смотрим на Анну Солу. На последнем круге она проиграла почти 17 секунд. Та же картина – на последнем круге сдала. По сути, вот за эти последние круги на первых двух этапах сборная Беларуси и собрала основной проигрыш. Вроде бы, два женских этапа должны были нас вывести в число лидеров, но в итоге Сола передает эстафету с отставание от первого места в 53 секунды, из которых 31 – это проигрыш от лидера Алимбековой, и 22 – Солы. С таким отставанием претендовать на медали было очень сложно. Можно было бы попасть на пьедестал, но только если бы мужики из других команд начали тотально ошибаться и сдавали бы на дистанции. Но лидеры отработали очень хорошо, не дали нам шансов.

Как пробежали Лобастов и Смольский: Никита отлично отстрелялся (0+0, 0+2) и со стойки ушел с отставанием в 24 секунды. Но передавал эстафету, когда отставание было уже 47 секунд. То есть он за последний круг потерял более 20 секунд? По статистике в сезоне средний проигрыш Лобастова за километр – 5,8 секунды, а тут – аж 12,5. Это очень много!

Что по Смольскому. Отстрелялся (0+2, 0+2) и ушел со стойки с отставанием от немца Филиппа Наврата в две секунды. Это не самый быстрый биатлонист, поэтому Антон, по идее, мог навязать ему борьбу. Но что мы видим? За последний круг проигрыш увеличился. Ни о какой борьбе с Навротом речи не шло, Смольский доехал на шестом месте.

То есть в эстафете абсолютно у всех беларусских спортсменов последние круги оказались провальными. Спортсмены не выдерживали требуемую скорость. И если мы даже отнимем два штрафных круга Солы, то это все равно не медаль для нашей команды. В лучшем случае было бы пятое место.

– А как вам выбор состава на эстафету?

– Считал, что Лобастов станет слабейшим звеном в эстафете. Но по факту оказалось так, что он стал единственным из беларусов, кто на своем этапе сумел сократить отставание от лидеров. А другие три человека, которые, по логике, должны были тащить команду на себе, навязывать борьбу – они не справились.

Ну и еще, если честно, я думал, что вместо Никиты будет Дмитрий Лазовский. Впрочем, ситуация показала, что тренеры не ошиблись с выбором. То, что команда не заняла призовое место, это не вина Лобастова – он сделал в своей ситуации все, что мог, все, что от него требовалось.

– Перейдем к индивидуальным гонкам.

– И вот тут тоже давайте говорить о скорости на последних кругах. Алимбекова с последнего рубежа ушла третьей, отставая от лидера на 11,9 секунды. Но по итогам последнего круга к этому добавляется 21 секунда, лишь 20-й ход по последнему кругу дистанции. Как итог – почти 32 секунды от победительницы и лишь пятое место.

В биатлоне есть поговорка, что основная гонка начинается после последнего рубежа. Имеется в виду, что до этого все спортсмены себя придерживают с учетом необходимости отработать на рубежах,  а после заключительного рубежа – all in, остается только сжать зубы и терпеть. И именно последний круг является самым значимым при распределении медалей. Да, чтобы попасть на пьедестал, нужно еще точно стрелять, но и этого недостаточно. Необходимо обставить ходом своих конкурентов, и это особо важно сделать на последнем круге. Алимбекова отстрелялась здорово (0+0+0+1) и после последней стрельбы претендовала на медаль, даже на золото. Отставание в 12 секунд – это не катастрофа, такое время реально отыграть за три километра. Но по итогу мы получили проигрыш аж в 32 секунды. В самый кульминационный момент гонки спортсменка ничего не смогла сделать.

Что интересно, практически у всех беларусок наблюдается та же тенденция – проигрыши именно на последних кругах. И Кручинкина, и Сола наибольшее отставание поймали именно на заключительных отрезках гонки. Только у Лещенко получилось немного по-другому: она единственная, кто на последнем круге смогла добавить.

И тут же предлагаю взглянуть на мужскую индивидуальную гонку, где можно заметить, почему же Смольский взял медаль. Его отставание от лидера по кругам было такое: 25 секунд, 25, 32, 37 и последний круг – 17 секунд. То есть сумел добавить и не потерять больше двух десятков секунд.. Это очень важный фактор, который и обеспечил Антону медаль. А еще беларусу повезло, что со стойки он ушел за спиной у россиянина Александра Логинова. Антону было за кем работать, потому что россиянин двигался  побыстрее.

– Смольский сам отметил, что россиянин стал для него ориентиром, вне этой связки было бы тяжелее.

– Вот именно. В нужный момент появился важный ориентир, так называемый «паравоз», с чем Антону реально повезло, плюс были еще силы, чтобы удержаться и «рюкзачить» за Логиновым. Это помогло взять серебро. Понятно, не стоит забывать и о безупречной стрельбе, но это все-таки другой момент. Главное, что Смольский потерпел на последнем круге, в противном случае мы могли бы увидеть повторение той же картины, что была у Алимбековой.

– А что у других мужчин?

– У Лазовского, Воробья и Лобастова на последних кругах так же  случился спад, увеличилось отставание от лидеров. Ну и в целом с такой стрельбой беларусы заняли свои места. В индивидуальной гонке все, что больше двух промахов, – много. Что тогда говорить о восьми, как у Воробья?.. В общем, повторю, почти все наши спортсмены не выдерживают заданные скорости именно на заключительном отрезке дистанции. Получилось исправить ситуацию только у Смольского.

– Почему же так происходит?

– Чтобы ответить точно, нужно, конечно, видеть и анализировать, как спортсмены работали предыдущие несколько месяцев, какие были тренировки. У меня есть предположение, что у биатлонистов не хватает анаэробной мощности, и когда нужно работать на максимуме возможностей, именно на последнем круге, который в нашем виде спорта считается длинным спринтом, когда нужно перетерпеть, выдавать максимум скорости и не отдавать ни метра без борьбы – такое ощущение, спортсменам чего-то не хватает в физическом плане. Они не могут выдержать предлагаемую соперниками скорость. До этого момента, на начальных кругах, все достаточно ровно, беларусы показывают почти те секунды, которые мы наблюдаем у них по ходу сезона. Но с наступлением критического, кульминационного момента, когда нужно работать на максимальной или околомаксимальной интенсивности, случается спад.

Ну и второй момент – может, никто из Беларуси не позвонил и не разложил дистанцию, не сказал, как нужно бегать и стрелять :)? Может, Смольскому уже дозвонились и подсказали, а вот Алимбековой – не успели. Такой момент тоже нельзя исключать :).

– Смольский сумел на последнем круге отыграть отставание от лидера, но при этом его итоговая скорость в гонке – 16-я.

– В индивидуальной гонке немаловажна стрельба. Любая ошибка на рубеже для Смольского была бы критичной. Для того, чтобы претендовать на медаль, Антону в первую очередь нужно было безошибочно отстреляться. Он это и сделал. А лидеры ошибались: Йоханнес Бё (две минуты штрафа), Максим Цветков неплохо шел, но последний, 20-й, выстрел все испортил. Это очень обидно, потому что россиянину до бронзы не хватило три секунды. Четвертое место на Олимпиаде – это самое худшее, что может быть. Даже последнее место не так обидно. Допускали ошибки и другие спортсмены – в итоге это вылилось в серебро Смольского. Он прошел гонку идеально и воспользовался ошибками оппонентами.

Да и в целом, если взглянуть на историю, индивидуальная гонка – это беларусский профиль. Если мы посмотрим на всех наших олимпийских призеров и чемпионов, то Айдаров, Новиков, Домрачева, Скардино, Смольский – все медали были взяты в индивидуальной гонке. Особняком стоит Домрачева, конечно, она в пасьюте и масс-старте побеждала. Но даже у нее первая медаль была в индивидуалке. Эстафета – это уже командная гонка. То есть подавляющее большинство наших олимпийских медалей было взято именно в «индивидуалках».

– Как охарактеризуете сегодняшнюю стрельбу Смольского?

– Меня такие показатели не удивили, он может проходить четыре рубежа на ноль. Антон – достаточно неплохой стрелок, статистика стрельбы в нынешнем сезоне это подтверждает (85,5 процента). В нужный момент он сохранил хладнокровие, отработал очень качественно.

Знаете, когда спортсмен приходит на рубеж, по взгляду, поведению видно, насколько он уверен в себе. Увидев лицо биатлониста, можно даже предугадать, как он отстреляет. И зачастую предсказания верны. Что мы увидели у Смольского? Он был ментально готов, сконцентрирован и, что главное, спокоен. Было видно, что он делает свою работу качественно, спокойно и уверенно, как и умеет. Такое ощущение, что на рубеже у него были стальные нервы, настолько ритмично и четко отработал, без каких-либо намеков на срывы.

Когда Алимбекова приехала на последний рубеж, было видно – по взгляду, по мимике, по дыханию, – что она нервничала. Неуверенные движения при изготовке, в глазах растерянность. Между выстрелами начались заминки, паузы. Когда в голове спортсмена появляются мысли, что он может выиграть, то сразу же начинает перестраховываться, а это влечет за собой переживания, ненужные нервы. Это все идет в минус.

Я как-то читал интервью олимпийского чемпиона в стрельбе Сергея Мартынова. У него спросили, о чем он думал в финале ОИ-2012, где и взял золото. Мартынов ответил, что в голове были мысли о даче, о шашлыках. То есть человек спокойно делал то, что делал, и на этом не зацикливался. А вот если спортсмен, наоборот, начинает думать, как бы ему все качественнее сделать, уже видит у себя медаль,, тогда он обязательно собьется. Посмотрите, как сегодня стрелял Цветков: четыре выстрела на последнем рубеже – в одном ритме, все нормально. А перед последним – пауза. Что это было? Биатлонист испугался, н начал перестраховываться, сбился с ритма. В итоге – промах и четвертое место. Ну а у Смольского – все ритмично, четко, Антон отстрелялся, как робот.

– Что, по-вашему, происходит на Олимпиаде с Анной Сола?

– Нервы, завышенные ожидания, завышенная мотивация, внешнее давление.

Помнится, когда мы разговаривали с вами перед Олимпиадой, я задавался вопросом: хорошая стрельба Солы в декабре – это эпизод или то, что уже становится тенденцией? Сейчас мы видим, что это всего лишь эпизод. Анна вернулась в свой прежний режим, общий процент попадания у нее 76,2. На этот процент на Олимпиаде она и работает.

Тем не менее у Солы большие шансы на медаль в спринте. Пройти два рубежа на ноль она может.

– Если откровенно, выступление Анны на ОИ вас удивляет?

– Удивляет со знаком минус. Хотелось бы видеть ее выше, но, повторюсь, ее гонка – это спринт. Пугает тенденция проигрыша на дистанции на последнем круге. Для Анны это несвойственно. Она, наоборот, отмечалась тем, что по характеру боец, могла через себя, через не могу на заключительном отрезке выдать максимум. А здесь… Пока картина не самая приятная. И еще я заметил, что когда Анну показывали в течение трансляции, у нее были какие-то медленные движения, затянутые, нет мощности, свежести. Потом камеру переводят на Резцову – а там россиянка подъем буквально вспахивает. Видно, что биатлонистка заведена, в глазах огонь, она отрабатывала каждый метр. Реальный контраст с Анной, и это настораживает.

– Что можете сказать по остальным беларусам – они выступают на своем уровне?

– Ход у всех хуже, чем до этого в течение сезона. И это, как уже сказал, в основном из-за последних кругов. То ли так добавили остальные команды, то ли произошел спад у беларусской сборной, – сказать сложно. Скорее всего, повлияло и то, и то. Пока очевидно, что есть какие-то проблемы.

– Чего нам ждать от следующих гонок?

– Спринт, как я уже говорил, это та гонка, в которой Сола будет одной из претенденток на медаль, даже на золотую. Остальные наши девушки – сомневаюсь, что они попадут на пьедестал. Будет гонка преследования. Если Алимбекова попадет в топ-10 по итогам спринта, то в пасьюте она может побороться за тройку, опять же, при идеальной стрельбе. В масс-старте также есть шансы у Динары. Сола? С такой стрельбой в масс-старте и пасьюте претендовать не на что, но буду рад ошибиться.

Что у мужчин? Смольский взял медаль – он задачу максимум выполнил, все, что от него требовалось, сделал. На эйфории, на позитивном фоне он может еще разок заехать на пьедестал. Скорее всего, в пасьюте при условии хорошего спринта и четырех нулей на стрельбище. И еще у него будет масс-старт.

Складывается такая ситуация, что у беларусов, в целом, в каждой личной гонке может быть медаль. А может и не быть. 50 на 50, но следить будет очень интересно.

Если говорить о других наших спортсменах, то их выступления удручают – это явно не то, не те места, за чем они поехали в Пекин. Смогут ли в следующих гонках биатлонисты добавить – большой вопрос. И что нам ждать от эстафет? Чтобы заехать в тройку, нужно будет сделать что-то сверхъестественное или надеяться на эпидемию ошибок у соперников.

– Как вам со стороны биатлонная трасса на Олимпиаде?

– Очень удручающее и депрессивное зрелище. И речь тут не только о биатлоне. Олимпиада совсем не похожа на Олимпиаду. Серость, невзрачный пейзаж, отсутствие атмосферы, зрителей, высаженные в ряд елочки, которые прикрывают пустоту на трассе. Сам по себе круг у биатлонистов тяжелый, но при этом скучный. Нет никаких запоминающихся подъемов или спусков. Какая-то однообразная трасса, напоминающая мне ту, что есть у нас в Новополоцке на биатлонном стадионе.

Но, в целом, что я для себя отмечаю в первую очередь, это отсутствие атмосферы и праздника на Олимпиаде. Спортсмены бегут, соревнуются – ну ок. Больше сказать и нечего.

Фото: gettyimages.com

Другие посты блога

Все посты