Tribuna/Биатлон/Блоги/О духе времени/Козеко имеет право на премию за медаль Гуськовой (он по-прежнему главный тренер), Смольский вряд ли получит все 75 тысяч долларов

Козеко имеет право на премию за медаль Гуськовой (он по-прежнему главный тренер), Смольский вряд ли получит все 75 тысяч долларов

И сколько получат тренеры?

Автор — Алесь Коваль
17 февраля 2022, 15:01
Козеко имеет право на премию за медаль Гуськовой (он по-прежнему главный тренер), Смольский вряд ли получит все 75 тысяч долларов

Финансовые нюансы Олимпиады.

Олимпийская медаль – это не только почет, но и серьезные деньги. Взявшие в Пекине серебро биатлонист Антон Смольский и фристайлистка Анна Гуськова получат из бюджета почти по 75 тысяч долларов, но тут есть интересные нюансы. Смольскому вряд ли сумма достанется целиком, а во фристайле главным тренером, пускай и только по бумагам, является опальный Николай Козеко. Формально он также имеет право на большую премию, но наши источники сомневаются, что наставник ее получит.

Рассказываем про все обстоятельства.

Как определяется размер призовых?

В феврале 2020 года на национальном правовом интернет-портале появилось распоряжение Александра Лукашенко, в котором были обозначены размеры призовых за спортивные результаты на Олимпийских, Паралимийских и Дефлимпийских играх. Так, согласно ему, по итогам Олимпиад в Токио и Пекине беларусам, попавшим на пьедестал, полагается четыре тысячи базовых величин за бронзовую медаль, шесть тысяч – за серебряную и 12 тысяч – за бронзовую.

В Японии, напомним, команда Беларуси взяла семь медалей, что стало антирекордом за все время выступления Беларуси на летних ОИ. Впрочем, призеров это не должно было волновать. Батутист Иван Литвинович, ставший олимпийским чемпионом, получил от государства почти 139 тысяч долларов. Серебряные призеры – борцы Ирина Курочкина, Магомедхабиб Кадимагомедов, а также женская четверка по гребле (Маргарита Махнева, Надежда Лепешко, Ольга Худенко и Марина Литвинчук) стали богаче на 69 тысяч долларов каждый, а обладатели бронзы легкоатлет Максим Недосеков, борец Ванесса Колодинская и гимнастка Алина Горносько получили по 46 тысяч долларов. Итого беларусские спортсмены заработали почти 490 тысяч долларов.

С 1 января 2022 года базовая величина в Беларуси с 29 рублей была увеличена до 32. Соответственно, подросли и размеры призовых для олимпийских медалистов. В итоге в Пекине Гуськова и Смольский стали богаче на 74,7 тысячи долларов каждый. Добавим, что если кто-то из беларусов возьмет бронзовую медаль, то бонус составит 49,8 тысячи долларов. А олимпийский чемпион из Беларуси получит 149,4 тысячи долларов.

Четыре года назад, на Олимпиаде в Пхенчхане, размер призовых для беларусских атлетов был практически таким же. За бронзу обещали 50 тысяч долларов, за серебро – 75 тысяч, за золото – 150 тысяч.

Отметим также, что тренерам попавших на пьедестал атлетов выплачиваются вознаграждения в размере от 20 до 100 процентов от величины призовых спортсмена в зависимости от степени участия. Подоходный налог с призовых в этом случае платить не нужно.

Как определяется размер вознаграждения тренерам?

«Трибуна» пообщалась с людьми, знакомыми с начислением выплат спортсменам и тренерам за медали. Они говорят, что процедура регламентирована указом Александра Лукашенко от 15 апреля 2013 года. Согласно документу, решение о размере выплаты тренерам принимает министерство спорта. К специалистам, принимавшим участие в подготовке атлетов, относятся: а) тренеры национальных команд; б) личные тренеры, отработавшие со спортсменом не менее одного года на момент участия в соревнованиях; в) тренеры СДЮШОР и других спортивных школ, проработавшие с атлетом не менее двух лет.

В том же документе прописан и размер вознаграждения специалистам. Так, 40 процентов от размера призовых атлета положены тренерам национальных команд и личным тренерам. 20 процентов – специалистам, работавшим с атлетом на его начальном этапе, то есть в СДЮШОР. Кроме того, размер вознаграждения специалисту может быть увеличен до 100 процентов, если тренер одновременно является тренером национальной команды и еще лично работает со спортсменом.

Получит ли премию Козеко, который до этого времени является главным тренером беларусских фристайлистов?

14 февраля 29-летняя минчанка Анна Гуськова стала первой среди беларусских фристайлисток, кому удалось взять медали на двух Олимпиадах. Кроме того, Анна стала второй спортсменкой после биатлонистки Дарьи Домрачевой в медальном зачете Беларуси в истории зимних ОИ. Она заработала свои призовые, но денежное вознаграждение положено и тренерам, причастным к успеху Анны. И тут возникает вопрос – а кто же эти тренеры?

Беларусский фристайл уже долгие годы прочно ассоциируется с Николая Козеко. Легендарный тренер воспитал четырех олимпийских чемпионов, в том числе Гуськову, а также приложил руку к еще трем олимпийским медалям беларусов. В 2018 году со специалистом был заключен контракт на четыре года – для подготовки к Играм в Пекине. Соглашение действует до сих пор, и, согласно ему, именно Козеко является главным тренером национальной сборной. Однако тренером он является лишь по документам.

Козеко, не побоявшегося в 2020-м подписать письмо за честные выборы, отстранили от работы с коллективом. Выйдя из больницы после тяжело перенесенного коронавируса, весной 2021 года Козеко-тренер оказался не нужен чиновникам – специалисту запретили участвовать в практической подготовке лыжных акробатов, за тренировками он мог наблюдать со стороны. Сейчас легенда коуч просто приходит в РЦОП и занимается бумажной работой – планированием и статистикой. Ни в каких совещаниях в Центре не участвует, в тренировочный процесс никак не вовлечен. По сути, специалист с уникальным опытом превратился в консультанта, дающего неформальные советы, если его об этом попросят.

К Олимпиаде же спортсменов готовили под началом Михаила Курловича, который на протяжении семи лет помогал Козеко в нацкоманде. Специалист сейчас де-факто возглавляет сборную. Вторым тренером, по сути, является двукратный олимпийский призер Дмитрий Дащинский. Именно их мы видели на олимпийском склоне в Пекине. Выходит, что призовые благодаря Гуськовой должны достаться этим специалистам? Но как же Козеко? Во-первых, он и по бумагам главный тренер национальной сборной. Во-вторых, становление Анны произошло именно благодаря Козеко – под его руководством девушка стала чемпионкой ОИ-2018 и после этого еще несколько лет работала вместе со специалистом. Совместное сотрудничество прервалось лишь год назад.

Наши собеседники говорят, что по итогам прошлых Олимпиад Козеко за каждую медаль начислялось по 75 процентов от размера вознаграждения за медаль спортсмена. Согласно приказу, можно было и 100 процентов, ведь специалист одновременно являлся и главным тренером национальной команды, и личным тренером медалистов. Но в министерстве спорта решили, что хватит и 75 процентов.

Как отмечают специалисты, с которыми нам удалось пообщаться, по закону Козеко должен получить вознаграждение и после серебра Гуськовой в Пекине. Он по-прежнему является главным тренером нацкоманды (пусть и по документам), а также, по сути, личным тренером Анны. Но собеседники сомневаются, что чиновники премируют специалиста с учетом того, как обошлись с ним годом ранее.

– Уверен, что чиновники будут искать лазейки, чтобы оставить Козеко без вознаграждения. Или вообще издадут какой-нибудь указ задним числом, где пропишут все так, чтобы Николаю Ивановичу ничего не досталось. Хотя и по закону, и по человеческим принципам он заслуживает награду. Скорее всего, денежное вознаграждение будет начислено Дащинскому и Курловичу, которые отвечали за подготовку спортсменки после того, как Козеко отстранили от практической работы с коллективом, – высказал мнение один из наших собеседников.

Также определенную сумму должен получить и первый тренер Анны Юрий Купрацевич, работавший со спортсменкой в «Трудовых резервах».

Смольскому получить все деньги может помешать закон

25-летний уроженец агрогородка Песочное Копыльского района на своей второй в карьере Олимпиаде сумел взять серебряную медаль. Биатлонист стал вторым в индивидуальной гонке, не допустив на огневых рубежах ни одного промаха. Лишь по скорости уступил французу Кентену Фийон-Майе, у которого было два промаха. Отставание беларуса – 15 секунд. Да и вообще в этом сезоне Смольский хорош: пять подиумов на этапах Кубка мира, место на краю топ-10 в общем зачете. В итоге к Олимпиаде подписант провластного письма подошел в прекрасной форме, что позволило ему взять серебро. Эта медаль стала первой для мужского биатлона на Олимпийских играх с 2010 года.

Помимо долгожданной медали Антон получит и внушительный денежный приз – 74,7 тысячи долларов. Как уже сказано выше, с этих денег подоходный налог платить не нужно. Однако у спортсмена есть другой нюанс, который может повлиять на размер выплаты.

Как известно, Смольский сейчас состоит в отношениях с олимпийской чемпионкой Динарой Алимбековой. Биатлонистка, которой 5 января исполнилось 26 лет, долгое время скрывала связь с коллегой по сборной, но позже стала смелее в соцсетях. Да и Антон перестал хранить тайну.

Самое интересное, что с Алимбековой Смольский начал встречаться, еще будучи женатым человеком. Но Антон сделал выбор в пользу Динары, а не уже экс-супруги Дарьи Иеропес, которая в свое время выступала за юниорскую сборную Беларуси вместе с Анной Солой.

С Дарьей Смольский встречался с 2016 года, в конце 2018-го сделал ей предложение. К тому времени девушка была была беременна – дочка Александра родилась летом 2019-го. Брак формально распался летом 2021-го, но уже в декабре 2020-го у Смольского был роман с Алимбековой.

Неизвестно, как расставались Антон и Дарья, однако обычно в таких случаях заключается договор о выплате алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка. Конечно, экс-супруги могли договориться полюбовно о том, что Смольский будет помогать и бывшей жене, и дочке. А, может, и нет. Поэтому тут в дело вступают статьи закона.

Согласно ему, алименты не удерживаются с командировочных, пособия на погребение, компенсации на использование личного имущества работника для нужд нанимателя, а также из выходного пособия (кроме пособия, превышающего среднемесячный заработок). А из чего тогда удерживается? В постановлении Сомина Республики Беларусь № 1092 от 12.08.2002 приведен перечень выплат, из которых высчитывается сумма. И под первый же пункт подпадает случай Смольского: «Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработка (денежного вознаграждения, содержания, денежного довольствия) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители, работающие в организациях любых организационно-правовых форм, а также на основе трудовых договоров в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у ИП». В документе содержаться также и пояснения. И, согласно одному из пунктов, алименты удерживаются с «имеющих регулярный или периодический характер премий (вознаграждений), предусмотренных системами оплаты труда, и других поощрительных выплат, а также по итогам работы за год». Олимпийские призовые вполне подходят под эту характеристику.

Учитывая, что размер алиментов на одного ребенка в Беларуси составляет 25 процентов, значит, если заключен соответствующий договор, на содержание Александры Смольский должен перевести 25 процентов от олимпийских призовых – а это чуть более 18,5 тысяч долларов.

Что касается тренеров, которым также положено вознаграждение, то тут, в принципе, все понятно. Личным тренером Смольского является Василий Большаков, и ему по закону положены 40 процентов от размера вознаграждения спортсмена. Такие же суммы, согласно приказу Лукашенко, положены и тренерам национальной команды, которые принимали участие в подготовке Смольского к Олимпиаде, – Андрею Падину и Роману Синиченко. Кроме того, должен получить 20 процентов и первый тренер Смольского, коим является Анатолий Сенюк – специалист сейчас работает в Копыльской СДЮШОР.

Другие посты блога

Все посты