Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Исчезнувшие стадионы Минска: там играли «Динамо» и панки с хиппи, один затопили, другой закатали в асфальт (вы можете ходить мимо и не знать)

Исчезнувшие стадионы Минска: там играли «Динамо» и панки с хиппи, один затопили, другой закатали в асфальт (вы можете ходить мимо и не знать)

Был хоккей под открытым небом и восхваления Сталина.

Автор — Tribuna.com
24 октября 2022, 15:11
Исчезнувшие стадионы Минска: там играли «Динамо» и панки с хиппи, один затопили, другой закатали в асфальт (вы можете ходить мимо и не знать)

В наши дни в Минске китайскими силами продолжается возведение будущего Национального футбольного стадиона, стройка которого разместилась в двух шагах от «Трактора». Несколько лет работы шли медленно, но сейчас темпы ударные – на свежих кадрах виден контур арены и то, что началась установка конструкций крыши.

Что ж, через некоторое время стадионов в столице станет больше. Однако исторически нередко складывалось наоборот – Минск терял добротные стадионы, которые предпочитали сносить вместо требуемой реконструкции. Вспомним, чего лишился город.

«Пищевик»

В нынешнем минском парке Горького горожане отдыхали издавна. А спортивную составляющую месту, которое называлось Губернаторским садом, придал известный минский мэр Кароль Ян Чапский, при котором в городе появились электро- и телефонные станции, трамвай и пивзавод. В 1892-м по инициативе Чапского было создано Минское общество любителей спорта, которое сам градоначальник и возглавил. А после этого в саду появился комплекс спортивных сооружений – велотрек, гимнастические снаряды, каток, заливаемый на зиму, площадки для тенниса, крокета, кегельбана.

В 1920-е, когда Минск перешел под советский контроль, сад стал называться «Проф­интерн», а большое поле в спорткомплексе приспособили для игры в футбол. А к 1930-м вокруг поля вырос стадион «Профинтерн», он же «Пищевик» – тогда пищевая промышленность широко брала спорт под спонсорское крыло. Арена пользовалась популярностью и у легкоатлетов, так как вокруг поля проложили глиняные беговые дорожки. Однако было и серьезное неудобство – стадион располагался на самом берегу Свислочи, и весной его не раз затапливало.

В 1940-х «Пищевик» единственным из больших стадионов Минска не получил критических повреждений во время войны. Домашние матчи начатого уже в мае 1945-го нового футбольного сезона минское «Динамо» поначалу проводило в Тбилиси и Москве, но 14 июня сыграло в своем городе. В уже парке Горького собрались 10 тысяч зрителей (а бывало и больше), увидевших победу «Динамо» из Москвы со счетом 3:0. В 1946-м на открытии сезона на стадионе провели парад с восхвалением Сталина – оттуда сохранились фото.

Но вскоре «Динамо» вернулось на оперативно восстановленный одноименный стадион. «Пищевик» же заняли хоккеисты – поверх футбольного поля заливали каток и играли матчи чемпионата БССР и низших союзных лиг.

Хоккей на «Пищевике» в 1957 году

Со временем и хоккей ушел на другие площадки, а «Пищевик» пришел в упадок и в итоге был снесен. Теперь примерно на его месте находится крытый каток минской «Юности», а в 2003-м рядом появилось поле для игры в хоккей на траве с небольшими трибунами, так что, можно сказать, что стадион в парке Горького, хоть и другой, остался.

Стадион имени 10-летия освобождения от белополяков

В конце 1920-х беларусские (в основном минские) футболисты хорошо показывали себя на всесоюзных спартакиадах, и потому власть имущие решили построить большой футбольный стадион на тогда самой окраине города – нынешнем пересечении проспекта Независимости с улицей Сурганова. А по ходу дела к стадиону решили добавить идеологическую составляющую – и отметить дату, в которую Красная армия заняла Минск в 1920-м, выбив польские войска. Соответственно, открытие должно было состояться ровно 11 июля 1930-го – к дате успели возвести только центральную трибуну, но это никого не смутило. На первый матч в гости ждали команду швейцарских рабочих, которая проводила месяц в спаррингах по всему СССР. Однако уставшие иностранцы не захотели ждать даже пару лишних дней – играть с ними 9 июля пришлось на «Пищевике», после чего гости отправились домой. Новый стадион же открыли игрой с командой московского завода «Серп и молот». К удовольствию зрителей, команда БССР выиграла 2:1.

Вскоре вместимость стадиона все-таки довели до запланированных 10 тысяч зрителей. Но интерес к футболу был выше – в 1932-м на матч команды Минска против сборной Донбасса собралось вообще 30 тысяч человек. Правда, вскоре достроили «Динамо», и весь большой футбол переместился туда – окраинному стадиону, по соседству с которым открыли Парк Челюскинцев, остались матчи уровнем пониже. В конце 1930-х молодую арену уже хотели было реконструировать – запланировали колонны возле центрального входа и увеличение количества мест до почти 24 тысяч.

Эскиз того, каким планировался стадион после реконструкции

Однако до войны реконструкцию не начали, а боевые действия практически полностью разрушили стадион. Его думали отстроить и даже создали проект, но ресурсы истощились восстановлением «Динамо», да и освобождение от поляков, которые стали союзниками, было уже неактуальным пропагандистским нарративом. Через некоторое время стадион снесли, а на его месте построили жилые дома. Однако совсем недалеко появился небольшой стадион Института физкультуры, который в наше время стал частью СОК «Олимпийский» – там сейчас в высшей лиге играет «Энергетик-БГУ», а еще прошел незабываемый поединок «Крумкачоў» и минского «Динамо» в Кубке Беларуси 1 сентября 2020-го. Еще ближе к бывшей топ-арене расположилось искусственное поле с трибунами, на котором за последние годы также играли матчи высшей лиги («Луч» и другие).

«Трудовые резервы»

Как в одном месте после войны стадион забросили, так в другом создали новый – и к центру города он оказался гораздо ближе. В 1950-х заболоченное место на берегу Свислочи около нынешнего Дворца спорта укрепили и возвели стадион имени Ворошилова, отданный под управление спортобществу «Красное знамя». В 1959-м арена перешла уже обществу «Трудовые резервы», в честь которого та и стала называться. Стадион был многофункциональным – на нем тренировались и футболисты, и легкоатлеты, а под трибунами, которые вмещали около 12 тысяч человек, скрывалась даже небольшая гостиница, где жили спортсмены. Зимой на стадионе заливали лед – и свои занятия там проводили конькобежцы, в том числе будущий великий чемпион Игорь Железовский.

В 1960-х на «Трудовых резервах» постоянно играли матчи чемпионата БССР, проводил свои игры дубль минского «Динамо», а периодически и тренировался основной состав. А еще готовились две футбольные детско-юношеские школы и воспитанники Суворовского училища, расположенного неподалеку.

Критическими для стадиона стали 1970-е. Неудачная подпитка торфом, репетиции парадов и приход на стадион мотобола сильно повредили газон, который до того считался лучшим в городе. К концу десятилетия за стадионом вообще перестали следить, а на поле все чаще стали попросту выгуливать собак. В итоге и этот стадион всего-то через 30 лет после открытия решили снести.

– Во Дворце спорта было правительственное мероприятие с участием [тогда первого секретаря ЦК КПБ, де-факто главы БССР Петра] Машерова. Во время перерыва он вышел на балкон Дворца, который как раз «смотрел» на стадион. Моментом воспользовались главные архитекторы города. На Машерова надавили, и он согласился [на снос], – вспоминал покойный глава РЦОР-БГУ Владимир Пигулевский.

Уничтожили стадион, впрочем, позже – начали снос в 1985-м, а закончили ликвидацию только в 1987-м. А в апреле 1986-го на поле уже без травы и трибун прошел уникальный матч минских панков против минских хиппи, которые решили выяснить отношения непривычным способом.

В итоге стадион с землей под ним просто затопили – неестественно расширили Свислочь в этом месте. Оставили только небольшой, самый близкий к прежнему руслу участок суши с мостом, перекинутым с другого берега. На образовавшемся острове установили памятник советским военным, погибшим в Афганистане.

«Спартак»

В 1954-м рядом со стадионом «Динамо», где играли в футбол, решили сделать небольшую арену и для других видов спорта. Получился «стадион ручных игр» с трибунами на 2500 мест, названный в честь тогда заправлявшего в белспорте общества (в тот небольшой временной период даже ФК «Динамо» называлось «Спартак»), из множества площадок, в основном для волейбола и баскетбола. Были в комплексе и теннисные корты. Проводились на стадионе и простые тренировки, и матчи уровня чемпионата СССР. Зимой также заливали коробку для хоккея.

Однако позже соревнования стали переезжать в более подходящие для таких видов залы и дворцы. Невостребованный стадион пришел в запустение – трибуны разрушались, а гаревые площадки закатали в асфальт, чтобы не следить за их состоянием. В итоге на этом асфальте долго (с начала 1980-х вплоть до 2010-х!) занимались футболом дети минской СДЮШОР-3 – и на травмоопасном покрытии с торчащими из асфальта металлическими штырями вырастали игроки нацсборной.

Ситуация изменилась только при последней реконструкции «Динамо» – на месте «Спартака» сделали просто тренировочное поле олимпийского стадиона.

Конечно, это не все случаи исчезновения стадионов и других спортсооружений. В том же Минске уже мало кто помнит о существовании некогда ипподрома недалеко от «Динамо» – их разделяла лишь Свислочь. Именно в сооружении для конников прошел в 1913-м первый известный в Минске футбольный матч. Но уже в 1950-х на месте ипподрома появился парк, названный в честь 40-летия революции 1917 года.

Теряли арены и в других беларусских городах. Например, в Витебске некогда исчез целый парк льнопрядильной фабрики со своим стадионом – на его месте появились дома, школа и библиотека. Был утрачен и межвоенный городской стадион в Слониме с футбольным полем, теннисным кортом и даже площадкой для конного спорта. В простой пустырь превратился стадион «Трансмаш» под Могилевом, где поигрывал дубль «Днепра». Кажется, самый свежий пример – снос атмосферного бассейна «Дельфин» в Гомеле, который не захотели реконструировать. Впрочем, на его месте открыли большую спортплощадку.

Другие посты блога

Все посты