Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/«Предлагали Украине сдаться российским оккупантам». Как в паралимпизме покарали Беларусь за войну – похоже, помог болтун Талай

«Предлагали Украине сдаться российским оккупантам». Как в паралимпизме покарали Беларусь за войну – похоже, помог болтун Талай

История от лидера паралимпийского движения Украины.

Автор — bytribuna com
12 декабря 2022, 18:44
«Предлагали Украине сдаться российским оккупантам». Как в паралимпизме покарали Беларусь за войну – похоже, помог болтун Талай

16 ноября на внеочередном заседании Генеральной ассамблеи Международного паралимпийского комитета (МПК), которое состоялось в Берлине, приостановили членство в организации Паралимпийского комитета Беларуси (ПКБ). Решение принято в связи с «неспособностью выполнять обязательства по членству в соответствии с уставом МПК». В связи с этим Беларусь вместе с Россией потеряла все права на членство в МПК, кроме права на апелляцию. Если апелляция не будет удовлетворена, то приостановление сможет отменить только следующее заседание Генеральной ассамблеи, которое запланировано лишь на конец 2023 года.

Параллельно ПКБ задействовал другие юридические механизмы в борьбе с международным баном. Сообщалось о подготовке документов для обращения в суд Германии – МПК зарегистрирован в это стране. Беларусская стороны намерена апеллировать к немецкой конституции, которая запрещает дискриминацию по любому признаку. Кроме этого ПКБ направил иск в Европейский суд по правам человека.

О том, как вводились санкции против беларусов, украинской «Трибуне» рассказал президент Национального комитета спорта инвалидов Украины Валерий Сушкевич.

Паралимпиада могла попасть под массовый бойкот

Паралимпиада-2022 стартовала 4 марта – в начале второй недели полномасштабного вторжения в Украину. За несколько дней до этого в Пекин прибыли делегации Беларуси, России и Украины. В составе последней находился Сушкевич. Функционер сразу начал встречаться с представителями других паралимпийских комитетов с двумя целями: «объединить мировой спорт против убийц украинской нации» и рассказать, что происходит в Украине.

За день до старта Игр МПК решил допустить беларусов и россиян к участию в Паралимпиаде под нейтральными флагами. Такая новость для Сушкевича стала шоком:

– Понимал, что сейчас случится то, чего я как руководитель национального паралимпийского движения не смогу себе простить. Не говорил своей команде, но думал – если, не дай Бог, будет такая ситуация, то нам следует уехать с Паралимпиады. Но уехать не одним, а с другими сознательными людьми из разных паралимпийских комитетов, из разных стран мира. Понимающих, что такое в XXI веке война, убийственная война на территории моей страны.

Тогда Сушкевич объявил о проведении пресс-конференции в день открытия Игр. Такой ход украинской делегации пришелся не по душе МПК - оттуда стали звонить с просьбой перенести встречу с журналистами на другой день. Сушкевич был уверен, что вместе с Украиной к бойкоту Паралимпиады присоединятся другие страны:

– Представьте себе: десятки стран заявили руководству МПК после нашей работы, что они поедут за Украиной, если та покинет Паралимпиаду. Сколько было таких стран? Не знаю. Они звонили не мне, а руководству МПК. Я потом просто узнал от коллег по аппарату МПК, что это были очень категоричные звонки. Они сказали, что не будут участвовать в Паралимпийских играх, если Украина уедет.

Непростая ситуация разрешилась еще до начала пресс-конференции. Когда журналисты проходили аккредитацию на большой разговор с Сушкевичем, на новом заседании правления МПК решили вовсе отстранить Беларусь и Россию. У главы беларусских паралимпийцев тогда возникли сомнения, имеет ли вообще руководство МПК право рассматривать такие вопросы. Правда, решение по нейтральному статусу Беларуси и России также принимало оно.

В ответ на такое решение в Ханты-Мансийске вскоре провели альтернативную Паралимпиаду под названием «Мы вместе. Спорт», куда приехали спортсмены из России, Беларуси, Таджикистана, Армении и Казахстана. Беларусы ожидаемо заняли второе место в медальном зачете (5+2+9). Первенствовали хозяева (39+40+27), третьей была Армения (1+0+0).

Украина - не инициатор исключения Беларуси

После Игр немецкие паралимпийцы выделили Сушкевичу небольшую машину-гибрид, на которой украинец много поездил по Европе на встречи с коллегами из других стран. Глава нацкомитета во время визитов занимался вопросами спасения людей с инвалидностью и организацией сборов для паралимпицев, не поднимая тему членства Беларуси и России в МПК. По словам Сушкевича, проведение ноябрьской генеральной ассамблеи МПК стало результатом «нашей совместной работы мира против войны».

Решение в Берлине давалось непросто. За день до заседания на саммите G20 выступил президент МОК Томас Бах, намекнувший на возможное снятие олимпийского бана со стран-агрессоров:

– Олимпийский спорт нуждается во всех спортсменах, принимающих правила, даже и особенно если их страны находятся в конфронтации или состоянии войны. Соревнования между спортсменами только из государств-единомышленников не являются надежным символом мира.

Слова Баха привели Сушкевича в шок и повлияли на кулуарные разговоры перед началом ассамблеи:

– Где-то за полчаса до начала генеральной ассамблеи МПК я иду, а все смотрят на меня. Некоторые опускают глаза, а некоторые спрашивают, читал ли я выступление Баха. «Что нам теперь делать?» – спрашивают меня. Говорю: «Послушайте, что-нибудь изменилось? Изменилась ли позиция у российских захватчиков, оккупантов?»

На выступлении Баха свою речь на ассамблее построила российская делегация, которой не дали немецких виз, поэтому пришлось говорить через видеосвязь. Вскоре слово взял Сушкевич, чье выступление получилось достаточно эмоциональным:

– Я превысил регламент, но впервые меня никто не останавливал. Выступил до конца. Немного переживал за перевод, потому что понимал – хоть знаю английский, но в таком эмоциональном состоянии англоязычно не смогу выступить. Поскольку был перевод с русского, я вынужден был выступать на русском. После моей речи были аплодисменты.

После выступления Сушкевичу стало немного плохо, поэтому его жена принесла несколько кардиологических препаратов. Дальше к украинцу начали подходить руководители других паралимпийских комитетов. У одного из них – представителя стран Балтии – на глазах были слезы.

Сушкевич отмечает, что беларусский вопрос на ассамблее рассматривали отдельно. Украинский босс был уверен, что если большинство проголосует за исключение России, то этой участи не избежит и Беларусь. Но на самом деле все оказалось не так просто:

– Начали говорить, что вообще не должны вмешиваться, независимый орган и так далее. Мне нужно было очень-очень серьезно поставить вопросы, аргументировать.

Слова по своей позиции Сушкевич пришли сами собой. Утром в день ассамблеи на его телефон пришли оповещения о воздушной тревоге по всей Украине. Они были связаны с поднятием в воздух российский бомбардировщиков над территорией Беларуси:

– Поэтому я прямо на генеральной ассамблее сказал: «Я могу сейчас вам включить звуковой сигнал тревоги, который я услышал сегодня утром из-за того, что ракетоносцы взлетели на территории Беларуси. Это чтобы вы понимали, что есть конкретная страна, которая полностью участвует [в нападении России на Украину]».

После выступили еще несколько делегатов, и началось голосование по вопросу приостановки членства Беларуси и России:

– Оно [голосование] меня немного испугало. Я не помню результата, но достаточно много [голосов] было против, чтобы лишить их [Россию и Беларусь] членства. Испугало, потому что само членство является основой и доминантой нашей позиции [в противодействии беларусам и россиянам в международном спорте], а не то, чтобы не допускать их к соревнованиям. Потому что существует очень серьезный момент, связанный с такой точкой зрения: «А спортсмены в чем виноваты? А в чем виноват инвалид, бедный, несчастный, всю жизнь готовившийся к Паралимпиаде? Ведь государство не должно вмешиваться в паралимпийское движение и паралимпийское движение отделено от государства».

Всего в голосовании участвовало 117 членов МПК из 184. 54 голоса было за отстранение Беларуси, 45 – против и 18 воздержались. За отстранение России голосов было больше – 64 (против – 39).

Паралимпийцы из Беларуси предлагали украинцам сдаться России

Сушкевич не разделяет спортсменов из России и Беларуси. С трибуны ассамблеи украинец говорил, что алгоритм поддержки войны атлетами в этих государствах одинаков, поэтому ответственность также должна быть идентичной. Свое выступление Сушкевич подкрепил цитатами по теме (но, стоит заметить, достаточно вольно некоторые из них переложил):

– Снова открыл им цитату очень известного, очень болтливого паралимпийца, который говорит в интервью: «Мы с Россией единая страна. Мы едины в поддержке России на территории Украины. От беларусского Бреста до российского Владивостока – это все мы. Чтобы Украине поумнеть, ей нужно быть битой. Чтобы Украина поумнела, необходимо ей познать смерть». Говорю на Генеральной ассамблее: «Вы понимаете, что это говорит паралимпиец той страны и того движения, которое якобы дистанцировано?» А потом этот беларусский паралимпиец говорит страшную фразу: «Украина должна искупить свою вину перед Россией кровью». Это говорит человек на инвалидном кресле.

Сушкевич не назвал фамилию болтливого беларусского паралимпийца, однако похожие высказывания в майском интервью «Зеркалу» допускал Алексей Талай, который как раз передвигается в инвалидном кресле. В общении с журналистом паралимпиец рассказывал, что летит в Москву на мероприятие, которое «направлено, в первую очередь, на молодежь России, на тех, кто совсем скоро будет управлять нашим единым отечеством, как Лукашенко говорит, от Бреста до Владивостока». При ответах на вопросы о так называемых «ЛНР» и «ДНР» Талай оперировал теми словами, которые упомянул Сушкевич:

– Это правопреемники всей Украины. И только с опорой на эти два образования в будущем и может возродиться Украина. На той территории будет скоро новое, красивое, мощное государство. Но зачастую нужно быть битым, прежде чем научиться видеть свои ошибки, искупить вину. Как я – кровью умылся, прежде чем поумнел, начал ценить родных, каждый день, солнышко ясное, дождик, мирное небо. Когда познал, что такое боль и ужас, смерть.

После российского вторжения в Украину фонд Талая начал сбор гуманитарной помощи для «ЛНР» и «ДНР», а сам Алексей лично ездил в самопровозглашенные государства и посещал там больницы.

Кроме этого Сушкевич признался, что во время паралимпиады в Пекине и после ему писало много спортсменов из Беларуси. По словам функционера, «они предлагали Украине сдаться российским оккупантам».

Другие посты блога

Все посты