Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Стимулировал еще Капский, двойные контракты – тоже не новый инструмент. Открываем изнанку белфутбола («Шахтер» по ряду вопросов не первопроходец)

Стимулировал еще Капский, двойные контракты – тоже не новый инструмент. Открываем изнанку белфутбола («Шахтер» по ряду вопросов не первопроходец)

С договорными матчами борются, но стоит ждать новых сюрпризов.

Автор — bytribuna com
2 февраля 2023, 15:04
2
Стимулировал еще Капский, двойные контракты – тоже не новый инструмент. Открываем изнанку белфутбола («Шахтер» по ряду вопросов не первопроходец)

За 2023 год в футбольном Солигорске произошло много громких событий: задержали спортивного директора Владимира Нидергауса, публичное обвинение в черной бухгалтерии, проверки с участием вооруженных силовиков. Финалом насыщенного января стало возбуждение уголовного дела против одного из представителей «Шахтера» за попытку повлиять на результат матча ЧБ-2022.

Назывался даже конкретный поединок – последний тур с «Белшиной». Впрочем, в СМИ появилась и другая информация – якобы «горняки» простимулировали бобруйчан в поединке с минским «Динамо».

В общем, «Шахтер» не дает скучать . А ведь еще неизвестно, сохранят ли за ним титул чемпиона-2022 (по сведениям журналиста Владислава Татура, золото могут отдать «Энергетику-БГУ»).

Но можно ли назвать «Шахтер» уникальным клубом в белфутболе? Может, и другие команды могут столкнуться с аналогичными вопросами? Об этом «Трибуна» расспросила представителей беларусского футбольного сообщества.

«Договорняки» в белфутболе: судьи не лезут, новые скандалы не исключены

По сообщениям Следственного комитета Лукашенко, в отношении одного из представителей «Шахтера» было возбуждено уголовное дело по факту оказания влияния на результат матча ЧБ. Фигурировала статья 253 УК: «Подкуп участников и организаторов спортивных и зрелищных коммерческих турниров». По ней же в свое время судили фигурантов двух предыдущих волн «договорняков». Кроме того, в сообщении фигурирует и статья 14 ч. 1 УК («Покушение на преступление»). Можно сделать вывод, что договорной матч не состоялся, хотя кто-то этого очень хотел.

По следам всех этих событий беларусский агент Валерий Исаев в своем телеграм-канале заметил, что сдача игр – это вообще не новость для беларусского футбола. Такое, по информации специалиста, происходило с «первых дней независимых чемпионатов в различных формах».

– С появлением букмекеров матчи продавались без участия тренеров. Лет 8-9 назад я рассказывал об этом тогдашним клеркам федерации, директорам клубов, тренерам, сотрудникам органов. Называл фамилии игроков и матчи. Никому это было неинтересно. Мы помним историю «Нафтана», там следователи в ужасе купировали на допросах разговорившихся футболистов, опытных и подающих надежды. Вот именно тот «Нафтан» нужно было просто закрыть, а оступавшихся на протяжении 2-3 лет бедных овечек пожизненно дисквалифицировать, а не собирать ходатайства заслуженных в футболе людей, – написал Исаев.

Историю «Нафтана» все прекрасно помнят, как и истории с участниками договорных матчей прошлых годов. А также то, к чему привели те разбирательства. Но почему понятие «договорной матч» продолжает периодически всплывать в беларусском футболе? «Трибуна» пообщалась с несколькими представителями футбольного сообщества в стране на тему «договорняков». Наши собеседники утверждают, что нечестные игры практиковались задолго до знаменитых «волн». И причины были такие же банальные – желание легко заработать. Жажда наживы никуда не исчезла и сейчас, даже после разбирательств с участниками «договорняков» предыдущих лет. Поэтому нельзя исключать, что вскоре вскроются новые факты организации договорных поединков, появятся фамилии новых людей, которые так или иначе замешаны в этих делах.

– Всегда были и есть заинтересованные в том, чтобы заработать быстрые и легкие деньги, пусть даже нечестным путем. Просто раньше с этим не боролись так рьяно. Сначала команды сдавали матчи без участия судей, просто договаривались между собой, а потом на протяжении некоторого времени подключали и арбитров, – говорит один из наших собеседников, знакомый с ситуацией в современном беларусском футболе. – В этом плане Беларусь – очень благодатная почва. Поверьте, всегда найдется тот, кто захочет поправить свое материальное положение за счет вот таких нечестных игр. Да и что стоит пропустить, например, один мяч в первом тайме? А за это тебе дадут денег столько, сколько ты за месяц зарабатываешь.

По мнению опрошенных, если бы в белфутболе платили хорошие деньги, то риск организации договорных матчей был бы минимален. Все-таки мало кто захочет ради нескольких тысяч долларов подвергать опасности карьеру, которая позволяет в месяц получать в разы больше. Впрочем, другая причина невозможности искоренить такое явление, как «договорняки», это неадекватное проступкам наказание.

– Ну, что за наказание для клубов – несколько очков снять и дать штраф? Богатые клубы этого точно не боятся, поэтому и продолжают попытки влияния на судей. А игроки? Кого-то из тех волн «договорняков» отстранили, кого-то посадили, но многим же дали дисквалификации – сейчас эти футболисты играют. Как пример – футболист Захар Волков, бывший судья Станислав Савицкий, который в свое время получил двухлетнюю дисквалификацию за организацию «договорняков», но ему удовлетворили ходатайство об отсрочке исполнения наказания, и он сразу же стал инспектором. В итоге нынешние игроки смотрят, что можно, так сказать, легко отделаться, и их нынешнее наказание не пугает.

Мы также спросили наших экспертов, в том числе из судейского корпуса, есть ли основания какие-либо матчи прошлого сезона заподозрить в нечестности - и тут ответ был отрицательным.

– А если кому-то показалось, что футболисты играли как-то странно, откровенно слабо, то, поверьте, это все из-за мастерства, уровня игры. Тут ничего странного нет – просто спортсмены сами по себе «корявые». И даже матч «Шахтер» – «Белшина», который фигурирует в нынешней истории «горняков», не походил на «договорняк». Там, очевидно, все было чисто, – считают наши собеседники.

При этом специалисты не исключают, что или в ближайшее время, или чуть позже беларусский футбол все равно удивит новыми историями о «договорняках». Деньги в Азии не перевелись – а именно оттуда поступают основные суммы. И именно там любят ставить на матчи чемпионата Беларуси.

Также наши собеседники добавили, что если и возникнут эти истории, то вряд ли в них будут замешаны судьи. Не сказать, что неподкупных арбитров нет, однако, как нас заверили действующие арбитры, никто не хочет подвергать себя опасности. Вспоминают судьи при этом историю с Амином Кургхели.

В прошлом году администратор «Слуцка» Александр Ахрамович перед выездным матчем в Бобруйске попытался повлиять на исход поединка – в судейской подошел к Кургхели и показал ему бумагу, где было написано «2000 руб.», что нельзя было расценить иначе, как предложение вознаграждения за обеспечение нужного результата. Кургхели отказался, а затем доложил об инциденте в АБФФ. В результате проверки пострадали обе стороны: Ахрамович получил дисквалификацию на 18 месяц и штраф 322 рублей, а арбитр был отлучен от работы в «вышке» на два месяца.

К слову, раньше, как нам рассказали, существовала такая практика как беседы с арбитрами за пару дней до матча со стороны представителей тех или иных команд. В первую очередь тех команд, которые претендуют на медали:

– В клубах есть человек, который встречает судей, везет их в гостиницу, на ужин, общается с ними. Как правило, это администратор. И вот он как раз и сообщал сумму, которую не один арбитр, а вся бригада получит, если поможет коллективу добиться желаемого результата.

В конце 1990-х, по рассказам знакомых с ситуацией людей, одна из команд «вышки» частенько предлагала арбитрам за нужную работу 500 долларов на всю бригаду. Впрочем, этот же коллектив, перед которым маячила победа в Кубке Беларуси, выдал главному арбитру 15 тысяч долларов. По словам наших собеседников, арбитр помог команде одержать победу и свое вознаграждение получил.

В последующем перед матчами чемпионата арбитрам предлагались по 2-3 тысячи долларов. Но, опять же, эта сумма уходила не только главному арбитру, а еще его помощникам и инспектору матча.

– Как правило, эта сумма делилась на пять частей. Главный судья брал себе 2/5, помощники и инспектор по 1/5. Четвертый судья оставался ни с чем, ну он и не мог никак повлиять на результат. Сейчас, насколько знаю, если и звонят судьям представители команд, если и разговаривают с арбитрами, то суммы также фигурируют приблизительно такие, как и раньше – 1-3 тысячи долларов. Но никто не соглашается – это факт, - говорит наш источник.

Нам стало известно, что представитель «Шахтера» в прошлом году перед одним из матчей «вышки» также выходил на одного из судей за несколько дней до поединка. Арбитр встретился с представителем клуба, выслушал его, но помогать отказался.

– А еще в тот год, когда брестское «Динамо» становилось чемпионом, в клубе на одной из должностей работал бывший арбитр. Не будем называть его имя – кому надо, тот поймет. И он занимался встречей судей, их размещением, а также решал «финансовые» вопросы с ними. По моей информации, арбитры тогда обделены не были – определенная помощь ими оказывалась, – утверждает собеседник.

Стоит отметить, что еще несколько лет назад (со временем суммы существенно не изменились) главные арбитры получали в районе 500 рублей без вычета налогов за матч. В случае неудачной работы оплата может сократиться на треть. Помощники главного при хорошем судействе получают около 290 рублей «грязными». Тарифы у арбитров в Д2 более скромные. За работу главного судьи без ошибок АБФФ платит около 300 рублей «грязными», помощнику – около 200.

«Стимулирование»: деньги возили и Капский-старший, и Чиж, и Зайцев

В нынешней истории с «Шахтером» формулировка «договорной матч» постепенно отошла в тень – когда в СМИ появилась информация о том, что «горняки» пытались повлиять на исход матча «Белшины» с минским «Динамо», «простимулировав» «шинников» в августе 2022-го. «Белшина» должна была отобрать очки у конкурента «горняков» за золото, а за это им полагалось вознаграждение. Тот матч, к слову, завершился со счетом 0:0. Получили ли бобруйчане деньги – неизвестно.

Впрочем, независимо от этого та ситуация может повлиять на судьбу и «Шахтера», и «Белшины» (если деньги действительно передавались). Хоть запрет на стимулирование и не прописан в регламентах, однако подобные действия все равно расцениваются как нарушение закона.

– По сути, это же сокрытие доходов, неуплата налогов и так далее. Так что правоохранительные органы могут подойти к ситуации с этой стороны. Конечно, если докажут, что факт передачи имел место, – отмечает наш собеседник.

Интересно, что несколько лет назад АБФФ делала запрос в УЕФА по поводу того, стоит ли наказывать команды или их представителей за попытки «простимулировать» тот или иной клуб. Из УЕФА пришло письмо, где было четко сказано: если в подобных делах замешаны клубы, претендующие на попадание в еврокубках, то, безусловно, они должны быть наказаны. Впрочем, такие вещи в регламентах, в том числе международных, до сих пор не зафиксированы, и этим клубы безнаказанно пользуются уже многие годы.

О таком явлении белфутбола как «стимулирование» в свое время рассказывал экс-вратарь брестского «Динамо» Юрий Цыгалко, вспоминая чемпионат-2006.

– БАТЭ нужно было, чтобы минское «Динамо» потеряло очки. Перед матчем приехали люди из Борисова. Простимулировали. Может, борисовчане не верили, будто мы сможем отобрать очки у минчан, потому что сумму не стали называть. Сказали просто: «Ребята, мы вас не обидим. Отблагодарим». Матч завершился со счетом 0:0. БАТЭ стал чемпионом. После игры нам передали обещанные деньги. Ребята их поделили. Получилось что-то вроде 200 долларов на человека.

Анатолий Капский назвал то интервью «очень неприятным событием» в судье БАТЭ и его лично. Призывал соответствующие органы АБФФ провести расследование, которое «подтвердит или опровергнет подлинность отдельных высказываний Юрия Цыгалко», потому что по репутации клуба «нанесен серьезны удар». Впрочем, та история продолжения не получила.

О стимулировании со стороны БАТЭ рассказывал и один из тренеров брестского «Динамо» Андрей Прокопюк.

– В последнем туре чемпионата [2002] мы играли с «Неманом», которому нужна была победа, чтоб стать первым. Вокруг этого матча было много разговоров о стимуляции. В БАТЭ нам сказали: «Добейтесь нужного для нас результата – мы вас отблагодарим». Не осталось в стороне и Гродно. Не знаю, на кого из наших ребят выходили, но появились разговоры в стиле: «Помогите нам. Отблагодарим». Были разговоры и на уровне областных властей. Слышал, что [главного тренера Андрея] Сосницкого вызывали наверх и говорили, что если проиграет «Неману», работать в Бресте больше не будет. Мы собрались с ребятами, поговорили и решили, что будем играть честно. Так и сыграли (1:1), – говорил Прокопюк. – Капский с нами рассчитался. Это нормально. Больших денег в клубе не было. И этот дополнительный стимул был очень кстати.

Прокопюк также рассказал, что в 2002-м брестское «Динамо» раза два-три помогало БАТЭ, отбирая очки у конкурентов. Например, в столице обыграли «Торпедо» 2:1. Минчане тогда отвалились от борьбы за чемпионства.

– После игры паковались в автобус около гостиницы «Алмаз», к нам подошел Анатолий Капский, зашел в автобус, прошелся по салону, пожал всем руки, поблагодарил за игру и простимулировал нас.

Действительно, по рассказам наших собеседников, Капский-старший не раз влиял на команды, которые играли против прямых конкурентов Борисова. Впрочем, в 1990-х-начале 2000-х отношение к стимулированию было не таким, как сейчас. Эта практика выглядела нормальной и в чем-то даже добавляющей азарта чемпионату.

– Капский ездил с дипломатом денег на игры, там было больше 10 тысяч долларов. И это воспринималось как само собой разумеющееся, – вспоминает один из наших собеседников.

«Стимулировал» команды и бывший владелец минского «Динамо» Юрий Чиж. Правда, деньги отвозил не он, а его помощники. В 2019-м к «стимулированию» прибегал и владелец брестского «Динамо» Александр Зайцев.

– В частности, в 25-м туре была игра «Дняпро» – «Шахтер». По моей информации, тогда в Могилев было завезено 20 тысяч долларов. Эти деньги должны были простимулировать хозяев на то, чтобы они отобрали очки у «горняков». Тот поединок завершился победой «Дняпро» 2:0, ну а вскоре «Динамо» стало чемпионом, – вспоминает собеседник. – Отдали игрокам потом эти 20 тысяч долларов или нет, это я уже не знаю, но факт намерения простимулировать был точно.

Двойные контракты - тоже не что-то новое

Солигорский клуб попал в скандал еще и в связи с тем, что сейчас публично обсуждается информация о двойных контрактах с игроками. Такой инструмент необходим, чтобы обходить лимиты на зарплаты, установленные в белфутболе. При этом, как нам рассказали люди, знакомые с ситуацией, до введения потолка «горняки» спокойно прописывали большие суммы в соглашениях со спортсменами и регистрировали их в АБФФ. Но после введения лимитов пришлось думать, как зарплаты сохранить на прежнем уровне, не нарушая при этом регламент федерации. Придумали схему с двумя контрактами: в одном прописывалась не превышающая потолок сумма (этот контракт и регистрировался), во втором – уже куда большие суммы, на которые как раз и шел игрок в команду. Но это соглашение уже в АБФФ не поступало.

Впрочем, «Шахтер» – далеко не новичок в таких схемах.

– Когда в брестском «Динамо» играли такие звезды, как Артем Милевский, Евгений Хачериди, тоже была практика заключения двойных соглашений, – рассказывает наш источник. – Один контракт заключался с клубом, в бумагах прописывались совсем небольшие деньги, грубо говоря, 2,5 тысячи долларов. И эти контракты регистрировались. Но разве Милевский и Хачериди будут играть за такие деньги? Конечно, нет. Поэтому с ними и некоторыми другими исполнителями заключались контракты с фирмой «Сохра», которой владел Зайцев. И вот там уже зарплаты были по несколько десятков тысяч долларов.

Выгода заключалась в том, что компания «Сохра» была зарегистрирована в юрисдикции с более низкими налогами. По нашей информации, были спрятанные соглашения и у БАТЭ времен Анатолия Капского. Это подтвердили двое игроков, выступавших за клуб.

По сведениям наших источников, в беларусских клубах раньше практиковалась и другая схема по зарплатам, связанная в первую очередь с легионерами, которые не тянут уровень первой команды, но при этом стабильно выходят на поле.

– Так ради своей выгоды действуют тренеры и некоторые функционеры в клубах, которые имеют отношения к трансферам. Как работает схема? Условно говоря, приглашается игрок, ему прописывается в контракте, например, зарплата в 15 тысяч долларов. Футболист конкуренцию не выигрывает, но выходит на поле, потому что у него есть договоренность, что за энную сумму, которую он «отстегивает», будет играть.

Наши собеседники из мира беларусского футбола заверяют: если у какого-то заурядного игрока зарплата очень высокая, то, будьте уверены, тут работает схема по «дележке»: футболист играет, потому что отдает часть зарплаты либо спортивному директору (а тот делится с тренером), либо всё – тренеру.

Другие посты блога

Все посты