Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Это сейчас Кондратьев – тренер-мизантроп с ужасной статистикой в сборной. А когда-то он был крут как футболист и вообще

Это сейчас Кондратьев – тренер-мизантроп с ужасной статистикой в сборной. А когда-то он был крут как футболист и вообще

Автор — Tribuna.com
18 ноября 2021, 08:18
4
Это сейчас Кондратьев – тренер-мизантроп с ужасной статистикой в сборной. А когда-то он был крут как футболист и вообще

Челентано, бан на 15 матчей и минимум 8 договорняков.

Главный тренер сборной Беларуси по футболу Георгий Кондратьев практически не появляется на публике и почти не дает интервью. Исключением из правил являются официальные мероприятия сборной, где все же приходится выходить к журналистам. Периодически в общении с ними Кондратьев предъявляет претензии – кажется, от тренера досталось более-менее всем заинтересованным лицам.

Кто получал от Кондратьева

Футболисты. Сейчас Кондратьев во второй раз возглавляет сборную Беларуси. Первая попытка закончилась осенью 2014-го после неудачного старта в отборе. Тогда коуч посетовал на уровень футболистов.

«Раз результата нет – тренер должен уйти. Я обещал, я сдержу слово. Но дело не в тренере. Вы думаете, что кто-то придет, и эти же футболисты заиграют по-другому? Абсолютно нет. Мы к этому шли 25 лет. Наш юношеский футбол проигрывает все. Никуда не выходит. Наш взрослый футбол… Вы видите, в каком состоянии. Мы уже отстали почти навсегда от ведущих футбольных стран. Даже если собрать в одного тренера все лучшие качества всех тренеров мира, думаете, за три дня он научит наших футболистов играть в футбол?» – эмоционировал Кондратьев, которому после эти слова припоминали некоторые игроки.

Нынешняя генерация беларусских игроков, по мнению тренера, еще слабее предыдущей. Об этом он поведал после поражения от Чехии (0:2) в октябре: «Ситуация стала хуже. Та команда была сильнее, там исполнители были выше уровнем. К сожалению, в худшую сторону все изменилось. Вы же видите, ни одного легионера практически нет».

Журналисты. С ними у специалиста из-за своей закрытости никогда не складывались отношения. По риторике Кондратьева было заметно, что он желал, чтобы журналисты писали о сборной либо хорошо, либо ничего. Если случался другой вариант, то дело доходило и до грубых выпадов.

«У нас беларусская особенно пресса в лице «пуделей» и «петухов» всяких все нагнетают, нагнетают, нагнетают. Второй, третий составы... Обыграли эстонцев, оказывается, что пятый состав мы обыграли. И они специально нагнетают, а вы не поддавайтесь на это. Это проблемы соперников, а не наши», – говорил Кондратьев перед вторым матчем со сборной Бельгии, которая отпустила отдохнуть нескольких лидеров. За эти слова тренеру досталось уже от журналистов и футбольных специалистов.

Болельщики. Из-за отсутствия результатов сборной оставшиеся поклонники «националки» не имеют поводов для радости. Однако проблема, по мнению Кондратьева, не в этом, а в отсутствии сплоченности между командой и болельщиками.

«Победа – начало будущих наших побед. Я этого желаю, думаю, ребята этого желают, болельщики тоже. Если мы объединимся – значит все будет у нас нормально», – сказал Кондратьев после победы над Иорданией.

Тренеры. Как оказалось, среди коллег у Кондратьева множество недоброжелателей – он этому явно возмущен: «Ладно болельщики, ладно журналисты, но ведь многие тренеры, ##### [блин], радуются нашим поражениям. Я это знаю на 100%. Людям не может никак дойти, что если не будет сильной сборной у нас, у нас не будет сильного футбола в Беларуси. Не доходит это людям».

Фортуна. Да, и она тоже. Как оказалось, Фортуна в долгу перед сборной Кондратьева. При чем еще со временем первого прихода в нацкоманду.

«Если не везет, то не везет. Полнейшее преимущество в первом тайме… Ребят могу похвалить за то, что не опустили руки. Забили. Но эту чашу, видимо, нужно испить до дна. Фортуна в этом розыгрыше постоянно на стороне соперника», – говорил тренер после ничьи с Финляндией (1:1) в 2013-м.

Оказывается, отворачивалась удача от сборной и в только завершившимся отборе.

«Пока у нас тяжелый этап. Знаю, ситуация не нравится нашим болельщикам, страдают и футболисты. Нужно пройти через это. Верю, что фортуна нам вернет должок, ведь две-три встречи мы точно не должны были проигрывать», – сказал Кондратьев перед матчем с Уэльсом, проигранном в итоге 1:5.

Громкие высказывания накладываются на неудовлетворительную статистику тренера у руля сборной. Под руководством Кондратьева «националка» провела 17 официальных матчей, победив всего лишь в одном из них – аж в 2012-м обыграв Грузию (2:0) – и набрав всего 9,8% очков. Ниже показатель только у Михаила Вергеенко (5,1%).

При этом не скажешь, что Кондратьев ничего не достиг как тренер. Под его руководством молодежная сборная Беларуси взяла бронзу на ЧЕ-2011 (хоть и чудесным образом – с двумя победами в пяти матчах), благодаря чему пробилась на Олимпиаду-2012. Перед этим Кондратьев в 2006 году впервые вывел «Сморгонь» в высшую лигу. Кроме того, в свое время Кондратьев считался хорошим футболистом, который был на слуху в Советском Союзе.

Начал серьезно заниматься футболом только в 16, успел стать мастером спорта по лыжам и перворазрядником по легкой атлетике

Кондратьев родился и провел детство в деревне Любаничи Толочинского района Витебской области. Там же он впервые познакомился со спортом, увлекаясь сразу несколькими видами – баскетболом, волейболом, лыжами и легкой атлетикой. С футболом будущий тренер сборной серьезно связал свою жизнь только в 16 лет. В этом возрасте парень переехал в Витебск, где поступил в местный техникум физкультуры и начал заниматься в ДЮСШ «Двина» у Александра Осташенко. Хотя Кондратьева тогда чуть не перехватили легкоатлеты.

«Когда я поступил в техникум, у нас было занятие по легкой атлетике – прыгнул под шесть метров. Мне было 17 лет. Тренер по легкой атлетике сказал: «Приходи, я из тебя олимпийского чемпиона сделаю». Я даже ходил – занятий пять-шесть отходил, но мне не понравилось», – вспоминал Кондратьев.

Параллельно с футболом Кондратьев играл за техникум в хоккей с мячом, выполнил норматив кандидата в мастера спорта по лыжам и получил первые взрослые разряды по прыжкам в длину и высоту.

Осташенко подкупало умение Кондратьева включаться в борьбу с первых секунд. Плюс нападающий постоянно тренировал силу удара. Она ему очень пригодилась, когда в 18-летнем возрасте тот оказался в витебской «Двине», выступавшей во второй лиге Союза. Кондратьев сразу стал игроком основы, за два первых сезона забив 22 мяча в 82 матчах.

Тогда парня заметил Эдуард Малофеев. Перед началом чемпионата-1980 его минское «Динамо» испытывало дефицит нападающих, поэтому тренер забрал Кондратьева из Витебска. В дебютном для себя сезоне в элите нападающий провел 11 матчей и оформил один гол. Следующий год получился не таким удачным: его Кондратьев по большей части провел в фарме – брестском «Динамо», где одновременно проходил военную службу. В конце 1981 года форварда вернули в Минск, где он наконец-то получил полное доверие от Малофеева.

Выигрывал чемпионат СССР

В золотом для «Динамо» сезоне-1982 Кондратьев оформил десять мячей в 32 матчах. Нападающий не слыл филигранной техникой или высокой скоростью. Свое на поле он брал трудолюбием и желанием. Порой болельщики критиковали футболиста за его прямолинейность и легкое прочтение игры защитниками, однако по части самоотдачи претензий от публики никогда не возникало.

«Я довольно быстрый был, прыгучий, выносливый. Это, наверное, с детства было заложено. Я ведь в школу ходил за пять километров. Пять туда, пять обратно. Непроизвольно закладывал физическую подготовку», – рассказывал Кондратьев.

Вывел сборную СССР на ЧМ

Особенно Кондратьеву удался сезон-1984, когда он забивал в каждом втором матче – 12 голов в 24 играх. В том же году нападающего впервые вызвали в сборную СССР, которую возглавлял Малофеев.

«Вдруг слышу свою фамилию. Что скрывать, был несказанно рад. Но и ответственность чувствовал невиданную. В коллектив вошел, думается, без особых сложностей», – говорил Кондратьев.

Беларус пришелся ко двору в сборной, забивая там важные мячи. К примеру, его точный удар принес победу над Югославией (2:1) в финале зимнего международного турнира имени Джавахарлала Неру-1985 в Индии. Отличался Кондратьев и в квалификации на ЧМ-1986. Нападающий оформил дубль в ворота швейцарцев (4:0) и забил единственный мяч в ключевом матче с Норвегией (1:0), принесшем путевку на Мундиаль.

На ЧМ сборную повез Валерий Лобановский, который перед самым турниром сменил Малофеева. Кондратьева тут же убрали из союзной команды – Лобановский ожидаемо сделал ставку на киевских динамовцев.

«Его [Малофеева] сняли, по-моему, утром. Они где-то встречались с руководством, а буквально через час или полтора мне принесли билетик и все сказали. Это было в Новогорске, уже последний сбор перед чемпионатом», – вспоминал Кондратьев.

Больше минчанина в сборную не вызывали. Всего на счету футболиста 14 матчей и четыре гола за сборную Союза.

Пан Спортсмен, Челентано, Божков

Это все прозвища Кондратьева, которые он получал по мере развития своей карьеры. Паном Спортсменом он стал еще в своей родной деревне благодаря своему природному физическому развитию.

«Это было видно сразу, потому что меня в деревне все называли Пан Спортсмен. Помните передачу «Кабачок «13 стульев»? Там был Пан Спортсмен. Вот меня все так и называли. Я выделялся среди своих сверстников», – рассказывал футболист.

Попадая в минское «Динамо», любой игрок получал прозвище от капитана Юрия Пудышева. Кондратьева назвали Челентано за визуальное сходство с известным итальянским актером. Прозвище сохранилось за футболистом и во времена заграничного этапа карьеры. Тренер австрийского «Санкт-Пельтена» называл беларуса Челе.

 

После Челентано в «Динамо» к футболисту приклеилась кличка Божков за игру головой. 

Отчислили из «Динамо»

В середине 1980-х Кондратьев стабильно забивал минимум десяток мячей в чемпионате Союза. Провальным для форварда получился 1988-й, когда в «Динамо» вернулся Малофеев. Сам футболист тогда не понял увольнение Ивана Савостикова, с которым минчане вышли в финал Кубка СССР и финишировали на пятом месте. Малофеев пообещал команде, чем не будет закручивать гайки, но, по мнению Кондратьева, этот процесс все-таки начался. Тренер давал футболистам большие нагрузки, которые не позволяли полностью отдаваться на поле.

«[Малофеев] посчитал, что в предсезонке мы с Савостиковым недоработали, и стал грузить команду по полной программе. Тренировались больше, чем до сезона. Не знаю, как других, но меня хватало только на первые 15 минут. Дальше – стон. В голове туман, ноги подкашиваются. Не то что забивать, бегать не мог», – делился Кондратьев. За тот чемпионат-1988 футболист забил всего один мяч в 25 матчах.

После поражения «Динамо» в Баку 1:2 Малофеев отчислил из «Динамо» Кондратьева вместе с Виктором Янушевским. Тренер мотивировал свое решение «недостаточной самоотдачей в учебно-тренировочном процессе».

«Но это так, для отвода глаз. У Малофеева возникло подозрение, что мы с Янушевским и парой молодых игроков продали матч. Я спрашиваю у него: «Как нападающий может продать матч?» Голы, кстати, нам забили один с 35 метров, другой – с пенальти», – не понимал Кондратьев.

Сыграл минимум в 8-ми договорняках

Следующие два сезона нападающий провел в одесском «Черноморце», за который забил 20 мячей в 52 матчах элитного дивизиона и выиграл Кубок федерации СССР-1990.

Примечательным для Кондратьева был второй сезоне в Одессе. И дело не в выходе в 1/16 финала Кубка УЕФА, где украинский клуб спасовал перед «Монако» Джорджа Веа. В «Черноморце» футболист столкнулся с массовыми договорными матчами.

«Только за один сезон там было порядка восьми игр, в которых не хотелось выходить на поле», – спустя годы признался Кондратьев.

Долго уезжал за границу

В то же время Кондратьев видел, как его бывшие партнеры по минскому «Динамо» один за другим уезжают в иностранные лиги. Поэтому футболист попросил руководство «Черноморца» поспособствовать трудоустройству в зарубежный чемпионат, однако в Одессе не очень хотели заниматься этим вопросом. Кондратьев обратился к агенту, который пообещал устроить в Грецию, однако переход сорвался. По итогу форвард уехал в московский «Локомотив» к Валерию Филатову, обещавшему вскоре заграничный контракт. Но и в столице сдержали обещание, откуда через полгода беларус отправился в «Санкт-Пельтен».

«На три месяца всего, правда, – у них форвард сломался, надо было его заменить. Сезон закончился, игрок поправился, «Челе, до свидания», – признавался Кондратьев, забивший за «Санкт-Пельтен» три мяча в 12 поединках.

Получил бан на 15 игр за удар судьи

Заграничный вариант вновь не наклевывался, поэтому Кондратьев решил помочь молодечненскому «Металлургу», который возглавлял знакомый по «Динамо» Сергей Боровский. Но уже в стартовом матче чемпионата Беларуси-1992/93 Кондратьев умудрился вляпаться в историю. Футболист ударил судью, что за получил дисквалификацию в 15 матчей.

«В игре он пару ляпсусов допустил, я ему об этом сказал. Он ответил. Тоже непечатными фразами. Игра закончилась – мы еще раз сошлись. После этого у меня что-то замкнуло, подошел я к нему в душе и ударил. Вскоре после юбилейного матча, посвященного десятилетию победы «Динамо» в чемпионате СССР, в котором я тоже принимал участие, пять оставшиеся «штрафных» игр с меня сняли. Реабилитация», – делился Кондратьев.

Обещали авто за выход в Д1 Украины

К тому моменту нападающий вместе с Сергеем Гомоновым уже собирал чемоданы в «Темп», выступавший в украинском Д2. Беларусам сулили золотые горы за выход в сильнейший дивизион. Кондратьев наколотил 14 мячей в 25 матчах и помог «Темпу» пробиться в элиту. Однако большинство условий руководство клуба не выполнило, и будущий тренер сборной остался без обещанного автомобиля.

Не получилось заиграть в Германии

В 1993 году у футболиста появился вариант продолжения карьеры из немецкого Д2. Три первых месяца Кондратьев тренировался в «Висмуте» из Геры без игровой практики. Дело в том, что профессионалы не имели право играть за любительскую команду.

«Вышел на поле в пяти матчах, а затем поехал домой делать рабочую визу. Ну как у нас делают визы? В общем, опоздал в Германию на месяц. Зарплату за этот период мне выдавать отказываются. Квартиру отдельную, для семьи, – тоже. Живи, мол, как и раньше, – с югославом. А он парень холостой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Подумал я – и поехал домой», – подвел итог своего немецкого этапа карьеры Кондратьев.

Божил в финском миноре

Далее футболист всплыл в финском Д2, подписав контакт с КаИК из города Каскинен. До 1997 года Кондратьев играл там с Юрием Желудковым и Валерием Олейником и забивал чуть ли не в каждом матче.

«Без лишней скромности можно сказать, всю погоду в команде делала наша тройка. Без нас они бы и одного очка не набрали. Команда слабенькая, все любители, работают на местном целлюлозно-бумажном комбинате в две смены. Соответственно и тренировки проходят через день. Впрочем, какие это тренировки? Спасает то, что вторая команда занимается во все оставшиеся дни недели. Ходим бегать вместе с ними, поддерживаем форму», – рассказывал нападающий.

Заканчивать карьеру Кондратьев вернулся на Родину. В сезоне-1998 он провел 11 матчей и забил два мяча за «Славию» Александра Бубнова.

Параллельно играл в мини-футбол

Был и такой этап карьеры у Кондратьева. Полгода нападающий проводил в Финляндии, а потом возвращался в Беларусь, где с 1994 по 1999 годы выступал за мини-футбольные «Элиту», «Дифор», «Адмирал-Дариду» и РАНН-БГПА. Всего не счету Кондратьева 91 гол в 76 поединках.

«Интересный вид спорта. Мне нравилось и играть, и тренировать. Сначала игроком я был, потом играющим тренером был. И мячи там другие, и техника, и тактика – все другое. Но если у человека голова есть и он соображает немножко, то быстро перестроится», – открывал свой секрет успеха Кондратьев.

Другие посты блога

Все посты