Tribuna/Футбол/Блоги/Накапливай и сберегай/Зарплата в 5 тысяч долларов не была шиком, клубы активно мерялись деньгами. Каким был «золотой век» белфутбола

Зарплата в 5 тысяч долларов не была шиком, клубы активно мерялись деньгами. Каким был «золотой век» белфутбола

Еще 8-10 лет назад футболист «Нафтана» получал 5 тысяч долларов.

30 сентября 2020, 06:30
10
Зарплата в 5 тысяч долларов не была шиком, клубы активно мерялись деньгами. Каким был «золотой век» белфутбола

Для многих финансовый разгул закончился плачевно.

В 2009-м микашевичский «Гранит» проводил свой второй сезон высшей лиге. Чтобы зажечь, братья Бохно подобрали очень крепкий и именитый состав: Артем Гончарик, Владимир Маковский, Павел Беганский, Вадим Ласовский, Евгений Лошанков и другие заслуженные футболисты. Правда, они не сильно помогли. Команда заняла предпоследнее место и вылетела в первую лигу. Но самое главное в этой истории то, что зарплаты у футболистов были под стать именам. Лидеры «Гранита» получали порядка 15 тысяч долларов, остальные – немногим меньше. И это не какая-то аномалия. В то время плюс-минус так жили едва ли не все в «вышке». Наш футбол шиковал: клубы прочно стояли на ногах, игроки зарабатывали деньги, от которых у обычных людей кружилась голова, а агенты получали шикарные вознаграждения. Tribuna.com совместно с финансовой компанией Lacerta рассказывает о «золотом» периоде нашего футбола.

* * *

Прежде, чем говорить о футболе, немного вводной информации о жизни страны в целом.

Так повелось, что экономика Беларуси очень зависима от российской нефти. А если точнее, то от цены на нее. И благодаря договорным отношениям с Россией по поставкам этого сырья белорусы как правило оставались в выигрыше. Страна покупала нефть у соседей по ценам ниже рыночных, перегоняла, перерабатывала, а затем полученные продукты экспортировала уже по мировым ценам, получая дивиденды. Поэтому рост цен на нефть, который наметился ближе к концу «нулевых», был Беларуси выгоден. А когда в первой половине 2010-х цена за баррель нефти перевалила за 100 долларов, стало вообще прекрасно. Нефтеперерабатывающие предприятия, а вместе с ними и вся экономика, получали солидную прибыль. К примеру, в 2012-м чистая прибыль ОАО «Нафтан» составила 400 миллионов долларов.

Рос и внутренний валовой продукт – стоимость всего объема изготовленных страной за год товаров и оказанных услуг. Чем выше этот показатель, тем эффективнее работает экономика. После мирового финансового кризиса 2008 года ВВП Беларуси просел на 16 процентов и составил 50,86 миллиарда долларов. Дальше начался постепенный рост, и в 2014-м показатель достиг 78,74 миллиарда долларов. О хорошей динамике развития говорит и тот факт, что в 2012-м впервые с 2005 года годовое сальдо внешней торговли товарами было положительным.

Увеличивался и бюджет страны. В 2012-м он равнялся 11 млрд долларов (на спорт из республиканского бюджета тратили больше 3 миллионов долларов), в 2013-м – 13,8 млрд долларов (на спорт шло почти 5 миллионов долларов). По данным Минстата, в 2011 году средняя зарплата белорусов была 380 долларов, в 2012-м – 443, а в 2013-м – 570.

Ну а дальше простая связь. Чем лучше дела с экономикой, тем больше денег у предприятий и местных исполкомов, среди которых и те, кто спонсирует наш футбол. Вот парочка примеров. В 2012-м ОАО «Белшина» имела чистую прибыль почти 110 миллионов долларов, концерн «БелАЗ» – 175 миллионов долларов, а «Беларуськалий» – 803 миллиона долларов.

* * *

Теперь про футбол. В ту пору в нем крутились действительно приличные деньги. Причем хорошо себя чувствовали не только лидеры, но и середняки. Например, «Витебск», который сейчас живет исключительно по средствам, в первой половине 2010-х тратил на зарплату футболиста в среднем 5-7 тысяч долларов. Такая же история была и у «Минска», где средний игрок получал 5 тысяч долларов. Лидеры зарабатывали больше – 7-8. Если «Минск» спорил с другим клубом за игрока на трансферном рынке, минимальная сумма зарплаты, с которой начинались переговоры, – 5 тысяч долларов.

Вообще 4-5 тысяч долларов – это средняя зарплата в «вышке» тех лет. Такие деньги получали в «Немане», «Торпедо-БелАЗ», «Гомеле», других командах. Чуть меньше платили в «Днепре» – приблизительно 4 тысячи долларов. А вот в «Белшине» если ты топ, легко можно было иметь 6 тысяч долларов. Были деньги даже в брестском «Динамо». Роман Василюк в период с 2008-го по 2010-й годы получал около 10 тысяч долларов. Схожие оклады имели лидеры «Гомеля» тех лет Игорь Стасевич и Максим Лисовой.

Традиционно на хорошем уровне зарабатывали в БАТЭ, минском «Динамо» и «Шахтере»: футболисты получали от 6 до 20 тысяч долларов. Например, бомбардир Виталий Родионов имел 15 тысяч долларов. Стоит отдельно поговорить об Александре Глебе. В 2012-м полузащитник впервые вернулся в БАТЭ, причем на очень хорошие деньги. Его зарплата в Борисове большая тайна, но разные источники утверждают, что он получал около 100 тысяч долларов в месяц. Кроме того, еще 200 тысяч Глеб должен был заработать за выход команды в группу Лиги чемпионов.

Хорошо себя чувствовали и молодые футболисты. Даже те игроки, кто только-только заявляли о себе и начинали выходить на поле в высшей лиге, получали от тысячи долларов до полутора. При этом хороший сезон увеличивал зарплату, иногда очень солидно. 

Естественно, получали игроки и премии за победы и выполнение задач. Как и основные деньги, они тоже были на уровне. Так, в БАТЭ за победу полагалось около 800 долларов (при условии, что ты провел весь матч), в «Немане» – 400-500. Столько же давали в «Нафтане». Поговаривают, что однажды босс новополочан Леонид Подлипский пообещал футболистам по 5 тысяч долларов за победу над БАТЭ.

Благодаря финансовой стабильности возникли хорошие платные трансферные сделки внутри чемпионата. Денис Поляков перебрался из «Шахтера» в БАТЭ за 600 тысяч долларов. За 200 тысяч долларов из брестского «Динамо» в минское уехал Владимир Хващинский. За схожую сумму Ренан Брессан сменил «Гомель» на БАТЭ. Однако середнякам особо много денег на покупки не давали. Поэтому клубы в большинстве своем вели переговоры со свободными агентами и заманивали их «подъемными». Чаще всего ими «грешили» не столичные команды. Это помогало убить двух зайцев. Во-первых, склонить игрока к переезду в отдаленный город. Во-вторых, снизить недовольство чиновников большими зарплатами. Чтобы лишний раз не злить руководство цифрами, клуб специально уменьшал зарплату до приемлемой, но покрывал разницу при помощи «подъемных» – почему-то такой подход считался более приемлемым. Например, клуб подписывал футболиста на зарплату в 5 тысяч долларов и еще давал 10 тысяч долларов «подъемных», что при пересчете на ежемесячную выплату равнялось 6 тысячам долларов. Иногда вместо реальных денег в качестве «подъемных» обещались квартиры.

Хорошо работал с «подъемными» «Днепр». Валерий Стрельцов сулил игрокам 2-4 тысячи долларов зарплаты и 10-20 тысяч долларов, чтобы подтолкнуть к переходу. Но настоящим королем был «Шахтер». По словам участников рынка, минимальная сумма, которую сходу обещали солигорские боссы, 20 тысяч долларов подъемных. За счет этого удавалось зазывать серьезных игроков в город шахтеров. Как-то «горняки» решили пригласить футболиста из «Гомеля». «Зелено-белые» хотели сохранить исполнителя и предложили новый контракт с зарплатой 8 тысяч долларов. И начались торги. «Шахтер» поднял сумму до 10 тысяч, «Гомель» ответил. После чего «Шахтер» увеличил оклад до 12 тысяч, а после симметричного ответа гомельчан поднял до 14 тысяч долларов, предложив вдобавок солидные «подъемные», которые оппонент потянуть не смог. Не отставал и «Нафтан», сулящий сопоставимые с шахтерскими суммы к своим 3-5 тысячам долларов зарплаты.

– Соглашусь, мы получали хорошие деньги, – говорит Игорь Зюлев, отыгравший более семи лет за «Нафтан». – Куда тратил? Я 18 лет прожил в общежитии, поэтому другого варианта не было: собирал на квартиру. Не скрою, мог многое позволить себе в магазинах. На ценники не смотрел. Но я не транжира. Понимал же, что больше нужно. Отдых? Каждый год летали на море без особых сложностей для бюджета. Море не мешало мне строить квартиру. Я тебе скажу, что у нас в команде все старались вложиться в недвижимость. Кто-то квартиру строил, кто-то – дом. Понятно, что бывали такие, кто жил сегодняшним днем, но в основном ребята думающие.

– У меня была цель – построить дом. Поэтому зарплату не сливал, – на условиях анонимности рассказывает бывший футболист одной столичной команды. – Но я не то чтобы откладывал. Просто не тратил все. На нормальную жизнь хватало меньшей суммы. Если прикинуть, то жили мы процентов на 30 от зарплаты. Остальное «откладывалось» на дом. Жили нормально, не голодали и ни в чем себе не отказывали. Ценники в магазинах? Не смотрел раньше и не смотрю сейчас. Если мне надо молоко, я его беру. Куда еще тратили? Вложился в сеть салонов красоты для жены. Но за делами проекта не особо следил: он на жене был.

В процессе подготовки этого текста мы поговорили с футболистами разных клубов. Все говорили, что первым делом пытались решить жилищный вопрос и просто так деньги не тратили. Понятно, что были и такие, кто транжирил, но их не очень много. Периодически они дают интервью о шальных деньгах, игровой зависимости и о том, что надо было думать головой.

* * *

Хорошие финансы позволяли средним командам собирать в своих рядах неплохих футболистов и добиваться определенного результата. Так, в 2009-2011 годах «бронзу» чемпионата брали «Днепр», «Минск» и «Гомель». Кроме того «Нафтан», «Гомель» и «Минск» выигрывали Кубок Беларуси. Неплохо для них (и страны) складывались дела и в еврокубках: могилевчане добрались до плей-офф Лиги Европы, где играли с «Вильярреалом», гомельчане привезли в родной город «Ливерпуль», новополочане рубились с «Гентом» и «Црвеной Звездой», а минчане – со «Стандардом». Не стоит забывать, что у БАТЭ в то время было два выхода в весеннюю стадию еврокубков.

***

Многие клубы свое финансовое благополучие распространяли лишь на игроков и почти не вкладывались в инфраструктуру. Например, «Сморгонь», игроки которой в свое время получали до 2 тысяч долларов, квартировала в детском садике. А «Гранит» – тот самый, что собрал звездных ветеранов на приличные деньги – не мог и не может до сих пор что-либо сделать со стадионом в Микашевичах, и по этой причине играет на ужасной синтетике в Лунинце. Футболисты живут не на базе, а большой группой в коттедже. 

В ужасном состоянии находилась и база «Днепра» «Янтарь». Спортивный комплекс требовал серьезной реконструкции. Например, из-за проблем с отоплением, футболистам в холодное время года даже приходилось спать в куртках. Серьезно спорткомплексом клуб не занимался. Сперва, видимо, не видели такой необходимости, а затем уже мешали огромные долги, в которых оказался «Днепр» в 2011-м. До ума было доведено только поле. Что-то серьезное делать с базой в Могилеве начали в 2016-м, когда клуб из ЗАО стал городской собственностью.

В свое время директор «Гомеля» Евгений Поболовец говорил, что база клуба в Новобелице пришла в такое состояние, что находиться там опасно для жизни: «Прохудилась крыша, постоянно течет вода по стенам». В 2014-м на реконструкцию необходимо было около 30 миллиардов рублей. По тогдашнему курсу это около 3 миллионов долларов. Таких денег у «зелено-белых» не было. По итогу здание у «Гомеля» забрали и передали на баланс СДЮШОР-7. У клуба же остались только тренировочные поля. Ремонтом собственной базы занимался и «Нафтан». А вот стадион «Атлант» продолжал разваливаться. Арена принадлежала городу, который не считал необходимым проводить там модернизацию. Вкладываться в чужой объект Леонид Подлипский, руководивший футбольным «Нафтаном», не хотел.

Показательно плохо с финансами работали в «Витебске». Начиная с 2009 года, хорошие времена для клуба стали заканчиваться. В городе сменилась власть, на футбол стали выделять меньше денег. О зарплатах в 4-5 тысяч долларов в команде забыли. В 2011 году «Витебск» вылетел из «вышки» с солидными долгами. К концу 2013-го клуб был должен футболистам и другим организациям порядка 2,5 миллиарда рублей – около 300 тысяч долларов по тогдашнему курсу. Вытаскивать клуб из ямы витебские власти доверили начальнику городского отдела МЧС Николаю Вайтюховскому. Руководитель, который до сих пор рулит клубом, приложил немалые усилия для того, чтобы погасить долги и вернуть клуб в высшую лигу. Сейчас «Витебск» крепко стоит на ногах и развивает инфраструктуру. За это время обновился стадион, появилось запасное синтетическое поле, а на днях открыли «дутый» футбольный манеж. Кроме того на балансе у клуба поля для тренировок, тренажерный зал, легкоатлетический манеж, игровой зал и гостиница.

Ничего существенного не делало со своей базой в «Стайках» минское «Динамо», ограничиваясь лишь косметическими ремонтами. Вообще интересно, что один из лидеров нашего футбола, которым на протяжении 20 лет владел успешный бизнесмен, так своей базой и не обзавелся. «Стайки» минчане арендуют. Правда, пытался Юрий Чиж заниматься стадионом. Сперва планировал построить его с нуля в Уручье, но затем решил видоизменить «Динамо-Юни». В начале 2012 года боссы клуба объявили, что стадион ожидает масштабная реконструкция, по итогам которой уютная арена станет центром развития юных динамовских футболистов. С тех пор прошло 8 лет, а стройка до сих пор идет. Да и концепция развития стадиона менялась уже несколько раз.  

* * *

А потом грянул 2014-й и резкий обвал цен на нефть. Если в январе-августе баррель стоил 107,75 доллара, то 9 октября цена стала упала до 90 долларов и продолжила снижаться. 31 декабря баррель нефти стоил уже 55 долларов. За год сырье подешевело на 51 процент. Беларусь с ее «экономическим чудом» зашатало. При такой низкой цене нефтеперерабатывающие заводы стали убыточными. Наглядный пример – падение показателей чистой прибыли на ОАО «Нафтан» с 400 млн долларов в 2012-м до 4 млн долларов в 2015-м. Такая же картина была и у «Белшины»: откат со 100 миллионов долларов до 187 долларов (даже не тысяч) был очень болезненным.

Резко пошел вниз и показатель ВВП. В 2015-м он обвалился почти на 30 процентов в сравнении с 2014-м и составил 56,3 миллиардов долларов (план на 2020-й – 62,57 миллиардов долларов). Также сократился бюджет страны. В 2014-м он находился на уровне 12,6 млрд долларов, а в 2015-м составил всего 9 млрд долларов, в 2016-м – 8 миллиардов. На 2020-й было запланировано 10,7 миллиарда.

Кроме того, пока все было хорошо, предприятия брали долларовые кредиты на модернизацию и прочее. И после обвала, когда доходы упали, кредиты в долларах остались. Их надо было погашать. Заводы по-максимуму урезали непрофильные активности. Например, поддержку спорта. Первыми полетели «нефтяные» команды: «Гомель» ушел в первую лигу, «Нафтан» оказался в жутких долгах, которые покрывал несколько лет, начались проблемы у «Славии». 

Чтобы выжить, клубы принялись сокращать бюджеты. Если в 2013 году совокупный бюджет всех клубов «вышки» составил 38,4 млн долларов, то в 2014-м – 34,1, а в 2015-м – 25,94. Средний бюджет клуба высшей лиги в 2013 году был 3,2 млн долларов, в 2014-м – 2,8 – в 2015-м – 1,85, в 2016-м – 1,37. «Проседали» цифры в основном за счет середняков и аутсайдеров. Лидеры – БАТЭ, минское «Динамо», «Шахтер» – оставались плюс-минус на своем привычном уровне. Это привело к серьезному расслоению на большую тройку и всех остальных, которое наблюдается до сих пор (правда, брестское «Динамо» еще подтянулось). Середняки больше не могут тягаться по зарплатам с верхушкой. И главный богач сейчас – «Шахтер». Например, один из полузащитников «горняков» получает 25 тысяч долларов. А средний футболист «вышки» зарабатывает около 2 тысяч долларов.

***

С того времени – «золотого века» белфутбола многое изменилось. Прежде всего, отношение к деньгам. Изменились и инвестиции в 2020-м году. Теперь вкладывать деньги можно удобно и выгодно. К примеру, делать это с помощью финансового приложения Lacerta. Через него можно инвестировать в облигации надежных белорусских компаний различные суммы, даже от 10 белорусских рублей. И не нужны фантастические зарплаты. 

Установить приложение Lacerta можно для Android и iOS.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты