Tribuna/Футбол/Блоги/Мартовские иды/Офсайд, Тьерри Анри и шарфик БАТЭ. Мои пять футбольных историй

Офсайд, Тьерри Анри и шарфик БАТЭ. Мои пять футбольных историй

Пост о моей любви к футболу.

17 ноября 2015, 16:47
10

В начале октября мы с Максимом Паршуто заключили пари. Спорили на итог матча «Крумкачы» - «Сморгонь». По условиям в случае победы «Сморгони» Максим пишет пост о единоборствах, а в случае победы «Крумкачей» - я пишу о футболе. В общем, теперь вы читаете этот текст. Текст, в котором я расскажу пять историй, немного связывающих меня игрой №1.

История первая: головная.

Дело было на уроке физкультуры в пятом классе. Наши физруки не сильно отличались от других физруков. Если проще, они бухали. Поэтому главной задачей для них было придумать, чем занять учеников, пока сами они находились в учительской и занимались своим любимым делом. Обычно нам давали баскетбольные/футбольные/волейбольные мячи, и мы играли. Тогда мне действительно казалось, что мы играем, хотя сейчас я понимаю, что играть в баскетбол, когда дриблинг у тебя болтается на уровне «дно» – занятие унылое. В тот памятный день физрук разделил спортивный зал по всем признакам гендерного равенства: три четверти он отдал мальчикам под футбол, оставшуюся четверть – нам под «поиграйте во что-нибудь». Короче, разделил и был таков. Ну, мальчики, естественно, радостно побежали по своим футбольным делам, а мы, девочки, играли в «минус пять». Так вот, ученые (не британские) утверждают, что девочки в своем развитии опережают мальчиков на пару годков. Мне казалось, что нас разделяет не пара лет, а тысячелетия. Просто я уже тогда понимала, что если вы закрыты в небольшом помещении с группой людей, лупить со всей силы (и злости) ногой по мячу – идиотом быть. Потому что этот мяч может прилететь кому-то в голову. Как вы уже, наверное, догадались, тогда мяч прилетел в голову именно мне. Причем прилетел с такой силой, что я оказалась в глубочайшем нокауте. Помню, как меня поднимали с пола, как я нюхала нашатырь, и как вокруг бегал учитель и громко причитал: «Ну как же так?! Как же так?!».

Короче, именно после этого я и полюбила футбол. А еще теперь, если я на интервью спрашиваю у какого-нибудь бойца, что чувствует человек, когда его отправляют в нокаут, то ответ на этот вопрос я уже знаю.

 История вторая: правильная.

Скажу сразу: в нашей семье спорт любят все, но за футбол отвечает мама. Отец у меня как-то больше по единоборствам (спасибо, пап!), брат баскетболом занимался, а мама не занималась ничем, но в футболе шарит лучше любого мужика. Т.е. в моей семье ситуация, когда отец давно спит, а мама сидит и смотрит какой-нибудь лигочемпионовский матч – обычное дело. Не знаю, откуда в ней это, но я ей горжусь. Так вот, было мне тогда лет 12, наверное. Стыдно признаваться, но при всей моей футбольной любви, был один момент в правилах, который я никак не понимала – проклятый офсайд. Я упорно не въезжала, почему свистят мужиков, которые через секунду могли забить гол. На мою просьбу объяснить суть проблемы, папа всегда отвечал кратко: «Смотри по линии». По какой линии?! И что по ней смотреть? Короче, объяснятель из моего отца – так себе. Но тут на выручку пришла мама. Она у меня человек с инженерным образованием и железными нервами (в общении со мной второе важнее, ибо я по жизни не только гуманитарий, но и тормоз). Так вот, мама, взяв листочек, нарисовала на нем футбольное поле, ворота (две штуки), футболистов и спокойно и доходчиво объяснила мне, что такое это «вне игры». Все оказалось предельно просто. Просто настолько, что я абсолютно уверена, что смогу объяснить любой, даже самой далекой от футбола девушке, как определить офсайд именно тем, проверенным маминым способом.

С тех пор прошло уже 13 лет, мне 25, и знаете, сколько раз мне приходилось объяснять кому-либо, что такое «вне игры»?

Ни одного.

История третья: проигрышная.

2006 год. Я тогда оканчивала девятый класс и благополучно болела за лондонский «Арсенал». И не потому, что там был Глеб, а потому что там был Анри – сосредоточение всего прекрасного, что есть в современной футболе. Анри настолько идеален, что его не портили даже гетры, натянутые выше колен. Так вот, 2006 год. Каждый уважающий себя болельщик знает, что для «Арсенала» это был необычный сезон. В чемпионате Англии у них стабильно не ладилось, зато Лига чемпионов шла на ура. Я хорошо помню опустошенный «Реал», катавшись от безысходности в одном из матчей мяч на своей половине поля, сдавшийся «Ювентус», отраженный Йенсом Леманном пенальти на последних минутах полуфинала против «Вильярреала». Ну, и сам финал против «Барселоны». Удаление Леманна за фол последней надежды, замена Робера Переса, который уже в следующем сезоне перейдет в «Вильярреал», два гола в ворота «Арсенала», слезы Жилберту Силвы и вселенская грусть Венгера. И, конечно, Анри. Ему в том сезоне досталось по-крупному. Уже через два месяца он проиграл еще один важный финал. Французы на самом старте чемпионата мира подтвердили свое звание нефаворитов и с трудом вышли из группы, обыграв в последнем матче несчастных тоголезцев. Зато в плей-офф было уверенно вынесены испанцы, затем бразильцы (отдельный привет Роберто Карлосу) и португальцы. Финал против итальянцев – это моя боль. По голу от французов и итальянцев в первом тайме, безголевая вторая половина и дополнительное время, удаление Зидана (все равно Зидан – настоящий мужик) и проигранная серия пенальти. А этот кадр точно станет одним из самых грустных за всю историю футбола.

В этом месте хочется передать отдельный привет нашей доблестной «Белтелерадиокомпании», которая не показала церемонию награждения. Никто, видно, не ожидал, что финал настолько затянется, а боевик, стоявший следующим по программе, уже ждал своего зрителя. Поэтому трансляция оборвалась почти сразу после победного итальянского пенальти. А как же фейерверки  и конфетти? А медали? А Кубок победителей? Нет уж, смотрите фильм. Как будто зрителям в лицо плюнули, ей-богу.

Уважаемые телевизионщики, знайте: я все помню.

История четвертая: батэшная.

Провести лето у бабушки – это не моя история. Во-первых, потому что летом тренировки никто не отменял, во-вторых, потому что моя бабушка – еврейка. А еврейская бабушка – это тяжкий крест по жизни. Мой максимум наедине с ней – это часа три. Поэтому единственный раз, когда мне пришлось провести две очень долгих недели в деревне, я уже была в довольно сознательном возрасте – после окончания первого курса университета. И согласилась я на это только потому, что со мной поехал старший брат, который даже с самыми жесткими еврейскими бабушками умеет общаться просто на отлично. Дипломат, блин.

Помимо огорода, картошки, колорадских жуков и прочих домашних дел, заняться там особо нечем. Поэтому большую часть свободного времени я либо вышивала, либо читала, либо ходила с братом на речку. Как и в большинстве деревенских домой, у моей бабули постоянно играет радио. Радио довольно древнее и ловит всего один канал – зато Первый национальный. По воскресеньям, если не ошибаюсь, часа в четыре дня, там шла какая-то спортивная передача. Два дядьки на мове рассказывали о последних событиях из мира спорта. В то особое воскресенье помимо новостной части они проводили еще и викторину (не просто конкурс, а именно викторину - там так и сказали). Нужно было отправить вопрос тогда еще главному тренеру БАТЭ Виктору Гончаренко. Обещалось, что автор самого интересного вопроса через неделю получит в подарок шарфик борисовского клуба. Ну, я сразу загорелась, начала дергать брата: давай, мол, вопрос отправим. Надо признаться, в таких делах мой братишка – существо довольно аморфное. Он сразу мою идею зарубил, сказал, чтобы я не ерундой занималась и все такое. Я побесилась немного, брата, естественно, послала, но вопрос отправила. Через неделю звонок. Смотрю: незнакомый номер. Удивленный мужской голос на том конце сначала не верил, что автор оправленного вопроса – девушка. Но выбора у него особо не было, поэтому он просто сказал, что я победила и мне достанется в подарок шарфик. Аааа, как круто!! Буквально через пару часов в эфир вышла эта передача, Виктор Гончаренко ответил на все присланные вопросы, потом меня объявили победителем… и все, собственно. Через неделю мне действительно прислали шарфик, который до сих пор лежит дома у родителей. Мелочь, но приятно.

История пятая: пафосная.

Год назад занесло меня в VIP-зону на Борисов-Арену. Не буду описывать, как я там оказалась, но могу сказать, что все, что я там увидела – это жуткая жуть и больше я туда ни ногой.

БАТЭ тогда играл с Порту в Лиге чемпионов, стоял дикий холод, я была одета во все зимнее. «Во все зимнее» – это значит, что на мне помимо прочего была сиреневая шапка с помпоном, в которой я выгляжу лет так на 15. Поэтому когда добрый дяденька по имени Алексей вручал мне пропуск в зону гостеприимства, его взгляд говорил одно: «Сходи, девочка, туда погрейся, но не надейся, что там тебе дадут алкоголь».

Короче, после того, как пропуск оказался у меня в руках, а лифт поднял меня прямо в ту самую злосчастную VIP-зону, я зашла туда и офигела. Первое, что бросается в глаза – это охранник. Т.е. двери лифта открываются, и там сразу стоит непонятный мужик. По-моему, было бы здорово отставить его чуть в сторону. Второе - много синего света. Очень много синего света. Я не знаю, почему свет был именно синим, но от него зрачки у всех людей тоже стали синими. Ну, поколение индиго, не иначе. Было ощущение, что мы вот-вот начнем решать какие-нибудь примеры с тригонометрическими функциями. 

Поскольку немногие из тех, кто это читает, были в этом странном месте, я немного опишу, что там вообще есть. Почти напротив лифта находится стол с напитками, в том числе и с теми, которые мне не дали бы. Если пройти еще левее, то вам откроется довольно просторное помещение со шведскими столами по бокам. Там и бутерброды, и горячее, и много чего еще. В середине этой комнаты находятся штук десять маленьких столиков, за которыми можно поесть и постоять. В уголке находился ведущий, и что-то там активно вещал, развлекал гостей и призывал всех участвовать в каком-то конкурсе. Вроде бы, нужно было попробовать угадать счет матча. Еще там было что-то вроде диджея. Стоял, короче, какой-то непонятный человек и играл музыку. По левой части это все. Пойдем направо.

Если после выхода из лифта повернуть направо, то откроется немного другая картина. Там вроде было что-то связанное с настольным футболом и Carlsberg’ом. И да, еще одно отличие. Если в левой части девушек было довольно много, то в правой – почти одни мужики. Короче, мальчики направо, девочки налево.

А не понравилось мне там потому, что вся эта VIP-зона заполнена людьми, которым глубоко параллельно на сам футбол вообще и на БАТЭ в частности. Только единицам из тех, кто там находился, был важен матч. Остальные шли туда явно не за футболом. Все эти напомаженные девушки на шпильках и в коротких юбках (в такой, блин, холод), уже не слишком трезвые мужики и остальные далекие от спорта люди. Вот что они там делали?

Убежала я из этого странного места за пятнадцать минут до начала матча, а никто их тамошних постояльцев, похоже, и не собирался никуда уходить. Действительно, зачем мерзнуть на стадионе, если здесь вокруг тебя постоянно бегают официанты, развлекает ведущий и танцует диджей?

Короче, будьте проще, смотрите футбол, любите футбол и делайте все то, что раньше так настоятельно всем рекомендовал Николай Ходасевич.   

Спасибо, что прочитали.

Фото: spanch-bob.org, zasenko.com, sports.ru, fcbate.by