Tribuna/Гандбол/Блоги/Гордость Брестчины/«Чувствую себя белорусом». Россиянин, ставший легендой БГК, покидает клуб и вспоминает лучшее

«Чувствую себя белорусом». Россиянин, ставший легендой БГК, покидает клуб и вспоминает лучшее

Андрей Мочалов — о 1396 голах и переезде в «Гомель».

Автор — Мешков Брест
8 июня 2020, 11:39
3
«Чувствую себя белорусом». Россиянин, ставший легендой БГК, покидает клуб и вспоминает лучшее

 Андрей Мочалов — настоящая легенда БГК. Он забросил 1396 мячей и до сих пор является лучшим бомбардиром в истории мешковцев. По окончании карьеры Андрей остался в структуре клуба и работал сначала с гандболистками в «Берестье», а затем — с парнями в БГК-2. Суммарно провел в Бресте шестнадцать лет и прочно пустил здесь корни. Но на днях Андрей принял новый вызов — возглавил «Гомель». После подписания контракта мы обсудили этот поворот в работе. А заодно знатно поностальгировали.

- Помнишь свой первый день в Бресте?

- Это было 20 или 21 июня 2004 года — накануне мероприятий, посвященных началу Великой Отечественной войны. В город съехалось много ветеранов и организаторов реконструкции тех событий, поэтому все гостиницы оказались забиты. Меня в шесть утра встретили на вокзале и привезли в однокомнатную квартиру на Мицкевича, куда уже заселились Костя Куриленко и Олег Рогозин. При этом в квартире стоял только один диван. Они скрючились там, а я примостился в кресле. Худо-бедно часов до восьми передохнули, попили кофе и отправились смотреть окрестности. А в районе Мицкевича старые здания. Вышли и подумали: «Куда мы попали?!» :) Но потом добрались до Советской, затем до ЦУМа — и поняли, что все не так уж плохо. Постепенно стал лучше узнавать местность. Конечно, Брест тогда и сейчас — это два разных города.

Интересно, что карьеру я завершил в 2010-м. Получается, ровно десять лет назад стоял перед шагом в неизвестность. Требовалось принимать решение, что делать дальше. В тот момент поступило предложение поработать вторым тренером в женской команде «Берестье». Сейчас опять новый этап и новый шаг.

- Как тебе, кстати, работалось с девушками?

- Нормально. Еще в то время в каждом интервью говорил, что мне, наверное, повезло с коллективом. Девчонки были молодые и амбициозные. Плюс повезло с тренером — Александром Александровичем Воробием. Он сначала ко мне присматривался, а потом стал все больше и больше доверять. Впоследствии поручил заниматься тактикой, защитой, нападением… Я чувствовал себя комфортно. Тогда уже понял: если команда (не важно, женщины это или мужчины) в тебя верит, то пойдет за тобой и будет выполнять все требования. А если к этому еще добавляется результат, то работается вообще легко. В целом, конечно, к девушкам надо найти подход. Пацаны более трудолюбивы — взял и сделал. А у женщин каждое утро начиналось с балагана :) Многое зависело от настроения, от того, с какой ноги встали. Любили понервничать, какую-то ерунду повспоминать. Постепенно привык. Научился многое пропускать мимо ушей. Я трудился с девушками всего два года и только в роли ассистента. Тем не менее, сохранил исключительно приятные воспоминания. Был у некоторых на свадьбах, со многими до сих пор тепло общаемся.

- Трудно было, когда доверили БГК-2?

- К тому моменту у меня уже сложилось понимание, как должен работать главный тренер. Хотя, разумеется, не обошлось без ошибок. Вспоминая первые годы в команде, могу признать, что в плане физподготовки многое делалось неправильно. Не знал еще всех нюансов, которым затем научился, когда получал лицензию, где давали прилично информации о развитии именно физических качеств. Плюс с каждым годом накапливал все больше опыта. Потому уже видел результат правильной работы над «физикой».

Вообще, БГК-2 — это проект, где каждые два года ты получаешь новую команду. Приходится чуть ли не заново все выстраивать. А люди попадались разные: кто-то сильнее, кто-то слабее. Это тоже прекрасный и интересный опыт, который, надеюсь, поможет в дальнейшем.

- Кто больше других повлиял на твое тренерское мировоззрение?

- Не стал бы кого-то выделять. Вот, назвал Воробия, потому что он первым поверил, дал карт-бланш. Все остальные по чуть-чуть повлияли: и Савукинас, и Бабич, и Бебешко, и Каденас, и Алонсо. Каждый из них по-своему силен и у каждого было чему поучиться. Просто кто-то более открытый, кто-то — менее. Однако это никак не мешало черпать информацию. Всегда старался посещать тренировки первой команды, потому что БГК-2 должен работать примерно по тем же лекалам. Дабы, попав в основу, молодой гандболист уже понимал требования и мог быстрее адаптироваться.

- Ты диктатор или демократ?

- Точно не диктатор. Но и демократом в полном смысле слова себя не назову. Использую метод кнута и пряника.

- Давай выделим самые яркие события из твоего брестского отрезка жизни. Сначала — из карьеры игрока.

- Это, прежде всего, матчи Лиги чемпионов при заполненных трибунах. Выходили и получали такой адреналин, что бежали, даже если не могли. До БГК я выступал в клубах, где максимумом был Кубок кубков. А сюда приехал — сделал огромный шаг вперед, раскрылся как игрок и провел лучшие годы карьеры. Во многом благодаря большому количеству матчей высокого уровня и классным партнерам.

- А из тренерской карьеры?

- Надеюсь, лучшее еще впереди :) Мне очень нравилось ездить на матчи SEHA-Лиги. Команда состояла из игроков первого и второго составов, а моим помощником был спортивный директор Павел Башкин. В таких матчах нужна совсем другая подготовка, другой уровень анализа соперников. При этом все происходило в сжатые сроки — зачастую в течение нескольких дней. Требовалось подвести к общему знаменателю игроков основы и своих парней. Было реально интересно. А когда еще команда правильно реагирует и добивается на выезде побед над сильными оппонентами — это дорогого стоит. Помнится также отрезок, когда Рауль по семейным обстоятельствам уехал домой и я две недели работал с основой — как раз перед матчем против СКА, который в итоге выиграли. Тоже отличный опыт.

- Кто из воспитанников БГК-2 вызывает у тебя особый повод для гордости?

- Таких много. Сейчас чуть ли не тридцать процентов гандболистов в чемпионате Беларуси прошли школу БГК-2. Мне, например, очень нравится поколение 2000 года рождения — это, возможно, одна из лучших генераций брестской школы. Посмотрим, как сложится — все зависит от них и от доверия тренеров. На этапе перехода во взрослый гандбол теряется много кадров. Мне и следующие поколения очень импонируют. Там тоже хватает способных ребят.

- Есть те, кто откровенно загубили свой талант?

- Есть ребята, которым помешали травмы. Вот, Александр Омельянчук уже в шестнадцать лет играл в основном составе БГК-2 — рядом с парнями, которые были на четыре года старше. Подавал большие надежды, но травма колена притормозила карьеру. Таких примеров много. Вид спорта травмоопасный — много серьезных повреждений. В первую очередь это крестообразные связки — настоящий бич современного гандбола. Другое дело, что за рубежом их лечат быстро и качественном. Мы пока отстаем — у нас пятьдесят на пятьдесят. Как повезет.

- Бастриков недавно рассказывал историю про твою травму локтя…

- У меня, тьфу-тьфу-тьфу, слишком серьезных повреждений не было. Только тот случай. Причем чисто игровой эпизод — рука застряла между соперниками :) Было больно и выглядело страшно — локоть торчал в другую сторону. Благо обошлось. Самая большая травма случилась уже после завершения карьеры. Позвали помочь новополоцкому ГК им. Левина. Работал в «Берестье», а туда ездил на туры. Шли неплохо — даже в зоне еврокубков. В одном из матчей выбил палец — обычное дело для гандбола. Думал, недельку похожу — пройдет. Но не прошло. Оказалось, там разрыв сухожилия, повреждение суставной сумки… Полный фарш! Отправили на операцию, вставили спицу. После этого понял, что играть уже не стоит :) Только если на ветеранском уровне.

- Следил за своими бомбардирскими успехами во время карьеры?

- Честно говоря, нет. Очень удивился, когда посмотрел, сколько у меня голов за БГК. Знал, что в Лиге чемпионов какое-то время был первым — пока Стойкович не обошел. А вот общей суммой мячей не интересовался… Что ж, приятно. Значит, чего-то все-таки добился здесь. Мне не стыдно за годы в БГК — ни в качестве игрока, ни в качестве тренера. Что-то получалось, что-то нет. Но всегда работал на совесть, отдавался делу и не могу себя в чем-то упрекнуть.

- Как думаешь, Макс Баранов догонит тебя в списке лучших бомбардиров?

- А сколько у него там?

- 1169 против 1396. Почти 230 мячей отставания.

- Думаю, догонит. При хорошем раскладе, с учетом большого количества игр, это дело двух сезонов. Понятно, что у него сейчас появился очень сильный конкурент на позиции — Никита Вайлупов. Но Макс — надежный сменщик, который, когда надо, свою работу выполняет исправно.

- Ты родился в Кольчугино — 140 километров от Москвы. Сейчас чувствуешь себя россиянином или белорусом?

- Брестчанином и белорусом. Все-таки шестнадцать лет — большой срок. Очень много событий пережито. Здесь и дочка появилась на свет.

- Долго думал, когда возник вариант с «Гомелем»?

- Позвонил Владимир Николаевич Коноплев. Предложил встретиться и пообщаться. Сказал, есть вакансия в «Гомеле». Много времени на раздумье не было. Решил: «Почему бы и нет?» Это новый вызов, которого я не боюсь. Накопил определенный опыт, готов трудиться во взрослом клубе. Да, немного смущает переезд. Возможно, какое-то время придется провести без семьи, что нелегко. Но ни я первый, ни я последний. Если взялся за тренерское дело — держи чемодан наготове.

- Какие у клуба амбиции и цели?

- Никто не требует сразу бороться с БГК и СКА. Главное — поступательно двигаться вперед. Чтобы команда прибавляла, играла лучше, поднималась в таблице. Коллектив там тоже молодой. Уходят два полусредних, что не есть хорошо. Надо подтянуть парочку опытных ребят. Но главное начать — дальше будет проще.

- Ждать ли в «Гомеле» гандболистов БГК-2?

- Конечно, хотел бы видеть своих воспитанников. Они знают мои требования, я — их возможности. Кто это будет — пока не могу сказать. Надо разговаривать с руководством, обсуждать кандидатов.

- Как думаешь, что ждет обновленный ЦОР-БГК?

- Все будет хорошо :) Хотя первое время наверняка придется нелегко. Не знаю, будет ли поддерживаться прежний уровень обеспечения и зарплат. Гандбол — спорт пролетариата. Родители у наших игроков небогатые. У некоторых ребят неполные семьи. Боюсь, чтобы кто-то после восемнадцати не пошел в таксисты или бармены, дабы слезть с родительских плеч. Надеюсь, все нормализуется. В целом, как уже сказал, у нас есть хорошие генерации спортсменов — и 2002 год, и 2003-й, и даже 2006-й. При определенной работе из них выйдет толк. В любом случае желаю парням удачи. БГК и Брест остаются в моем сердце. Никогда не скажу про клуб ничего плохого. Всегда буду следить за успехами и переживать за неудачи.

Другие посты блога

Все посты