Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/БАТЭ и «Гомель» уже боролись за Кубок 20 лет назад: по пути помогли Шмолик и голы Лукашенко, Капский требовал переиграть финал и убрать Жука из судейства

БАТЭ и «Гомель» уже боролись за Кубок 20 лет назад: по пути помогли Шмолик и голы Лукашенко, Капский требовал переиграть финал и убрать Жука из судейства

...

Автор — Tribuna.com
20 мая 2022, 11:21
БАТЭ и «Гомель» уже боролись за Кубок 20 лет назад: по пути помогли Шмолик и голы Лукашенко, Капский требовал переиграть финал и убрать Жука из судейства

21 мая на минском «Динамо» состоится финал Кубка Беларуси – БАТЭ сыграет за третий трофей подряд, на сей раз против «Гомеля». Этот матч случится через 20 лет после предыдущего титульного поединка этих же команд – в 2002-м они спорили за первый для обеих команд Кубок, а победили считавшиеся аутсайдерами гомельчане. Помните, как это было?

Как известно, клубы в белфутболе знатно перестраиваются за зиму между сезонами ЧБ – а это значит, что до четвертьфинала Кубка и после под одной вывеской могут играть две совсем разные команды. Так что упомянем путь-2001 БАТЭ и «Гомеля» до 1/4 одной строкой: борисовчане разнесли СКАФ из Д3 (6:0) и трудно победили элитное «Торпедо-МАЗ» (2:1), гомельчане, которые по жребию (так выбирали пятерку счастливчиков) стартовали с 1/8, там переиграли высшелиговое «Молодечно-2000» (2:1).

Амбициозный благодаря спонсорству «Белоруснефти» «Гомель» в ЧБ-2001 занял шестое место при двух тренерских отставках – а в сентябре вообще назначил главным тренером приехавшего в начале года игроком 38-летнего уроженца Киева (и воспитанника местного «Динамо») Сергея Подпалого. Правда, в начале 2002-го со сменой руководства у нефтяников интерес к футболу подзатух, потому в клубе не ставили конкретных задач на новый сезон. Главными приобретениями межсезонья для команды стали опытные россиянин Дмитрий Карсаков, забивавший за ЦСКА «Барселоне» в Лиге чемпионов, и беларус Федор Лукашенко (который после выборов-2020 напрямую сказал, что думает о зверствах режима своего однофамильца) – оба становились чемпионами Беларуси со «Славией». Кроме того, Подпалый, долго игравший в России, взял в команду еще несколько футболистов оттуда, хотя в «Гомеле» они и так были (например, основной вратарь Вячеслав Дусманов). Забивать же были призваны прежние форварды – более опытный Виктор Борель и молодой (сейчас был бы «лимитчиком») Геннадий Близнюк.

У БАТЭ в ЧБ-2001 случилось третье место вместо желанного золота, за которое всерьез боролись, но основатель клуба Анатолий Капский продолжал доверять тренеру Юрию Пунтусу. Неудачу связывали и с переходом посреди сезона Виталия Кутузова в «Милан» – зато на вырученные деньги БАТЭ в начале 2002-го провел основательную трансферную компанию, перехватив важных футболистов сразу для нескольких команд: из минского «Динамо» пришел Игорь Чумаченко, из брестского «Динамо» подписали Олега Страхановича, из «Торпедо-МАЗ» – Павла Шмигеро, из «Днепра» – Дмитрия Лихтаровича. Из России в Борисов вернулся Вадим Скрипченко. Кроме того, никуда не делись Александр Федорович, Геннадий Мардас, Александр Ермакович, Виктор Гончаренко. Опыт дополнялся молодостью – в борисовской команде хватало игроков, которые позже вышли на молодежный ЧЕ-2004: Юрий Жевнов, Дмитрий Молош, Алексей Бага, Валерий Тарасенко, Артем Концевой, Павел Беганский и другие. В общем, БАТЭ логично считали главным претендентом на чемпионство – а Пунтус декларировал и борьбу за Кубок, так как победа в турнире давала путевку в квалификацию Кубка УЕФА-2002/03 (тогда бронзовые призеры чемпионата довольствовались участием в Кубке Интертото).

Четвертьфиналы Кубка Беларуси для команд выдались совсем разными. БАТЭ попался перволиговый «Химик» – в гостях борисовчане полурезервом сыграли 1:1 (с мячом Гончаренко в свои ворота), а дома в полном комплекте разгромили Светлогорск 5:0. А вот «Гомель» прошел дальше с большим скандалом. Тогда парные встречи Кубка почему-то ставили судить одну бригаду арбитров – и Сергей Шмолик прилично начудил.

В первом матче против минского «Динамо» «Гомель» дома сравнял счет в самой концовке с небесспорного пенальти (Борель был и пострадавшим, и забившим), а в ответном (между играми Юрий Чиж – май же – сменил Эдуарда Малофеева на Андрея Зыгмантовича на посту главного тренера) случился форменный скандал. В концовке основного времени при счете 1:1 (гомельчане пропустили в начале, но Лукашенко сравнял на 63-й минуте) Петр Качуро обыграл вратаря и отправил мяч в сетку – а бригада Шмолика зафиксировала офсайд у другого динамовца, который вообще не участвовал в эпизоде (ждал паса от Качуро, но его не последовало). В дополнительное время мяч в штрафной гомельчан попал в руку их полузащитнику Никите Шмыкову – но тут свисток промолчал. В итоге «Гомель» выиграл в серии пенальти, Зыгмантович говорил, что фол «Гомеля» «даже с лавочки видел», а в «Прессболе» за авторством ныне пропагандиста Сергея Канашица вышел текст с толстыми намеками на подкуп арбитров. Шмолику постфактум выписали рекордную дисквалификацию – до конца сезона в высшей лиге, – но на результат матча это уже никак не повлияло.

В полуфинале БАТЭ уверенно обыграл «Шахтер» – по 2:0 и на выезде, и дома. У «Гомеля» все опять получилось сложнее – в первом матче в Бресте счет против «Динамо» удалось сравнять силами Бореля только в добавленное время (и тут подозревали, что судья проигнорировал офсайд), а в Гомеле победа была достигнута благодаря голу Лукашенко и слабой реализации от соперников.

Тем временем БФФ (тогда еще без «А» в начале) до 20 мая тянула с объявлением, где же состоится финал 26 мая. Тогдашний глава федерации Григорий Федоров накануне ответных полуфинальных матчей заявил, что «цель федерации – популяризация и подъем футбола на местах», поэтому вместо минского «Динамо», которое до того приняло абсолютно все финалы Кубков, рассматривались стадионы Мозыря, Борисова, Бреста и Витебска. Однако Федоров упомянул и то, что с руководством столичной арены у БФФ есть непонимание – «Прессбол» конкретизировал, что федерация недовольна требованием платить за аренду стадиона, на реконструкцию которого ранее выпросил в УЕФА солидные деньги.

В итоге Мозырь (как город, близкий к Гомелю) и Борисов сами собой отпали – но нелепость ситуации была в том, что и в Бресте, и в Витебске стадионы находились в процессе реконструкции. БФФ это не смутило, и выбрали в итоге витебское «Динамо», где на единственной трибуне успели создать только нижний ярус (без крайнего сектора) – верхний неравномерно состоял из голого бетона. Аргумент о популяризации тоже как-то не сработал – на матче при 5850 имевшихся сиденьях насчитали 3600 зрителей (билет стоил 2500 рублей, которые тогда равнялись 1,4 доллара), и это с учетом немалого количества болельщиков, приехавших из городов команд-соперников (к слову, прибыли и главы обоих горисполкомов). Дополняли картину башенные краны. Главным плюсом оставался по отзывам лучший на тот момент в стране газон.

Безоговорочным фаворитом считался БАТЭ – «Гомель», как уже сказано, вышел в финал гораздо менее уверенно, да и в ЧБ после шести туров с 10 очками был пятым, тогда как БАТЭ с 14 баллами и без поражений – вторым. Факторами за гомельчан в предматчевых раскладах видели только опыт решающих поединков лидера гомельчан Лукашенко, для которого это был пятый финал подряд, и психологию (то, что БАТЭ целился на Кубок, а южане говорили, что задачи обязательно выиграть не стоит). Ей же, психологией, в итоговом отчете Сергей Новиков объяснял результат матча – а еще выходом с первых минут Олега Черепнева в пару опорных с Лукашенко и мобильного Близнюка на острие атаки в составе «Гомеля». А оба гола в финале были зафиксированы за три минуты второго тайма, вскоре после замены в перерыве разрушителя БАТЭ Лихтаровича на более атакующего Страхановича (после Пунтус сказал, что Дмитрий больше не мог играть из-за подскочившей накануне матча температуры).

На 59-й минуте Карсаков вытянул на себя двоих соперников и отдал на освободившегося на фланге свежего Александра Данилова, а он отлично навесил в свободную зону, где Борель вколотил мяч в ворота задержавшегося в них Федоровича. А на 62-й минуте уже Борель, сыграв в отличную стенку с Близнюком, вовремя покатил на пространство – и ворвавшийся туда Карсаков снова переиграл Федоровича, которого вместе с Мардасом Пунтус назвал «рухнвушим стержнем психологической устойчивости». Замены Чумаченко и Ермаковича никак не помогли БАТЭ – счет больше не менялся. Вот протокол того матча.

Оба гола, а также послематчевую радость гомельчан вы можете посмотреть в видео ниже.

Однако же в визуале остро не хватает других событий матча. Во-первых, текстовая хроника «Прессбола» зафиксировала до первого гола гомельчан сразу три попадания борисовчан в каркас ворот: в конце первого тайма Чумаченко попал в крестовину, а Беганский сразу после и в начале второй половины – в штанги. А во-вторых, в послематчевый протокол БАТЭ внес замечания сразу по трем эпизодам, в которых считал несправедливыми судейские решения бригады лучшего тогда беларусского арбитра Вадима Жука. Первое – по незасчитанному из-за офсайда на 31-й минуте голу Чумаченко, который добил мяч в ворота после «сэйва» защитника Антона Иванова. Судя по описанию, эпизод напоминал отмененный гол Ивана Бахара из 2020-го – и решение рефери также соответствовало правилам.

Но больше БАТЭ взбесили два эпизода с неназначенными пенальти: Жук не свистнул на 39-й минуте после зацепа Ивановым в своей штрафной Чумаченко и на 47-й минуте, когда Василий Дроздов руками задержал Концевого. Посмотревший видео моментов Новиков называл отсутствие пенальти в первом моменте «ужасной ошибкой», а по второму писал, что «Жуку будет проблематично отстоять свою правоту». А Капский сразу после матча рвал и метал: «Крепко задумался о целесообразности своего дальнейшего пребывания в футболе. Уверен, Жук решал задачу, которая, не исключено, является одним из шагов в направлении дискриминации БАТЭ. Нарушение против Чумаченко тянуло и на фол последней надежды. Игнорирование мэтром арбитража броска Концевого через бедро ни в какие ворота не лезет. Думаю, Жук заслуживает окончания судейской карьеры именно после этого матча. Еще более справедливым были бы аннулирование результата и переигровка финала. Мы готовы пройти все футбольные инстанции, а при необходимости обратиться в судебные».

28 мая экспертно-судейская комиссия БФФ постановила, что гол не был засчитан верно, а Жука признала виновным только в неназначенном пенальти при фоле на Чумаченко, оправдав по эпизоду с Концевым. По сведениям «Прессбола», оба решения по фолам комиссия приняла с разделением голосов 4:3. Капский, которому отказали в участии в заседании, уже не говорил о переигровке, но заявил, что его клуб может обратиться в суд Лозанны ради справедливости, и обвинил ЭСК в ангажированности: «Как минимум четверо ее членов напрямую зависят от Жука, выполняя ту или иную работу в БФФ, ведь Жук – начальник управления БФФ по проведению соревнований. Как может человек спрашивать с подчиненных за ошибки, которые допускает сам? Все службы, ответственные за проведение чемпионата и Кубка страны, требуют коренной реконструкции». После этого высказался и президент «Гомеля» Семен Ворончук – посчитал «недопустимым связывать доброе имя нашей команды с разжигаемым БАТЭ скандалом» и заявил, что «Гомель» выиграл Кубок в честной спортивной борьбе». А в начале июня беларусские футбольные судьи обратились в БФФ с открытым письмом, где жаловались на оскорбления от БАТЭ, предлагали распустить ЭСК и перестать рассматривать эпизоды по видеозаписям и даже грозили бойкотом матчей. Жуку же в итоге выписали дисквалификацию до конца первого круга высшей лиги – не самое жесткое наказание в его ситуации.

После всего этого БАТЭ дальше упираться, судя по газетным подшивкам, не стал. Команда, не попав в Кубок УЕФА, отыграла свое как бронзовый призер ЧБ-2021 в еще существовавшем Кубке Интертото – прошла как скромный датский «Академиск» (1:0, 2:0), так и девятую команду бундеслиги «Мюнхен-1860» (1:0 и разнос 4:0 в Борисове, после которого Капский бросил: «Думаю, каждый наш выигрыш Жуку как кость в горле»), лишь в третьем раунде уступив седьмой в Италии «Болонье» (0:2, 0:0). «Гомель» же в Кубке УЕФА так и не сыграл в родном городе: в квалификации финский ХИК (1:0, 4:0) принимал в Мозыре, а разгром от пятого в Германии «Шальке-04» принимал на минском «Динамо» (1:4, 0:4).

В конце 2002-го БАТЭ второй раз стал чемпионом Беларуси – «Неман» в концовке «вышки» упустил преимущество, и победитель турнира единственный в истории раз определился в золотом матче, который на заснеженном «Тракторе» борисовчане выиграли в дополнительное время. «Гомель» в том сезоне стал шестым, но Подпалый уже в 2003-м уверенно взял с командой первое и пока последнее в ее истории чемпионство Беларуси. После 2002-го финалы Кубка вернулись на минское «Динамо» по 2010-й. Витебский стадион «Динамо» в 2003-м дореконструировали и переименовали в ЦСК «Витебский», который принял еще один финал Кубка – в 2019-м «Витебск» при 7900 зрителях уступил «Шахтеру».

Другие посты блога

Все посты