Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/17-летний белорус с грузинскими корнями уехал в Барселону, чтобы сделать карьеру в футболе

17-летний белорус с грузинскими корнями уехал в Барселону, чтобы сделать карьеру в футболе

Как воспитанник минского «Динамо» Ники Басария перебрался в «Корнелью» из испанского Д3. В свое время парень был интересен «Эспаньолу» и РБ «Лейпциг».

10 мая 2017, 22:02
22
17-летний белорус с грузинскими корнями уехал в Барселону, чтобы сделать карьеру в футболе

Воспитанник минского «Динамо» Ника Басария перебрался в «Корнелью» из испанского Д3 и теперь рассказывает, что там не так, как у нас.

В середине 80-х грузинскому полузащитнику Бесариону Басария прочили большое будущее. Он играл в юношеских и молодежных сборных Грузинской ССР вместе с Темури Кецбая. Когда настала пора перехода во взрослый футбол, парня пригласили на просмотр в тбилисское «Динамо». Увы, стать большим игроком ему помешал несчастный случай. Незадолго до приезда в команду, где зажигали Давид Кипиани и Рамаз Шенгелия, Басария попал в автокатастрофу, в которой серьезно травмировал бедро. С профессиональным спортом пришлось завязать на год. После восстановления подсуетились ребята из местного военкомата. Некогда перспективный хавбек отправился отдавать долг Родине в столицу БССР.

После службы в армии Басария решил остаться в Минске и заняться бизнесом. Создав семью, он, как и большинство отцов, мечтал вырастить сына-футболиста. Однако его сын Ника не сразу влюбился в игру №1. Бесарион решил отдать ребенка в секцию, когда тому исполнилось пять лет, но мальчишке не понравилось возиться мяч. Куда сильнее его привлекал бокс. Но уже через два года Басария-младший попросил отца отвести его в школу минского «Динамо». Подвижный мальчишка практически сразу начал выделяться на фоне сверстников.

– Ника был крепким и неуступчивым парнем. Мне очень импонировал его агрессивный атакующий стиль. В нашей команде он играл крайнего защитника, но при этом часто бегал в атаку. Всегда требую от игроков этого амплуа минимум четыре-шесть подключений за матч, – вспоминает детский тренер «Динамо» Станислав Пармонов. – Его грузинские корни давали о себе знать. Футболисты этой национальности всегда выделялись отличной техникой. Они очень мягко обращаются с мячом. Ника – не исключение.

Финтить Ника научился, бегая во дворах. После тренировок вместе с соседом по району Никитой Корзуном он возился с мячом на улице до наступления темноты.

– Что можно натренировать за полтора часа занятия? Конечно, нужно было работать дополнительно. И я, и Ника это прекрасно понимали, – говорит отец футболиста Бесарион. – Знаете, как мы отрабатывали подкаты? В квартире я брал мяч и бросал его сыну, а тот катился прямо по полу. Учил его, как правильно выполнять этот элемент. Примерно так же отрабатывали удары головой. Я подкидывал мячик в квартире, а он бил по нему. Сложно сосчитать, сколько потом пришлось поменять люстр и кухонных зеркал. Жена не особо ругалась и с пониманием относилась к нашим тренировкам.

Ника фанатично влюбился в футбол. Настолько, что учебы для него просто не существовало.

– Часто ли общался с учителями? Очень! Постоянно приходилось краснеть на родительских собраниях. Учителя говорили: «Пусть он хотя бы не разговаривает на уроках и не сидит в телефоне», – признается Басария-старший. – Преподаватели с пониманием относились к Нике. Им было ясно, что главное для него – получить аттестат и продолжить дальше развиваться в футбольном плане.

– Для Ники футбол – это все. Он живет только этим видом спорта. На тренировках он всегда был очень ответственным мальчиком. В этом плане Ника пошел в отца, которого я считаю очень порядочным и серьезным человеком, – делится мнением детский тренер Ники Владимир Дятлов.

***

Мальчишка не зря сконцентрировался только на футболе. В чемпионатах групп лицензирования он несколько раз признавался лучшим защитником сезона. В 2014 году вошел в символическую сборную престижного турнира RIGA-CUP, в финале которого «бело-голубые» уступили сверстникам из «Тоттенхэма».

– Ника часто получал индивидуальные призы на международных турнирах. Много раз признавался лучшим защитником, – говорит Пармонов.

– После финального матча RIGA-CUP тренеры всех команд турнира составили символическую сборную. Из игроков «Динамо» в ней оказались Ника и Павел Садовский, – отмечает Дятлов. –  В этом нет ничего удивительного. Ника – крепкий футболист с низко посаженным корпусом. По манере игры он отдаленно напоминает Дани Алвеса. Может обыграть один в один, сделать обостряющую передачу. Если парень попадет в хорошие руки, то может вырасти в футболиста достаточно высокого уровня. Однако в свое время у него, как и у многих представителей южных национальностей, были проблемы с пониманием игры. В некоторых моментах Ника хотел лишний раз выделиться и сделать какой-то финт в ущерб командным действиям. Работали над устранением этого недостатка.

В 2015-м Басария сыграл за сборную Беларуси U-17 на минском Кубке развития. Причем Ника был на год младше остальных ребят.

– Присмотрел Нику на матчах лицензирования, увидел в нем перспективу. Парнишка серьезно выделялся на фоне сверстников. Он хорошо оснащен технически и здорово понимает игру, – говорит тренер той юношеской сборной Михаил Мархель. – Если на одну позицию в нашей команде претендовали два примерно одинаковых исполнителя, то отдавали приоритет более молодому футболисту. Ника неплохо проявлял себя на сборах, поэтому получил вызов в команду. Правда, ему, как и многим ребятам в таком возрасте, не хватало игровой стабильности.

***

Наблюдая за успехами сына, Басария-старший решил сделать все, чтобы его ребенок получил лучшее футбольное образование.

– Если я не помогу сыну, кто это сделает? Тем более у мальчишки есть потенциал. Чтобы попасть в хороший клуб, нужно съездить туда и показать себя. Если у человека есть талант в сфере экономики, нужно сделать все, чтобы он получил дальнейшее образование в «Оксфорде» или «Кембридже», а не в условном Нархозе. Говоря так, я не хочу никого обидеть, – делится мыслями отец футболиста.

Через футбольных знакомых в 2013 году Бесариону удалось устроить сыну стажировку в молодежной команде «Эспаньола». Тогда на десятидневный кэмп в Барселону приехали порядка 70 детей из разных стран – от Японии до Уругвая.

– Первое, что меня впечатлило – клубная база. Там было пять полей, четыре с искусственным покрытием и одно с натуральным. Рядом с ними находилась маленькая площадка, где футболисты работают над техникой. Честно говоря, это совершенно другой мир. Представляете, на территории базы есть кафе для ветеранов «Эспаньола», где они могут бесплатно покушать, – не скрывает эмоций Ника.

– На этой базе есть все. Представьте, на одном поле тренируется основная команда, а на соседнем 14-летние дети. Каждый ребенок мог без проблем пообщаться Симао или Капдевильей, – восхищается Бесарион Басария. – Там совсем другое отношение к футболу. Чувствуется, как люди живут этим. За тренировками детей наблюдало по 6-7 тренеров. В «Эспаньоле» к таким маленьким мальчишкам относятся, как к профессионалам. Например, когда мяч улетает за пределы поля, за ним бегут не дети, а администраторы. Короче, люди делают все, чтобы не сбивать темп занятия. Кажется, мелочь, но это очень важный момент.

Кэмп заверишлся. В конце стажировки спортивный директор академии «Эспаньола» подошел к отцу Ники. Игра мальчишки так сильно впечатлило его, что тот предложил Басарии-старшему оставить сына в Барселоне.

– Меня спросили: «Не хотите ли вы, чтобы ваш сын продолжил свою карьеру у нас?» Это было достаточно неожиданно. Потом спортивный директор начал перечислять документы, которые были нужны для перехода: разрешение на переезд от «Динамо», доверенность опекуну ребенка, получение визы… В общем, было много нюансов, но самое главное – до совершеннолетия Ника не мог играть в официальных матчах детских турниров, – говорит отец футболиста. – В итоге отказались от этого предложения.  Конечно, тренироваться в «Эспаньоле» – это прекрасно, но мальчишке нужна игровая практика. Какой смысл просто тренироваться четыре года? Тем более тогда сыну было всего 13 лет. Рановато было отрывать его от семьи.

***

Ника вернулся в минское «Динамо», а через два года снова отправился на просмотр-стажировку за границу. По протекции Николая Шпилевского Басария съездил в «РБ Лейпциг», игравшим в ту пору во второй бундеслиге.

– Тогда академия «Ред Булла» только строилась, но к ребятам все равно относились очень хорошо. Например, после каждой тренировки пацаны скидывали грязные вещи в корзины, а перед следующим занятием экипировка была выстирана и выглажена. Кстати, перед занятием и после него мальчишек растирали массажисты, – говорит Басария-Старший. – Не скажу, что тогда сын чересчур впечатлил тренеров. Спортивный директор клуба сказал, что Ника – талантливый парень, но тратить деньги на него в Лейпциге не захотели. В Европе хватает своих ребят. Уезжая на Запад, нужно быть минимум на одну голову сильнее сверстников. Приведу один пример: в свое время ребенок одного моего знакомого очень понравился скаутам «Осера». Настолько, что клуб перевез его семью из Грузии во Францию и платил родителям две тысячи евро в месяц. Сейчас этому парню 20 лет, но он не попадает даже в основу дублирующего состава. Никто не хочет рисковать.

– В «Ред Булле» огромное внимание уделялось игровой дисциплине. На занятии тренеры постоянно в движении, они ни на что не отвлекаются. Видно, люди здесь постоянно сконцентрированы и работают на результат. В тренировочном процессе все очень четко, – вспоминает стажировку Ника. – Понимаете, когда после этих стажировок возвращаешься в Беларусь, кажется, что делаешь шаг назад. При всем уважении, у нас не такие скорости игры и немного другое отношение к тренировкам. Когда видишь, что можешь играть на другом уровне, не очень хочется возвращаться. Обидно осознавать, что ты не хуже заграничных сверстников, но не можешь тренироваться в таких же условиях только из-за того, что у тебя нет паспорта ЕС.

***

В июне прошлого года Ника отправился на очередную стажировку. На этот раз он приехал на просмотр в «Корнелью». Клуб из Барселоны выступает в Сегунде Б и живет за счет того, что готовит футболистов для команд Примеры. Самый звездный воспитанник академии «Корнельи» последних лет – защитник «Барселоны» Жорди Альба.

– Кто-то из молодежных команд «Корнельи» постоянно переходит в более сильные клубы. Три месяца назад один парень перебрался в «Ньюкасл» U-23. Чуть позже двух ребят забрали в «Сампдорию». Русский парень Рома Тугаринов отыграл четыре сезона в юношеских командах «Корнельи», а новый чемпионат начнет в молодежном составе «Барселоны», – говорит Ника, который успешно прошел просмотр в клубе прошлым летом.

Правда, чтобы решить все юридические вопросы по переходу, родителям пришлось повозиться с документами.

– Собирали нужные документы примерно два месяца. Переживали, дадут ли визу, все-таки несовершеннолетний надолго уезжает в другую страну. Хорошо, что в посольстве нам пошли навстречу. Клуб помог найти Нике опекуна в Барселоне, устроил сына в школу, где он пока только учит испанский, – рассказывает отец футболиста. – Кроме того, мне нужно было заплатить компенсацию «Динамо» за воспитание Ники. Пока не буду называть сумму отступных, но считаю ее адекватной. Хочется сказать спасибо клубу.  Все-таки первые шаги в большом футболе Ника делал именно в «Динамо». Если сын заиграет на хорошем уровне, он будет многим обязан этой школе и своим первым тренерам.

Пока защитник только тренируется с юношеской командой «Корнельи» и играет лишь в товарищеских матчах. Однако в сентябре Нике исполнится 18, и он сможет официально дебютировать в новой команде.  

– Когда мне исполнится 18, смогу играть в Сегунде Б и турнире Дивизон де Хонор, аналоге нашего первенства дублеров. Сразу скажу, что скорости в играх этого чемпионата намного выше, чем в высшей лиге первенства Беларуси. Здесь играет молодежь из команд Примеры, а также лучших клубов Сегунды и Сегунды Б, – рассказывает Ника. – Вообще, сейчас очень сложно психологичеки, когда ты можешь приходить на официальные игры своей команды и лишь смотреть за пацанами. Очень хочется выйти на поле. Кстати, на каждый матч юношей «Корнельи» приходит посмотреть три-четыре тысячи человек. С ума сойти, да? На играх присутствует много скаутов, которые постоянно делают пометки и отслеживают игроков. 

Сейчас Ника живет в центре Барселоны. Квартиру ему снимает клуб. Игрок учит язык и адаптируется к жизни без родителей.

– Учу испанский уже четыре месяца. Я не очень хорошо учился в школе, но сейчас понимаю, что нужно знать язык. Уже потихоньку говорю на нем, понимаю установки тренеров, общаюсь с ребятами. Конечно, порой приходится тяжеловато, но что поделать?

Также привыкаю к тренировкам. Они серьезно отличаются от тех, что были в Беларуси. Здесь намного больше интенсивности и дисциплины. Например, если опоздал к началу занятия на минуту – платишь пять евро штрафа. Задержался на десять – десять евро. Все очень строго. Еще один пример: перед началом каждого сезона клубный врач читает игрокам всех команд клуба лекцию о здоровом питании, доктора каждый месяц проверяют процент жира в организме.

На самих занятиях много времени уделяется тактическим перестановкам. Когда увидел первую игру «Корнельи», был удивлен тому, как двигаются футболисты. Например, правый защитник может подняться на место вингера, опорники постоянно смещаются. Причем все делается на очень высокой скорости. Главный принципы команды – игра внизу и быстрый отбор, который начинается, как только случается потеря мяча. Если обмотаешь четверых защитников, но потеряешь мяч – можешь сесть на скамейку запасных. Если сделал простую передачу и сохранил мяч – будешь играть.

Считаю, в Беларуси есть молодые ребята, которые могут спокойно играть в Испании, но не каждый имеет возможность приехать сюда и показать свой талант. В том же «Динамо» хватает толковых парней. Хочется, чтобы они смогли проявить себя в большом футболе.

***

В общем, у молодого футболиста все хорошо. Единственный минус – в последнее время он перестал вызываться в юношескую сборную Беларуси. 

– Со мной связывались люди из Федерации футбола Грузии и интересовались, не желает ли Ника выступать за юношеские команды этой страны. В последнее время сына перестали вызывать в сборную Беларуси. Не давлю на него, выбор всегда остается за ним, – отмечает отец игрока.

Сам Ника пока не спешит отвечать на этот вопрос.

– Конечно, мне хочется играть за национальную сборную. Это мечта каждого футболиста. Но сейчас меня не вызывают в сборную Беларуси. Это мнение тренерского штаба, нужно с пониманием относиться к этому.

– Все-таки тебе больше хочется играть за сборную Грузии или Беларуси?

– Я одинаково тепло отношусь и к Беларуси, и к Грузии. Это все равно, что спрашивать: «Кого ты больше любишь маму или папу?» Так что это очень сложный вопрос.

Фотоdinamo-minsk.by, архив Ники Басария

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты