Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Зам Ермошиной, большие погоны и бывшие коллеги Базанова – эти люди в тени вершат судьбу белфутбола

Зам Ермошиной, большие погоны и бывшие коллеги Базанова – эти люди в тени вершат судьбу белфутбола

...

Автор — Tribuna.com
29 марта 2022, 15:24
6
Зам Ермошиной, большие погоны и бывшие коллеги Базанова – эти люди в тени вершат судьбу белфутбола

Связь беларусского футбола с беларусским государством очевидна – принадлежность клубов к районным и областным исполкомам, бюджетные дотации и прочее. У АБФФ связи с государством быть не должно – это против правил УЕФА и ФИФА, – но и они очевидны – правда, на посвященный этому доклад БФСС международные чиновники так до сих пор и не отреагировали (впереди Спортивный арбитражный суд).

Но есть у АБФФ и еще кое-что – представительство системы. Речь о комитетах федерации – там в числе участников часто нужны те, кто с Домом футбола не связан, во имя объективности. Хотя получается с трудом – в 2017-м оказалось, что состав одного из комитетов был нелегитимным целых пять лет, и никто этого не замечал. Раскрылось это во время разбирательства по «делу Веремко», когда контрольно-дисциплинарный и апелляционный комитеты в прямом смысле решали судьбу беларусского чемпионства.

Кого звать в комитеты – в целом дело АБФФ: логика только подсказывает, что в комитеты, связанные с юридическими процессами, стоит пригласить юристов, с медициной – врачей и так далее. В принципе, так и происходит – но с большой поправкой на то, что людей из системы Лукашенко в АБФФ, очевидно, рады видеть больше, чем не связанных с ней (кто знает, какой справедливости они захотят!). В итоге системщиков много – например, в комитете ветеранов и массового футбола состоит комментатор госТВ (ранее) и конферансье на мероприятиях с Лукашенко Владимир Новицкий, в комитете по детско-юношескому футболу, несмотря на громкую ссору с федерацией, остается санкционный кошелек Лукашенко Александр Зайцев, а в комитете региональных федераций обнаруживается глава горисполкома Гродно Мечислав Гой (впрочем, тут вопрос в том, почему именно он возглавляет федерацию футбола Гродненской области).

Ну а еще в комитетах хватает силовиков (причем их количество только возросло со времен выборов-2020), в том числе бывших коллег Владимира Базанова. Вот кто все эти люди, способные в любой момент повлиять на белфутбол.

Вадим Ипатов

Главный по контролю за дисциплиной и «этическим вопросам» в соответствующем комитете. Стал сразу председателем КДК в январе 2021 года. До того комитет несколько лет возглавлял замминистра юстиции Андрей Авдеев (вскоре покинувший и этот пост, перейдя в экономическую комиссию ЕАЭС).

Ипатов родился на западе Украины, но после окончания Ленинградского высшего военно-политического училища противовоздушной обороны в 1986-м отправился служить на территорию Беларуси, где и остался – дослужился до полковника, а с 1999-го работал на различных должностях в администрации Лукашенко. В начале 2010-го его назначили замглавы беларусского ЦИК, где верная соратница Лукашенко Лидия Ермошина со всем аппаратом работала на его «элегантные победы». Неудивительно, что уже после президентских выборов в конце 2010-го Ипатов оказался под санкциями Евросоюза. Правда, в 2016-м их сняли – но в 2020-м ЦИК сильно постарался над недопуском к выборам Виктора Бабарико и Валерия Цепкало, а также не совпадающим ни с какими математическими законами подсчетом голосов в пользу Лукашенко. В итоге санкции вернулись: за осень 2020-го Ипатов попал в бан не только в Евросоюзе, но и в США, Канаде, Великобритании и даже на Родине.

Это не помогло Ипатову подняться на должность Ермошиной после ее отставки в конце 2021-го – пост занял возглавлявший до того министерство образования Игорь Карпенко. Впрочем, автор фразы «лимит революций у нас уже исчерпан» остался заместителем в ЦИК и при новом руководителе.

Анатолий Годун

Членом КДК он является с 2017-го, а 27 августа 2020-го получил повышение до секретаря – эта должность освободилась из-за ухода из КДК судьи Верховного суда в отставке Руслана Юмагужина, который 15 августа выступил за честные выборы и против насилия (сделал так же и также покинул КДК еще и Сергей Венчиков).

Годун много лет работает в прокуратуре – и еще в 2007-м фигурировал в новостях об очередном заключении критика Лукашенко, инициатора его почти удавшегося импичмента Андрея Климова. С тех пор Годун не сильно привлекал к себе внимание медиа, но успел стать старшим прокурором управления Генпрокуратуры по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. 30 ноября 2021-го за «многолетний плодотворный труд и высокие показатели в служебной деятельности» ему была выписана благодарность от Лукашенко – лично бумагу в рамке силовик получил в феврале 2022-го.

Петр Литаш

Попал в КДК 27 августа 2020-го – надо было кем-то менять Юмагужина и Венчикова. О Литаше интернет знает не так много – был кадровым военным, по словам его дочери, прежде чем остановиться в Минске, сменил 14 городов службы, возглавлял военную часть в Слуцке, дослужился до полковника. А еще Литаш явно давным-давно знаком Базановым – пока функционер с 1999-го по 2012-й был военкомом Бресткой области, Литаш (правда, с 2003-го) занимал такую же должность в Минской, после чего ушел на пенсию.

Интересно, что дочь Литаша, Анна Чиж-Литаш, имеет звание майора – наработала в телекомпании Минобороны «Воен ТВ». Отцом она настолько восхищалась, что решила увековечить в книгах – за свой счет выпустила серию романов о списанном с него полковнике милиции Виноградове, раскрывающем различные преступления.

Сергей Паско

Должность главы комитета по клубному лицензированию стала вакантной 13 октября 2021-го, когда занимавший ее несколько лет до того доцент БГУФК Геннадий Рымашевский умер в 74 года. Замену также нашли со стороны – в лице Паско.

Этот генерал-майор юстиции занимает пост начальника управления Следственного комитета по Минску и является образцовым клерком для системы. За время, прошедшее с выборов-2020, рассказывал он много чего: и 1600 уголовных дел «по фактам массовых мероприятий» насчитывал, и докладывал, как людей, которым собрали средства на штрафы, заставят платить по новой, а собранное называл «направленным на проведение беспорядков, и придумывал некое распространение наркотиков беларусами, вынужденно уехавшими в Польшу и Литву – а самое яркое высказывание, пожалуй, было о том, что СК не нашел фактов «необоснованного применения мер физической силы» от силовиков по мирным гражданам. А в начале 2022-го Паско рассказывал неким рабочим про «начатый задолго до августа 2020 года преступный планомерный процесс по захвату государственной власти в Республике Беларусь» и «террористической деятельности, направленной на формирование заговора». Удивительно, но ни о санкциях, ни о награждении режимом в отношении Паско гугл ничего не сообщает.

Владимир Станилевич

Это представитель силовиков в комитете по спортивным сооружениям и обеспечению безопасности на футбольных аренах – том самом, который должен контролировать соответствие стадионов требованиям лицензирования, а в итоге постоянно дает разным клубам какие-то поблажки. Но Станилевич, конечно, по «безопасности» – на эту тему регулярно встречался с представителями клубов в начале сезона. Например, в 2015-м Станилевич как замначальника главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД заявлял, что снижать число силовиков на стадионах не собираются, жалобы на неадекватные действия силовиков от фанатов, которые «не могут здраво оценить меры пресечения правонарушений», не подтверждаются в судах (грустное ха-ха), и вообще надо загнать всех по максимуму в официальные фан-клубы (очевидно, так силовикам было бы еще легче в тотальном контроле). А в 2020-м Станилевич, уже начальник отдела по массовым мероприятиям управления охраны правопорядка, присутствовал на такой встрече уже при десятке других милиционеров в зале – та встреча запомнилась наличием у них распечаток постов из соцсетей.

Возглавляет свой отдел Станилевич и поныне. Как известно, с массовыми мероприятиями в Беларуси все просто – неугодные власти разгоняют (а участников сажают), угодные допускают без всяких положенных по закону согласований. Неудивительно, что еще в сентябре 2020-го литовский парламент подал Станилевича в санкционные списки. Впрочем, лично милиционер особо не светится – за последние полтора года тиражировались только два его заявления: что силовики готовы к «провокационным действиям» «деструктивных элементов» на 9 мая 2021-го и примерно то же самое перед референдумом в феврале этого года.

Геннадий Белков

Остается рассмотреть насыщенный состав апелляционного комитета – он сформировался с большего еще в 2019-м, но 27 августа 2020-го (тот еще был «кадровый день») двое получили повышения. Запустил цепочку уход с поста председателя комитета Валентина Михневича – кадрового милиционера, добравшегося до звания генерал-майора и поста первого замминистра МВД, а с 2016-го ушедшего в депутаты парламента (где отвечал за национальную безопасность и где прозаседал до 2019-го).

Тут руководителя со стороны в АБФФ искать не стали. Апелляционный комитет возглавил бывший там заместителем Михневича Геннадий Белков. Это очередной выходец из силового блока – причем из самой закрытой его части. Известно лишь, что Белков был замглавы контролирующего беларусский интернет Оперативно-аналитического центра при Лукашенко, но в 2017-м политик заявил об отстранении всего руководства центра из-за претензий неких проверяющих и вскоре его поменял. Белков же при назначении в комитет в 2019-м фигурировал как советник председателя правления «Альфа-банка».

Владимир Купава

Он стал заместителем Белкова в комитете, поднявшись с очень привычной для него позиции секретаря. Он точно был знаком с Базановым до АБФФ – когда артиллерист был депутатом парламента, он возглавлял рабочую группу по сотрудничеству с парламентом Зимбабве (серьезно), а Купава был ее секретарем. Похоже, он до сих пор работает в секретариате Палаты представителей, где не раз упоминался как главный советник отдела по подготовке законопроектов – в 2021-м он фигурировал в списке участвовавших в подготовке законопроекта, ужесточившего уголовную ответственность за протесты и другие неугодные системе действия.

Виктор Валюшицкий

Секретарем же у «апелляционщиков» тогда стал новый человек. У него, как у Базанова, много жизненных пересечений с Брестом – после учебы в политехе приехал в город по распределению, там пробился в райком комсомола, в 1990-м стал начальником отдела в горисполкоме, но в 1995-м сделал интересный поворот: возглавил брестский ЦУМ – и вскоре оформил его по документам на себя через акционерное общество. В конце 1990-х Валюшицкий, владея уже тремя магазинами и рынком, стал одним из крупнейших бизнесменов в Бресте.

В 2012-м Валюшицкий пошел в депутаты парламента – и успешно стал одним из его членов наряду с – кем бы вы думали – Базановым! Бизнес был оставлен на попечение сына Андрея, но при нем ЦУМ оказался на грани закрытия – в итоге магазин перешел структурам близкого к Лукашенко бизнесмена и председателя беларусской федерации гребли Александра Мошенского. Виктор Валюшицкий же в 2016-м закончил свою депутатскую карьеру и в итоге фактически вернулся в свои 1990-е – стал замгендиректора еще одного ЦУМ, минского. Интересно, что в 2021-м Андрей Валюшицкий стал спортивным директором брестского «Динамо» – но ни к каким подвижкам в апелляционном комитете, несмотря на возможный в любой момент конфликт интересов, это не привело.

Егор Дорожко

Он как был, так и остается простым членом комитета. Дорожко работал прокурором на районном уровне, ныне старший помощник прокурора Минска по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи. Они регулярно работают в паре с вышеупомянутым Паско – в январе 2022-го в госСМИ вышел материал по теме их разбора преступлений несовершеннолетних, где дважды виноватым во всем выставили интернет, а решением проблем выступила запись в «военно-патриотический клуб» (да, фигурировавший в статье парень все-таки не расписал «Табакерку», а всего-то украл из нее продукцию, откуда тут взяться суровому наказанию). В политических делах Дорожко по должности как-то не фигурирует – все больше в чем-то типа награждений БРСМовцев.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты