Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Это тренер, за которого реально не стыдно: не стал молчать после выборов и сделал «Гомель» открытием первой части сезона-2021. Изучили его биографию

Это тренер, за которого реально не стыдно: не стал молчать после выборов и сделал «Гомель» открытием первой части сезона-2021. Изучили его биографию

Чем крут Иван Биончик.

22 июня 2021, 14:12
4
Это тренер, за которого реально не стыдно: не стал молчать после выборов и сделал «Гомель» открытием первой части сезона-2021. Изучили его биографию

Чем крут Иван Биончик.

Прямо сейчас «Гомель» – открытие чемпионата Беларуси-2021. Команда, только вернувшаяся в элиту, к концу первого круга обосновалась на подступах к тройке и показывает при этом яркий и интересный футбол. Творец успеха – 35-летний главный тренер Иван Биончик, за полтора сезона выстроивший классную команду.

Помимо общего результата раскрыл Биончик и новых для «вышки» игроков. Так, засверкал в «Гомеле» форвард Андрей Соловей. 26-летний футболист много забивал в первой лиге, много забивает сейчас и уже успел дебютировать за сборную Беларуси. Теперь его хочет приобрести БАТЭ.

Вдохнул тренер новую жизнь и в ветерана Дмитрия Гомзу, который долго считался исключительно игроком для первой лиги, где у него получалось многое. Однако оказалось, что забивать 34-летний форвард может и в «вышке».

Чем же хорош Биончик? Как он строит свою работу? Что считает более важным – результат или игру команды? Рассказываем о тренере, который оказался еще и человеком. Биончик – один из немногих коучей в нашем футболе (наряду с Вячеславом Левчуком и Олегом Дулубом), кто высказывался о событиях в стране после президентских выборов 2020 года.

Занимался у Мустыгина, играл у Боровского

Иван Биончик родился в Минске в 1985-м. Рос будущий тренер в очень интересном и своеобразном месте столицы – одном из «поселков» между районами Ангарская и Дражня. Жили там в основном работники МАЗа, МТЗ и подшипникового заводов. В 90-х и первой половине нулевых жители других микрорайонов старались без лишней надобности туда не соваться – могло и прилететь. Кстати, там Биончик живет до сих пор.

Заниматься футболом Иван начал в «Атаке» Якова Шапиро в девять лет. Первый тренер – Михаил Мустыгин-младший. Поначалу тренировки проходили на песчаном поле стадиона «Трактор», которое располагалось чуть правее центральной трибуны, а через пару лет команда перебазировалась на поля возле Дворца водного спорта, который позже стал СОК «Олимпийским». Сама школа перешла под крыло Анатолия Юревича: сперва относилась к «Торпедо», а затем – к СКВИЧу.

Мустыгин использовал Биончика на фланге. Футболист мог легко сыграть как крайнего защитника, так и крайнего полузащитника. Но ближе к выпуску к работе с командами подключился Юревич, который, по словам Мустыгина, видел в Биончике опорного хавбека.

За «Локомотив» (так тогда назывался СКВИЧ) Биончик дебютировал в 2003-м: провел 15 матчей за основу и 8 за дубль. За последующие семь лет он сыграл за «красно-белых» 108 матчей, в которых забил пять мячей. Игровую карьеру завершил в 2010 году из-за проблем со здоровьем при Сергее Боровском.

– Считаю, что играл в футбол только в СКВИЧе: в 2010-м при Сергее Боровском и в 2008-м у Ясинского. Все остальное время занимался ерундой: легкой атлетикой, тяжелой атлетикой – всем на свете, но не самым главным, – говорил как-то Биончик о своей карьере футболиста.

– Сперва Иван играл левого защитника, но потом я увидел, что он хорошо понимает те требования, которые я предъявляю, – рассказывает Сергей Боровский. – Действовал структурно правильно. Ваня очень хорошо понимал, когда вклиниваться в определенную позицию. И исходя из ситуации на поле выбирал правильное решение. Поэтому и подвинул вверх. Он работал не только на защиту, но и на атаку.

Из СКВИЧа Биончик не ушел.

Тренировал у Юревича, но не считает его своим учителем

С 2002-го по 2004-й Биончик отыграл под руководством Анатолия Юревича, а затем еще несколько лет работал с тренерами, которых взрастил нынешний босс «Энергетика». Однако к последователям футбола Ивановича тренер себя не относит.

– Я не назову себя антагонистом Юревича, но взгляды на футбол у меня другие. Если говорить о каких-то житейских напутствиях, наставлениях и фольклоре, то, безусловно, Юревич оказал определенное влияние. Но если говорить о понимании футбола и организации игры, то нет. Были тренеры, которые оказали большее влияние.

Среди них он называет Боровского, у которого после того, как повесил бутсы на гвоздь, набирался опыта как тренер.

– Помощники должны были не просто расставлять фишки, но и впитывать все, что говорит главный, задавать вопросы, если они есть, и расти дальше, – говорит Боровский. – У него, видимо, отложилось что-то. Ваня понял, что тренером человек становится, когда не просто копирует кого-то, а перерабатывает полученную информацию и хочет сделать что-то свое. Он читал много литературы, хотел развиваться. Но главное не читать и хвалиться этим, а уметь применять те знания, которые получил.

– При Боровском он проводил восстановительные тренировки после игр, – вспоминает полузащитник СКВИЧа тех лет Виталий Шепетовский. – Он уже тогда много читал специальной литературы. Если кто-то выезжал по каким-то делам за границу, Биончик всегда заказывал книги по футбольной тактике, мышечной работе, физиологии и так далее. Любой, кто ехал, привозил ему литературу. Он ее переводил и читал.

С «Лучом» вышел в «вышку» с первого места, с «Гомелем» со второго

Параллельно тренировал Биончик и молодежную команду СКВИЧа, составленную из ребят 1996 года рождения. Ну а дальнейший виток тренерской карьеры предопределил случай. Однажды Мустыгин рассказал о молодом специалисте Дмитрию Карповскому – руководителю команды «АЛФ-2007», которая позже станет «Лучом». В 2012-м СКВИЧ развалился, и Карповский, думая о развитии своего клуба, пригласил Биончика вместе с ребятами к себе, чтобы в дальнейшем подпитываться собственными молодыми воспитанниками. Также Биончик вошел в штаб Александра Соболя, который тогда тренировал главную команду. Постепенно Иван Сергеевич стал проявлять себя и проявлять все больше инициативы в работе. И когда после сезона Соболь ушел из клуба, Карповский не стал искать тренера на стороне, а сделал ставку на специалиста, которого знал.

В первом сезоне с Биончиком «Луч» финишировал седьмым в финальной пульке второй лиги, а через год выиграл турнир. Два сезона понадобилось для того, чтобы вывести команду в «элиту»: в 2016-м «Луч» стал четвертым, в 2017-м – первым. В высшей лиге «часовики» финишировали 13-ми.

Путь наверх получился трудным. В конце 2016 года стало известно, что некоторые футболисты «Луча» были замешаны в организации договорных матчей. В их отношении было возбуждено уголовное дело, но АБФФ не стала дожидаться окончания разбирательств и решила, что новый сезон «Луч» начнет с «-10» очками. 

Отставание команда покрыла очень быстро – за четыре тура. К 20-му туру «часовики» были уже в тройке, а после 26-го обосновались на первом месте. После сезона Биончик признавался, что история с «договорняками» ударила по нему очень больно.  Хоть он и понимал, что игроки пошли на такое из-за четких причин и мотивов. За судебным процессом не следил, однако считает, что штрафы, которые получили футболисты, гораздо меньше, чем ущерб, нанесенный клубу.

Однако зимой у клуба сменился владелец, который перевез проект в Могилев, переименовав его в «Дняпро». Переезд не пошел в плюс и в 2019-м команда опустилась в первую лигу и прекратила существование. Биончик же перешел «Гомель», который также улетел из вышки и вернул его в «элиту» через сезон. Сейчас команда в топе, но под серьезным давлением: футболистов настойчиво просят подписать письмо в поддержку Лукашенко. Игроки пока держатся и ничего не подписывают. 

В детстве любил футбол «Барселоны», но сейчас он ему не очень

Все команды Биончика отличало стремление играть в контроль мяча и ситуации. В первой лиге и «Луч», и «Гомель» много атаковали и забивали. В «вышке» (особенно с «часовыми») Биончик немного менял подходы, но в целом команды радовали глаз болельщиков и специалистов игрой и тактической обученностью.

– Мне с детства нравился футбол «Барселоны» Йохана Кройффа. Недавно пересмотрел некоторые матчи. Не скажу, что у меня есть вопросы к себе 8-летнему, но оценка другая. Но все-таки что-то осталось. Также очень много мне дал мой первый тренер Михал Михалыч Мустыгин. Он всегда говорил, чтобы мы играли. Тогда мы будем расти, а не находиться в стагнации или, что еще хуже, деградировать, – рассказывал как-то тренер.

– Иван Сергеевич подстраивается под современные тенденции в футболе и добавляет что-то свое, – говорит футболист, много поигравший под началом Биончика. – Его команды не играют как под копирку. Есть схожие акценты, конечно, базовые принципы, но не слепое копирование. Тактические упражнения проводит сам. Объясняет доходчиво, но приходится включать интеллект. Нет такого, что понимает он один, а не все. И главное: он открыт для вопросов. Иван Сергеевич очень грамотно чувствует, когда стоит посмотреть на процесс тренировок со стороны, чтобы увидеть, как ребята реагируют на подсказку, на свои ошибки и так далее.

В тренировочной работе Биончик не замыкает все процессы на себе, а делегирует полномочия помощникам.

– Когда тренировал у него в «Дняпро», – отмечает Шепетовский, – то Игорь Кунаш, к примеру, разбирал стандарты соперника и работал над этими же компонентами у нас. Мне надо было разбирать что-то другое. После мы делились впечатлениями, исходя из которых Биончик готовил план на игру. Но все могло поменяться в любой момент. Бывали случаи, что мы накануне игры все обсудили: определили рисунок, состав, заявку. А утром он приходит и давай по новой перекручивать. Может, приснилось что-то :). Причем, работу он может скорректировать прямо по ходу тренировки. Если наш тренер по физподготовке скажет ему, что показатели у ребят опасные, Биончик легко поменяет план.

Собеседники отмечают, что тренеру очень важно, чтобы игроки выполняли его установку, и говорят, что даже победный матч может быть воспринят не очень позитивно, если действия команды были далеки от планируемых.

– Если не показывали то, что он хочет, мог случиться и разнос в раздевалке, – вспоминает Шепетовский. – Как-то в первой лиге ведем к перерыву 2:0. Вроде бы, все нормально, но он приходит в раздевалку и макет разносит просто! Потому что остановились. А он требует дожимать, дожимать: «Если можете забить 10, сделайте это!» Максималист. И этого требует от других. Ты можешь сыграть отлично – забить два, а на следующий матч не попасть в 18. Неделя начинается, и она обнуляет все, что было. Он смотрит на то, как ты отработал, подходишь ли ты под ту модель игры, которую он хочет видеть в ближайшем матче, и так далее. За заслуги не ставит. Это заставляет игроков работать каждую тренировку, находиться в тонусе.

С «Лучом» за два тура до конца вышли в высшую лигу. Отдохнули, попраздновали, приходим после выходных – тесты. Хотя что тут уже?! Но нет – работаем! Выиграли, не пустили в «вышку» «Торпедо». После последнего тура пара выходных, а потом снова тесты и еще две недели восстановительно-подготовительной работы. Он постоянно отслеживает состояние игроков: давление, пульс, вес, работу сердца и так далее.

При этом в командах всегда царит хорошая атмосфера.

– Находит подход к каждому футболисту, – отмечает футболист, прошедший через руки тренера. – Биончик знает своих игроков и знает, как с ними общаться. И способ общения выбирает соответствующий. Знает, с кем перед игрой нужно поговорить про быт и семью, с кем про тактику, а с кем вообще лучше не вести никаких разговоров. Он находит баланс и не относится ко всем одинаково. И микроклимат в его командах хороший. Это не значит, что он ходит и юморит каждую тренировку, но шутки, умные и интересные изречения, афоризмы вкрапливает в работу регулярно. Он понимает, что коллектив живет так, как он его направит. Более того, Иван Сергеевич видит важность помощников и показывает это игрокам. Это очень здорово.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты