Tribuna/Гандбол/Блоги/Спор про спорт/Иван Мацкевич: «Катар – это не сборная, а просто клуб. Заплатили деньги – и люди поют гимн»

Иван Мацкевич: «Катар – это не сборная, а просто клуб. Заплатили деньги – и люди поют гимн»

Вратарь минского СКА и второй номер национальной команды по гандболу рассказывает блогу «Спор про спорт» о белорусских особенностях подготовки стражей ворот, пении гимна, нужном «круглом столе» и реальном месте наших на чемпионате мира-2015.

Автор — VadimGo
21 февраля 2015, 20:34
3
Иван Мацкевич: «Катар – это не сборная, а просто клуб. Заплатили деньги – и люди поют гимн»

В 18-м месте на чемпионате мира по гандболу вратарей обвиняли чуть ли не в первую очередь. Почему бы не дать им высказаться? Сегодня блогу «Спор про спорт» о причинах неудачи рассказывает основной кипер СКА и второй номер сборной Иван Мацкевич. Но сначала о нем самом и делах в армейском клубе.

– С журналистами часто общаешься?

– Не очень люблю. Может, стесняюсь. Может, еще не на том уровне нахожусь. Но раз спрашивают – не могу отказать. Обычно перед играми могу не согласиться. Есть обычай. Как-то перед игрой дал интервью – и не очень хорошо отстоял.

– Читал, что вратарское дело у тебя семейное – и дедушка играл, и папа. Но в футбол. А почему ты пошел в гандбол, где вратарь даже от самой слабой команды десятку мячей железно получит?

– Честно, я очень много времени занимался футболом. Я сам из маленького города, из Лепеля Витебской области. Отец привел в футбол. С ним я всегда разъезжал на игры. А потом мой тренер, Александр Валерьевич Бельский, просто пришел на футбольную тренировку и сказал: «Завтра придешь в четыре». Я с отцом поговорил – и все. Пришел. И меня сразу поставили на ворота в гандболе. Стоял в футбольных перчатках. Но со временем они пропали. Зато появилось желание играть именно в гандбол. Может, из-за соревнований, друзей, команды.

– В футболе у вратаря есть перчатки. У хоккейного – амуниция на все тело. В гандболе у вратаря практически ничего из защиты.

– Бандаж есть :)

– Ну да, самое важное защищает. И тем не менее, голыми руками мячи останавливать как?

– А нам не надо их останавливать. Нам лишь бы отбивать.

– Кроме футбола и гандбола следишь за спортом?

– Хоккей – минское «Динамо» сейчас показывает хорошие результаты. Я слежу за нашими командами. Даша Домрачева выступает – я тоже смотрю. Беспокоюсь, переживаю за нее. Тоже и за хоккейной сборной, которая играла на чемпионате мира – смотрел, волновался, болел. Но есть определенные виды спорта, которые мне не нравятся. Например, фигурное катание. Не в обиду сказано, но я не понимаю такой вид.

– Похоже, что дело в субъективных оценках судей, так?

– Да. Вообще, мне нравятся контактные виды спорта. Тот же футбол – это контакт. Хоккей – это контакт. Гандбол – это контакт.

– Когда смотришь футбол или хоккей, наблюдаешь за всей командой или вратарями в особенности?

– За всей командой. За результатом в первую очередь. Если я смотрю гандбол, то слежу за техникой вратаря, его движениями. А от хоккейного вратаря мне ничего не надо.

– В СКА как сейчас дела?

– Последняя игра – проиграли Гомелю на выезде два мяча. Атмосфера в команде, конечно… Но, думаю, это все переживется. Не бывает такого, что все ровно-ровно. Не понимаю, почему все судят, что мы должны Гомель и Гродно выигрывать с разницей в десять мячей. Это хорошие команды. В них собраны ребята, которые играли в СКА, в Бресте. По крайней мере, были там и вбирали опыт.

Возможно, мы расслабились. Думали, что выйдем и выиграем 10 мячей. Но так нельзя. Любого соперника надо уважать. Где-то мы дали слабинку. Наверное, это наша новая точка отсчета в СКА. Мы очень плохо последние два месяца играем. Ничья с Пыльвой на выезде – с командой, которую мы должны обыгрывать. Гродно победили в два мяча – тоже не наша игра. Так же и в Гомеле. Надеюсь, после этой игры все наладится.

– В составе армейцев сейчас очень много молодежи. Какая атмосфера в коллективе в целом, без оглядки на последние выступления?

– В СКА всегда было много молодежи. Ребята доходят до определенного уровня. Когда мы пришли 90-м годом, ребята 86-го разъехались по другим командам. В СКА ведь не такие большие зарплаты. Сейчас парни 94-го, мы постарше, 90-й, 88-й. Ваня Бровко самый старший и в клубе, и, наверное, в сборной. Атмосфера в команде вполне нормальная. Нет такого – молодой, старый… Все друг друга поддерживают. Кто-то может и поругать, как Ваня Бровко :). Он капитан, ему виднее. Подсказывает, помогает.

– К Бровко в клубе не относятся как к отцу или старшему брату?

– Как к хорошему человеку. И как к игроку, который может повести за собой. Все прислушиваются, все уважают. Это на самом деле хороший человек и игрок, который многого добился в гандболе.

– Когда спрашивают про СКА, часто задают вопросы про Спартака Мироновича. Но вратарями в клубе занимается Игорь Попруга. Каков он?

– Я вообще ни разу не видел, чтобы Игорь Николаевич давал интервью. Я бы очень хотел посмотреть на это. Позовите его в следующий раз :).

Он очень настойчив. Любит давать правильные нагрузки. Он фанат своего дела. Упражнения всегда новые. Мы приходим на тренировки и не знаем, что будет.

 

– Ваш замдиректора, Андрей Крайнов, тоже бывший вратарь сборной. Он советами не помогает?

– Андрей делает очень большую работу в СКА. Он везде крутится, хочет помочь каждому игроку. Интересуется, у кого какие проблемы. Я бы сказал, что моментами он заменяет и тренера по вратарям, и директора. Не всегда. Но бывает.

– Из чего состоит типичный день гандболиста СКА?

– С подъема в 9 утра. Завтрак, тренировка, обед. Сон здоровый час-два, когда нет учебы и бытовых дел. Вторая тренировка и дом. Между тренировками обычно часа четыре проходит.

– Как можно улучшить чемпионат Беларуси по гандболу?

– На мой взгляд, не хватает таких команд, как Брест, как «Динамо» было. Очень жаль, что команда распалась. Может, добавились бы игроки в Гомель. Не хватает команд среднего уровня. У нас в СКА всегда выступает молодежь. Кто уходит, тот отправляется за рубеж, если есть спрос. Если не получается, ищут себя в другой сфере.

Среднего звена не хватает. Есть БГК, где играют легионеры. Белорусы вообще не играют. Хотя в чемпионате, может, будет все по-другому. Тот же Гродно – не сказать, что молодая команда. У них есть и игроки, которые на пике гандбольного возраста.

Чемпионат должен усилиться через два-три года, если сохранится Гродно, Гомель. Ребята 94-го года подтянутся. Это очень хорошая команда и очень мне нравится. Они на всех топ-турнирах участвовали. Это ребята, которые показывают хороший гандбол и могут дать игроков в национальную сборную.   

– Чемпионат мира в Катаре. Какие эмоции после себя оставил турнир?

– Очень тяжело далось первое время после Катара. Обдумывание – почему все так? Была одна цель. Очень хотели выйти из группы, попасть на Олимпиаду. Не побоялись сказать, что мы хотим туда.

После чемпионата думалось сгоряча. Может, я что-то делаю не так? Может, тренер что-то не дает? Почему я вижу этот мяч, должен его отбивать, но не могу? Если бы я до этого играл с Брестом, то видел бы сильные броски. У них они как у словенцев. Может, сложилось бы все иначе.

– Получается, неуверенная игра на чемпионате – следствие недостаточного уровня национального турнира?

– Не хватало опыта игры с хорошими командами. Мы сыграли с «Воеводиной» в Кубке ЕГФ и с «Гурником». Остальные матчи мы провели на уровне Гомеля, Гродно и Балтийской лиги. И все.

– В интернете много шишек сыпалось на вратарей. Мол, ни Виталик Черепенько, ни ты не играли надежно.

– Честно, я не читаю комментарии. Не очень люблю. Но есть друг в сборной, которому нравится все это мне почитать и прокомментировать. Хорошее, плохое – все читал.

Я бы хотел спросить – а отчего должны стоять белорусские вратари? Я играю в чемпионате Беларуси, и у меня здесь нет таких сильных бросков. Если бы играл с командами уровня чемпионата мира, может быть, было бы иначе. У меня хороший тренер вратарей. Он готовит игроков уже 20 лет. Мы в СКА очень много работаем. Поэтому первым делом в качестве причины, почему я так играл в Катаре, подумал на уровень нашего чемпионата. На «мире» он гораздо выше.

Виталик Черепенько сидит в Бресте на скамейке. Пешич сейчас в очень хорошей форме. Смотрел последние две-три игры SEHA-лиги, так Виталик даже не выходит на замену. А с вратарями надо работать. У нас это пошло недавно. Один Игорь Николаевич Попруга, который 20 лет работает. Сейчас начинают подтягивать Колю Зенько, тренирует 94-го год, вратарей. Был Соколовский в «Аркатроне». Я застал его буквально на полгода. Все – человек пропал, его нет.

В Беларуси школы как работают? Нужно найти заднего игрока. Они ищут высокого, два метра. Все, отправили в Минск. Первому тренеру хорошо – его человек в столице. А вратарей никто не ищет. Никому это не нужно. Пришел, пухленький? Ну, иди на ворота. Не любишь бегать? Иди на ворота. А почему двухметрового игрока туда не поставить? Действительно, пускай он лучше будет полусредним и поедет в Минск. Ну, это мое мнение.

Ландин в Дании – вратарь два метра ростом. Но кто-то его ведь туда поставил. Не сам же он стал.

– Вратарями нужно заниматься только в клубах или в сборной тоже?

– Везде. Черепенько едет в сборную первым номером. Но у него практики в этом году, можно считать, нет вообще. В чемпионате Беларуси я играю первым вратарем. На чемпионат мира отправился вторым. Хочется и первым быть, это понятно. Но не получается. Я отталкиваются от того, что просто нет опыта игры с хорошими командами.

– Сергей Рутенко, похоже, удивился тому, что все считали белорусов фаворитами в игре с бразильцами. Действительно ли болельщики завысили ожидания от сборной?

– Я смотрел видео перед Катаром. В Беларуси еще, до сборов. Я видел совсем другую Бразилию. Не ту, которая вышла против нас. Команда очень хорошая и очень добавила. В 1/8-финала они мяч уступили хорватам. А это одни из лидеров гандбола.

Но все равно, мы должны были обыгрывать эту команду. Может быть, если бы мы с Бразилией второй матч на чемпионате играли, то получилось бы все по-другому.  Сейчас можно обсуждать многие моменты, как было бы – лучше или хуже. Тем же словенцам мы не должны были проигрывать пять мячей. Но провалили первый тайм. Почему так? Я не знаю.

– Дмитрий Никуленков после матчей Катара в соцсетях написал, что больше не верит в идею национальных сборных, когда можно все купить.

– Я тоже не считаю, что Катар – это сборная. Это просто клуб. Собрали лучших игроков, которые не играют за свои сборные. Заплатили деньги и люди поют гимн. Я не понимаю их. Мое мнение, что они играли за деньги, а не за страну. Даже не мнение – так и есть. Люди поют гимн, просто открывая рот – и смысл?

– Это просто нечестно, проще говоря.

– Честно-нечестно, но они принимали чемпионат мира. Им же тоже последнее место нельзя было занимать. Есть деньги – люди сделали. Может, если бы у нас финансы были, то тоже игроков покупали. Но, думаю, наша федерация не позволила бы такое допустить.

– Денис Рутенко в качестве основной причины проигрыша Катару назвал судейский фактор.

– Да, были проблемы с судьями. В первом тайме мы выиграли у них пять мячей. Вышли на второй, и за десять минут у нас три или четыре удаления. Были судейские ошибки. Специально или нет – не знаю.

– «Круглый стол» в Беларуси затмил даже сам чемпионат. Насколько неожиданным был такой разнос со стороны федерации?

– Этот стол должен был состояться. Люди разговаривали в открытую. Не было такого, как обычно – по два человека возле РЦОПа собираются и начинают учить играть в гандбол. Все высказали свое мнение. Разговор был вполне объективный. Нужный, на мой взгляд.

– А по тону?

– … (тяжело вздыхает).

– Понятно. Процитирую Владимира Коноплева: «Я хотел бы, чтобы Иван Бровко встал и сказал: «Владимир Николаевич, как гимн пел, так и играл»». Тот ответил, что «бегут мурашки». А насколько правильно связывать пение гимна перед матчем с игрой?

– Лично я пою гимн, потому что он меня вдохновляет. Ваня не может его исполнить не потому, что он его не знает. Я на 200% уверен, что вся наша команда знает гимн. Может быть, человек не может его петь, потому что настраивает себя в глубине души. Волнуется.

– Все индивидуально.

– Ну конечно. Опять же, вернемся к Катару. Они стоят, открывают рот. И что, это значит, что поют гимн страны, за деньги которой приехали играть?

– В СКА чемпионат мира обсуждали? Может, Спартак Петрович дал свою оценку?

– Нет.

– Какой результат был бы реальным для сборной-2015?

– Мы могли попадать в восьмерку. И по нашей группе, и по тем, на кого должны были выходить. Если бы обыграли словенцев, заняли бы второе место в группе. Вышли бы на Македонию. Это не настолько сильная команда. Вся проблема началась со старта. Проигрыш от Испании – это игра, где мы могли зацепить очко. Словенцам провалили первый тайм. Очень плохо отыграли и в защите, и в нападении. И с бразильцами было очень много ошибок.

– С чемпионатом мира не сложилось. Какие цели на оставшуюся часть сезона ставит вратарь СКА Иван Мацкевич?

– Надеюсь попасть в состав сборной на отбор к чемпионату Европы. Две игры с Данией, Боснией и Литвой дома. Балканцев надо обыгрывать. В чемпионате Беларуси тоже есть цель – побороться с Брестом. Тяжело будет, но надо хотя бы Кубок страны зацепить. А Балтийскую лигу мы обязаны выигрывать. Очень обидно, что мы не прошли в ЕГФ. Нам бы шесть игр не помешали. Игроки набрались бы опыта, было бы легче в дальнейшем.

– О карьере за рубежом не думаешь?

– Это мечты – играть за рубежом за хорошую команду. Хотелось бы уехать, конечно. Но надо, чтобы не ты искал клуб, а тебя хотели забрать. Это не очень просто. В первую очередь – для вратаря. Нужно что-то делать. Проявлять себя.

Фото: ska-minsk.by

Другие посты блога

Все посты