Tribuna/Прочие/Блоги/Спор про спорт/Сергей Сафонов: «У ребят иногда отключался мозг, видя на трибунах такое количество людей»

Сергей Сафонов: «У ребят иногда отключался мозг, видя на трибунах такое количество людей»

В интервью блогу «Спор про спорт» главный тренер сборной Беларуси по футзалу рассказал о том, что помешало пробиться в четверку на домашнем чемпионате мира, кто из ребят смог порадовать и почему у наставника сложилось впечатление о грязном заказе журналисту.

Автор — VadimGo
4 мая 2015, 08:30
6
Сергей Сафонов: «У ребят иногда отключался мозг, видя на трибунах такое количество людей»

В интервью блогу «Спор про спорт» главный тренер сборной Беларуси по футзалу рассказал о том, что помешало пробиться в четверку на домашнем чемпионате мира, кто из ребят смог порадовать и почему у наставника сложилось впечатление о грязном заказе журналисту.

- Перед стартом чемпионата вы говорили о медалях. Сборная закончила борьбу в четвертьфинале. Получается, национальная команда задачу не выполнила?

– Отделять итоги чемпионата для нашей сборной от турнира в целом, наверное, не совсем корректно. Турнир удался. Уровень его организации был очень высок. Если сравнивать с теми чемпионатами мира, в которых доводилось участвовать мне, то наш – один из лучших. Пожалуй, колумбийский – также высокого уровня. Нам удалось сделать праздник для людей. Более 50 тысяч зрителей посетили игры. Зритель пошел – он верил и ждал результата. Но если говорить о спортивной составляющей, то это – невыполнение поставленной задачи.

Если объективно говорить, то сегодня в этом составе для достижения высокого результата нужно было сделать что-то неординарное. Надо было прыгнуть выше головы. Собрание, которое у нас прошло по окончании чемпионата, еще раз подтвердило, что ребята считают так же, как и тренерский штаб – мы не выполнили задачу. Значит, мы, тренеры, не нашли тех слов, которые могли бы помочь ребятам и понадеялись на то, что не сработало.

На этом собрании мы также обсудили возможность еще раз попробовать сыграть в таком составе на следующем топ-турнире – будь то чемпионат Европы, или, может, Кубок мира. Состав сам по себе очень перспективный. Большая группа молодых ребят. Мы не собирались омолаживать состав к чемпионату мира, но травмы игроков основного состава нас вынудили сделать это. Получилось, почти полсостава команды – дебютанты.

- Тем не менее, победа на старте над Бразилией порадовала. Объясните не специалисту – это действительно маленькое чудо или для футзала такой результат в порядке вещей?

–  Бразильцы в любом виде футбола – будь то футзал, пляжный, большой или мини – остаются бразильцами. Это люди, которые родились с мячом и всю жизнь с ним. Поэтому обыграть их в любом варианте футбола – это маленькое чудо. И это чудо увидели на «Минск-Арене» в день открытия турнира почти десять тысяч человек, которые болели за сборную Беларуси. Команда чувствовала их поддержку и поэтому прикладывала сверхусилия. Еще немаловажно то, что мы впервые встречались с бразильцами. Серия противостояний наших стран в футзале началась именно в Минске.

- Правильно ли было разделять чемпионат мира между несколькими городами?

– Безусловно, это имеет огромное положительное значение. Воочию мировой футзал увидели жители пяти городов. Кроме того, он прошел еще и на лучших аренах страны. Все эти лучшие дворцы необходимо было показать и стране, и миру. Все-таки у многих, кто приехал сюда на чемпионат мира, представление о Беларуси было достаточно скромным, если не сказать скудным. А сейчас они увидели красивые города, шикарные дворцы и понимающую футзал публику. Все это положительно сказывается на имидже Беларуси. Хотя в плане организации это намного сложнее. Изначально были определены Минск и Брест. Все остальные города присоединились по ходу организации чемпионата.

- Читали публикацию о том, что в Минске проходил чуть ли не «липовый» ЧМ? Сможете корректно ответить на такой выпад?

– Вы хорошо заметили – надо сейчас именно корректно попытаться ответить этим людям. Мягко говоря, некомпетентным. Людям, которые выполнили чей-то заказ. Они пытались добавить ложку дегтя в бочку меда, думая испортить продукт. К счастью, людей более грамотных и умных в нашей стране больше, нежели глупцов и людей непорядочных.

Все, читавшие этот материал, сначала недоумевали, а потом звонили и говорили: «Сергей Владимирович, а что это такое? Кто автор этой провокации?». Я, к счастью, эту гадость не читал. Только со слов звонивших мне понимаю, о чем идет речь. Но все, кто смотрели футзал у телевизора или на трибунах, надеюсь, понимают, что «писаки» не просто не правы, а выполняли чей-то грязный заказ. Ума у них, к сожалению, не хватило сделать все это тоньше и корректнее, а не так топорно. Больше я не хочу комментировать глупости, которые, к сожалению, появляются на таких сайтах.

- И все-таки: еще один момент. В материале написано, что за нашу сборную играли парни из мини-футбола, и за это им может грозить дисквалификация. Правда?

– В сборной не было ни одного игрока, не выступавшего в футзале. Многие игроки сборной – это чемпионы Европы, которые воспитаны футзалом. Некоторые совмещали выступления и в чемпионате страны по футзалу, и по мини-футболу. Чистых мини-футболистов у нас в составе не было и быть не могло. Хотя такие предложения поступали.

Вопрос об угрозе дисквалификации нужно задавать руководителям ассоциации мини-футбола, которая уже 20 с лишним лет запугивает всех такими санкциями. К счастью, до сих пор неосуществленными. Вопрос, в каком футболе может выступать игрок, он должен решать только сам. Лишь профессиональные обязательства могут его в чем-то ограничить. В противном случае это нарушение прав человека, которыми частенько пренебрегают и в ФИФА, и в УЕФА. Об этом мы знаем много случаев.

- Среди болельщиков было популярно мнение, чтородные трибуны давили на игроков.Ответственность действительно поддушивала сборную?

– Такие высказывания очень близки к истине. Многократно говорил о том, что слишком большая ответственность на ребятах, которые не имеют большого опыта международных встреч. Они не выступали при такой аудитории. Безусловно, им хотелось сделать что-то невероятное. И вот это желание сделать что-то сверхъестественное довлело и не позволило реализоваться. Где-то даже иногда отключался мозг, видя на трибунах такое количество болельщиков.

Перед началом турнира мы ребятам об этом же говорили. Старались оградить их от трибун и рева, зовущего на подвиги. Нам это не удалось. Они очень много думали о результате; что обязательно нужно добиться медалей. К сожалению, это не всегда сказывается положительно.

- Зрители и эксперты отмечали, что во вторых таймах матчей с Бразилией и Уругваем парни становились активнее. Переставали нервничать?

– Тому есть объяснение. Как правило, в начале игры соперники присматриваются, и команды не раскрываются. А уже поняв, во что играет команда противника, возможны изменения тактических схем. Так у нас было во всех матчах на групповой стадии. В какой-то степени это планировалось. Ну, а физическая готовность позволяла игрокам это выполнять.

- Какое место могла занять сборная Беларуси на этом чемпионате?

– Мы действительно ставили задачу медальную. Да, она сложно достижимая. Но ее можно было выполнить. Сыграй удачнее с Уругваем, с первой позиции выходи не на Парагвай, а на другую команду – которую мы дважды обыгрывали в прошлом году на чемпионате Европы – и реально попадаешь в четверку. А там уже два раза говорить не надо, за что ты играешь, и кто стоит за твоей спиной.

- Когда вышли в четвертьфинале на Парагвай, не появилось мысли, что это, скорее всего, последний матч для сборной на чемпионате?

– Ставя перед командой медальную задачу, даже мысли о том, что соперник непреодолимый – не могло быть. Нам было все равно, с кем играть. Главное – реализовать весь свой потенциал. Само собой, Парагвай, как ни крути, серебряный призер чемпионата мира. Это одна из сильнейших латиноамериканских и мировых футзальных держав. Более того: Парагвай нам неудобен тем, что руководство AMF все оттуда. И это тот фактор, который меня волновал даже больше, чем их команда. Это не случайно потому, что многие иные нюансы вмешались в выступление нашей сборной.

- Вы о судействе?

– По судейству у меня есть серьезные нарекания. В первую очередь, это не совсем понятные назначения арбитров. Первоначально хотели поставить на матч с Бразилией уругвайца. Арбитра, который представляет страну из нашей группы. Это вообще какой-то нонсенс. Потом его все-таки назначали на нашу игру с Австралией. Он внес определенные проблемы в ход этого матча, удалив нашего игрока по непонятным для нас причинам, что впоследствии сказалось в игре с Парагваем.

К арбитражу есть масса вопросов. Я обсуждал это с главным судьей нашей группы. Он признал ошибку уругвайца. Он извинялся за него и гарантировал участие нашего игрока, Игоря Щербича, в следующем матче. Тем более, что мы заплатили еще и штраф. И накануне, за минуту до начала матча, вдруг вмешался в действия спортивный директор, не имеющий отношения к судейству и вопросам дисквалификации, запретив участие в этом матче спортсмена, игра которого была согласована с главным арбитром группы. Сделано это было не заранее, а на старте матча, что еще раз подчеркивает определенную преднамеренность этих действий.

Повторюсь, наверное: когда много представителей одной страны в руководстве – это не есть хорошо.

- Не было ли желания написать протест или по-другому официально выразить недовольство?

– Есть перечень пунктов, на которые подается протест. В данном случае это такой вариант, когда протестовать было бессмысленно. Это просто банальное нервирование самого себя, команды и делегации.

- Кто из парней оставил самое приятное впечатление?

– Не буду оригинальничать – в случае достижения медального результата перечень игроков мог быть больше. Но в нынешней ситуации только молодежь меня в какой-то степени удовлетворила и иногда радовала. Я имею в виду того же Игоря Щербича и Артема Якубова, которые впервые играли за сборную и старались себя проявить.

Остальные ребята, на которых мы возлагали большие надежды, в той или иной степени, не доработали. Надежды были и на опытных игроков. Они, к сожалению, находились в несколько нервозном состоянии. Ну и травмы, безусловно, нас подкосили. На момент начала чемпионата в нашем составе по этой причине не было уже трех-четырех игроков. Это вынудило нас привлечь молодежь, которая не имела опыта международных встреч. Ей было очень сложно при такой обстановке проявить себя. Даже игроки, которые выступают за сборную восемь лет, не проявили своих лучших качеств и сыграли не более, чем на «удовлетворительно».

- Вы один из тренеров-долгожителей среди сборных Беларуси. Неужели за это время ни разу не хотелось уйти?

– Усталость накопившаяся толкает на какие-то осмысления, решения. Но так, чтобы бросить – наверное, нет. Вряд ли так произойдет. Пусть не надеются «доброжелатели». Может, отойти чуть-чуть в сторону и дать дорогу молодежи – это возможно. Помогать в становлении тренеров, новых руководителей, функционеров футзала – это моя основная задача. Создание школ, классов зального футбола – вот цель на ближайшие годы.

- Вероятных сменщиков в будущем сможете назвать?

– Не буду называть фамилий. Та команда тренеров, с которой мы вместе работали, готовя сборную к чемпионату мира – сегодня это основные кандидаты. На будущее хотелось бы, чтобы выросли более молодые, перспективные и креативные тренеры, которые повели бы белорусский футзал еще дальше.

- После того, как сборная закончила борьбу на чемпионате, хоть на пару дней смогли выключиться из футзала?

– Нет. Думаю, еще месяц не отпустит. В первую очередь это будет связано с осмыслением того, что удалось, а что нет. Это будет также связано с решением всех организационных и финансовых вопросов по проведенному чемпионату. Это не так просто. И отчетность перед партнерами, и решение финансовых вопросов – это предстоит сделать. Тем более, что никто не отменял чемпионат страны, который должен в ближайшие две недели завершиться турами в Гомеле и Пинске. Кроме того, пинская команда «Аист» планирует участие в Кубке европейских чемпионов в Чехии. Возможно, придется помочь этой молодой, интересной, перспективной футзальной дружине.

- Самый позитивный момент для вас на чемпионате мира?

– Скорее всего, победа над Бразилией в первом матче. Во-первых, это была Бразилия. Во-вторых, «Минск-Арена», полная зрителей. Наверное, это самое яркое событие для белорусского футзала на этом чемпионате.

- Где сборную мы увидим в следующий раз?

– Чемпионат Европы-2016, который, предположительно, пройдет в России. Мы разговаривали с президентом UEFS – он же глава Российского союза футзала – у него очень серьезные намерения провести очередной чемпионат Европы у себя. Это не худший вариант – через год обкатать молодую белорусскую команду на континентальном первенстве в России. Здесь и публика доброжелательная, и расстояние, и расходы небольшие. А на более длительную перспективу – можно будет замахнуться на Кубок мира через пару лет. Опыт, накопленный на чемпионате мира, можно использовать для проведения любых международных соревнований.

Фото: offside.by

Другие посты блога

Все посты