Tribuna/Баскетбол/Блоги/Больше всего титулов в НБА – у сына минчанина: полвека в одном клубе, где делал суперзвезд, плевал на расовые предрассудки и бесил соперников сигарой

Больше всего титулов в НБА – у сына минчанина: полвека в одном клубе, где делал суперзвезд, плевал на расовые предрассудки и бесил соперников сигарой

Легендарный Рэд Ауэрбах.

Автор — bytribuna com
28 марта 2023, 15:00
Больше всего титулов в НБА – у сына минчанина: полвека в одном клубе, где делал суперзвезд, плевал на расовые предрассудки и бесил соперников сигарой

В беларусском баскетболе есть один человек, который играл в сильнейшей лиге мира – речь о Елене Левченко и женской НБА. В мужской НБА представители нашей страны не светились – и, кажется, не будут еще долго.

При этом на беларусской земле – корни самого успешного человека в истории этой американской лиги, который начал путь в ней еще в середине прошлого века, был новатором и проворачивал просто сумасшедшие комбинации. Рассказываем подробнее об этом далеко не самом известном в Беларуси человеке.

Арнольд Джейкоб Ауэрбах родился 20 сентября 1917-го и стал вторым ребенком в семье владельца небольшого магазина Хаймана Ауэрбаха. Отец Арнольда с детства рос в Минске, но в 13 лет с семьей переехал в Нью-Йорк, а позже встретил там жену – уроженку Америки. В браке появилось четыре ребенка – младший брат Арнольда Занг позже стал газетным портретистом, а среди прочего нарисовал эмблему для «Бостона».

Арнольд вырос в нью-йоркском районе Бруклин – и из-за рыжих волос и вспыльчивого характера с готовностью лезть в драку получил прозвище Рэд (слово значит одновременно и «рыжий», и «красный» – устойчивый цвет опасности). С детства Рэд увлекся баскетболом – отец не слишком одобрял это занятие, но мешать сыну не стал. В своей школе Ауэрбах достигал локальных успехов, но для получения стипендии в университете их не хватило. Рэд попал в бруклинский колледж, где его заметил тренер из Вашингтона Билл Рейнхарт – Ауэрбах по его приглашению переехал в столицу США и обосновался там на всю жизнь (несмотря на то, что работал большую ее часть в другом городе).

В колледже Джорджа Вашингтона Рэд стал одним из лучших бомбардиров, но стал склоняться к тренерской работе – а после выпуска остался работать преподавателем в колледже, заодно подрабатывая физруком в паре школ. В 1943-м, во время Второй мировой войны, Ауэрбах попал в военно-морские силы США и стал инструктором по физподготовке на одной из баз – но вскоре Рейнхарт, который был главным по этому направлению на базе в Норфолке, добился перевода. В Норфолке из призванных в итоге собралась сильная баскетбольная команда – Ауэрбах стал ее играющим тренером.

В то время американский спорт еще совсем не был денежной машиной – а уровень был таков, что игроки в бейсбол, баскетбол и американский футбол успевали на высоком уровне заниматься несколькими видами спорта. Только в 1946-м была создана предшественница НБА – Баскетбольная ассоциация Америки (БАА). И то ее создатели думали не о баскетболе, а о прибыли – они владели ледовыми аренами, которые надо было чем-то заполнять кроме хоккея. По бизнес-плану в БАА, главой которой стал человек из АХЛ, взяли команды из крупных городов – в том числе Вашингтона, где не было даже хоккейного клуба, зато была арена Майка Юлина, владельца завода по производству льда.

Ауэрбах с 1944-го опять жил в Вашингтоне – работал над реабилитацией солдат в местном военном госпитале, а параллельно по знакомству снова стал тренером. Причем клуба по американскому футболу – просто «Вашингтон Редскинз» вне сезона становились «гастрольной» баскетбольной командой (шоу-матчи таких коллективов пользовались популярностью). А их игры проходили на ледовой арене Юлина – и когда Рэд узнал, что там же будет организована постоянная команда, то пришел к бизнесмену и предложил назначить 28-летнего себя главным тренером за зарплату в 5 тысяч долларов (оставаясь преподавателем, получал бы 3 тысячи). Юлин, который мало смыслил в баскетболе, впечатлился, согласился и поручил Ауэрбаху самому собрать состав. Тут и пригодились знакомства по Норфолку – и сами игроки, и их знакомые (одного даже переманили из бейсбола).

При трансферной кампании Ауэрбах впервые показал менеджерские способности, которыми позже прославится, – перехватил у конкурентов игрока, который ехал к ним на поезде с пересадкой в Вашингтоне. А как тренер Рэд оказался новатором – полноценно использовал «шестого игрока» (так команда не проседала при замене кого-то из стартовой пятерки) и требовал играть в быстрые отрывы, то есть центровые при подборе должны были сразу откинуть мяч партнеру, а не ждать позиционной расстановки, для чего в команде фактически появилась позиция пойнтфорварда – задолго до появления слова для обозначения. Все эти идеи Ауэрбах потом сильно разовьет – и за это его потом будут называть различными громкими «титулами» вплоть до «отца современного баскетбола». А в «Вашингтон Кэпитолз» тренер показывал самый большой процент побед по лиге, но трофеев не выиграл – в том числе и из-за судейства в одной из решающих игр, через время после которой оказалось, что рефери сделал ставку на победу соперников.

После поражения в финале в 1949-м Ауэрбах поссорился с Юлином и остался без работы. Пока в межсезонье была создана НБА, Рэд пробовал себя в студенческом баскетболе. Через несколько недель после начала сезона Ауэрбах все же получил место в новой лиге – владелец «Трай-Сити Блэкхокс» Бен Кернер уволил предыдущего тренера, а новому пообещал карт-бланш. Ауэрбах быстро привел своих игроков, но сезон все равно вышел средним, а после него Кернер обменял одного из любимцев тренера и поставил того уже перед фактом. Рэд такого терпеть не стал и покинул клуб.

В это время тренера искал Уолтер Браун, владелец «Бостон Селтикс», который не понимал, что еще нужно сделать, чтобы команда перестала болтаться где-то у дна. По одной из легенд, на пресс-конференции, где его спрашивали о новом тренере, он спросил в ответ, кого посоветовали бы репортеры, – и они назвали Ауэрбаха. Возможно, бизнесмен решил и сам, но, в любом случае, это было отличное попадание.

В 1950-м 33-летний Рэд согласился стать коучем «Селтикс» – и задержался в клубе на всю оставшуюся жизнь, более чем на полвека. Несколько лет он собирал идеальный состав – убеждал игроков бросить бейсбол и американский футбол, соглашался ждать тех, кого другие отказывались, проводил хитроумные обмены драфт-пиков и баскетболистов.

Вершиной был драфт 1956-го – Ауэрбах считал, что его уже крепкой команде до титулов не хватает классного центрового, в роли которого видел юного Билла Рассела (темнокожего, что во времена сегрегации в США было не самым популярным – но одно из прозвищ Рэда, «дальтоник», дали за то, что ему было наплевать на это). Однако драфт-пики у вице-чемпионов, естественно, были низкими. Тогда Ауэрбах договорился с «Сент-Луис Хокс» (а им владел Кернер – но даже старого недруга Рэд смог убедить) выбрать Рассела своим вторым пиком под гарантированный обмен на двух классных игроков. А «Рочестер», который выбирал на драфте первым, убедили не выбирать Рассела с помощью Брауна – владелец «Селтикс» пообещал конкуренту на две недели загрузить его арену своим суперпопулярным ледовым шоу, что сулило прибыль, сопоставимую с сезоном домашних матчей. Другим своим пиком Ауэрбах выбрал товарища Рассела по колледжу, также темнокожего защитника Кей Си Джонса, а по «территориальному выбору» (то есть из местного колледжа) взял тяжелого форварда Тома Хайнсона.

Так за один вечер Рэд получил себе трех будущих членов баскетбольного Зала славы – и с ними выиграл сезон-1956/57 (а во время финальной серии против «Сент-Луиса» вмазал Кернеру по лицу). В 1958-м команда в финале уступила «Сент-Луису» – а потом стала династией, взяв восемь титулов подряд! Это стало возможным, конечно, не только благодаря тренерским умениям Ауэрбаха, но и новым успешным подписаниям и обменам – новички безболезненно заменяли тех, кто уходил. В 1966-м Рэд ушел из тренерского кресла непобедимым – а в свой последний сезон к тому же стал первым тренером, кто выиграл в НБА 1000 матчей. В 1967-м НБА назвала награду лучшему тренеру года трофеем Рэда Ауэрбаха, а в 1969-м его имя внесли в Зал баскетбольной славы.

Ауэрбах-тренер прославился не только трофеями, но и методами, которыми их достигал. Еще в начале 1950-х вышла одна из нескольких написанных им за жизнь книг «Баскетбол для игрока, фаната и тренера», где обнаруживалась глава «57 стратегических ходов», в которой Рэд как методы предлагал включение ночью перед игрой пожарной тревоги в отеле приехавших в гости соперников, подача в их раздевалку горячего воздуха, чтобы им было труднее отдышаться в перерыве матча, и даже сужение сеток на корзинах, чтобы мяч дольше из них вываливался, а твоя команда за это время успевала вернуться в оборону. На домашней арене «Бостона» к тому же с 1952-го по 1999-й не меняли паркет – игроки команды знали каждую его неровность наизусть и ловили соперников на неожиданных отскоках мяча.

Была у Ауэрбаха и традиция, которая многих бесила, – закуривать сигару прямо во время матча. Курили тогда даже игроки на скамейках – возмущение вызывал не сам факт, а то, что Рэд делал это только в концовках, и это значило одно: он считает, что его команда уже не способна потерять свое преимущество в счете. Соперники мечтали «затолкать сигару в рот» Ауэрбаха, то есть вырвать победу в такой момент – но так никому и не удалось. Ближе всех подобрались «Лейкерс» в последнем матче Рэда в качестве тренера – седьмом в финальной серии: «Бостон» уменьшил свое преимущество с 19 очков до 6, но за 16 секунд до конца коуч все-таки взял сигару. Но «Селтикс» дотянули до сирены с «+2» – и тренер остался легендой жеста, который в конце концов повторил Майкл Джордан, а за ним и вся НБА.

Тренерский пост в «Бостоне» в 1967-м Ауэрбах передал Расселу – чернокожий тренер вообще не вписывался в понятия тогдашней Америки, это был первый случай в крупных лигах, но Рэду, который перешел на пост генменеджера, снова было плевать. В первом сезоне Рассел, который остался и игроком, проиграл в полуфинале, но потом еще два раза стал чемпионом – мог бы и больше, но внезапно ушел из баскетбола. Но Ауэрбах сделал еще несколько подписаний, поверил в не самого высокого Дэйва Коуэнса на позиции Рассела, назначил тренером Хайнсона – и «Бостон» стал чемпионом в 1974-м и 1976-м.

В конце 1970-х Ауэрбах еще раз сделал нечто гениальное. Сначала на драфте 1978-го потратил шестой пик на белого парня, когда в лиге уже доминировали темнокожие, – Рэду снова было плевать, а парнем был Ларри Берд, будущая суперзвезда всей лиги. Потом своим авторитетом Ауэрбах выдавил из команды только пришедшего в нее владельца Джона Брауна, который за его спиной поменял три пика драфта-1979 на ненужного Рэду Боба Мак-Аду. А затем сменил Мак-Аду в «Детройт» на Эм Эл Карра и два пика первого раунда, эти два пика – на один пик и Роберта Пэриша из «Голдэн Стэйт», а оставшийся пик потратил на Кевина МакХейла. В итоге Пэриш и МакХейл составили с Бердом «Большую троицу» и в первый же свой сезон-1980/81 выиграли НБА, а потом повторили успех в 1984-м и 1986-м. Тренером тогда тоже был бывший игрок эпохи восьми чемпионств – Кей Си Джонс.

Ауэрбах с 1984-го был президентом и вице-президентом «Бостона», однако де-факто все равно принимал ключевые решения и по текущему управлению и баскетболистам. Правда, к новым успехам они уже не привели – после 1987-го «Бостон» не доходил до финала плей-офф НБА. Однако причастность к 16 титулам лиги в различных должностях – это все равно пока что уникальный случай.

В 1985-м «Бостон» вывел из обращения игровой номер 2, закрепив его за Ауэрбахом (№1 отошел Уолтеру Брауну – первый владелец все-таки был не менее легендарным). В 1996-м Ауэрбаха включили в список 10 лучших тренеров в истории НБА (голосовали журналисты), а в 2022-м – в список 15 лучших по мнению уже коучей лиги. А значит, вклад Рэда в американский баскетбол оказался таким мощным, что о нем помнят до сих пор. Ауэрбах скончался в возрасте 89 лет после сердечного приступа 28 октября 2006 года.

Другие посты пользователя

Все посты