Tribuna/Футбол/Блоги/Эти двое дали «сахарное дерби» белфутболу: вели себя с клубами по-разному, но в итоге оба стали «уголовниками»

Эти двое дали «сахарное дерби» белфутболу: вели себя с клубами по-разному, но в итоге оба стали «уголовниками»

Получили огромные сроки, один сейчас в колхозе, другой – неизвестно где.

Автор — bytribuna com
14 октября, 23:59
3
Эти двое дали «сахарное дерби» белфутболу: вели себя с клубами по-разному, но в итоге оба стали «уголовниками»

В конце 2021-го режимный «суд» объявил «приговоры» по так называемому «сахарному» делу – «подсудимыми» стали директоры всех четырех сахарных заводов Беларуси, «обвинение» состояло в том, что руководители якобы брали взятки за покупку тары и поставку готовой продукции по определенным указаниям, в результате чего за 13 лет будто бы обогатились суммарно на 7 с лишним миллионов долларов.

Самый большой срок тогда получил управленец завода в Городее Михаил Криштапович – 13 лет. 11 лет дали слуцкому коллеге руководителя Николаю Пруднику. В январе 2020-го их обоих «силовики» Лукашенко сняли с самолета Минск – Мюнхен, который уже над территорией Польши развернулся и сел в Гродно (что мешало произвести задержание во время вылета, осталось загадкой). Обоим по «суду», кроме срока, выписали по пять лет запрета на «выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей» в системе. А потом насчет обоих сообщалось, что они находятся на свободе и при работе в госорганизациях.

А еще и Криштапович, и Прудник много лет были де-факто главными людьми в футбольных клубах при своих заводах – «Городее» и «Слуцке» соответственно. Вспомним, какую роль эти двое играли в белфутболе и как складывались с ними и без них пути команд.

«Городея»

Михаил Криштапович родился 22 апреля 1956 года в деревне Брильки Воложинского района Минской области. После школы получил высшее образование в России, а потом работал на беларусских льнозаводах – и дорос до позиции директора в Несвиже. Но в 1997-м ему предложили поднять сахарный завод в Городее (который думали даже закрывать) – и Криштапович стал главным там. За несколько лет при новом директоре производство пережило широкую и вполне эффективную модернизацию. Городейский завод стал самым успешным как минимум в Беларуси. Работникам помогали строить собственные дома, на деньги завода в городском поселке устроили Дом культуры, кафе и ресторан, бассейн и не только. Криштаповича расхваливали в госСМИ, а в 2008-м на четыре года взяли в «верхнюю палату» «парламента» Лукашенко.

А еще руководитель был большим фанатом футбола – в Несвиже регулярно ходил на матчи местного «Вераса», хотя он играл только в Д3. А в 2002-м тогдашний глава «профкома» завода Александр Марченко предложил руководителю создать команду на предприятии. Криштапович тут же дал добро, а Марченко на долгие годы стал менеджером ФК (только в 2021-м оказался в «Шахтере», где вляпался в историю о «договорняке» и едва избежал режимной тюрьмы).

Поначалу команда, которая некоторое время называлась «Сахкомбинат», играла в чемпионате Минской области и больших успехов не имела. Но хорошее силами Криштаповича материальное обеспечение от комбината принесло плоды – в 2006-м команда выиграла и чемпионат, и Кубок области. Руководитель впечатлился, и в 2008-м «Городея» заявилась в беларусский Д3. Уже в 2010-м команда выиграла турнир и вышла в Д2, где первые три сезона брала медали – повышению мешало лишь наличие тогда всего одной путевки в Д1 (дважды «сахарники» проиграли стыковые матчи). В 2013-м команда также прошла стадию 1/8 финала Кубка Беларуси (что так и осталось лучшим достижением в турнире). Клуб ни в чем не нуждался – Криштапович подключил к поддержке команды партнеров и спонсоров завода, был на связи с Марченко, постоянно посещал домашние матчи и почти не пропускал гостевые. После игр руководитель предприятия нередко заходил в раздевалку команды, где радовал игроков объявлениями о бонусах.

– Он путешествует [по стадионам] с компанией: зеленые кепки и кулечки с семечками. Никогда не лезет в тренерские дела. Боролись – похвалит [в раздевалке после матча], но можно и получить по полной. Однажды после ничьей премировал, как за победу – понравилось, как вытащили матч. Помню, как-то раз спросил на правах капитана: «Может, двойные [премиальные] нам?» Улыбнулся и ответил: «Моя фамилия не ######### [Врунов]! Сделаем», – делился в 2015-м тогдашний капитан «Городеи» Дмитрий Лебедев.

В 2015-м «Городея» в очередной раз стала вице-чемпионом Д2 – но на этот раз место оказалось проходным в элиту. За межсезонье Криштапович сделал все, чтобы команда на новом уровне играла в Городее на привычном стадионе, который прославился на всю элиту вкусным шашлыком. Тренер Сергей Яромко рассказывал, что «Михаил Васильевич поднял всех на уши, подключил все ресурсы и организовал людей, чтобы сделать новую трибуну».

Три года подряд команда занимала 9-е место в «вышке», а в 2019-м даже стала седьмой. Криштапович, конечно, все это продолжал наблюдать с трибун У клуба были заграничные сборы, имелся новый автобус, да и по деньгам вопросов у игроков не было. Волнение появлялось только в моменты, когда во второй половине 2010-х у завода были убытки – на обеспечение команды это не влияло, но появлялись слухи о снятии Криштаповича с должности. В клубе прекрасно знали, что далеко не все возможные преемники любят футбол.

После задержания Криштаповича команда быстро пришла в упадок. Финансирование резко сократилось – клуб отменил сборы и свернул подписную кампанию. В марте 2020-го новым директором завода был назначен чиновник исполкома Лукашенко по Минской области Игорь Макар. Расходы на футбол ему оказались вообще не нужны – он заявил о нерентабельности завода и решил сократить зарплатную ведомость команды на 70% посреди сезона. В итоге игроки выступали, не видя денег, летом большая часть состава разбежалась. Клуб с трудом доиграл сезон, заняв 13-е место, а после этого Макар заявил работникам о закрытии клуба, что и произошло.

«Криштапович безмерно любил футбол и команду. Он любил говорить, что даже БАТЭ можно обыгрывать, был максималистом, говорил: «Надо ставить невыполнимые задачи, тогда достигнешь максимальной цели». После каждой игры мы проводили с ним долгие разговоры. А новый директор… Он не приходил на игры, никогда не звонил и не интересовался нашими делами, не знал о результатах», – сравнивал подходы Яромко после развала «Городеи».

Криштапович в то время находился в СИЗО, а после «приговора» был отправлен в колонию в Бобруйск. Как потом стало известно «Нашай Нiве», бывший «сахарник» много раз писал Лукашенко просьбы о «помиловании». В итоге, как в августе-2023 сообщило DW, Криштаповичу выставили условие – сразу же ехать поднимать один из проблемных «колхозов». Управленец согласился – и вскоре «помилование» было оформлено. Как оказалось, послали Криштаповича на должность директора агрокомбината «Холмеч» в Речицком район Гомельской области. Его предшественнице Марии Ломонос режимный «суд» в июле 2023-го дал 4 года колонии за якобы «искажение сведений о падеже скота, наличии поголовья свиней и уменьшении приплода».

«Слуцк»

Ровесник и друг Криштаповича Николай Прудник родился 23 ноября 1956 года в деревне Селище Слуцкого района. После школы образование получил в сельскохозяйственном техникуме – как и мечтал, стал агрономом. В этой должности в 1970-х и начал карьеру на сахарном заводе в Слуцке – там нужно было выращивать свеклу. В 1990-х Прудник был повышен до главы агрономической службы, в 1999-м стал замдиректора по сырью, а в 2004-м был назначен директором. Как писали госСМИ, при Пруднике завод «динамично развивался» – и на самом деле вполне себе соревновался с городейским за звание лучшего. Также Прудник в разное время был «депутатом» местного масштаба. 2020-й директор видел для себя прощальным годом – хотел уйти на пенсию.

Заводская команда «Слуцксахар» была создана в 1998-м и так же, как городейская, выступала в чемпионате Минской области. В первые годы существования руководству завода она была не особо интересна – все держалось на низовой инициативе работников и активности спортинструктора местного дома молодежи Олега Караневского. В 2004-м он и тогдашний тренер команды Юрий Крот пришли к новому боссу завода с мечтой о выходе на республиканский уровень. Прудник и близко не был фанатом футбола, но отмахиваться от просителей не стал – а предложил сначала выиграть титул на своем уровне. В 2007-м «Слуцксахар» стал чемпионом Минской области – и когда Пруднику напомнили о его словах, он ответил, что обещание сдержит.

С 2008-го команда играла в Д3 – а в 2010-м стала второй и взяла путевку в первую лигу. Там клуб стал называться уже просто «Слуцк». Прудник к тому времени стал воспринимать футбол как социальный проект – работники радуются на трибунах, их дети видят цель, занимаясь в СДЮШОР. Руководитель завода поспособствовал обновлению стадиона клуба, где не было даже административного здания, под Д2 предприятие купило автобус для клуба, игроки которого жили в отремонтированных комнатах заводского общежития. В общем, условия были не шикарные, но гарантированные. Сам Прудник ходил на матчи, но не на все, а еще, в отличие от Криштаповича, слишком глубоко в раздевалку не погружался.

– Это человек с большой буквы. За годы, что я в команде, все, что он говорил, выполнялось. В раздевалку не заходит – было только пару раз. Особо не лезет в дела команды, но стоит за футболистов, – рассказывал в 2018-м Игорь Бобко, который играл за «Слуцк» с 2010-го. Также футболист вспоминал, что без зарплаты команда никогда не оставалась, а вот двойные премиальные на его памяти были всего три или четыре раза.

Помощи от завода «Слуцку» хватило, чтобы в 2013-м на шесть очков опередить «Городею», выиграть Д2 и попасть в элиту. Там команда первые годы держалась недалеко от зоны вылета, а в 2015-м наладила «африканский вектор» – московские знакомые свели Прудника с агентом Дмитрием Селюком, который стал привозить в клуб многочисленных темнокожих легионеров, доплачивая им зарплату. В 2017-м команда достигла лучших результатов в своей истории – в начале года играла в полуфинале Кубка, в конце оказалась седьмой в ЧБ. В 2018-м стала 8-й, а в 2019-м – 11-й. В тот год завод больше вкладывался в инфраструктуру – получил в собственность стадион местного колледжа и построил ему две трибуны (в итоге на нем даже играли матчи «вышки»).

«Прудник – он хозяин. Как отец наш. Все делает, все организовывает, за все переживает. Благодаря ему мы крепкий середняк», – говорил тогдашний главный тренер Виталий Павлов.

Когда Прудника задержали, игроки верили в лучшее – замы руководителя тоже ходили на стадион, иногда даже чаще босса. Но на все заводы прислали новых шефов со стороны – в Слуцке таковым в апреле стал бывший директор дрожжевого комбината Александр Белый. К тому моменту у команды уже было плохо с финансами – зато привалило популярности: беларусский чемпионат был одним из немногих, где не остановились из-за пандемии коронавируса, а название клуба (по-английски созвучное с названием девушек легкого поведения) привлекло внимание любителей каламбуров со всего мира. «Слуцк» даже запустил краудфандинг, правда, денег собрал немного.

Завод и исполком Лукашенко по Слуцкому району некоторое время продолжали разбираться, кто же должен помогать клубу, но в итоге он остался в зоне ответственности предприятия. Денег стало меньше, чем раньше, но все-таки, в отличие от «Городеи», клуб не умер, хоть и закончил ЧБ в зоне переходных матчей. Соперником по ним стали «Крумкачы» – а их АБФФ слишком сильно не хотела видеть в Д1.

Далее «Слуцк» продолжил существование в стабильно скромном режиме (новая смена директора комбината в 2022-м на это не повлияла). В недавнем интервью главный тренер команды Александр Гуринович заявил, что команда «играет молодежью, с учетом финансовой ситуации, понятно, вероятнее всего, может претендовать на место в середине таблицы».

Сейчас «Слуцк» идет в ЧБ восьмым (без штрафа «Шахтеру» был бы девятым) и вылетел из Кубка в 1/8 финала. А еще клуб в последние годы как может доказывает лояльность режиму – его игроки и руководители подписывались за Лукашенко, участвовали в идеологических мероприятиях и спокойно приняли потерю неугодных режиму игроков из-за попадания в «черный список» «минспорта» (Гуринович по этому поводу назвал себя «обычным винтиком в системе»).

Что касается Прудника, в марте 2021-го слуцкое издание «Курьер» сообщило, что экс-директор сахарного завода на свободе и работает на предприятии «Слодыч» – правда, точная должность не называлась (только предположения о замдиректора или инженере по охране труда). Однако «приговор» в 11 лет Прудник получил через девять месяцев после этой новости. Где он прямо сейчас, остается неизвестным.

Другие посты пользователя

Все посты