Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Как белорус стал самым молодым игроком в истории сборной Хорватии

Как белорус стал самым молодым игроком в истории сборной Хорватии

Волейболист Тимофей Жуковский в шесть лет уехал из Минска в Загреб, а в 15 сыграл за сборную Хорватии.

14 августа 2015, 09:24
6
Как белорус стал самым молодым игроком в истории сборной Хорватии

Волейболист Тимофей Жуковский в 6 лет уехал из Минска в Загреб, а уже в 15 сыграл за хорватскую сборную. В интервью Андрею Масловскому он рассказывает о своей карьере.

Совсем недавно сборная Беларуси по волейболу стартовала в Евролиге выездными матчами в Загребе против сборной Хорватии. Первая игра транслировалась по ТВ и среди балканских фамилий наших соперников выделялась одна славянская – Жуковский. Оказалось, молодой пасующий в 1989 году родился в Минске. Однако в Хорватии Тимофей живет уже очень давно.

– Вы родились в Минске, но выступаете за сборную Хорватии. Как так вышло?

– В начале 90-х мой отец работал доктором в юниорской сборной Беларуси по волейболу. В 94-м сборная приехала в Загреб на какой-то турнир. Вроде, выступила удачно, и флагману хорватского волейбола команде «Младость» приглянулись некоторые ребята. Клуб захотел их себе. А заодно и пригласил работать почти весь тренерский штаб вместе с доктором. Через год в гости к папе приехала мама. Ей понравилось, и она сказала, что могла бы жить в Хорватии. Еще через год мы переехали. Мне тогда было шесть лет.

– Ваш отец легко согласился на смену места жительства?

– Да. В те годы ситуация в белорусском волейболе, да и вообще в стране, была очень плохая. А у хорватского волейбола тогда были куда бОльшие перспективы. И родители просто воспользовались возможностью. Хорваты оперативно сделали нам всем паспорта, гражданство. Они вообще очень ответственно подошли к процессу. Клуб оплачивал перелет, снимал квартиру недалеко от зала, где тренировалась команда. В общем, молодцы.

– Кем в Минске работала мама?

– Тоже была в спорте. Она доктор, как и папа. Родители с двумя высшими образованиями. Окончили медицинский институт и университет физкультуры. Папа работал в волейболе, а мама в гимнастике, так как сама занималась ею и даже дважды выигрывала чемпионат СССР. В общем, хорваты устроили ее врачом в женскую команду «Младость».

С братом и сестрой

– Поделитесь самыми яркими детскими впечатлениями от Хорватии.

– Почти сразу, как мы приехали, клуб выдал папе автомобиль и мы всей семьей рванули купаться на море. Оно всего в полутора часах езды. Всех подробностей не помню, но было здорово. Хотя понятно, что перестроиться в первое время было очень тяжело. Я хоть и был маленький, но привык к Минску. Там остались друзья, бабушки и дедушки. Надо было настраивать коммуникацию заново. А без общего языка это делать трудно. Хорошо, что в школу пошел в Хорватии и учился со всеми вместе, не догонял. Схватывал я все быстро. В отличии от старшего брата и сестры. Им было сложнее.

Самым сложным на первых порах были расспросы одноклассников о том, откуда я. Всем было интересно узнать, что это за место такое – Минск. Надо было что-то говорить. На русском вперемешку с жестами рассказывал, какой это красивый город. Как там хорошо. Ребят понимал хорошо. Если они говорили медленно, то смысл их слов улавливался легко. Потом освоился, появились друзья. Развлекались, как и все дети, независимо от места жительства: пошли куда-то, подожгли траву, убежали. Кстати, вместе со мной в первый класс ходила мама – учила язык. Видимо, родители посчитали, что так ей будет проще. Ходили в школу вместе :).

Я очень тосковал по Минску. И когда летом у отца начался отпуск, а у нас каникулы, мы рванули домой. Первым делом побежал к друзьям рассказывать, где был и что видел. В основном, всем было интересно, как выглядит море. Рассказывал, что оно очень красивое. Старались приезжать к родственникам каждое лето. Последний раз был в Минске два года назад. После матча Евролиги против сборной Беларуси в Могилеве нам дали два выходных и я съездил в столицу и к тете в Березино. Минск тогда мне показался очень классным городом. Он как раз строился перед чемпионатом мира по хоккею.

– Волейболом начинали в Минске заниматься?

– Нет, в Загребе. Лет в семь сказал родителям, что хочу играть в волейбол. Из-за работы отца мы с братом и сестрой почти все время проводили в зале. Когда становилось скучно, брали мячик и играли между собой. В общем, сказал родителям о намерениях. Они меня поддержали. Они вообще редко заставляли делать что-то. Всегда говорили: «Делай так, как тебе лучше». Если я рад, то и мама с папой тоже рады.

В то время в Хорватии волейбол был очень популярен «Младость» была очень сильной командой, которую знали в Европе. Постоянно играла в Лиге чемпионов, а в 98-м вроде как стала третьей.

В 11 лет мы с юношеской командой «Младости» выиграли чемпионат Хорватии, и я окончательно понял, что хочу дальше заниматься именно волейболом. И считаю, что сделал правильный выбор. Тогда работа с молодежью строилась правильно. Тренеры ходили по школам, отбирали высоких детей. Результата от нас никто не требовал. На первом месте – развитие тела, техника, поведение на паркете и вне его. Можно сказать, мне повезло. До 18 лет я работал с хорошими и сильными тренерами. Но постепенно отношение в стране к волейболу портилось. То, что было в середине 90-х, когда мы приехали, прошло.

– А сейчас как?

– В секциях мало детей. Почти никто не приходит. В федерации большие проблемы. Никто не вкладывает деньги в спорт, не заботится о нем. Должного развития волейбол не получает. От этого и тренерские кадры мельчают. Новые молодые тренеры не самые сильные. Дисциплина хромает. Нам тренеры постоянно делали замечания, если видели, что мы работаем не в полную силу или излишне дурачимся. Могли и наказать. Все играют, а ты в сторонке отжимаешься, бегаешь или отрабатываешь падения. А сейчас на занятиях все смеются, иногда просто валяют дурака, но никто никому ничего не говорит.

– Ну, это же не армия.

– Конечно, но когда веселье бьет через край и мешает работать, надо одергивать.

***

– Когда заключили первый взрослый контракт с «Младостью»?

– В 16 лет. Был очень рад и горд от того, что я на правильном пути. Но понимал, что надо трудиться еще больше. В месяц получал 280 евро. Для подростка это были очень хорошие деньги. Мои сверстники учились в школе и не имели подобного. С первой зарплаты решил сделать всей семье подарки. Уже подзабыл, кому что купил, но маме точно серьги. А уже со второй зарплаты стал покупать вещи себе.

– В Хорватии сильный чемпионат?

– Сейчас он намного хуже, чем в Беларуси. Скажу откровенно, это уже студенческая лига. Кто успел уехать заграницу, еще как-то прогрессируют. А те, кто выступают дома, – фактически любители. Играют для своего удовольствия и параллельно работают или учатся. И такое положение дел уже лет пять. Низшие лиги совсем любительские. Две тренировки в неделю, чтобы просто поиграть.

– Зарплаты большие?

– В среднем игроки получают около 500 евро. Для сравнения, примерно столько же зарабатывает учитель физкультуры в школе. Даже, может, и больше. Если ты не студент, то прожить на эти деньги очень сложно. Оплата квартиры и продукты сжигают большую часть суммы. Хотя цены на еду в Хорватии не высокие. Папа с мамой в этом году были в Минске и сказали, что цены уже одинаковые.

– Но в Беларуси сейчас средняя зарплата долларов 350-400.

– Ну, с этим у нас получше. К примеру, мой отец получает около 800 евро.

– В 19 лет вы уехали в чемпионат Италии. Прорыв?

– Однозначно. Волейбол в Италии намного выше уровнем. Я был очень рад, что одну из целей в жизни – уехать в сильную лигу – осуществил. Даже больше скажу. Итальянская Серия А – один из сильнейших чемпионатов в мире. Переход в «Сан-Джустино» – большой успех. Родители мной очень гордились. Вообще, история перехода немного забавная. Молодежной командой «Младости» играли в финале еврокубка как раз против итальянцев. И через месяц после матча мне пришло предложение.

В плане организации дел итальянский чемпионат на порядок круче хорватского. Все более профессионально. К примеру, на тренировках помимо игроков еще присутствует человек 10: тренер, второй тренер, два доктора, физиотерапевты, скауты. На игры мы выезжали на день раньше. Заселялись в отель, чтобы хорошо отдохнуть. В Хорватии же всегда ехали утром в день матча. Ну и, конечно, болельщики. На каждой  игре собиралось по пять тысяч человек. Это было здорово.

– В Хорватии болельщики не ходили?

– В последний год, когда я играл там, ходили. А после того, как команду покинули четыре основных волейболиста, перестали. И сегодня посещаемость на очень низком уровне. Недавно смотрел по интернету финал чемпионата – все очень печально. На трибунах родители и друзья – человек 100. Да что говорить, не ходят даже на сборную! На матче против белорусов в Евролиге было 30 человек. 30! Ситуация очень плохая. Если ранжировать, то волейбол где-то десятый вид спорта в стране по популярности. На первом месте футбол, а за ним гандбол, баскетбол, водное поло, теннис, дзюдо, тхэквондо, гребля. И только где-то там волейбол.

– Почему же федерация ничего не делает?

– Там работают не те люди, которые должны. Никто из руководства никогда не играл в волейбол. Эта игра их не трогает. От этого и отношение.

В общем, отыграл я в Италии три года и решился на переезд в Германию. Чемпионат чуть слабее итальянского, но по организации на порядок выше. Я теперь точно знаю, что такое немецкая педантичность. Все качественно, четко. Каждый знает, как и что делать. Круто. Буквально несколько недель назад я подписал годичный контракт с лучшей командой страны «Берлино». Может, и чемпионом стану :).

– Насколько выросла ваша зарплата с того первого контракта с «Младостью»?

– Сколько буду зарабатывать в «Берлино», мне нельзя раскрывать, но в итальянской «Молфете», где я играл последние месяцы, получал около пяти тысяч евро в месяц. В Германии будет примерно столько же.

***

– Когда вас впервые вызвали в сборную Хорватии?

– Мне было 15. Я самый молодой игрок в истории хорватского волейбола, сыгравший за сборную. Для меня это была большая честь. Я очень рад играть за сборную страны.

– Из Беларуси никто не обращался с предложением выступать за нас?

– К сожалению, нет. Иногда кажется, что как только мы уехали, о нас в Беларуси моментально забыли. За все годы с белорусской волейбольной федерацией у меня не было никаких контактов. Самому позвонить? Ну, не знаю… Когда пришел вызов, у меня были сомнения, но с учетом вышесказанного особо выбора не было. К тому же хорватское гражданство было у меня давно. Его сделали почти сразу, как мы переехали. «Младость» постаралась.

– Какие эмоции от игры против сборной Беларуси в Евролиге?

– Вообще, против «своих» доводилось играть часто и всегда чувства смешанные. Когда стою и слушаю гимны, сердце разрывается. С одной стороны Родина, а с другой – страна, где живу почти всю жизнь.

– Слова белорусского гимна знаете?

– Нет. Только мелодию. Хорватского? Конечно, знаю, но никогда не пою.

После последнего матча в Евролиге пообщался с ребятами, тренерами. Более тесно разговорились с пасующим Артемом Горемыкиным. Поинтересовался у него ситуацией в волейболе. Он сказал, что все не очень здорово, но сейчас вроде как появился еще один сильный клуб – БАТЭ, где он будет играть. Но так как я в Беларуси не играл, то никого почти не знаю.

– Вы ведь еще и в пляжный волейбол играете, так?

– Это больше увлечение брата, чем мое. Он, как и я, начинал в зале, а потом перебрался на песок. Ему там комфортнее – падать не так больно :). Но когда у меня есть возможность и свободное время, с удовольствием играю вместе с ним. Он достаточно успешный «пляжник». Член сборной, неоднократный чемпион и обладатель Кубка Хорватии. Наград точно побольше, чем у меня.

– У вас есть заветное спортивное желание?

– Я очень хочу поиграть в России. Надеюсь, проведу хороший и продуктивный сезон в «Берлино» и у меня получится. Считаю, сейчас российский чемпионат самый сильный в Европе.

Что касается учебы, то планирую поступить в институт на спортивного менеджера. Чувствую, что душа лежит к управлению клубом. Хотел бы быть спортивным директором, заботиться об игроках, о развитии клуба.

– Чего белорусского вам не хватает в Хорватии, кроме общения с родными?

– Скучаю по булочкам с корицей из кулинарии возле дома. Такое вот детское воспоминание. В Загребе таких вкусных не пекут. Я вообще люблю белорусские продукты и кухню. Мама часто готовит пельмени, борщ, драники, колдуны. А еще родители, когда бывают в Минске, обязательно селедку везут. Ее, почему-то нет в Хорватии.

Фото в тексте: facebook Тимофея Жуковского

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты