Tribuna/Футбол/Блоги/В Швейцарии нашли миллион долларов у экс-президента футбольного «Шахтера» – сейчас он в боссах компании, что содержит клуб Януша

В Швейцарии нашли миллион долларов у экс-президента футбольного «Шахтера» – сейчас он в боссах компании, что содержит клуб Януша

Непонятно, где он взял такие деньги, объяснять – не захотел.

Автор — bytribuna com
16 февраля 2023, 19:11
1
В Швейцарии нашли миллион долларов у экс-президента футбольного «Шахтера» – сейчас он в боссах компании, что содержит клуб Януша

14 февраля Беларусский расследовательский центр опубликовал свою очередную работу. На этот раз журналисты изучили утечку данных клиентов Credit Suisse – швейцарского банка из мирового топ-50. Среди более чем сотни записей о беларусских держателях счетов расследователи отобрали три, которые показались им наиболее подозрительными.

Как оказалось, одна из историй – очень мутная зарисовка из жизни бывшего куратора солигорского «Шахтера», который сейчас находится в числе руководителей титульного спонсора другой беларусской футбольной команды. Расскажем подробнее о биографии этого человека – и, конечно, о том, что удалось узнать БРЦ.

Как говорится в официальной биографии, ныне 81-летний Петр Калугин родился в крестьянской семье в современной Тверской области России, после школы поступил в горный институт в нынешнем Санкт-Петербурге, а в 25 приехал работать в Солигорск, на местный калийный комбинат. Там от слесаря дорос до начальника участка, а дальше занимал сплошь управленческие должности, включая пост секретаря партийного комитета.

В 1992-м Калугин из главного инженера стал гендиректором «Беларуськалия». Произошло это в результате самого страшного для нынешнего беларусского режима действия – забастовки. В начале 1990-х беларусские шахтеры вообще не раз бастовали из-за экономических условий на предприятии – средняя зарплата составляла всего 60-80 долларов. На 1992-й созданный в уже суверенной Беларуси независимый профсоюз шахтеров настойчиво предложил премьер-министру Вячеславу Кебичу тарифное соглашение, где была прописана защита зарплат от инфляции и некоторые другие важные для горняков условия. Власти реагировать не спешили, что и привело к ряду забастовок.

Пика история достигла 31 марта, когда лидеры профсоюза объявили голодовку, которую держали прямо в здании управления предприятия. Ходивший мимо борцов за свои права на работу гендиректор «Беларуськалия» Анатолий Подлесный смеялся над своими подчиненными и утверждал, что у них ничего не получится. Но шахтеры вдохновились примером коллег – провели митинг на стадионе «Строитель», а в апреле около 50 человек устроили пеший поход на Минск. Утром 14 апреля к группе, которая пришла к беларусскому парламенту, присоединились коллеги, а затем и впечатленные рабочие минских предприятий. Все это возымело действие – правительство сдалось, увеличило зарплату шахтеров более чем в три раза и выполнило некоторые другие требования, а также сместило с должности Подлесного.

Его и заменил Калугин – и возглавлял «Беларуськалий» до 2001-го. При этом руководителе шахтеры еще дважды пытались митингами добиться повышения пенсий – было это уже при Александре Лукашенко, чьи силовики просто хватали всех неугодных, но пенсии работникам забоев все-таки были увеличены вдвое. Также при Калугине произошли важные изменения в структуре «Беларуськалия» – шахтеров убедили продать государству акции предприятия (а на руках была четверть ценных бумаг), от него откололось самостоятельное юрлицо, о чем подробнее позже.

А еще Калугин принимал прямое участие в делах футбольного солигорского «Шахтера». В первых чемпионатах Беларуси «горняки» не блистали – ни разу не попали в топ-10 и несколько раз едва спасались от вылета в Д2. По словам первого тренера команды суверенной эпохи Николая Костюкевича, в те годы «все видели, что команда разваливается, но градообразующим предприятиям, самим находившимся в тяжелейшем экономическом кризисе, было не до футбола». Однако в 1996-м, как указано на сайте клуба, Калугину «пришлось принять во многом волевое решение о всемерной и безоговорочной поддержке команды». Клуб был включен в структуру «Беларуськалия» (который к тому моменту нашел выходы на международные рынки и кое-какие деньги заимел), а сам глава предприятия стал еще и президентом «Шахтера».

Началась эпоха Калугина в клубе с провала – в 1997-м команда за весь первый круг так и не выиграла ни одного матча в ЧБ. После этого в клубе решили что-то менять – вице-президент «Шахтера» Михаил Николаевич (ныне влиятельный банкир и отец футболиста Никиты Николаевича) убедил Калугина выделить средства на приглашение опытного тренера Ивана Щекина и усиление состава. Первая победа случилась только в 20-м туре, за оставшиеся 10 матчей «горняки» выиграли еще пять раз, но уйти с последнего, 16-го места ЧБ уже не смогли. Но развалилась «Атака», объединились «Днепр» и «Трансмаш» – и «Шахтер» вопреки спортивному принципу остался в элите.

Уже довольно денежный «Шахтер» набрал еще игроков «под Щекина» – но занял в 1998-м лишь 11-е место. Калугин, несмотря на это, не стал менять тренера – и в 1999-м был вознагражден небывалой пятой позицией. На закрытии того сезона гендир «Беларуськалия» напоминал о поддержке футбольного клуба со стороны предприятия и уверял, что она продолжится даже лично от него. Вскоре Щекин умер (то ли от инсульта в бассейне, то ли от удара головой о его дно после неудачного прыжка), в клуб вернулся Костюкевич (а его играющим помощником стал Юрий Вергейчик), которому удалось сохранить «Шахтер» на пятой строчке ЧБ. Но в конце 2000-го Калугин все равно вспоминал о Щекине, как-то принизив собственный клуб: «Не раз Иван Григорьевич приходил ко мне и объяснялся. Я отвечал, что не жду сиюминутного результата, прекрасно понимал, что невозможно в одночасье сделать из дворовой команды чемпиона. Главное, чувствовалась тенденция к росту. На заложенном Щекиным фундаменте команда играет до сих пор».

Иван Щекин

В 2001-м Калугин покинул «Беларуськалий» и, соответственно, «Шахтер» – остался только депутатом режимного парламента, где заседал с 1996-го по 2008-й. И в конце последнего депутатского срока Калугин, как сейчас оказалось, поехал в Швейцарию, где открыл счет в банке Credit Suisse. С ним до поры ничего не происходило, пока Калугин не обнаружился в ОАО «Трест Шахтоспецстрой» – том самом самостоятельном юрлице, которое откололось от «Беларуськалия» в 2000 году, когда Калугин имел там всю полноту власти и, как утверждает источник БРЦ, сильно помог приватизации структурного подразделения, отвечавшего за прокладку шахт.

В 2010-м в Туркменистане решили разработать месторождение калийных солей. Один диктаторский режим нашел помощников в другом – генподрядчиком строительства калийного комбината стал «Белгорхимпром», к прокладке шахт привлекли профильный «Трест Шахтоспецстрой». А через два месяца после заключения туркменско-беларусских договоров – их оценивали в миллиард долларов – на швейцарском счету Калугина откуда-то появилось более 1,3 миллиона долларов, которых он и близко не зарабатывал. Счет был закрыт в августе 2014-го, куда пошли деньги – осталось загадкой. Когда сейчас расследователи по телефону попытались узнать у Калугина, что это было, тот замялся, а потом просто бросил трубку. Строительство комбината, кстати, задержалось на два года, а потом привело Туркменистан в международный суд – беларусскую сторону обвинили в ущербе на 900 миллионов долларов (решения пока не объявлялось).

Калугин по сей день остается зампредом совета директоров «Треста Шахтоспецстрой» – выше только Валерий Старцев, который в 1990-е также, как говорится на сайте «Шахтера», «пришел на помощь в критической ситуации». Но и сейчас ОАО спорту совсем не чуждо – оно издавна спонсирует волейбольный «Шахтер» (чемпионов Беларуси шести последних лет), а также имеет свой футбольный клуб. О нем вы, вполне возможно, слышали – в 2015-м работники «Треста Шахтоспецстроя» создали солигорский «Партизан», который последние годы является лидером Д3 под управлением экс-бомбардира ЧБ Николая Януша. Тренер говорил, что ОАО обеспечивает команде автобус, поле для тренировок и стадион для игр – в общем, все, что нужно любительской команде, игроки которой не хотят идти в Д2, чтобы не отказываться от более выгодной солигорской основной работы.

Остается заметить, что схемы двух других героев расследования БРЦ также были косвенно связаны со спортом. Гомельский предприниматель Альберт Ларицкий выводил на швейцарские счета кредитные миллионы долларов, полученные на модернизацию приобретенного им российского лыжного комбината (производили там, впрочем, не только лыжи, но и паркет, и формы для мебели), за что получил в России три года колонии. А «кошелек Лукашенко» Алексей Олексин открывал счет в Credit Suisse (где позже оказалось 36 миллионов долларов) в январе 2012-го, когда работал на тогдашнего владельца футбольного минского «Динамо» Юрия Чижа – скорее всего, клуб тоже пользовался прелестями «серой схемы» с нефтепродуктами, из которой и получалась бешеная прибыль.

Полное расследование

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты пользователя

Все посты