Tribuna/Футбол/Блоги/Баскетбольная площадка/Узнали «внутряк» белбаскетбола: федерации плевать на все, кроме «Минска», половина ЧБ играет за еду, но это не нарушит молчания

Узнали «внутряк» белбаскетбола: федерации плевать на все, кроме «Минска», половина ЧБ играет за еду, но это не нарушит молчания

Профаны запугали специалистов, все меньше игроков пытаются уехать за границу.

Автор — bytribuna com
20 февраля 2023, 20:30
2
Узнали «внутряк» белбаскетбола: федерации плевать на все, кроме «Минска», половина ЧБ играет за еду, но это не нарушит молчания

Беларусский спорт продолжает жизнь в условиях санкций – в большинстве видов почти год длится международный бан в ответ на войну, которую с 24 февраля продолжает Россия в Украине с использованием территории Беларуси. Настроения внутри сферы соответственные, хотя узнать о них больше было непростой задачей.

Однако найти собеседников все еще реально, пусть и на условиях анонимности для безопасности в нынешних режимных условиях. Так «Трибуна» смогла поговорить с одним из молодых специалистов, который имеет отношение к чемпионату Беларуси, потому прекрасно осведомлен о внутренней жизни отечественного баскетбола. Что его представители думают о бане сборных? Об антирекордах «Минска» в российской лиге? Волнуют ли игроков и тренеров война в Украине и продолжающиеся репрессии на Родине? Какое отношение к чиновникам в федерации и режиму Лукашенко? Это мы и выясняли.

– Вы являетесь частью беларусского баскетбола. Что вы чувствуете по этому поводу?

– Первое слово, которое мне пришло в голову, – ущербность. Потом – невозможность реализации своих амбиций, целей. Также необъективная оценка твоих стараний, в первую очередь со стороны людей сверху.

Приходится констатировать, что наш чемпионат характеризуется словами «стыд» и «ущербность». Во многом это из-за того, что люди, которые призваны развивать вид спорта, просто делают вид, что работают, а на самом деле это мнимый труд, который совершается только для того, чтобы не получить по шапке. Когда спортсмены видят такое отношение к виду спорта, то перестают получать вдохновение от баскетбола, начинают относиться к нему просто как к работе. Если поначалу у тренеров или баскетболистов есть энтузиазм, желание работать, развивать вид спорта и прогрессировать самим, то при нынешнем отношении к баскетболу со стороны чиновников у людей в командах руки просто опускаются. Люди осознают, что дальше так существовать нельзя, тем более получая не тысячи долларов, и в итоге ищут альтернативу баскетболу. Из-за этого и уровень игры страдает.

Есть еще понимание, что уехать за границу сейчас очень сложно. Раньше зарубежные клубы предпочитали взять американца или представителя ЕС, чем какого-то несчастного беларуса, но на нас смотрели, кого-то все-таки звали. А сейчас уехать намного тяжелее, потому что во всем мире баскетбол развивается, в Беларуси – нет. У нас чемпионат и вид спорта стремительно падают на дно, и на людей с беларусским паспортом вообще практически никто не обращает внимание.

– Но они все-таки стремятся уехать за границу?

– Мы уже не конкурентоспособны за рубежом. Если кто-то и оказывается за границей, то это в том числе благодаря грамотной работе агентов. Да и, мне кажется, раньше у людей было намного больше амбиций, многие спортсмены стремились уехать на просмотр за рубеж, попасть в иностранный клуб.

– Почему ситуация поменялась?

– В первую очередь из-за того, что в областные команды набираются люди, которым легко можно внушить, что их вершина – это «Минск». Но в итоге зачастую получается так, что молодые парни попадают в резерв команды, а дальше их не берут – баскетболисты пропадают. И их судьба уже никому не интересна.

– То есть подбираются игроки без амбиций, чтобы были довольны тем, что им дают в Беларуси?

– Грубо говоря, так. От тренеров не раз можно было услышать: «А вот люди на заводах получают гораздо меньше». Но я, например, не хочу ориентироваться на тех, кто получает меньше. Не умаляю заслуг тех, кто работает на заводах, но почему мы не можем ориентироваться на лучшее? А сейчас и в «Минске» большие деньги только для иностранцев, беларусам там платить много не будут. У людей при таком отношении просто заканчивается энтузиазм, всякие амбиции пропадают, возникают мысли: «За границу все равно не попаду, так зачем мне уезжать из своего города? Лучше буду здесь играть за 700 рублей». Так и остаются парни в родных клубах.

– В беларусском баскетболе есть разделение на «Минск» и на всех остальных?

– Безусловно. Отчетливо видно, что «Минск» находится в своем пузыре с другими деньгами. В минский клуб закладывают огромный бюджет, который позволяет постоянно занимать первое место в чемпионате. И ни у кого нет интереса быть частью чемпионата, где уже в предсезонке можно наградить «драконов» золотыми медалями.

При этом, судя по международным выступлениям, о развитии говорить все равно не приходится. Мне кажется, если тренером клуба станет дворник, результат будет не хуже.

– Почему «Минск» силен в ЧБ и настолько слаб в российской Лиге ВТБ, где выиграл один раз в 27 матчах нынешнего сезона?

– Все просто – уровень чемпионата Беларуси с каждым годом становится все хуже. Помню, был период, когда «Минску» нужно было собрать резерв. Клуб начал искать исполнителей по всем командам из Беларуси. Соответственно, все коллективы из ЧБ лишились тех баскетболистов, благодаря которым могли конкурировать на внутренней арене. Чтобы взять на их место каких-то легионеров, у клубов просто нет денег. Поэтому и без того не самые сильные коллективы в итоге еще больше ослабевают, влетают по несколько десятков очков в чемпионате. Зато «Минск» собрал резерв, решил какие-то свои внутренние задачи. Благодаря этому команда спокойно побеждает в ЧБ. Но разве от этого она стала сильнее? Нет. Уровень беларусских игроков, которые пополняют и резерв, и основной коллектив, не соответствует международному уровню, потому что сам «Минск» убил конкуренцию в Беларуси, у парней нет возможности развиваться в слабом чемпионате.

– Можно сказать, что чиновники забили на чемпионат?

– Это наблюдается годами. Доходит до того, что руководители областных клубов прямым текстом заявляют: «Главное, чтобы команда в принципе существовала». Сверху назначают таких людей, которые в баскетболе вообще ничего не понимают. Чиновникам в федерации, такое ощущение, плевать, что будет в областных центрах, как развивается чемпионат страны.

Чтобы развивать чемпионат, ты должен разбираться в баскетболе, следить за тем, что происходит в областных городах. Если не можешь, то должен поставить такого человека, который будет выполнять эти задачи, и в первую очередь будет разбираться в баскетболе. Но таких людей в структуре нет. В итоге на местах, в областных центрах работают те, кто не понимает, как развивать баскетбол. Главное – что они лояльные. Чиновников, видимо, это устраивает, и они сконцентрировали свое внимание на «Минске», потому что это столица, это команда, давно представляющая Беларусь на международной арене, базовый клуб сборной. Чтобы не получить по голове, федерация печется о «Минске», а на остальное им наплевать – понимают, что и наверху на ЧБ всем тоже все равно.

При этом я убежден, что у нас хватает классных специалистов, которые могли бы поднимать баскетбол в Гродно, Витебске и так далее. Просто такие специалисты туда не пойдут, потому что не созданы условия для работы. Все должно подкрепляться достаточным финансированием, а у нас ни профессионалов на должностях, ни денег.

– То есть игроки есть, качественные тренеры есть, просто рулят видом спорта не те?

– Да. Однако нужно сказать, что и хороших игроков с каждым годом становится все меньше и меньше, их катастрофически мало, в том числе потому, что за пределами Минска не создаются условия для развития вида спорта. Да и толковые специалисты работают в силу своего желания с учетом тех условий, которые им предоставили.

– Какие деньги крутятся в беларусском баскетболе? Какие у игроков зарплаты?

– В «Минске», куда вливаются спонсорские и государственные деньги, у легионеров средняя зарплата – 3-4 тысячи долларов, у резерва – долларов 600-700. В «Гродно-93» средняя зарплата с учетом легионеров – около 1500 долларов. В могилевском «Борисфене» – в районе тысячи долларов. «Рубон» из Витебска – 500-600 долларов, но там есть молодые игроки, которые получают или минимум, или чисто на питание. В «Импульс-БГУИР» у людей есть основные работы, платится питание плюс люди получают деньги за сборы, несколько сотен долларов. В «Гомельских рысях» в основном играют за спасибо.

Во второй шестерке чемпионата все команды играют за спасибо либо за питание – 20-30 рублей на день. Там играют молодые парни на энтузиазме, которые зарабатывают вне баскетбола, но я уверен, что если ничего не изменится, через год-два они плюнут на все. Вот такой профессиональный чемпионат Беларуси по баскетболу.

– Деньги небольшие, возможностей уехать за границу мало, как такового развития в спортивном плане нет. Что заставляет людей оставаться в этом виде спорта и чемпионате?

– Некоторыми, убежден, движет любовь к делу. Они не первый год в баскетболе, им это интересно. Во время матчей ты забываешь о каких-то проблемах, хочется самому себе что-то доказать, показать. Любовь к баскетболу определяет многое. А кого-то держит понимание того, что такие деньги, которые платят в коллективах по крайней мере первой четверки ЧБ, игроки нигде не заработают. В первую очередь мы говорим о представителях областных центров. Условно говоря, даже если ты найдешь работу за 800 долларов в Витебске, то будешь вынужден батрачить сутками.

– Для чего вообще существует чемпионат Беларуси по баскетболу?

– Турнир будет проводиться по двум причинам. Во-первых, деньги из госбюджета выделяются – нужно устраивать соревнование. Второе – чемпионат будет ради того, чтобы «Минск» легально попадал в еврокубки. Только ради этого клуба будет существовать внутреннее первенство, где с десяток команд будут заниматься непонятно чем. Если бы не было ЧБ, «Минск» не смогли бы играть в Лиге чемпионов, соответственно, чиновники из федерации не смогли бы реализовывать свои амбиции (сейчас беларусские команды отстранены от еврокубков в ответ на войну – Tribuna.com).

– Это устраивает остальные коллективы Беларуси?

– От них ничего не зависит, это решается наверху. Все свыклись с такими реалиями, никто не возмущается.

– Как беларусские спортсмены относятся к результатам «Минска» в Лиге ВТБ?

– Все понимают, что идет освоение бюджетных денег, что федерации просто нужно, чтобы минская команда там была. При этом если бы сейчас кому-то сказали, что он будет, например, в Бресте получать столько же, сколько в «Минске», то этот спортсмен остался бы в областном центре. «Минск» – это уже давно не про престиж.

– Обсуждают ли в беларусском баскетболе спортивные санкции?

– Практически все команды как жили до санкций, так и продолжают жить. Что до бана игроки получали деньги на питание, что сейчас – ничего не поменялось. Поэтому если кому-то делать нечего, то обсуждают, но это как бабушки сидят у подъезда и что-то между собой переговаривают.

– В раздевалках не поднимается тема санкций?

– Такого точно нет. Большинству баскетболистов плевать, есть бан или нет, потому что на них это никак не отражается. В Беларуси люди приходят в баскетбол, ничего не имея, и уходят, ничего не имея.

– Неужели не было хотя бы какого-то всплеска недовольства, когда санкции только ввели, когда сборные отстранили от международных соревнований?

– Так на просмотре в сборную из 16 игроков 15 – из «Минска», почему игроки ЧБ должны возмущаться тому, что ее отстранили? Их санкции не касаются. А что думают в «Минске», я уже не знаю.

В сборной все заточено под «Минск», комбинации в сборной и в команде одни и те же, тренеры одни и те же. Да я могу даже приблизительно сказать, кто будет выступать за сборную в 2026 году. При нынешнем тренерском штабе можно с легкостью предположить, кого вызовут. И не важно, как и кто выступает во внутреннем чемпионате. Все заточено на один клуб.

– Какое ваше личное отношение к санкциям?

– Со спортивной точки зрения это плохо, потому что развития и дальше не будет. С другой стороны, все объективно и справедливо – кроме баскетбола есть же и человеческие жизни, в том числе в Украине. Меня санкции вообще не удивляют.

– В беларусском баскетболе обсуждаются вообще события в Украине?

– Да, разговоры на эту тему есть, в основном среди игроков. С кем я общался, все поддерживают Украину, выступают против войны, это однозначно. Я даже не знаю никого, кто относился бы к этому нейтрально. Но нужно понимать, что люди очень сильно запуганы, зашуганы, все боятся выразить свою точку зрения. В нашем виде спорта доходило до того, что кто-то поставил лайк, а ему потом сверху прилетало: «Не высовывайся, ничего не делай, молчи, а то будут последствия». Поэтому народ против войны в Украине, может обсуждать друг с другом события, но так, чтобы открыто высказаться – нет, это исключено.

Тренеры будут молчать, потому что им невыгодно выражать свою точку зрения. Они боятся, что сделают шаг в сторону – и их уберут с привычных мест. Тренеры сидят годами в командах, а если их уволят, то в других командах они не найдут себе место, потому что и там специалисты сидят уже очень давно – места заняты.

– В ЧБ есть пара украинских баскетболистов. Каково им играть в Беларуси?

– Не знаю, если честно. Но если они играют в стране, с территории которой атакуют Украину, – видимо, их все устраивает.

– Что касается обстановки в Беларуси, бесконечных репрессий против спортсменов, обычных беларусов, – что об этом думают баскетболисты?

– Люди могу пообсуждать друг с другом, прийти к выводу, что ничего не могут изменить, – ну и ладно, возвращаются к тренировкам, к своей работе. Никакого ярого возмущения, открытого недовольства, честно, не могу вспомнить.

– Даже ситуация с арестом Елены Левченко в 2020 году никак не всколыхнула баскетбол Беларуси?

– Определенная реакция была, люди сопереживали и сочувствовали Лене. Но максимум были такие слова: «Плохо, что Лену задержали, что у нас столько политзаключенных. Да… Ну ладно, пойдем дальше тренироваться». Как по мне, это вообще дерьмовое отношение к ситуации. Ну, вот такие спортсмены – никто не хочет потерять то, что есть. Никто ничего после этого не сделал. А были и те, кто говорил: «Ну, и что она этим доказала? Надо было это ей?».

– А как реагировали на прорежимное письмо?

– Мне рассказывали историю из «Гродно-93». Пришел на тренировку директор и говорит: «Вот так называемое провластное письмо, но я никого не заставляю подписывать. Кто захочет добровольно – пожалуйста». Вскоре директору вернули пустой листок. А уже через несколько дней в кабинет вызвали капитана коллектива: «Оказывается, пустым листок быть не может, так что нужно что-то делать». Снова собрали команду. Тренер говорит: «Если бы я был на вашем месте, то, конечно, не подписывал бы. Но вы сами понимаете, какая сейчас ситуация, поэтому нужно». В итоге сагитировали молодых парней.

Вообще, если бы в Беларуси все делалось добровольно, то, убежден, никто из беларусских баскетболистов письмо не подписал бы. Но достаточно было слов тренера: «Давайте, а то будут последствия». В Витебске вся команда подписалась, потому что им тренер сказал это сделать. В других командах тоже подписывали по указанию сверху.

– Сколько в беларусском баскетболе тех, кто поддерживает нынешнюю власть, и тех, кто против нее?

– Честно, даже не с кем подискутировать – абсолютное большинство против режима. Но процентов 80-90 – это те, кто вроде бы и против, но будет об этом молчать, чтобы продолжать жить хотя бы так, как живет. Активности никакой, скажут, что за перемены – и все на этом.

– Какое отношение в беларусском баскетболе к таким людям, как Максим Рыженков и Анастасия Маринина?

– Ужасное, это однозначно. Отца Максима Рыженкова (первого министра спорта режима Лукашенко Владимира Рыженкова – Tribuna.com) реально уважали, любили и ценили. Когда пришел его сын, все подумали, что это круто, что он будет развивать баскетбол. Но быстро наступило всеобщее разочарование. А кто такая Маринина и откуда она вылезла – этого вообще никто не знает. Чему она может научить в баскетболе, если в нем не разбирается? Деградация в виде спорта – с подачи этих людей. И в баскетболе все это прекрасно понимают. То, что делают данные персонажи, – маразм.

В общем, по крайней мере со стороны тех, кто хочет, чтобы баскетбол в Беларуси развивался, кто в нем разбирается, к Рыженкову и Марининой отношение архиотрицательное. При них какое развитие? Все упирается в «Минск» ради реализации амбиций какой-то группы людей. Поэтому и наблюдается полная деградация вида спорта и полное разочарование в неквалифицированных чиновниках.

При этом все равно все будут молчать. Тем же тренерам нужно с Руженковым и Марининой общаться, поэтому при встрече все доброжелательно, а за спиной – крайний негатив. Но поверьте, и игроки, и тренеры, и работники клубов между собой возмущаются тем, что делают в федерации, тем, что «творит» «Минск» на международном уровне. Все критикуют и [главного тренера «Минска» Ростислава] Вергуна, и Маринину, и Рыженкова. Но профанам из федерации в любом случае все равно на мнение людей, специалистов. Что будет с беларусским чемпионатом, командами – плевать. Главное – это получать сейчас большие деньги и сидеть на своих местах. При этом чиновники понимают, что настоящих специалистов запугали настолько, что никто и слова против не скажет. Вот и пользуются таким положением.

– Что, по-вашему, с беларусским баскетболом будет в перспективе?

– При нынешней власти и функционерах – ничего хорошего, это однозначно, только деградация, упадок всего вида спорта. Чтобы поменять все, нужно «взорвать» федерацию, то есть скинуть всех, кто там сидит, и поставить настоящих профессионалов, тех, кто хочет развивать вид спорта. Я более чем убежден, что хуже точно не будет, просто даже нет шансов проверить это.

Только при смене нынешнего режима, чиновников можно вернуть мотивацию у людей, энтузиазм, за счет которого можно развивать баскетбол. Не говорю, что при новых руководителях все точно будет намного лучше, но так мы хоть увидим свет в конце тоннеля, а сейчас нет даже его.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты